Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экономика крупных спортивных соревнований






 

Крупные спортивные соревнования, такие как летние и зимние Олимпийские игры или Чемпионат мира по футболу, оказывают существенное влияние на всё сферы национальной экономики страны, в которой они проводятся. Причём большой бюджет спортивного мероприятия не гарантирует положительный эффект от их проведения, так как огромное стратегическое значение имеет подготовительная организация работ.

Существует ряд факторов, влияющих на экономический эффект, возникающий при проведении крупных спортивных соревнований. Эти факторы можно условно объединить в две группы: факторы места проведения соревнований и факторы специфики этих соревнований [Золотов, 189-191].

Рассмотрим первую группу вышеназванных факторов. К ним относится уровень экономического развития страны, а так же уровень развития инфраструктуры города или городов, принимающих спортивные соревнования. Крупные спортивные соревнования требуют существования развитой инфраструктуры в месте их проведения. Если состояние существующих объектов инфраструктуры соответствует требованиям проводимого мероприятия, то значительные инвестиции в их развитие и совершенствование не требуются. В странах с менее развитым уровнем экономики, с незначительным объемом валового национального продукта влияние проводимого спортивного соревнования на экономику значительно выше, чем в странах с развитой экономикой. Однако выше и риск снижения деловой активности, влекущий за собой увеличение уровня инфляции, суммы долгов страны.

Ко второй группе факторов относят длительность спортивных соревнований, количество видов спорта и специфику необходимых для них спортивных сооружений, объёмы необходимых инвестиций, огромное количество телезрителей и «спортивных» туристов. Особенно следует остановиться на последнем факторе специфики спортивных соревнований – спортивном туризме.

Спортивный туризм – это составная часть внутреннего и международного рынка туристических услуг. Миллионы людей отправляются в места проведения крупных спортивных мероприятий с целью лично присутствовать на соревнования или принять в них участие. Огромный поток такого рода туристов оказывает значительное хозяйственное влияние на экономику страны. Рассмотрим механизм влияния на экономику страны спортивного туризма.

Увеличение количества туристов ведёт к увеличению спроса на питание, экскурсии, сувениры, ведёт к развитию сферы предпринимательства и торговли, и, как следствие, созданию новых рабочих мест и повышению уровня оплаты труда. Массы туристов так же нуждаются в услугах компаний, занимающихся перевозками пассажиров на железнодорожном, воздушном, морском и автомобильном транспорте. Взамен транспортные компании получают прибыль от продажи билетов, из которой они уплачивают налоги в местный бюджет, позволяющие улучшить благосостояние населения. Кроме того, увеличивается количество рабочих мест, создаваемых на транспорте в связи с необходимым расширением транспортной системы. Таков же механизм влияния потока туристов на экономику, существующего из-за спроса на услуги гостиничного комплекса.

Проведение современных спортивных соревнований требует так же проектирования и постройки спортивных сооружений. На их создание идёт большое количество капиталов и труда, в том числе и интеллектуального, что ведёт к установлению цен этих новейших спортивных сооружений на уровне нескольких десятков, сотен тысяч или миллионов долларов. Однако и выгоды от этих сооружений, как правило, превосходят затраты.

Они имеют двоякий характер:

- прямая прибыль от эксплуатации спортивных сооружений, позволяющая им окупаться за 4-5 лет;

- косвенные выгоды, заключающиеся в возможности местного населения использовать спортивные сооружения для занятий спортом в перерывах между соревнованиями [Галкин, 65-66].

Ко всему прочему, процесс появления новых рабочих мест сопровождается так называемым «эффектом мультипликатора». Суть этого эффекта заключается в том, что инвестиции, вкладываемые в одну из сфер экономики, вызывают рост доходов и занятости не только в ней, но и в других отраслях хозяйства.

Во время подготовки, проведения и после окончания спортивных соревнований в регионе формируются два вида занятости:

1) постоянная занятость – в сфере услуг; управленческий и технический персонал;

2) временная занятость – в строительстве, сфере обслуживания и транспортной сфере; волонтёрство.

Финансирование спортивных мероприятий производится из ряда источников. Все эти источники можно разделить на две категории - внешние и внутренние (самофинансирование).

Внешние источники: финансирование из федеральных и местных бюджетов, пожертвование от меценатства, спонсорские средства.

Самофинансирование за счёт продажи прав на телевизионные трансляции, продажи билетов, лицензирование, продажа товаров с символикой соревнований, продажа прав на размещение информации в интернете. Спонсорство – это возможность участвовать в мероприятиях, имеющих высокий социальный статус, и, как следствие, привлекающих внимание потребителей. Потребители, как правило, позитивно оценивают фирмы, бренды, товары, имеющие отношения к таким значимым событиям, как крупные спортивные мероприятия.

Проведение крупных спортивных соревнований направлено, главным образом, на две цели – получение прибыли и достижение максимальных внешних эффектов. Первая из этих целей находится в интересах предпринимательства, вторая – в интересах страны, принимающей соревнования.

В связи с этим некоторые исследователи предлагают выделить три модели управления и финансирования [Эти разные Олимпийские игры, 15-16], в рамках которых можно анализировать крупные спортивные соревнования, такие как Олимпийские игры.

Модель государственного управления и финансирования (доля государственного участия более 67%).

Модель смешанного управления и финансирований (доля государственного участия от 33 до 67%).

Модель частного управления и финансирования (доля государственного участия менее 33%).

В качестве показателей экономического эффекта от проведения спортивных соревнований исследователями выделяются:

· изменение валового национального продукта;

· инвестиции в подготовку и проведение спортивных соревнований;

· влияние на создание рабочих мест;

· влияние на соотношение между валютными поступлениями в страну и платежами, произведенными этой страной за границей за определённый промежуток времени [Золотов, 91-92].

В настоящее время для измерения экономического влияния спортивного соревнования на экономику страны используются два основных метода.

1. «Экс-анте анализ» - прогноз, предсказывающий экономический рост страны. Основан на прямой разнице между отдачей и вложениями;

2. «Экст-пост анализ» - измеряет изменения таких факторов, как местный доход, относя эти изменения к последствиям спортивных соревнований [Генусов].

Для оценки эффективности государственных проектов, таких как проекты подготовки к крупным спортивным соревнованиям, принятии решений о необходимости их реализации используется метод оценки экономического эффекта и метод анализа «затраты-выгоды». Первый из них основан на использовании моделей межотраслевого баланса и расчете мультипликативного эффекта от произведенных инвестиций в рамках проекта, выражающегося в приросте ВВП или ВРП, количестве вновь созданных рабочих мест или увеличении потока прибытий туристов по сравнению с ситуацией до реализации данного проекта [Пилипенко]. Именно такой метод используется при оценке социально-экономической эффективности Федеральной целевой программы «Развитие г. Сочи как горноклиматического курорта (2006 - 2014 годы)».

Альтернативой данному методу предлагается использовать методику «затраты-выгоды», позволяющую учесть так же косвенные внешние эффекты от реализации проекта. Авторы метода «издержки-выгоды» полагают, что этот метод позволяет наиболее объективно оценить эффективность вложения государственных ресурсов в разрабатываемые проекты, и их влияние на экономику и социальное развитие страны и региона. Именно в связи с применением данного метода появилась необходимость выделять и оценивать издержки и выгоды, связанные с проведением Олимпийских игр, на различных этапах подготовки к ним и проведения этого мега-события.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.