Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ординалистский подход. Потребительское равновесие.






Второй вопрос. О рдиналистский (порядковый) подход исключает возможность измерения полезности и основан на упорядочении потребителем товарных наборов с точки зрения их предпочтительности. Он стремится определить сочетание товаров, приносящее ему максимальную полезность.

Таблица 4. Сочетания товаров, обеспечивающих одинаковую полезность.

Сочетания Количество товара Х Количество товара У
J    
K    
L    
M    

 

Представленные в таблице сочетания наборов благ имеют для потребителя одинаковую полезность. Ему безразлично, какому сочетанию отдавать предпочтение. Субъективно определяя, какое сочетание товаров определяет его равновесие, покупатель выбирает из ряда альтернативных товаров и поэтому он может остановиться на разных вариантах сочетания, всё зависит от вкуса и настроения.

Кривая безразличия показывает точки совпадения полезности двух альтернативных товаров или точки потребительского равновесия или сочетания товаров, дающее покупателю одинаковое удовлетворение.

В связи с тем, что существуют разные уровни полезности (наборы благ, имеющие какой-либо иной уровень полезности) для анализа поведения потребителя используется карта кривых безразличия. Карта кривых безразличия - множество кривых безразличия, соответствующих всем возможным уровням полезности для данного потребителя. Очевидно, карта безразличия есть не что иное, как графическое изображение шкалы предпочтений потребителя. Карта отражает границы его выбора. На карте изображено несколько линий, каждая из которых отражает свой уровень. На каждом последующем уровне полезность будет выше, чем на предыдущем.

За крайними точками равновесие нарушается. Покупатель может жертвовать до определенного предела. Тот предел после которого покупатель не может отказаться от одного товара в пользу другого называется предельной нормой замещения.


Рис.6. Карта кривых безразличия

 

Рассмотрим теперь некоторые свойства кривых безразличия.

1. Кривые безразличия имеют отрицательный наклон.

Чтобы сохранить общий уровень полезности набора при уменьшении количества единиц благ X, потребитель должен компенсировать это уменьшение увеличением количества единиц благ Y. Все точки, расположенные выше данной кривой безразличия, характеризуют наборы благ, имеющие более высокий уровень полезности, чем находящиеся на этой кривой безразличия, а точки, расположенные ниже данной кривой, — наборы с более низким уровнем полезности.

2. Две кривые безразличия не могут пересекаться.

Следовательно, две кривые безразличия не могут иметь общую точку, так как один набор благ не может характеризоваться двумя различными уровнями полезности.

Потребитель стремится максимизировать получаемую им полезность, т.е. выбирает наиболее предпочтительный для себя набор товаров из множества доступных ему наборов. Для ответа на вопрос, какое именно сочетание двух товаров выберет покупатель и на какой кривой безразличия будет оно расположено, вводится еще три величины: цена товара Х, цена товара У и бюджет покупателя. На основе этих данных строится бюджетная линия.

Бюджетная линия – это геометрический мост точек, характеризующих все наборы товаров X и Y, которые может приобрести потребитель, полностью израсходовав свой доход при заданных ценах.

Ограничение по бюджету – сколько денег покупатель готов потратить.

Графически бюджетная линия отражает множество наборов из 2-х продуктов, требующих одинаковых затрат. Потребитель, стремится остановить свой выбор на том сочетании товаров, который обеспечит ему максимальную общую полезность. Точка касания по отношению к наивысшим из достижимых кривых безразличия является точкой потребительского равновесия.


Рис. 7. Равновесие потребителя

На графике (рис.7) множество доступных потребителю товарных наборов отображается треугольником ОАВ.

Иными словами, точка потребительского равновесия обязательно должна лежать на бюджетной линии АВ. Точка Е называется точкой потребительского равновесия (оптимума), поскольку расположена на наиболее высоко лежащей из доступных потребителю кривых безразличия, т.е. соответствует наиболее высокому уровню удовлетворения при данных доходе потребителя и ценах товаров.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.