Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 7. Эластичность спроса и предложения.






Эластичность спроса позволяет измерить степень реакции покупателя на изменение цен, уровня доходов или других факторов. Рассчитывается через коэффициент эластичности

Различают эластичность спроса по цене и эластичность спроса по доходу.

Эластичность спроса по цене

Эластичность спроса по цене показывает, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении цены на 1%.

Вычисление коэффициента

D -- спрос; P -- цена

Для подавляющего большинства товаров зависимость между ценой и спросом обратная, т.е. коэффициент получается отрицательным. Однако для удобства оценка производится по модулю.

  • Если Е> 1, то спрос эластичен
  • Если 0< Е< 1, то спрос не эластичен
  • Если E=1 (порог перехода), то это единичная эластичность

На эластичность спроса по цене влияют следующие факторы:

  • Наличие товаров конкурентов или товаров заменителей;
  • Незаметное для покупателя изменение уровня цен;
  • Консерватизм покупателей во вкусах;
  • Фактор времени;
  • Удельный вес стоимости товара в доходах потребителя.

В зависимости от этих показателей различают:

  • Неэластичный спрос (Ep(D) < 1) – рыночная ситуация, при которой изменение цены на 1 % вызывает изменение объема спроса менее 1%.
  • Эластичный спрос (Ep(D) > 1) – рыночная ситуация, при которой изменение цены на 1 % вызывает изменение объема спроса более 1%.
  • Спрос единичной эластичности (Ep(D) = 1) – это рыночная ситуация, при которой изменение цены на 1 % вызывает 1-процентное изменение спроса.
  • Абсолютно неэластичный спрос, означающий абсолютную нечувствительность объема спроса к изменению цены (Ep(D) = 0): изменение P на 1 % и более не влияет на изменение объема спроса. Существует также абсолютно эластичный спрос, означающий абсолютную независимость цены от объема спроса: по одной и той же цене продается неограниченное количество товара.

Эластичность спроса по доходу

Эластичность спроса по доходу показывает, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении дохода на 1%. Она зависит от следующих факторов:

  • Значимость товара для бюджета семьи.
  • Является ли товар предметом роскоши или предметом необходимости.
  • Консерватизм потребителей во вкусах.

Измерив эластичность спроса по доходу, можно определить, относится данный товар к категории нормальных (высшей категории) или малоценных (низшей категории). Основная масса потребляемых товаров относится к категории нормальных. С ростом доходов мы больше покупаем высококачественных продуктов питания, одежды, обуви, товаров длительного пользования. Есть товары, спрос на которые обратно пропорциональны доходом потребителей. К ним относятся: вся продукция низкой категории качества и некоторые виды продовольствия.

Для товаров низшей категории коэффициент эластичности спроса по доходу меньше 0; для товаров первой необходимости его значение между 0 и 1; для предметов длительного пользования и предметов роскоши он больше 1.

Перекрёстная эластичность спроса

Это отношение процентного изменения спроса на один товар к процентному изменению цены на какой-либо другой товар. Положительное значение величины означает, что эти товары являются взаимозаменяемыми (субститутами), отрицательное значение показывает, что они взаимодополняющие (комплементы)

Эластичность предложения — степень изменения в количестве предлагаемых товаров и услуг в ответ на изменения в их цене. Процесс возрастания эластичности предложения в долгосрочном и краткосрочном периодах раскрывается через понятия мгновенного, краткосрочного и долгосрочного равновесия.

Коэффициент эластичности предложения — числовой показатель, отражающий степень изменения количества предлагаемых товаров и услуг в ответ на изменения в их цене на 1%.

Вычисление коэффициента

S – объем предложения; P -- цена

  • Если Е> 1, то предложение эластично
  • Если 0< Е< 1, то предложение не эластично
  • Если E=1 (порог перехода), то это единичная эластичность

Эластичность предложения зависит от:

- особенности производственного процесса (позволяет производителю расширить производство товара при повышении цены на него или переключиться на выпуск другого товара при снижении цен);

- временной фактор (производитель не в состоянии быстро реагировать на изменения цен на рынке);

- способность данного товара к длительному хранению и стоимость этого хранения.

При мгновенном равновесии резкое изменение спроса в результате резкого увеличения спроса в условиях абсолютно неэластичного предложения приводит к такому же резкому росту рыночной цены. При краткосрочном равновесии эластичность предложения будет выше, чем в мгновенном. Увеличение предложения будет возможно, если предприниматель, например, экстренно отзовет своих работников из отпусков. Краткосрочное равновесие достигается на том уровне, когда цена еще по-прежнему стимулирует дополнительное производство, дальнейшее увеличение которого, с другой стороны, требует уже замены оборудования, технологии. В период долгосрочного равновесия уже осуществлена замена оборудования, а также нанята более квалифицированная рабочая сила. Предложение становится еще более эластичным. Дальнейший наклон кривой предложения приводит, помимо увеличения количества предлагаемого продукта, и к дальнейшему снижению цены. Цена, снижается почти до того уровня, который был перед резким изменением спроса, но не становится прежней в силу того, что общее равновесие на рынках факторов производства изменилось в результате деятельности самой фирмы или отрасли по привлечению нового оборудования и других факторов производства. В итоге цена становится несколько выше, чем первоначальная.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.