Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Результаты проведения Олимпиады в Сочи-2014






 

Олимпийские игры в Сочи ознаменовались не только спортивными рекордами нашей страны, но и экономическими. По многим статьям издержек и выгод Олимпийские игры в России превзошли все предыдущие, начиная с рекорда по сумме маркетинговых доходов и заканчивая суммарными расходами на подготовку и проведение спортивных соревнований. И хотя в связи с тем, что после окончания Олимпиады прошло не так много времени, информации, касающейся доходов и расходов на её проведение, в свободном доступе не так много, уже на данном этапе можно подвести некоторые итоги мегапроекта «Сочи-2014».

 

Рисунок 1 – Структура затрат на Олимпийские игры в Сочи (млрд. рублей)

 

Общий объем инвестиций, направленных на подготовку к проведению Олимпийских игр составил около 1, 5 трлн. рублей или 50 млрд. долларов. При этом из федерального бюджета было выделено 100 млрд. рублей на строительство спортивных объектов и около 400 млрд. рублей на развитие инфраструктуры, а из внебюджетных источников 900 млрд. рублей - на инфраструктуру, а 114 млрд. рублей — на спортивные сооружения. Следует отметить, что первоначально стоимость Олимпиады оценивалась в 0, 314 млрд. рублей [Эксперты: прибыль Оргкомитета].

Свою оценку расходам на проведение игр даёт Фонд борьбы с коррупцией. По результатам проведенного Фондом расследования, расходы на Олимпиаду распределяются следующим образом:

· прямые расходы бюджета – 885 млрд. рублей;

· расходы государственных компаний – 343 млрд. рублей;

· кредиты Внешэкономбанка – 249 млрд рублей;

· частные инвестиции – 53 млрд. рублей [Отчет фонда].

 

Рисунок 2 – Источники финансирования Олимпийских игр в Сочи 2014 года (млрд. рублей)

 

К государственным компаниям относят компании, в которых контрольный пакет акций принадлежит государству. К ним относятся, например, ОАО «Газпром» и ОАО «РЖД». К частным инвесторам - «Интеррос», «Мегафон», «Базовый элемент», «УГМК-Холдинг» и другие.

Итого на инфраструктуру Сочи было потрачено примерно 43 млрд. долларов (86% всех расходов на Олимпиаду). Спортивных же объектов было построено всего 11. Самым дорогим проектом, реализованным в рамках подготовки к Олимпийским играм, стала совмещённая автомобильная и железная дорога «Адлер – Красная Поляна», стоимость которой оценивается в 285, 4 млрд. рублей, что составляет 40% инвестиций в инфраструктуру [Фонд]. Нельзя не уточнить, что строительство данной дороги позволило сэкономить средства для строительства альтернативной дороги «Сочи - Красная Поляна». По недавнему заявлению вице-премьера Российского правительства, ежегодные бюджетные расходы на содержание малоокупаемых и неокупаемых олимпийских спортивных объектов на постолимпийском этапе составят примерно 3 млрд рублей, а расходные на эксплуатацию дорог – 900 млн. рублей [Доходы от Олимпиады в Сочи…, интерфакс].

Всего на содержание инфраструктуры в Сочи в ближайшие три года будет потрачено 7 млрд. долларов [Интерфакт: На содержание инфраструктуры Сочи]. Как отмечалось ранее, успешность постолимпийского этапа напрямую зависит от того, насколько точно и своевременно была разработана программа использования построенных к Олимпиаде объектов после завершения игр. В случае с Олимпийскими играми в Сочи перспективы использования построенных объектов не были заранее продуманны, что повлекло рост эксплуатационных расходов на постолимпийском этапе. Однако часть расходов по этой статье может быть покрыта за счёт увеличения потока туристов и проведения в Сочи других крупных спортивных мероприятий, таких как запланированный этап гонок «Формула-1» и игры в рамках Чемпионата мира по футболу.

Официальное предложение рабочих мест превысило спрос в 45 раз, в то время как уровень заработной платы в регионе повысился в 3 раза. Всего в Сочи в рамках подготовки к Олимпиаде было создано почти 700тыс. рабочих мест [Сайт первого канала]. Часто в процессе подготовки к Олимпийским играм существующий уровень безработицы не позволяет удовлетворить потребность в рабочей силе, и новые вакансии заполняют мигранты, в том числе из других стран. Сообщается, что в случае с Олимпийскими играми в Сочи почти 10% строителей — иностранцы, 16% — это мигранты с Северного Кавказа, 50% — рабочие из других российских регионов, остальные – жители Сочи [Ведомости: В Сочи подвезли рабочий класс]. Тем не менее, по заявлению президента Оргкомитета «Сочи-2014» уровень безработицы в городе Сочи снизился практически до нуля [Первый канал].

На обеспечение безопасности Олимпиады государство с 2008г. по 2014г. выделило 19 млрд. рублей [Фонд]. Всего было продано 1, 1 млрд. билетов. Официальная информация о доходах, полученных по этой статье, пока не предоставлена.

В одной из работ И. Пилипенко была предпринята попытка монетизировать издержки, связанные с необходимостью переселения резидентов города Сочи в рамках подготовки к Олимпийским играм. Эти издержки автор оценивает примерно в 1 млрд. долларов [Пилипенко]. Однако три четверти изъятых под олимпийское строительство у жителей и предприятий земель оказались не использованными [Ведомости: Торг оказался уместен].

Рекордными были доходы Олимпийского комитета Сочи-2014 от реализации маркетинговой программы, включающей продажу прав на теле, радио и интернет-трансляции, лицензирование, олимпийское спонсорство, филателистская и монетная программы. Итоговая сумма доходов составила более чем 1, 3 млрд. долларов, что почти в 3 раза превышает обязательство Заявочной книги. Общий объем продаж официальной продукции в отпускных ценах лицензиатов по предварительным оценкам составил более 500 млн. долларов, а лицензионные платежи Организационному комитету Сочи-2014 – более 30 млн. долларов [Ведомости: Маркетинговая программа «Сочи-2014»]. А в рамках монетной программы было реализовано около 700 тыс. монет из драгоценных металлов на сумму 6, 5 млрд. рублей.

Столь высокие доходы по данной статье выгод свидетельствует об успешной и продуктивной деятельности Оргкомитета игр. Ещё один показатель результативности его работы – полученная Оргкомитетом операционная прибыль. Её сумма составила порядка 5 млрд. рублей, в том числе от 1, 5 до 2 млрд. рублей составляет денежная прибыль, и в 4 - 4, 5 млрд. рублей оценивается балансовая стоимость полученного Оргкомитетом имущества [Игры имели невероятный коммерческий успех, Газета.RU]. Вся эта прибыль, по словам президента Оргкомитета, пойдёт на развитие спорта в стране.

Можно говорить о том, что Олимпийские игры в Сочи способствовали получению таких косвенных выгод, как развитие массового и профессионального спорта в стране. Свидетельством этого является разработка и осуществление ФЦП " Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы» и ФЦП «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2020 годы». В свою очередь, повышение физической активности населения ведёт к увеличению продолжительности жизни, трудоспособного возраста; становится одним из основных компонентов подготовки качественных трудовых ресурсов, что является фактором обеспечения экономического роста страны.

На данном этапе трудно оценить, как в целом Олимпийские игры повлияли на экономику России. Речь идёт о развитии бизнеса в стране, повышение её инвестиционной привлекательности и последствиях Олимпиады для экономического роста. Благодаря олимпийскому строительству в процессе подготовки к Олимпийским играм Краснодарский край оказывался на четвёртом месте по объемам инвестиций среди субъектов РФ, и на втором месте по темпам роста инвестиций [Ведомости: Кубань пошла на обгон].

За первые два месяца в масштабе экономического роста эффект Олимпиады не значителен. По оценке Банка России темпы роста экономики за прошедшее с Олимпийских игр время составили всего 0, 2%, а общий вклад Олимпиады в рост ВВП оценивается в 0, 3 процентного пункта [Эксперты: Прибыль Оргкомитета не равна экономическому эффекту]. Однако следует учесть, что в связи с неопределённостью в плане перспектив использования олимпийской инфраструктуры её влияние на рост ВВП пока трудно оценить.

Предполагается, что вложения в олимпийскую инфраструктуру окажут локальный характер, существенно повлияв лишь на экономику региона, в котором проводились Олимпийские игры. Известно, что с 2007 по 2013 годы ВВП Краснодарского края увеличился на 40% [Жизнь после Олимпиады]. Таким образом, существенного влияния мегапроекта «Сочи-2014» на экономический рост страны не предвидится.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.