Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Результаты обучения в игровой форме






 

Опрос студентов, ответы на контрольные вопросы курса «Менед­жмент» указывают на полученную ими подготовку в следующих направ­лениях:

Ø оценка управленческой ситуации как совокупности внутренних и внешних меняющихся условий;

Ø переход на единый язык делового общения с помощью бизнес-плана, используемого для разработки проекта;

Ø реализация общих целей путем самостоятельного формирования команды единомышленников, включающего выбор неформального лиде­ра, распределение ролей, создание оргструктуры организации и системы отношений, отработку принятия управленческих решений;

Ø отработка навыков вариативного мышления, принятие оператив­ных решений в реальном масштабе времени;

Ø умение работать в конкурентной ситуации, требующей своего ноу-хау, защиты новшества, обнаружения слабых мест конкурента, публич­ной борьбы, поиска скрытой информации о нем;

Ø способность к цивилизованной борьбе с конкурентом, грамотная полемика с оппонентом;

Ø отбор необходимой информации, изучение законодательной базы, закономерностей управления объектом, технологии, организации, марке­тинга и т.д.;

Ø подготовка развернутого бизнес-плана для реальных условий.

Практический выход деловой игры

 

Реальность и практическая ценность проекта, создаваемого в про­цессе игры, подтверждаются отзывами ректоров крупнейших вузов, по­лученными командами. Некоторые команды даже получили приглашение для создания факультета менеджмента в вузах, которым предназначался бизнес-план.

Проблемы дальнейшего развития

 

Накопленный опыт позволил сформулировать три группы проблем:

1) расширение работы со студентами требует:

ü разработки методологии обучения по решению проблем,

ü создания методики организации коллективной деятельности,

ü мотивации активной деятельности студента в обучении,

ü развития общего уровня личности студента,

ü углубления знаний в предметной области управления;

2) работа преподавателей требует:

ü психологической и технической подготовки,

ü комплексного освоения финансов и менеджмента,

ü освоения методологии деятельности по решению проблем,

ü мотивации активной деятельности,

ü формирования игровой команды по взаимозаменяемости, возра­стному составу, способности к самосовершенствованию,

ü методического обеспечения игровой формы проведения занятий;

3) организационные вопросы освоения игровых форм обучения тре­буют:

ü поэтапной реконструкции учебного процесса,

ü селективного формирования студенческих групп,

ü создания методического центра активных методов обучения,

ü переподготовки преподавателей,

ü маркетинга товара «выпускник РЭА», повышения качества под­готовки выпускников, определения потребностей в выпускниках РЭА,

ü финансирования подготовки выпускников РЭА.

Методические рекомендации к игре «Сократ»

 

Организационно-деловая игра «Сократ» проводится в рамках учебных программ по курсам «Менеджмент» и «Маркетинг» в РЭА им. Г.В. Плеха­нова (рецензенты методической разработки д-р психологических наук, про­фессор Ю.Д. Красовский и д-р экон. наук, профессор Л.В. Фаткин).

Целью деловой игры как метода активизации учебного процесса является глубокое освоение учебного материала в обстановке, прибли­женной к действительности.

Деловая игра должна:

Ø пробудить у студентов интерес к определенным разделам менед­жмента (стратегическому планированию, бизнес-планированию, мене­джменту персонала, информационному обеспечению) и маркетинга (изу­чению и сегментированию рынка, разработке рекламной кампании) с углубленным изучением данных дисциплин;

Ø отработать приемы и навыки публичных выступлений, дискус­сий — отстаивания своих интересов в конкурентной ситуации;

Ø помочь приобрести навыки сбора и анализа реальной (в том чис­ле маркетинговой) информации об управляемом объекте и внешней среде;

Ø научить навыкам руководства организацией и управления коллек­тивом.

Устав игры разработан и утвержден советом преподавателей кафедр государственного управления и менеджмента и маркетинга.

Описание игровой ситуации

 

Акционерное общество (бывшее государственное предприятие) на­ходится в состоянии глубокого спада, не вписавшись в новую экономи­ческую ситуацию. Испытывая финансовые трудности, руководство реши­ло учредить дочернюю консалтинговую фирму (КФ) по проблемам мене­джмента и маркетинга, надеясь с ее помощью добиться возрождения предприятия.

Акционерное общество расположено в Москве, часть площадей (офисы) находится за Садовым кольцом. Акционерное общество имеет хорошую инфраструктуру и некоторое количество свободных площадей для размещения КФ, требующих ремонта, технического оснащения и эсте­тического оформления. Среди сотрудников достаточно профессиональных специалистов (в области производства) и обслуживающего персонала.

Акционерное общество не имеет ни опыта консалтинга в области менеджмента и маркетинга для рыночной экономики, ни высококвалифи­цированных консультантов по этим проблемам, ни репутации по оказа­нию консалтинговых услуг.

Акционерному обществу требуется дополнительное финансирование на ремонт помещений для проведения консультаций, оснащение вы­числительной и оргтехникой консультантов, методическое и информаци­онное обеспечение консалтинга, оплату высококвалифицированных кон­сультантов, проведение рекламной кампании.

Директор акционерного общества обратился с просьбой к РЭА орга­низовать команду для подготовки проекта учреждения КФ как отдельного юридического лица.

Команда сформирована капитаном из студентов своей группы на добровольной основе. Число членов команды — 14—17 человек.

Команда имеет право привлекать в качестве консультантов и экс­пертов преподавателей и студентов других факультетов, а также любых специалистов из России и из-за рубежа.

Команда должна разработать принципы создания КФ, провести мар­кетинговое исследование, представить перечень консалтинговых услуг, рассчитать размер необходимого кредита и защитить его на кредитном комитете банка. В рамках выполнения задания команда должна:

Ø исследовать потребности в консалтинговых услугах в области ме­неджмента и маркетинга;

Ø изучить рынок консалтинговых услуг;

Ø разработать стратегический план создания и функционирования КФ по проблемам менеджмента и маркетинга;

Ø разработать бизнес-план на получение кредита, рассчитать и обо­сновать его размер, предложить гарантии возврата кредита;

Ø убедить банк в обоснованности выдачи кредита на конкурентной основе с другими командами, обратившимися в тот же банк;

Ø разработать тактический план привлечения преподавателей РЭЛ и специалистов в качестве консультантов;

Ø организовать рекламную кампанию по привлечению потребите­лей консалтинговых услуг.

Требования к деятельности игровой команды следующие.

1. Команда действует в реальном информационном и правовом про­странстве.

2. Новая КФ должна быть конкурентоспособной по сравнению с дей­ствующими консалтинговыми фирмами Москвы по уровню качества и стоимости консультирования, оплаты труда консультантов.

3. Один преподаватель может консультировать несколько команд в рамках семинарских занятий, обеспечивая общее методическое руковод­ство. Он не имеет права предоставлять командам информацию по пред­метной области и обязан хранить в тайне все идеи и решения каждой коман­ды. Преподаватели не входят в состав кредитной комиссии (кредитного комитета банка).

Технология организации игры

 

Игра включает шесть этапов:

1) формирование и обучение команд в рамках проведения семинар­ских занятий. Специальный тренинг капитанов команд;

2) исследование потребностей в консалтинговых услугах в области менеджмента и маркетинга;

3) изучение рынка консалтинговых услуг по проблемам менеджмента и маркетинга;

4) анализ разработанных бизнес-планов, допуск команд к состяза­тельной части;

5) полуфинал — конкурс результатов маркетинговых исследований;

6) финал — конкурс бизнес-планов.

Формирование команды завершается к моменту подачи предвари­тельной заявки на совет преподавателей до 30 сентября текущего года. Окончательная заявка на участие в игре подается вместе с бизнес-планом не позднее 14 календарных дней до даты полуфинальных состязаний. В ис­следовательских отчетах и бизнес-плане указывают авторов каждого раз­дела.

На основе анализа предварительных исследований и бизнес-планов совет преподавателей решает вопрос о допуске команды к игре. Разбивка команд на состязательные группы осуществляется путем жеребьевки среди капитанов.

Состязательную часть ведут преподаватели-консультанты, готовив­шие команды к игре. Они обеспечивают соблюдение регламента по сце­нарию, который получают за месяц долиты соревнования.

Спорные вопросы, возникающие на папе подготовки к состязатель­ной части, разрешаются советом преподавателей. Решении этого совета окончательные и обжалованию не подлежат.

Судейские комиссии состоят из преподавателей РЭА и других ву­зов. Председателем судейской комиссии является один из преподавате­лей, читающих лекции по курсу «Маркетинг» в полуфинале) и по курсу «Менеджмент» (в финале).

Сценарий на темы маркетинговых исследований и бизнес-планов предусматривает отдельные соревновании по следующему регламенту:

Ø доклад представителя игровой команды (3 мин);

Ø вопросы команд-соперников (2 мин);

Ø конструктивная взаимная критика (5 мин).

Поведение команд в игре ориентировано на активную критику со­перников и защиту своих позиций. Выступления должны быть аргументи­рованными, конкретными и проходить под девизом: противник тоже име­ет право на существование.

Оценка деятельности участников команды определяется отдельно по следующим критериям:

Ø глубина маркетингового исследования;

Ø качество и уровень проработки бизнес-плана;

Ø активность и этика поведения во время игры;

Ø слаженность команды;

Ø качество выступлений игроков (эмоциональность, аргументиро­ванность, информационная обоснованность);

Ø управление командой со стороны капитана;

Ø умение команды преподнести свои ноу-хау;

Ø умение вести полемику (вопросы, ответы, оппонирование).

Для определения победителей судьи распределяют команды по каж­дой теме сценария.

Команда-победительница определяется наименьшим суммарным количеством мест, выставленных судьями по всем темам сценария.

Деловой вклад каждого члена команды в общий результат оценива­ется капитаном самостоятельно либо на основе совета с другими членами команды. В любом случае вся полнота ответственности за принятое ре­шение лежит на капитане.

Вклад оценивается по балльной системе от 0 до 20 по таким крите­риям:

Ø уровню сложности руководства (количество подчиненных);

Ø объему и качеству собранного информационного материала;

Ø глубине анализа и обобщения исходных данных;

Ø исполнительности участников (выполнение заданий руководства);

Ø степени положительного влияния капитана на сплоченность команды.

Оценка выставляется после завершения игры.

Поощрение победителей

 

Всем участникам команды победа в полуфинале (при условии ак­тивного участия на подготовительном этапе) засчитывается как сдача за­чета по курсу «Маркетинг» с положительной оценкой.

Всем участникам команды, победившей в финале, при условии актив­ного участия на подготовительном этапе победа засчитывается как сдача экзамена по курсу «Менеджмент». Также поощряются капитаны команд, допущенных до полуфинала.

Отдельные участники проигравшей команды, активно проявившие себя в проведении маркетинговых исследований, разработке бизнес-пла­на и игре (по оценке капитана, преподавателей и судей), получают диф­ференцированные льготы при сдаче зачета по курсу «Маркетинг» и эк­замена по курсу «Менеджмент».

Методическое обеспечение деловой игры

 

В бизнес-план рекомендуется включать следующие разделы:

1) выбор миссии фирмы. Составление дерева целей по трем уров­ням;

2) описание и анализ внешней среды по факторам: экономическим, конкурентным, социальным, политическим, рыночным, технологическим;

3) описание и анализ КФ (структура, квалификационные требова­ния к консультантам);

4) ресурсы (материальные, человеческие, информационные);

5) технология проведения консультаций;

6) мотивация потребителей консалтинговых услуг;

7) мотивация консультантов при сотрудничестве с КФ;

8) выбор стратегии достижения главной цели;

9) условия предоставления кредита (размер, процентная ставка, срок и гарантии возврата);

10) список литературы;

11) список авторов с указанием написанных разделов.

После завершения игры преподаватели не отвечают за конфиден­циальность имеющихся в бизнес-планах сведений.

Распределение ролей в игре предлагается производить с учетом от­ветственности:

Ø капитана — за создание и руководство командой;

Ø помощника капитана — за разработку дерева целей;

Ø стратегического отдела — за разработку стратегии воздействия на внешнюю среду по экономическим, конкурентным и социальным фак­торам;

Ø тактического отдела — за разработку тактики воздействия на внут­реннюю среду по социальным и ресурсным факторам, обучению и моти­вации;

Ø экономического отдела — за разработку технико- экономическо­го обоснования получения кредита.

График проведения игры «Сократ» приведен в табл. 6.1.

 

Таблица 6. 1

График проведения игры «Сократ»

 

Наименование этапа Начало Окончание Длительность, дни
Подготовка к игре 01.09 20.09  
Формирование и обучение команд в рамках семинарских занятий 22.09 05.10  
Исследование рынка спроса и предложения консалтинговых услуг в области менеджмента 06.10 01.11  
Разработка бизнес-плана 03.11 22.11  
Оформление бизнес-плана 24.11 29.11  
Рассмотрение результатов маркетинговых исследований и бизнес-планов, допуск команд к состязательной части 01.12 08.12  
Полуфинал – конкурс маркетинговых исследований 09.12 12.12  
Финал – конкурс бизнес-планов 16.12 17.12  

 

Описание ситуации

 

Два равноценных технических вуза решили открыть платные факуль­теты по подготовке менеджеров высокого профессионального уровня.

Они равноудалены от центра и имеют:

Ø достаточное количество учебных аудиторий, требующих ремонта, технического оснащения и эстетического оформления;

Ø старые общежития, расположенные рядом с вузом;

Ø хорошую репутацию по подготовке инженерно-технических кад­ров;

Ø хорошую инфраструктуру и обслуживающий персонал;

Ø опыт подготовки менеджеров для рыночной экономики;

Ø высококвалифицированные кадры преподавателей.

Оба вуза не имеют никакой репутации по подготовке менеджеров.

Вузам требуется финансирование на следующие цели:

Ø ремонт учебных помещений;

Ø ремонт и переоборудование общежития под гостиницу;

Ø техническое оснащение оргтехникой учебных аудиторий;

Ø оплату высококвалифицированных преподавателей.

Методические рекомендации к игре «Кредит»

 

Студенты разбиваются на следующие группы:

1)банк — распорядитель кредита — 3 чел., в том числе преподава­тель;

2) администрации МЭИ/МАИ в составе: ректор, главный эконо­мист, менеджер по кадрам;

3) преподаватели менеджмента — 6 чел.;:

4) потенциальные слушатели.

Цели и задачи игровых групп

 

Вузы должны:

Ø разработать стратегический план создания и функционирования факультетов менеджеров;

Ø разработать технико-экономическое обоснование для получения кредита;

Ø рассчитать и обосновать размер кредита;

Ø убедить банк в обоснованности выдачи кредита, предложить га­рантии его возврата;

Ø разработать тактический план привлечения преподавателей к ра­боте;

Ø разработать схему информационного обеспечения факультета;

Ø разработать тактический план привлечения потенциальных слу­шателей для учебы на открывающемся факультете.

Банк должен:

Ø провести экспертизу стратегических планов;

Ø решить вопрос о выделении кредитов соискателям;

Ø оценить результат деятельности вузов на последующих этапах игры.

Преподаватели должны:

Ø оценить тактический план по привлечению преподавателей;

Ø отдать предпочтение одному из вузов.

Потенциальные слушатели должны:

Ø оценить стратегический план вуза;

Ø оценить схему информационного обеспечения факультета;

Ø отдать предпочтение одному из вузов.

В процессе подготовки к игре группы могут привлекать любых спе­циалистов в качестве консультантов, в том числе студентов.

Оценка деятельности конкурирующих групп производится по сумме оценок на основе следующих критериев:

Ø размер полученного кредита (за 100% принимается сумма кредита);

Ø доля поступивших слушателей (за 100% принимается число по­тенциальных слушателей).

Игра проводится в четыре этапа:

1) разработка стратегического плана организации;

2) разработка тактического плана привлечения преподавателей;

3) разработка схемы информационного обеспечения факультета;

4) оценка эффективности деятельности менеджеров.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.