Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Определение цены и объема производства в условиях монополистической конкуренции.






Данная проблема рассматривается с учетом того, что монополистическая конкуренция является одной из моделей несовершенной конкуренции. Кривая спроса на продукцию отдельной фирмы эластична до определенных пределов. Товар имеет много заменителей, поэтому есть возможность изменить цены. При этом большая часть участников конкуренции вынуждена устанавливать свои цены в соответствии с общей рыночной конъюнктурой.

 

Рис.28 а) Максимизация прибыли в краткосрочном периоде.

Рыночная конъюнктура позволяет установить высокие цены и получить экономическую прибыль.

 

 

Рис.28б) Убытки в краткосрочном периоде

Рыночная конъюнктура не позволяет установить высокие цены и получить экономическую прибыль. Фирма вынуждена минимизировать убытки.

 

Рис.28 в) Равновесие в долговременном периоде

Таким образом, если цена просто покрывает издержки на единицу продукции при объеме производства, для которого MR = МС (в), в долговременном периоде достигается положение равновесия.

Условиями равновесия фирмы в условиях монополистической конкуренции в краткосрочном периоде является равенство предельных затрат и предельного дохода, при условии что цена на продукцию будет превышать предельные затраты. В случае высокого положения кривой спроса (над кривой предельных затрат) возникает возможность получения дополнительной (экономической) прибыли. Следовательно, в долгосрочном периоде такая возможность будет привлекать в отрасль новых конкурентов до тех пор, пока рынок не насытится и линия спроса не станет касательной к кривой средних затрат. Что характерно, фирма монополистический конкурент никогда не достигнет точки минимума средних общих затрат, потому что линия спроса при монополистической конкуренции не станет горизонтальной - это плата за дифференцированность продукции и возможность в краткосрочном периоде получать большую прибыль.

Рис.29. Долгосрочное равновесие фирмы в условиях

монополистической конкуренции

 

Олигополистический рынок представляет собой переходную форму от монополистической конкуренции к чистой монополии.

Наряду с монополистической конкуренцией - это одна из самых распространенных моделей рынка. В ряде отраслей, производящих

однородный или дифференцированный товар, существует небольшое количество крупных и крупнейших фирм, контролирующих рынок данного товара. Речь идет о производстве металла, цемента, кокса, технического спирта, автомобилей, самолетов, электроприборов, моющих средств, сигарет. Этих фирм в отрасли может быть 3-4, а может 6-10. В первом случае имеет место жесткая олигополия, во втором - расплывчатая.

Основной причиной немногочисленности участников конкуренции является эффект масштаба. Там, где он значителен, эффективное производство возможно только при небольшом количестве производителей, являющихся очень крупными и контролирующих большую часть отраслевого рынка. Происходило все примерно так. Многие отрасли начинали на базе несложной техники, производителей было достаточно много. Постепенно выделяется ряд наиболее сильных фирм, успешно использующих достижения НТП и увеличивающих свою долю на рынке. Рост общего предложения вызывает снижение цен. Все выжить в таких условиях не могут. Происходит постепенное вытеснение конкурентов, а все более усложняющееся производство препятствует возникновению новых фирм.

Рис. 30. Роль эффекта масштаба в снижении средних издержек.

 

Уменьшение числа производителей происходило также за счет их добровольного слияния. Объединение двух или трех ранее конкурировавших фирм может увеличить их долю на рынке и добиться большего эффекта масштаба. Чем больше предприятие, тем легче ему добиться более низких средних издержек. Для этого нужно вложить только в машины и оборудование колоссальные деньги. А это доступно только очень сильным производителям, имеющим большой производственный опыт в данной области. Второй важной причиной слияния является рыночная власть, в результате чего повышается способность контролировать цену и рынок своей продукции. Третьей причиной слияния, приводящей к укрупнению фирмы, является возможность получения преимущества крупного покупателя материально — технических ресурсов по более низким ценам. Так постепенно сложились препятствия технологического и финансового плана, блокирующие доступ в отрасль для конкурентов. Используются также барьеры типа патентов, лицензий и т.п. (см. раздел о чистой монополии). Таким образом, участники олигополии решают проблему, как производить.

Немногочисленность участников конкуренции обусловила уникальное свойство олигополии - всеобщую взаимозависимость их друг от друга. При определении ценовой политики каждая фирма должна принимать во внимание возможную реакцию со стороны конкурентов. Знание информации об издержках производства и спросе на товар является недостаточным. Самым важным фактором будет ответная реакция конкурентов на изменение цены. В случае ее снижения одной фирмой соперники могут понизить свои цены еще больше, начнется ценовая война, и первая фирма окажется в проигрыше. В случае повышения цены конкуренты не предпримут ответных действий, и потребители вновь уйдут к ним. Реакцию конкурентов уверенно предсказать невозможно, поэтому и не существует полного контроля над ценами со стороны одной фирмы.

В других случаях конкуренция среди продавцов в олигополии может быть очень активной, создавая низкие цены и повышение объёма производства. Это может привести рынок к состоянию похожему на настоящую конкуренцию. Конкуренция в олигополии может быть выше, если в отрасли существует достаточно большое количество фирм, или, к примеру, эти фирмы привязаны регионально и не конкурируют между собой напрямую.

Дополнительным финансовым барьером для вхождения в отрасль могут быть крупные расходы на рекламу, например, при производстве безалкогольных прохладительных напитков, сигарет и т.п.

Ценовая конкуренция весьма затруднительна в олигополии, поэтому наибольший упор переносится на неценовую конкуренцию, особенно при производстве дифференцированного продукта.

Это обусловлено следующим.

1. Конкуренты фирмы могут быстро и легко ответить на снижения цен, поэтому возможность значительного увеличения чьей-нибудь рыночной доли мала. Конкуренты быстро аннулируют любое возможное увеличение продаж, отвечая на снижения цен. В тоже время всегда существует риск, что ценовая конкуренция ввергнет участников в ценовую войну. Менее вероятно, что неценовая конкуренция выйдет из-под контроля. В олигополии, благодаря неценовой конкуренции, могут быть получены более долговременные преимущества перед конкурентами, потому что изменения продукта, усовершенствования производственной технологии и удачная реклама, послепродажное обслуживание не могут быть так же быстро и так же полно дублированы, как снижения цен.

2. Промышленные олигополисты обычно обладают значительными финансовыми ресурсами, которые позволяют расширять рекламу, осуществлять развитие производства, улучшать качество и дифференциацию продукта.

Следовательно, хотя неценовая конкуренция является основной чертой как отраслей с монополистической конкуренцией, так и олигополистических отраслей, последние обычно имеют более значительные финансовые ресурсы, которые позволяют им более полно заниматься неценовой конкуренцией. Обычно доли рынка в олигополии определяются на базе неценовой конкуренции.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.