Река Катунь от устья Кадрина до устья р. Бийка

Пр. 29С. Кадринская труба. Начинается от устья р. Кадрин, но по нашей воде к ней можно причислить и несколько шивер непосредственно перед ним. Серия сужений в скальных берегах, валы до 1, 8–2, 0 м. Наиболее мощные шиверы в начале участка, наиболее сложные — ближе к концу. Развитая вертикальная турбулентность. В частности, во всех случаях, когда после скального сужения струя выпадает на широкий плес, с обеих сторон образуются мощные массивы поганок; желательно держаться строго по оси потока, чтобы пройти максимально далеко по относительно чистой струе. Эта же картина характерна и для последующих шивер. Много хороших песчаных стоянок в сосновых лесочках; березняки и кустарники, напротив, указывают на неровный берег, заваленный камнями и бревнами.

Прохождение походным порядком.

Пр. 30С. Пор. Мешок Завершает Кадринскую трубу. Небольшое круглое озеро в высоких скальных стенках, в которое впадает струя с предыдущего участка. Обширные, но слабые поганки. Интересно, что река, ее изгибы, ландшафт, растительность почти в точности повторяют участок в середине Кадринской трубы после предыдущего правого поворота.

Пр. 31Т. Пор. Шабаш. Ориентиры: большая галечная отмель на левом берегу и крупные скальные обломки на правом. Ходовое время от пор. Ильгуменский 1.40. Просмотр по правому берегу.
В первой ступени на входе валы, бочки до 1, 5 м: сначала на полреки от правого берега, затем на полреки от левого. Далее основной слив в скальных воротах: в центре пульсирующая бочка 2 м, слева косые бочки до 1, 5 м, под правым берегом есть чистый проход. На повороте между входными сливами и основным — поганки, сложная картина боковых сносов. На выходе валы до 1, 5 м.

Вторая ступень — прямая горка с валами до 2, 0 м. На входе возле правого берега крутой слив высотой 1, 2–1, 5 м через гряду обливных камней, за ним жесткая бочка. За порогом на правом берегу лежат остатки понтонного моста, принесенного и выброшенного давним паводком.

Проходили тандемами со страховкой с воды.

До устья р. Урсул несколько простых шивер. От устья снова начинается степь, попадаются мотоциклы, машины, новые избы и всякий праздный люд.

Пр. 32Л. Порог за устьем р. Урсул — гладкие валы до 1, 5 м. За порогом слабый прижим к скале правого берега, за скалой у берега полощутся остатки канатной переправы.
Далее простые шиверы с валами до 1–1, 2 м. Аналогичные шиверы образуют общий фон реки и в дальнейшем; следует помнить, что на выходе из скальных сужений на спокойные плесы почти везде образуются мощные и обильные поганки.

Примерно через 5 км после устья р. Сумульта русло сжимается скалами, над очередной шиверой через реку переброшен подвесной пешеходный мостик.

Пр. 33С. Пор. Каянча. Сужение в скальных стенках перед устьем р. Каянча 1-я. Валы до 1, 8 м, прохождение сходу.

После порога правый поворот, по левому берегу бом. За ним в следующих 2 шиверах валы до 2, 0 м.
От устья р. Каянча 2-я начинается сосновый лес с хорошими стоянками.

Между устьями рр. Кемечапык и Байтыгем — 2 длинные шиверы с валами до 2, 0 м.

Пр. 34Л. Пор. Аяла — за устьем р. Б.Аяла. На входе в центре слив с плиты, бочка 1, 5 м. Далее валы до 1, 2 м. Прохождение с хода. Далее простые шиверы.
В устье р. Улюта красивые скальные острова.

От устья р. Бельтертуюк по правому берегу видна дорога.

Пр. 35С. Пор. Тельдекпень-1. Ходовое время от пор. Шабаш 5.00. Начинается разгонной шиверой на местном правом повороте после устья р. Эдиган. Валы постепенно нарастают от 1, 0 до 1, 8 м, очень фотогеничные. Рекомендуется заранее выслать видеооператора вперед по правому берегу. После шиверы справа большое улово и песчаный пляж, однако плес перед основной частью порога практически отсутствует — только участок быстротока около 150 м.

После местного левого поворота скальные ворота — вход в порог; за ними продолжается скальный каньончик высотой 5–8 м. В воротах слив и валы высотой не более 1, 0 м, но очень мощная вертикальная турбулентность. Через 300 м потока, насыщенного воронками и поганками, еще одно сужение, без четко выраженного слива, но с новым усложнением турбулентности. За ним мост, сразу после моста удобная чалка в извилистых шхерах правого берега.

Просмотр по правому берегу возможен, но малопродуктивен. Берега крутые, подойти к воде сложно. Прохождение со взаимной страховкой с воды.

Пр. 36С. Пор. Тельдекпень-2. Ходовое время от моста 5–7 минут. Ориентиры: справа устье р. Чеба; широкий песчаный пляж по левому берегу; за ним местный левый поворот. Порог начинается на этом повороте. Справа сухая протока. В основной протоке на входе от правого берега отходит гряда полуобливных камней (по большей воде она заливается). Особенность порога — обильная и исключительно сложная турбулентность в нем еще и нестационарна. Воронки и поганки постоянно возникают, исчезают и сменяют друг друга; по большей воде к ним добавляются пульсирующие валы. Поток изначально неустойчив; любое возмущение, даже движение весла в воде, может спровоцировать развитие воронки. Далее мощные поганки в скальных стенках высотой 6–10 м. Просмотр по левому берегу от улова перед поворотом.

Прохождение со взаимной страховкой с воды.