Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Система методов воспитания будущих квалифицированных рабочих






Теоретиками педагогики начального профессионального образования предлагалось, а в практике деятельности мастеров профессионального обучения, наставни­ков и преподавателей профтехучилищ выделялась классификация ме­тодов воспитания будущих рабочих, включающая три группы: 1) методы организации коллектива, 2) методы убеждения и 3) методы педагогическо­го стимулирования. Рассмотрим их содержание.

1. Основной задачей методов организации коллектив а является профессиональная подготовка рабочих высокой квалификации. Но обучающиеся профучилищ и в учебно-производственных мастер­ских, и на практике, выполняя производственные задания, выступа­ют как групповой коллектив. Чем же характеризуется организован­ный трудовой коллектив и каковы методы его организации?

Организованный трудовой коллектив отличает высокая дисципли­на и культура взаимоотношений его членов, забота всех и каждого об улучшении условий труда, соревновательное отношение к делу, обмен опытом и, наконец, самоуправление, т.е. активное участие в управле­нии делами коллектива. Поэтому методы организации коллектива ос­нованы на дисциплине, самообслуживании, соревновании и само­управлении.

Дисциплина — исходный метод организации коллектива — обеспечивает формирование культуры взаимоотношения членов кол­лектива, полезных традиций и привычек поведения путем выработки соответствующих норм и правил и последова­тельного их предъявления в качестве единых требований друг к другу.

Долгое время в отечественной педагогике делался особый акцент на воспитание сознательной дисциплины. Это объяснялось тем, что дисциплина вытекает из сознания, а следовательно, ее воспитание до­стигается путем различного рода увещеваний, внушения преимуществ того или иного способа поведения. На практике это приводило к тому, что основными приемами воспитания дисциплины становились лек­ции, беседы и поучения. Опыт доказал ошибочность такого пути.

«Требование — вот основа дисциплины», — утверждал А.С. Мака­ренко. Предъявление требований руководителями и наставниками коллектива, всеми сотрудниками друг к другу — главный путь воспи­тания дисциплины в коллективе. При этом единство требований ста­новится определяющим условием. Конечно, разработка требований и их предъявление сопровождаются разъяснительной работой, для чего используется методика убеждения, но на первом месте — требования.

Самообслуживание — ведущий метод организации коллекти­ва — обеспечивает создание общими усилиями наиболее благоприят­ных условий жизни и труда коллектива и формирование у его членов хозяйской заботы об умножении общественного достояния.

В современном обществе с расширением номенклатуры и совер­шенствованием качества бытовой техники самообслуживание стано­вится нормой жизни каждого человека, любой семьи и трудового кол­лектива, но от этого оно еще не превращается в метод воспитания. Раньше некоторые педагоги рассматривали самообслуживание как самый примитивный вид трудовой деятельности, скучную, но необ­ходимую обязанность, «горькую необходимость», однако позднее, изучая опыт многих трудовых и учебных коллективов, они убедились в том, что без внедрения самообслуживания коллектив развивается однобоко, в нем начинают преобладать иждивенческие настроения, а главное — члены коллектива не становятся подлинными хозяевами своего дела.

Соревнование — коррекционный метод организации трудового коллектива, где важную роль играет учет и сравнение результатов сов­местной деятельности, а также поощрение всех участников, особенно передовиков, — стимулирует успех индивидуального и коллективного труда, формирует ревностное отношение к делу у его участников.

В недавнем прошлом соревнование было заформализовано, не подкреплялось мерами экономического стимулирования и сводилось к составлению так называемых «соцобязательств» и формальному подведению итогов, что практически не влияло на повышение произ­водительности труда. Широко была распространена порочная практика пересмотра норм выработки в сторону их завышения, а это отбивало охоту к высоким достижениям в труде. Уравниловка в оплате труда также не способствовала заинтересованности в участии в соревновании.

Между тем соревнование в коллективе при правильной его организации — эффективное воспитательное средство. Но для этого необходимо соблюдать ряд условий. Прежде всего, организация соревнования должна естественно вытекать из устремлений коллек­тива, подкрепляться производственной необходимостью. Неприем­лемо соревнование ради соревнования. Производственная и педаго­гическая целесообразность здесь выступают в единстве. В этом случае одинаково полезны и индивидуальные формы, когда соревнуются от­дельные лица друг с другом, и коллективные, когда соревнуются, на­пример, разные бригады и трудовые коллективы одной отрасли про­изводства.

Самоуправление — метод самоорганизации коллектива — обеспечивает формирование у его членов отношений взаимной ответ­ственности и организаторских качеств при условии, если в управле­ние делами коллектива включаются работоспособные органы, наде­ленные реальными правами и полномочиями.

Коллектив без органов управления — толпа. Эти слова, принадле­жащие Макаренко, применимы к любому коллективу, но прежде всего и более всего к трудовому. Самоуправление не только сплачивает кол­лектив, но делает его субъектом воспитательной работы. В современ­ных условиях дестабилизации экономики, снижения уровня произ­водства, появления безработицы развитие самоуправления трудовых коллективов может стать важным стабилизирующим фактором, спо­собствовать выходу из кризиса производства путем повышения произ­водительности труда и внедрения новых современных технологий. Об этом свидетельствует и зарубежный опыт, в частности Японии. Ведь именно самоуправление позволяет каждому работнику сознательно и ответственно участвовать в подъеме производства, способствует раци­онализаторству, стимулирует предприимчивость.

2. Назначение методов убеждения состоит в том, чтобы способст­вовать воспитанникам в осмыслении своего социального опыта и происходящего в окружающем мире, в овладении основами духовной культуры человечества и в выработке гуманистических личных взгля­дов на основе размышлений, переживаний, формирования новых по­нятий и представлений. Эта группа включает следующие методы: ин­формацию, поиск, дискуссию и взаимное просвещение. Их следует отличать от методов внушения, т.е. воздействия на сознание, чем так широко пользуется современная реклама.

Информация — исходный метод убеждения — обеспечивает со­общение воспитанникам тех или иных сведений непосредственно педагогом и стимулирует у них интерес к новому знанию, потребность в овладении им. Метод считается исходным, так как он применяется при начальном ознакомлении воспитанников с новыми для них идеями, теориями, фактами и другими сведениями, составляющими основное содержание нравственного просвещения и научного образования.

Главным средством использования метода информации являются живое слово и личный пример педагога. При этом прибегают, как правило, к таким формам, как рассказ, беседа, лекция, инструкция, наглядный показ. В отдельных случаях представляется уместным при­глашение других опытных людей, очевидцев важных событий, масте­ров производства и политических деятелей для выступления перед воспитанниками. Их авторитет значительно усиливает влияние живо­го слова на молодых людей.

Поиск — ведущий метод убеждения — обеспечивает вовлечение воспитанников в процессы самостоятельного приобретения знаний, сбора и исследования информации научного и ценностно-ориенти­рованного характера. Именно на этой основе формируются навыки и умения самообразовательной деятельности. После того как воспи­танники ознакомились с новым знанием, получили общее представ­ление о нем и, главное, почувствовали интерес к новым сведениям, целесообразно включить их в активное самостоятельное добывание знаний из литературных и других источников. Поисковый метод также называют эвристическим, исследовательским, творческим.

Дискуссия — коррекционный метод убеждения — обеспечивает вовлечение воспитанников в товарищеский обмен мнениями, спо­собствуя поддержке и развитию нравственно-этических представле­ний, формируя самокритичность и готовность к преодолению оши­бочных взглядов и неверных точек зрения, отстаивание своих убеждений. Нередко дискуссию понимают лишь как противоборство взглядов, столкновение противоречивых точек зрения. Такое понима­ние вряд ли правомерно.

Наиболее типичной формой метода дискуссии является диспут — коллективное обсуждение какой-либо проблемы. Подготовка и про­ведение диспута требует от педагога умелого решения ряда специфи­ческих задач: выбора актуальной темы, формирования вопросов для обсуждения, своевременного оповещения всех участников, подбора опытного ведущего.

Взаимное просвещение — метод самоорганизации убежде­ния — обеспечивает формирование у воспитанников потребности и умения пропагандировать свои знания, взгляды и убеждения и реали­зуется в повседневной разъяснительной работе среди своих товарищей. На этом этапе коллектив становится субъек­том воспитательной работы, а педагог выполняет роль помощника и консультанта.

Взаимное просвещение усиливает воспитательные функции кол­лектива, множит в его составе число не просто знающих людей, а лю­дей, готовых щедро поделиться своими знаниями и мастерством с другими членами коллектива.

3. Методы педагогического стимулирования включают: требование, перспективу, поощрение и наказание, общественное мнение.

Требование — исходный метод педагогического стимулирова­ния — обеспечивает вызов определенного поведения воспитанников и проявления их деловых и нравственных качеств путем выражения норм поведения в личных отношениях педагога с воспитанниками, в общении с ними.

Требования бывают прямыми и косвенными. Ког­да обращение педагога содержит четкое конкретное указание по фор­муле: «Делай так и только так» — и выражено в решительной настой­чивой манере, мы имеем дело с прямым требованием, которое особенно действенно в начале работы с воспитанниками. Оно пози­тивно, т.е. вызывает определенный поступок, а не запрещает или тор­мозит те или иные действия. Только неопытные педагоги не скупятся на указания типа «не делай этого, не делай того...». Педагог-мастер четко знает, чего он добивается от молодых людей и какими методами лучше действовать. Прямое требование инструктивно, однозначно и конкретно. Это особенно важно при стимулировании новых дейст­вий, отсутствующих в опыте воспитанников. Предъявляя требование, необходимо добиваться его выполнения, памятуя, что каждое выпол­ненное требование усиливает эффективность последующих указаний педагога.

К числу косвенных требований относятся просьба, доверие, одобрение, совет, осуждение, выражение недоверия и, наконец, угроза. Они не предусматривают немедленного подчине­ния, оставляя воспитаннику возможность самостоятельного выбора действий.

Перспектива — ведущий метод педагогического стимулирова­ния — обеспечивает налаживание общественно-полезной деятельно­сти воспитанников путем выдвижения перед ними увлекательных значительных целей, трансформирующихся в личные стремления и желания молодых людей.

Близкая перспектива означает ту самую «завтрашнюю радость», без которой не может быть оптимистического настроя личности. Важно, чтобы человек жил в предвкушении радостного события: встречи с друзьями, посещения кинотеатра или дискотеки, возможности про­читать интересную книгу, успеха в выполнении производственного задания и т.д.

Средняя перспектива — ожидаемое событие, несколько отодви­нутое во времени (традиционные праздники, летний отдых, предсто­ящее путешествие и т.п.). Для воспитанника важно знать, какие близ­кие перспективы ожидаются на пути к такой цели в процессе коллективных усилий вместе с товарищами и друзьями.

Дальняя перспектива — это намечаемые планы воспитанников, потребность в которых усиливается в период жизненного и профес­сионального самоопределения, т.е. в юности. Для молодых людей это может быть выбор профессии, поступление в институт, вступление в брак. Далекие перспективы выстраивают судьбу личности.

Подлинное мастерство педагога состоит в постановке перед вос­питанником увлекательных и значимых перспектив, которые сплачи­вают коллектив и целеустремляют его общественно полезную дея­тельность: труд, учебу, разумный досуг. Важно поощрять инициативу тех воспитанников, которые сами выдвигают полезные жизненные планы и цели, учатся планировать свое поведение.

Поощрение и наказание — коррекционный метод педаго­гического стимулирования — обеспечивает поддержку полезной и торможение нежелательной деятельности воспитанников путем вне­сения изменений в отдельные права и обязанности их как членов кол­лектива, а также моральной оценки их действий. Поощрение и наказание — не разные методы, а две стороны еди­ного метода педагогического стимулирования, коррекции. В самом деле, разумная коррекция поведения воспитанников — основная функция этого метода.

На первых порах правом поощрения и наказания пользуется только педагог — руководитель коллектива. В развитом коллективе со сложив­шимися органами самоуправления функции поощрения и наказания постепенно передаются им и становятся функцией общественного мне­ния. Метод поощрения и наказания развивается и по содержанию. Во­прос «Как наказывать?» решается по-разному в зависимости от стадии развития коллектива. Так, на первых порах наказание определяется по логике естественных последствий: насорил — убери, плохо выполнил работу — переделай ее. Возможно и лишение каких-либо прав. То же с поощрением: на первых порах оно должно быть материально осязаемо, например в виде подарка или денежной премии, а впоследствии доста­точно коллективного морального доверия.

Общественное мнение — метод самоорганизации педагоги­ческого стимулирования — обеспечивает поддержку и развитие обще­ственно полезной деятельности и проявление нравственных качеств воспитанников посредством выполнения моральных требований, по­становки и реализации общественно значимых перспектив, нравст­венной оценки поведения членов коллектива.

В общественном мнении наиболее конкретно реализуются воспи­тательные функции коллектива. В любом, даже слабо организован­ном коллективе общественное мнение существенно влияет на поведе­ние людей. Поэтому одной из главных задач каждого педагога становится стимулирование развития здорового общественного мне­ния, что требует долгих и квалифицированных усилий и достигается с помощью комплекса всех методов гуманистического воспитания.

Итак, в воспитательном процессе педагог применяет совокупность взаи­мосвязанных и взаимообусловленных методов, но не в виде суммар­ных слагаемых, а когда каждый из них реализуется при реализации других. Связь этих методов можно определить как взаимопроникнове­ние в пределах единой системы. При этом методов должно быть ровно столько, сколько необходимо для проектируемого результата.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.