Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Для чего мы учимся в ВУЗЕ.






К сожалению, современное образование ориентировано на подготовку наемных работников, я бы даже сказал, малооплачиваемых наемных работников.
То есть, с любым образованием, куда бы вы не пришли в современной системе экономики, выпускник ВУЗа - это самое нижнее звено, ниже которого, наверно, только выпускник школы.
У каждого студента-первокурсника после поступления в ВУЗ блестят глаза. Он думает, - Вот, я изучу много нового, столько всего узнаю, буду такой очень умный.
Но постепенно он во всем разочаровывается. И после того, как он получит диплом, и он пойдет на работу, ему покажут его место. И место это в самом низу современной общественной иерархии, как вы понимаете.
Более того, очень многие услышат очень приятные слова, - забудьте все, чему вас учили, и слушайте, что мы вам скажем.
Одновременно с этим, если вы пойдете на любое современное рабочее место, и возьмете с собой какого-нибудь восьмиклассника, то максимум через две недели он освоит любую работу.
Представляете, что такое работа в современном офисе? Надо уметь читать, писать и пользоваться компьютером. Восьмиклассник, с его уровнем образования, вполне способен с этим справиться.
То есть учиться нужно на рабочем месте. Пусть не две неделе, пусть месяц, два месяца. Но наличие образования совсем не обязательно для того, чтобы полностью справляться с работой на этом рабочем месте.
Проблема понятна?
Добавьте к этому еще такой факт, что, наверно, 80% всех работающих на разных работах - это люди, которые работают не по профилю. То есть, инженер занимается бизнесом, врач занимается продажами и так далее.
И тогда, при всех этих условиях, возникает закономерный вопрос, - а для чего мы вообще учимся?
Ну, понятно, что надо косить от армии. Понятно, что папе с мамой нужны дипломы, чтобы их не мучило чувство вины, - мы своим детям все дали, образование они получили, и теперь мы ни за что не отвечаем.
У вас инженерный ВУЗ. Я, кстати, МВТУ им. Баумана закончил. Вы понимаете, что если посмотреть на какой-то прибор, который уже существует, не критически, - нормально работает прибор и все хорошо. То никаких новых возможностей вы не найдете. Но если вы поставите достаточно жесткую задачу, - надо, например, сделать такой же прибор, но который в десять раз меньше весит и в пять раз меньше потребляет электроэнергии. В этом случае его придется радикально перерабатывать. Если такой задачи не поставите, вы не сделаете прибор лучше. Очевидно? Поэтому сначала надо достаточно жестко подойти к проблеме.

Давайте здесь прямо сейчас попробуем поставить достаточно жесткую задачу по отношению к современному образованию. Задача такова - как сделать образование в десять раз лучше и в пять раз быстрее?
Будем опять сравнивать с техникой. А в этом смысле, кстати, с инженерами о бизнесе достаточно легко говорить. И, кстати, очень трудно о бизнесе говорить с гуманитариями, а особенно, с выпускниками экономических ВУЗов. С ними вообще невозможно, потому что они через свои стереотипы смотрят, они в принципе не способны посмотреть на реалии. Так вот, если мы говорим о приборе, с чего мы начинаем? Правильно, технического задания - должен быть в пять раз легче и в пять раз потреблять меньше электроэнергии. И пока такой задачи нет, непонятно, как его улучшать.
Теперь по поводу образования. Какая задача? По-моему, она очевидна: меньше работать, больше зарабатывать и получать больше удовольствия от жизни.
Теперь смотрим современную систему образования.
Решает она задачу - меньше работать? Не решает.
Больше зарабатывать - решает? Не решает.
Или вот вопрос армии... Сюда я прилетел из Алматы, там проводил свой тренинг - Альтернативно-Деятельностную Игру (АДИ). Это как раз у меня на тренинге люди за три дня находят ответы на вопросы, которые я здесь у вас только ставлю.
И в Алматы есть совершенно гениальная схема откоса от армии, я сейчас вам ее расскажу. Схема гениальна, она заключается в следующем: надо учиться в иностранном ВУЗе. То есть вы едете, например, в Новосибирск, поступаете в ВУЗ, берете справку, что вы там учитесь. До свидания, армия. Пока вы учитесь в иностранном государстве, никому вы не нужны - а вдруг вы шпион...:)
Кстати сказать, проводили мы как-то опрос, - зачем вам нужно образование? У мужчин на первом месте был ответ, - чтобы в армию не пойти. Второе место, - потому что родителям диплом нужен. И третье место не помню что, но что-то из того же разряда. Но никак не для того, чтобы знания получить.
Итак, задача какая, - меньше работать, больше зарабатывать и при этом получать больше удовольствия от жизни. Техническое задание принимается?
Меньше работать - это сколько? Ну, например, два часа в день. Зарабатывать в пять раз больше, чем современный типичный наемный работник: 400-500 баксов умножаем на 5 - это две тысячи долларов.
Удовольствие от жизни - делать то, что нравится и не делать то, что не нравится. Ну и теперь вопрос: могут ли вам это дать в системе высшего образования? Нет. А в Школе Своего Дела, которую я основал 8 лет назад, могут.
Современная проблема системы высшего и среднего образования заключается в том, что там учат неправильно. И я сейчас объясню почему.
В них готовят наемных сотрудников, а не предпринимателей. Почему?
Как действует в своей жизни предприниматель? Он ищет проблемы. Еще проблемы даже нет. Вроде все нормально развивается, но он говорит, - мы скоро дойдем до какого-то уровня, и дальше у нас возникнет проблема.
Значит, он её начинает решать еще до того, как она возникла.
Есть такая поговорка, - в ту ситуацию, из которой умный выпутается, мудрый просто не попадет.
Так поступают мудрые.
А как поступают умные? Идет-идет, раз - проблема! Начинают решать и решают. А как учат в школе? Проблем нет, вопросов нет. Сразу дают ответы.
Вы слушаете лекции, лабораторные работы делаете. А потом, после того, как вы получили ответы, вам задают вопросы на экзамене.
А в жизни сначала вопросы возникают. А уже потом нужен ответ.
Если современному взрослому человеку задать вопрос, и он сразу не знает сразу ответа, то он испытывает чувство дискомфорта. Нет, чтобы думать начать. Двойку сейчас поставят. Задали вопрос - должен знать ответ. Причем ответ должен быть в памяти.
При этом спроси, - в чем заключается смысл высшего образования? Ответит, - умение работать с литературой, находить ответы на все вопросы. Но это все теоретически. А практически привычка, - не знаешь ответа сразу, все очень ужасно! Значит, двойку поставят.
А теперь задам риторический вопрос, - как вы думаете, при таком школьном подходе учится ли человек ставить себе вопросы?
Вообще не умеет. И никогда этого не делал!
Что происходит в ситуации, когда есть вопрос, а ответа нет? И ответа нет полчаса, час, день, месяц. Хорошо, если паника, на самом деле еще хуже.
Он начинает кричать, - это невозможно! Ответ на этот вопрос найти невозможно! Если он не знает сразу, значит найти не возможно.
То есть после того, как появился вопрос, дальше - знаете, что надо сделать? Вот я уверяю вас - большинство даже не подозревает. Вот какие у вас есть варианты, - появился вопрос, что дальше делать?
Из зала: Искать ответ
Вот видите - жертва высшего образования.
Думать надо! После того, как появился вопрос - надо думать! Понимаете?
А вы сразу начинаете искать ответ. То есть что вы делаете фактически? Вы ищете готовые ответы в литературе, в книжках, в Интернете.
Понятно, что никто там искать ничего не умеет. Потому что только рассказывают, что якобы в школе, в ВУЗах учат работать с литературой. А там ничему этому не учат. Если бы там учили именно этому, там был бы такой предмет, хотя бы семестровый - " Как работать с литературой".
Вы не ищете информацию, потому что у вас вопросов нет!
Из зала: В Интернете еще и информации нет.
Вот - он даже не начал думать, говорит- найти невозможно! В Интернете нет информации. Я сейчас заплачу... В Интернете есть Школа Своего Дела, значит, в Интернете есть информация.
Лично я написал уже больше по объему, чем Лев Толстой. Все это в интернете. Лев Толстой отдыхает.
Давайте, сейчас я вопрос такой поставлю - что такое информация? Кто знает? Из зала: Там нет информации, которая мне сейчас нужна.
(Смеется) А вы знаете, какая информация вам нужна?
Из зала: Когда я ищу, я знаю.
А, когда вы ищете... А сейчас какая вам информация нужна? Вы тут сидите зачем? Из зала: На вас посмотреть.
Стандартный прием. Посмотрели?
Из зала: Посмотрел
До свидания. Ваша, товарищ, цель достигнута, я бы попросил... (указывает на дверь) Я бы попросил на выход.
Отлично. Вопрос какой? Вы же за ответами пришли. За ответами. А вопроса-то нету-у. Вы набираете ответы на тот случай, если вдруг у вас в жизни возникнут вопросы, и, возможно, вам эти ответы помогут. Но вы знаете, как устроена человеческая память? Через год 99% информации вытекает как в дырявое ведро.
Теперь скажите, как мне называть человека, который наливает в дырявое ведро непрерывно. Годами. 15 лет. Как его назвать? В Школе Своего Дела есть ответ, а вы догадаетесь?
Из зала: Слабоумным
Да, видно, что читали мои книги.
Понимаете, у вас вопроса-то нет. Вы пришли сюда брать ответы. А теперь сравните по эффективности деятельности.
Если у вас есть конкретный вопрос, вы заходите на Яндекс, набираете запрос и сразу получаете ответ. Вместо этого вы тут сидите два часа, например. Набираете кучу ответов - но получаете ли вы ответ на свой вопрос? Вопрос, который у вас в жизни возник? Не получаете. Потому что вы вопрос не сформулировали. Поэтому до тех пор, пока вы не сформулировали! вопрос, какой-нибудь набор информации абсолютно бессмысленен именно потому, что ведро-то у вас дырявое.
Понятна разница в подходе? Более того, вы же знаете, как человеческий мозг устроен? Внутри нейронная сеть. Ученые долгие десятилетия искали, где же в человеческом мозгу находится память. Они до сих пор не знают, я знаю. Я сейчас вам расскажу.
Эти нейроны, что в голове, используются для решения двух задач. Они одновременно отвечают и за память и за думание. Теперь представьте себе, что 95% ваших нейронов занято тем, что они запоминают. Думать вам просто нечем. Вы понимаете, что такое компьютер, у которого винчестер забит до отказа и ОЗУ забита до отказа. Как он работает? Очень медленно.
Думать нечем! Да-да, когда на это посмотришь, просто волосы начинают дыбом вставать. Теперь понятно, почему выпускники системы образования так мало зарабатывают? Думать им нечем - нейроны все заняты. Вопросы они ставить не умеют - их этому не учили. А основная деятельность предпринимателя - это самому себе ставить вопросы. Какая типичная проблема наемного работника? Он зарабатывает, допустим, 1000 долларов или 500 долларов или даже 200 долларов зарабатывает. Я ему говорю, - слушай, а ты хочешь больше зарабатывать? Знаете, что они все говорят? Они говорят, - а мне и так нормально. И так хорошо.
Я говорю, - надо ж, чтоб лучше было! Чем занимается предприниматель всегда? Он занимается решением вопроса, - а что нужно сделать, чтобы повысить свой уровень дохода? Наемный работник себе такого вопроса просто не ставит. Он просто ходит на работу, а вопроса этого не ставит. Если бы он поставил вопрос и начал искать ответ, он бы нашел. Пошел бы к своему начальнику, сказал бы, - слушайте, а вот скажите мне, почему Вася зарабатывает в два раза больше, чем я? Что я должен СДЕЛАТЬ, чтобы также зарабатывать?
У меня в подчинении было много сотрудников. Я свой первый кооператив зарегистрировал в 1988 году. Получается на сегодня уже 18 летний опыт предпринимательской деятельности. Мне за всю мою предпринимательскую деятельность ни один сотрудник с таким вопросом не пришел, - что я должен сделать, чтобы больше зарабатывать? Ни один! А те, кто учится в Школе Своего Дела приходят к своим работодателям с таким вопросом, и у начальника просто глаза распахиваются, - как ты додумался до этого??? Ну, как ты додумался до этого???
Он говорит, - у меня тут куча проектов, людей нет. Я все жду, чтоб хоть кто-нибудь инициативу проявил. Если ты, например, вот это сделаешь, половина твоя! Не всей прибыли фирмы, а вот этого конкретного проекта. Ну, как ты додумался до того, чтобы спросить у начальника, - что нужно сделать, чтобы больше зарабатывать??? Гениальная мысль, уверяю вас! Ни один выпускник ВУЗа до этого додуматься не может.
То есть предприниматель все время ставит вопрос, - как повысить прибыль. Наемный сотрудник никогда не ставит этот вопрос. Почему уже понятно, у него просто нет привычки ставить вопросы. Его никогда не учили ставить вопросы самому себе! А уж думать после этого - это вообще фантастика! В лучшем случае, если человек поставил сам себе вопрос, то он начинает искать где-то ответ. Где-то. Но подумать и придумать - это вообще невероятно практически. В наше время это на уровне фантастики.
Давайте, я вам сейчас поставлю вопрос, и вы просто ощутите на себе ситуацию, когда вы ответа не знаете. Это же ужас, паника! Сама ситуация, когда надо думать, современных людей просто пугает. Самому своей головой подумать - ах!
Ну, например, давайте вопрос, - как заработать 1000 долларов за месяц?
Из зала: Купить дешевле, дороже продать
Действуйте! Ну, давайте-давайте! Это ж ответ?
Маленькое требование. Вас этому никогда не учили, к сожалению. Если вы подумали и что- то придумали, то считается придуманным то, что МОЖНО ПРИМЕНИТЬ. Ну, очевидно же, да? А то, что нельзя применить - то это вообще, извините, херня. Ну, очевидно. Поэтому, пожалуйста, дайте ответ, который вы можете применить. Думаем.
Ответа нет...
На самом деле все достаточно просто, если вы начнете думать. Вопрос в скорости мышления. Одни найдут ответ за одну минуту, другие за две, третьи за полчаса, четвертые за день, пятые за месяц, шестые за год. Но найдут.
Теперь давайте с вами подумаем на такую тему. (Хотя это нельзя назвать словом " думать".) Если человек тренируется постоянно, и все время думает, то, что у него тренируется? Думание. У него тренируется мышление, да?
А если он все время запоминает, что у него тренируется? Память.
А что вам в жизни больше пригодится? При условии, что существует Интернет, библиотеки, справочники и так далее. Запоминать-то зачем? Если вы способны сформулировать вопрос, значит, вы уже способны найти ответ. Очевидно же? При современном развитии компьютерных технологий-то, которыми вы, надеюсь, пользуетесь. И, я надеюсь, не хуже, чем школьники 10-ти лет, которые в интернет-клуб ходят. Но зря я надеюсь, они лучше вас в компьютерах разбираются. Потому что они думают. Они сидели у компьютера и думали. Вы знаете, что если ребенку 10 лет, и он пару лет с компьютером повозился, то вам его уже никогда не догнать в области компьютерных технологий.
Вопрос: Так, где учат лучше - пацаны друг друга или в высшем учебном заведении? Итак, значит НУЖНО тренироваться думать. Почему это так трудно? Ну, во-первых, все дети до пяти лет думать умеют. Вот вы знаете, наверно, Корней Чуковский такую книжку выпустил, где опубликованы парадоксальные высказывания детей от двух до пяти, их неожиданные вопросы и т.д. Попробуйте выпустить книжку с высказываниями детей от 15 до 20 лет. Или от 20 до 23. Ну, там про пиво будет что-нибудь смешное, а так... То есть совершенно очевидный регресс в области способности мыслить. Поговорите с ребенком, вы просто никогда с этой точки зрения не смотрели. Дети в пять лет задаются вопросом, - зачем нужна школа. Они в пять лет задаются вопросом, - в чем смысл жизни. Они в пять лет задаются вопросом, - почему собаку называют злой, а волка нет. Хороший вопрос, а? Бывают злые собаки, а вот злых волков не бывает. Что, волки не злы? Собаки рядом с людьми живут, потому они и злые.
То есть дети задаются самыми неожиданными вопросами. И они еще способны задаваться вопросами. Потом их отучают это делать, и они больше вопросами не задаются, потому что им говорят, - ты изучи всё, всё узнаешь и потом... Сначала вы все изучаете в школе, а потом... А что потом, хрен его знает. Единственная польза от школьной системы образования - это в ВУЗ поступить. На практике применить невозможно ничего, кроме умения читать, считать и писать. Но современные дети, в большинстве своем приходят в школу уже умея это. Они уже умеют читать, считать и писать.
Ну вот, собственно говоря, я на уровне постановки вопросов закончил. То есть проблема очевидна. Нужно вместо того, чтобы забивать память ответами на вопросы, которые в 99% случаев еще никогда не понадобятся, уметь находить ответы самому. Ну, кто из вас то, что изучал в школе, применил?
Зачем же забивать память, если вы всегда, поставив вопрос, можете найти ответ.

Умение работать с литературой, умение общаться с людьми - что еще там образование дает? Так этому надо прямо учить! Зачем это учить косвенно? Через чтение лекций и их записывание?
Я видел совершенно поражающую мое воображение картину в Москве. Там есть такой Сергей Азимов - один из лучших бизнес-тренеров России. Он, наверно, в тройку лучших бизнес-тренеров сегодня входит.
Представьте картинку, - входим мы в метро, только прилетели из Томска, где я проводил игру. Только заходим в вагон, подрывается мужик, говорит, - вы Юрий Мороз? А я с Еленой Николаевной и как раз ей рассказываю - вот, у меня известность низкая, меня плохо знают... А это, оказывается, Сергей Азимов, один из известнейших бизнес-тренеров Москвы. Мы разговорились, и он говорит, что сейчас едет на тренинг. Я говорю, -поехали, я хоть посмотрю, что ты там делаешь.
Дальше поражающая вообще мое воображение картина. Ноутбук, видеопроектор. С проектора текст проецируется на стену. То есть, текст в ноутбуке есть. Сидят тетки такие, лет под сорок, с блокнотами, пишут. А он им говорит, - записывайте-записывайте, этого в методичке нет!
Понимаете, нет? Текст в ноутбуке есть. Он его проецирует на стенку. Не все догнали, да? Значит, его можно распечатать прямо сейчас. Но он им говорит, - записывайте- записывайте, этого в методичке нет. И они записывают.
Из зала: И никто не спросил - почему?
Никто не спросил - это нормально! Они-то, скажем так, не очень умные, ведь он-то известный бизнес-тренер, это они хрен знает кто, пришли учиться.
Они-то, конечно, этого не догнали. Но этого даже Сергей Азимов не догоняет! Вы понимаете, как у нас все запущено!
Из зала: Может, наоборот, хорошо догоняет. Ему надо выдержать время, он получает за это деньги
Но они-то что? Они ж заплатили! Ему да - ему надо деньги отработать. Подольше их продержать.
Так вот, слушайте внимательно то, что я рассказываю. Этого в методичке нет! Знаете почему? А я вообще не повторяюсь! Каждый раз по - новой рассказываю. Ну, всё! Теперь мы проверим уровень креативности вот этого ВУЗа (НГТУ, г. Новосибирск). Это легко сделать - по креативности вопросов, которые поступят в мой адрес. Пожалуйста. Из зала: Вы учите умению искать ответы на вопросы?
А у вас по этому поводу сомнения возникли?
Из зала: Нет
Нет? А что спрашиваете? Еще вопрос, пожалуйста! Ну, давайте, давайте смелее, не бойтесь ничего.
Из зала: Две дамы, которые полтора года назад бросили работать на работодателя, создали свое дело в области оказания юридических услуг, хотят работать мало, получать много и получать удовольствие от жизни. Что сделать нужно, чтобы заработать достаточное количество денег, но работать как можно меньше? Отличная постановка вопроса, обращаю ваше внимание! Хотим работать мало, зарабатывать много. В большинстве случаев, люди хотят просто работать, зарабатывать практически никто не хочет. Когда спрашиваешь, что ты хочешь? Работу найти. Чтобы работать.
Ну что, ответ-то очевиден - думать надо! Вопрос - как?
Я могу вам дать парочку готовых ответов, но! В чем проблема готовых ответов? В предпринимательской сфере эта проблема стоит очень жестко. Проблема заключается в том, что у человека стоят на входе очень мощные фильтры. И все, что не соответствует заскорузлым, догматическим представлениям этого человека о бизнесе, он все это отвергает даже на дальних подступах.
Ну, например, один из основных тезисов Школы Своего Дела заключается в том, что бизнес надо создавать с нуля. Начальный капитал не просто не нужен, а даже вреден. Я вам сейчас приведу одну гениальную формулу, которую я сам придумал. Как инженеры, вы должны ловить кайф от подобного рода объяснений. Нужно чтобы было наукообразно, а то подумают, что слишком просто все. Формула следующая: количество денег - К денег, умноженное на К мозгов, равняется константе. Люди, к сожалению, часто думают, что если они вложат какую-то сумму, то она сама их деньги преумножит. И, причем, они думают, что это просто проблема количества - будто после какого-то количества деньги саморазмножаются. То есть, когда мало денег, они что-то не размножаются, а когда их много, они почкованием начинают размножаться.
На самом деле все наоборот. И это понять легко. Если каждому из вас дать по 1000 рублей, сказать, - пробегите по городу и попробуйте эту Сумму удвоить. Не все, но многие, смогут. Если дать 1000 долларов и дать побольше времени, то большинство уже потеряет их. При миллионе долларов из здесь присутствующих их потеряют все! 100%! Чем большая сумма, тем труднее её преумножать. При суммах порядка 100 000 долларов, иметь пять процентов прибыли в месяц - это уже огромный кайф. Хотя при 1000 рублях, пять процентов - элементарно. То есть, чем больше сумма, которой вы оперируете, тем больше умения требуется, чтобы преумножить эту сумму. Таким образом, также как и начинающий штангист начинает с маленьких весов, так же и человеку, который хочет создать свой бизнес, надо начинать с маленьких сумм. Форд три раза разорился, а потом только стал знаменитым Фордом.
И вы идите по пути Форда. Вкладывайте сто рублей. Разорились. Еще раз вкладываете сто рублей, еще раз разорились. Еще раз. Три раза разорились, теперь уже равны Форду, теперь можно начинать. Если вы вложите все, что у вас есть, у вас потом будут большие проблемы, и научитесь вы очень малому. Хотя бы потому, что эта сумма для вас слишком велика.
Вот поэтому начинать надо с нуля, потому что никакого риска нет. Основная проблема страха перед началом бизнеса, что вложу деньги и потеряю их. А вы деньги не вкладывайте, вкладывайте мозги! Вы ж тут умные все, ну тогда вкладывайте мозги вместо денег. На трамвае проехать, позвонить по телефону, в Интернет войти - это тот уровень расходов, который вы можете себе позволить без всякого риска. Ну, бесплатный Интернет человек с каким-то наличием мозгов найдет. Не у себя, так у знакомого на работе, у отца, где угодно. Что за проблема, да? Или позвонить откуда... Это не проблема все.
Аналогичное требование к раскрутке уже существующего бизнеса. Если у вас уже есть бизнес, и в нем есть какие-то деньги, и вы опираетесь на деньги, которые есть, то вы опять зацикливаетесь на деньгах. А вам нужно мозги вложить. Поэтому новый проект должен развиваться с нуля.
Кто-то из вас слышал про ТРИЗ? Там есть такая штука - ИКР (идеальный конечный результат) Когда вы делаете какой-то прибор, тогда вы ставите какую-то идеальную задачу. То есть этот прибор электроэнергии не должен потреблять вообще, весить он ничего не должен. Должен давать информацию, деньги, платину, серебро. При такой постановке вопроса, у вас есть шанс создать прибор совершенно уникальный. Кстати, задача на самом деле решаемая. В части, по крайней мере. Выясняется, например, что этот прибор можно не делать как отдельный блок, а использовать уже существующие системы. Просто туда что-то добавить, буквально несколько транзисторов. И он будет выполнять еще эту функцию. И таким образом, целый блок выкидывается. Но это если вы ставите задачу, чтобы он вообще ничего не весил, то вам еще такая идея может прийти в голову. Если вы такую задачу не ставите, то она вам не придет. Сработают те самые фильтры на входе.
То есть, когда вы ставите задачу раскрутки проекта с нуля, то вы вынуждены искать сильные решения, а остальные отбрасывать. Дальше вы генерируете решения и ранжируете их по принципу затратности. Вот это решение требует один миллион долларов, его автор полный идиот, понятно, да? Это решение требует 100 000 долларов - тоже идиот. Это 10 000 долларов - слегка недоразвитый человек. И так далее.
А вот это решение требует ноль рублей. Гениальное решение! Причем, то решение, которое можно применить немедленно. То есть, все идеи, которые у вас есть, вы ранжируете по принципу затратности.
К сожалению, так как думать в ВУЗах людей не учат, то когда эти люди думают о бизнесе, они придумывают решение, требующее миллион для вложения, и ходят как дурень с писаной торбой. Знаете украинскую пословицу? Во-от, мне нужен миллион долларов, во-от, мне нужен миллион долларов.
В Нижнем Новгороде на мою игру пришел какой-то изобретатель, - вот, я придумал какой-то супер самолет, для его производства нужно 500 000 евро. Я три года их ищу, не могу найти. Ну, я сказал ему, что он дурак, конечно. В Школе Своего Дела есть такая проверка, ему говоришь, - ты дурак. Он обиделся и ушел. Ну, все понятно - на правду только обижаются. Если не обиделся, значит можно с ним дело иметь. Я ему сказал, - ты дурак. Он, - ну почему вы так думаете? Я думаю, - О! Вопросы умеет задавать!
А дальше я ему говорю, - самолет уникальный? Он говорит, - да, уникальный, необычный. Я говорю, - ты можешь войти в Интернет, найти магазины по продаже дорогих автомобилей, например в Арабских Эмиратах, где шейхи всякие? И договориться с ними, чтобы они выставили плакат или макет твоего самолета в магазине. И если шейх хочет получить уникальный экземпляр своего самолета, он должен 500 000 евро заплатить.
Он говорит, - я английского не знаю. Я говорю, - а у вас есть дети, племянницы? Он говорит, - есть. А они знают английский? Знают. А они для вас это могут сделать? Могут. А-а-а, догнал...
Оказывается, нет проблемы, что он не знает английского.
Поймите такую вещь, что если вы это сделаете в одном магазине, то результата не будет. Вам, чтобы какая-то вероятность результата была, нужно чтобы это предложение было, например, в 1000 магазинах размещено. Тогда какой-нибудь шизанутый шейх может это заказать.
Теперь вопрос, - сколько стоит это решение? Затраты на Интернет - копейки практически и племянница, которая будет на английский переводить. А сколько он всего поймет в результате переговоров со всякими менеджерами и руководством этих магазинов, сколько он всего узнает! Вместо того, чтоб ходить три года и деньги клянчить, искать инвестора.
Слово " инвестор" в переводе на нормальный бытовой язык означает " хозяин". есть, кто ищет инвестора, ищет себе хозяина. Потому что, допустим, вы нашли инвестора на свой проект, он вложил деньги, а вы там кто? Да никто! В лучшем случае директор, которого уволят, когда проект начнет хорошо развиваться. Чтоб не нудел, что это я все сделал. В этот момент от вас и избавятся.
Значит, таким образом, решения должны быть такие, которые позволяют начать дело с нуля. ВСЕ остальные отбрасываются. Более сильное решение, когда вы рекламируете свою деятельность, а вам еще за это деньги платят. Не вы тратите на рекламу, а вам платят. Идете в местные газеты и на телевидение и говорите, - вот, мы хотели бы сделать актуальную передачу по юридическим вопросам для граждан нашего города. Недорого. 1000 долларов будете нам платить, мы будем вести рубрику. Фамилия наша будет звучать, название фирмы будет звучать, ну телефончик можно писать.
Теперь вопрос, - что нужно чтобы это сделать? В принципе - умение разговаривать с людьми. Ораторское искусство тоже нужно, которому не учат в ВУЗе! Умение разговаривать с людьми так, чтобы убедить. Делается это в два этапа. Первый этап - берете диктофон, разговариваете друг с другом и записываете, потом слушаете и плачете. Кто пробовал, те плачут все. Сначала это слушать невозможно, просто слезы текут струей. Человек кричит, - нет, больше никогда не буду слушать себя! А надо. Тяжело, а надо.
Потом, когда уже послушали раз десять, проиграли, друг ваш, допустим, редактор телевидения, а вы к нему пришли.
Допустим, редактор говорит, - уходи отсюда, нам ничего не надо, мы и так 200 долларов зарабатываем, больше мы не хотим, и не заставляйте нас зарабатывать больше, - это типичная позиция наемного сотрудника. Когда приходишь, предлагаешь им больше прибыли, он говорит, - у нас и так все хорошо. Я их в таких случаях не понимаю.
Дальше вы составляете список всех средств массовой информации города, вплоть до последней газетки. На первом месте самое ценное - СМИ, а на последнем - самое бесполезное. Теперь вопрос, - откуда надо начинать вести переговоры? Сверху или снизу?
Снизу, потому что вы еще разговаривать не умеете. Идете в самую последнюю газету про собак и предлагаете им раздел юридических услуг. Ну, отошьют они вас и ладно, но вы уже поговорили, что-то узнали о редакторах, узнали, как они вообще мыслят. И есть жестокий достаточно вопрос. Кстати, чиновникам со мной очень трудно разговаривать. Как чиновники любят отказывать? Они любят придумывать какую- нибудь вымышленную причину отказа. И отмазываться.
Он говорит, например, - нет, этого мы не будем делать, потому что начальник не разрешит. На что я ему спокойно говорю, - а, если начальник разрешит, то вы согласны? После чего иду к начальнику и говорю, - знаете, ваш подчиненный-то согласен вообще, осталось только - ваше согласие. Надо видеть их выражение лица. А иногда начинают какую-то ерунду придумывать - мол, мы не успеем этого сделать! Я говорю, - ну хорошо, если вы успеете, то, значит, вы согласны, да?
Так, к чему я? А, по поводу чиновников-начальников... Правда, я вам вещи рассказываю бесполезные, потому что вы их вообще не поймете, потому что вопросы не умеете ставить. Но это я все еще девушкам отвечаю, на их вопрос.
Дальше вы задаете следующий вопрос: " У вас в газете есть же какие-то требования? Если этим требованиям материал соответствует, то вы берете статью. А если не соответствует, то не берете. Вы не могли бы их сформулировать? " Ну, если они полные дураки, они их сформулируют. После чего вы просто вписываете свое предложение в эти требования. Но проблема в том, что, в большинстве своем, они не осознают вообще эти требования, которые предъявляют. То есть из них еще надо добыть эти требования, как психоаналитик из больного. То есть в этом и заключается цель переговоров. Вы разговариваете с ними, познаете способ мышления, подход к жизни, требования, вкусы этих руководителей СМИ.
А когда вы доберетесь до верха, к тому же, если будете переговоры записывать на диктофон, прослушивать и анализировать, то вы станете суперпрофессионалом в этой сфере, и у вас будет куча знакомых в СМИ, и вам будут платить деньги за то, что они будут вас рекламировать.
Я вообще люблю СМИ, правда, сам уже к ним не хожу. Стараюсь, чтобы они собирались сами. Так быстрее. Журналисты занимаются своей основной работой, они же не знают смысл своей деятельности. Они думают, что смысл их деятельности в том, чтобы бабки зарабатывать. На самом деле, вы понимаете, это абсолютно бессмысленно. Как говорил Сократ: " Лучше быть неудовлетворенным Сократом, чем удовлетворенной свиньей". Вот, человек, который зарабатывает бабки и удовлетворен, сами понимаете кто.
В деятельности журналистов смысла нет. А я ей придаю смысл. И когда они меня рекламируют, и платят еще мне за это деньги, то, наконец, в их деятельности появляется смысл. Я о них забочусь
Теперь вы понимаете, это несколько противоречит обычному подходу, который применяется в академическом ВУЗе. Вопрос?
Из зала: Предприниматель должен быть уверен в себе?
Нет, не должен. Ну не уверены вы в себе, не умеете с людьми разговаривать, заикаетесь, запинаетесь, просто идите и разговаривайте.
Из зала: А как тогда разговаривать?
Неуверенным. Есть умение и неумение. Если вы не умеете, а уверены в себе, то это самоуверенность. Вот я уверен, например, в том, что я сейчас воду налью в стакан и не пролью (наливает воду). Опа, получилось! Уверен? Уверен! Умею? Умею. А вот у годовалого ребенка, скорее всего, это не получится. Если он будет выражать уверенность: " Я точно налью воду в стакан! ", то он немножко неадекватно воспринимает реальность. Он самоуверен. Или это по-другому называется " понты". То есть, я, например, знаю, как с ними разговаривать, и, если я проведу переговоры с пятью СМИ, то, по крайней мере, одно из них согласится. Пусть у меня невысокая вероятность - 20 процентов, но для меня достаточно. Для вас тоже.
То есть навыка на уровне 20 процентов по горло хватит в любом бизнесе. Если вы с пятью потенциальными партнерами встретились, и один из них согласился, что вам еще надо? К сожалению, у большинства присутствующих, выпускников, а также различных кандидатов наук, докторов, в том числе и экономических наук, у них процент успеха в переговорах стремится к нулю.
Понятно, почему стремится к нулю? Потому что они считают, что нужно много денег и очень мало мозгов. И они мозги даже не пытаются применять. Они все пытаются через деньги сделать.
А кроме этого есть еще одна совершенно гениальная вещь - формула без формулы. Это называется Кст. Коэффициент я придумал, гениальный коэффициент! Гениальность коэффициента заключается в том, что, допустим, у вас есть какая-то сумма. Вы все-таки решили деньги вкладывать. Допустим, 1000 условных единиц. Количество денег в какой-то момент времени будет равняться - 1000 умножить на Кст. Логично? Вопрос - от чего зависит Кст?
Ни в одном экономическом ВУЗе этот гениальный коэффициент не изучают. Представляете? От чего зависит Кст? Что молчим? Тогда давайте рассуждать. Какой может быть Кст? Кст может быть меньше единицы и Кст может быть больше единицы.

Если меньше единицы - нельзя вкладывать деньги! Он может быть больше единицы в два, в три раза. Чем больше, тем лучше. От чего зависит Кст?
Из зала: От того, как будешь думать.
От мозгов. Мне иногда задают некоторые вопросы, я им отвечаю следующим образом: " А вы собственный головной мозг применить пробовали? " Как вы примените головной мозг, такой Кст и будет. А расшифровывается он так: " Кст - коэффициент собственной тупости". Все зависит от Кст. И сколько не изучай экономические теории, экономические модели, всю эту фигню - маркетинг, менеджмент. Сколько не изучай, забиваться будет только память. А нужно Кст наращивать, чтобы он был больше.
Из зала: У меня вопрос: А можно Абрамовича, Ходорковского считать самыми умными?
Ходорковского нельзя потому, что лопухнулся, должен был предвидеть. Самыми умными, наверно можно, но самыми мудрыми, наверно, нет. Вопрос в чем заключается - в чем цель человеческой жизни? Ну, не в количестве денег. Мне, например, непонятно, куда девать деньги, когда их уже больше чем нужно. Зачем их еще зарабатывать и работать, работать, работать? Ну, бессмысленное занятие? Есть сумма, больше которой зарабатывать бессмысленно. Больше двух штанов не оденете, двух обедов в ресторане не съедите. На нескольких машинах ездить очень утомительно - пересаживаться все время надо. Если не заниматься выпендрёжем, то нужно не так уж и много. Все это понты в чистом виде.
Ну, очевидно, зачем человек живет? Чтобы быть счастливым. Если у него много денег, но он несчастлив, как, кстати, многие бизнесмены, к сожалению. Очень многие бизнесмены несчастливы, хотя денег у них много. Они умные, но не мудрые. Знаете, есть китайская пословица: " Лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным", - мне очень нравится эта пословица. Они, по крайней мере, хоть богатые, здоровые. И несчастные. А большинство людей - бедные, больные и несчастные Из зала: Ну а как определить - счастливый ты или нет?
Ну, это очень просто - забил косячок, смотришь, глаза вот так - значит счастливый. Что за вопрос вообще? Это всего лишь означает, что вы не знаете, что такое счастье. Кстати, если человек говорит, что он счастлив, то это еще не значит, что это так. Точно также как, если человек говорит, что он умный, это еще не значит, что он умный.
Если вам кто-то будет говорить, что он умный, вы сразу ему: " А какой у тебя Кст? " Он: " А что это такое? " Вы ему: " Ну, дурак! "
Ну, в общем, я все рассказал, толку все равно не будет, уверяю вас! Рекомендую сходить на Альтернативно-Деятельностную Игру, которую я провожу. АДИ называется. Я её начинаю буквально завтра, она идет три дня.
Приходите, и там за три дня вы начнете действительно думать лучше. Сейчас вы только узнали о такой возможности.
Из зала: А когда следующая АДИ будет?
А может и никогда. Уже вторая в Новосибирске, сколько можно? Все умные уже сообразили, сходили. Остальные пролетают, как обычно. Вы же знаете, чем отличаются умные от глупых? Умные берут ту возможность, которая у них есть, когда она только появляется на рынке. А дураки - только когда все толпой ломанулись, только тогда. Если что-то и будет, то очень дорого. Наверно даже не я буду проводить, а мои ученики
Ну, давайте, кто-нибудь умный вопрос может задать, который меня поставит в тупик?

Из зала: Как нам изменить мир?
Вам никак. Почему никак? Потому что вы беспомощны.
Если вам начинаешь говорить: " Ну что ты, давай, начинай бизнес прямо завтра". Вы сразу начнете рассказывать: " Вот у меня то-сё, пятое-десятое". Очень объективные отговорки. После чего, когда я выслушиваю эти отговорки, я говорю: " Да-да, конечно, я понимаю, вы ни в чем не виноваты, потому что от вас ничего не зависит". Понимаете? От вас ничего не зависит в этой стране.
Из зала: Ну, могу я как-то влиять?
Ну, как-то, да, наверно, можете, когда-то потом. Но не сейчас. Потому что от вас ничего не зависит. В лучшем случае вы сейчас способны устроится на работу. Это максимум вашей компетенции.
Из зала: Как начать бизнес с нуля?
Вы можете заниматься очень простой вещью - предпринимать на своем рабочем месте или найти такую работу, чтобы у нее не было фиксированного времени работы. Ну, например, так как у вас технический ВУЗ, можно найти работу приходящего системного администратора. То есть вам звонят: " Есть проблема". Вы пришли, сделали. Чтобы не сидеть в офисе.
Нужно предпринимать с целью, чтобы ваша заработная плата все время росла, а количество времени, которое вы проводите на работе, все время уменьшалось. Это уже предпринимательская деятельность. Потому что, если у вас появляется такой свободный рабочий день, то у вас может быть несколько таких работодателей. И в этом случае они становятся клиентами, а не работодателями. То есть вы плавно переходите от наемного работника к предпринимателю. При этом ничего регистрировать не нужно, потому что вам наличными заплатят и все. Чтобы бумажек лишних не писать.
Последний вопрос.
Из зала: " Как увеличить скорость мысли? "
Не заниматься фигней, не делать ничего такого, что вам не нравится делать. Категорически никогда не делать. Делать только то, что нравится. Больше времени на природе проводить. И заниматься только главным. И задавать себе вопросы и думать. А ответы должны быть такие, чтобы вы могли их применить.
Ну что закончим? Тогда аплодируйте, я пошел.
Ю. Мороз www.moroz.onego.ru
пресс-конференция в НГТУ (НЭТИ)
г. Новосибирск
27 января 2005 года.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.