Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Первоисточник креативности






 

По мнению экономиста Пола Ромера, креативность не только внутренне присуща людям, но и является тем качеством, которое в экономическом смысле отличает нас от других видов:

 

«Мы производим вещи, преобразуя материальные объекты, но так же поступают и другие животные, зачастую с поразительной аккуратностью. Птицы вьют гнезда, пчелы строят ульи, а мы делаем оружие и автомобили... Чем люди действительно отличаются в качестве экономических животных, так это своей способностью производить идеи, а не только физи­ческие предметы. Муравью за всю его жизнь ни разу не придет в голову да­же намек на какой-либо новый способ добывать пропитание. Однако че­ловек практически не способен к подобному механическому выполнению правил. Мы неисправимые экспериментаторы и любители решать проблемы»37.

На самом деле, именно идея " нового способа добывать пропитание", идея сельского хозяйства лежала у истоков современного человеческого общества, о чем будет подробнее рассказано в следующей главе. Именно эксперименты и решение проблем — веками продолжавшиеся с переменным успехом, чтобы затем, начиная с периода позднего Средневековья, набрать стремительный темп — привели к серии революционных научных открытий, за которыми волной следовали практические изобретения. " Мы не привыкли относить идеи к экономической продукции, — пишет Ромер, — тогда как, несомненно, это самый ценный продукт нашего производства. Единственный способ создать новые экономические ценности — и тем са­мым обеспечить экономический рост — состоит в том, чтобы найти еще более эффективные пути использования объектов, находящихся в нашем рас­поряжении" 38.

Ромер выступает главным сторонником экономической школы мысли, известной как теория нового роста, которая приписывает ведущую роль креативности или порождению идей34. Он отмечает, что идеи как " объекты" имеют самый мощный потенциал, поскольку, в отличие от других объектов, допустим, машин или месторождений полезных ископаемых, они не изна­шиваются и не истощаются при использовании. Хорошая идея — скажем, изобретение колеса — " может использоваться бесконечно" и по мере исполь-Ювания только растет в цене. Отдача от нее не падает, а только возрастает. Причем идея способна стать основой для дальнейшего творчества. Когда люди креативно подходят к новой научной теории или проекту изделия, они могут экспериментировать с ними, совершенствовать и сочетать с другими идеями, создавая изобилие новых форм. Так происходило в течение послед­них столетий. В начале XX века многочисленные открытии и изобретения — плоды совместной креативности — получили беспрецедентное распростра­нение в обществе в результате практического применении и массового производства. Сейчас мы переживаем следующий этап. Не только продукты или производные креативности, но человеческая креативность как таковая используется в невиданном масштабе и распространяется широко как ни­когда.

В наши дни мы привыкли думать, что ясно осознаем важность креативности как источника экономических ценностей. Многие авторы, к приме­ру провозгласили, что " интеллектуальная собственность'" — полезная но­вая информация, воплощенная в форме компьютерных программ, патентов

или формул — сегодня важнее, чем любой вид материальной собственности. Неудивительно, что мы часто судимся из-за интеллектуальной собственно­сти и спорим по поводу надлежащих средств ее защиты не менее яростно, чем калифорнийские старатели во время " золотой лихорадки" сражались из-за хорошего участка. Однако, как авторитетно доказал профессор права из Стэнфордского университета Лоренс Лэссинг, наша склонность черес­чур агрессивно охранять и оспаривать интеллектуальную собственность может также служить препятствием и ограничением для творческого им­пульса40. В конечном итоге мы не должны забывать, в чем состоит крае­угольный камень нашего процветания. Хотя полезные сведения выража­ются в программах и формулах, начало они берут не здесь. Их источником являются люди. Исходная интеллектуальная собственность — та, что в ре­альности приходит на смену земле, рабочей силе и капиталу в качестве наи­более ценного экономического ресурса — заключается в креативных спо­собностях человека.

В известной степени Карл Маркс был прав, предсказывая, что когда-ни­будь трудящиеся получат контроль над средствами производства. Это уже начинает происходить, однако не по тому сценарию, который представлял себе Маркс, — с восстанием пролетариата, захватывающего фабрики. Сей­час люди в большей мере, чем когда-либо, контролируют средства произ­водства, потому что последние находятся у них в голове; мозг и есть средст­во производства. Потому окончательная проблема " контроля" состоит не в том, кто будет владеть возможными патентами, и не в том, кому принадле­жит преимущество в переговорах на рынке труда — творческому специали­сту или его работодателю. Пока бушуют подобные баталии, окончательная проблема контроля, на которой мы должны сосредоточиться, все вместе и каждый в отдельности, остается следующей: каким образом поддерживать искру творчества в каждом отдельном человеке.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.