Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принципы воспитания






В воспитательной работе педагог профессионального обучения реализует принципы воспитания, служащие «мостиком» между теорией в практикой.

Принцип это общее руководящее положение, требующее последовательности действий в различных условиях и обстоятельствах.

В воспитательной практике, сложившейся за многие годы, имеется широкий диапазон хорошо зарекомендовавших себя принципов. Во-первых, принцип педагогической целесообразности. Что бы и когда бы ни делал педагог, объясняя новый учебный материал, организуя труд своих воспитанников, про­водя с ними досуг, он не только не должен выпускать из виду цели вос­питания, но, наоборот, последовательно добиваться формирования у них духовных, физических и нравственных качеств.

С этим принципом связан принцип воспитания в духе общечеловече­ских нравственных ценностей, который в настоящее время приобрета­ет особо важное значение. В недавнем прошлом вся воспитательная работа в образовательных учреждениях была односторонне политизи­рована и идеологически нацелена на коммунистическое воспитание молодого поколения.

В современном обществе, когда происходит резкое классовое рас­слоение, активизировались различные политические движения и пар­тии, такая односторонность воспитательной работы становится нео­правданной и попросту невозможной. Политические пристрастия — личное дело каждого человека, и государство не должно диктовать их молодому поколению, как это было прежде. В этих условиях возника­ет потребность в ориентации на такие воспитательные идеалы, кото­рые не разъединяли бы, а, наоборот, объединяли людей.

Следующий принцип воспитания - единство интересов личности и коллектива. Среди философов, социологов и педагогов идут споры по поводу приоритетов во взаимодействии личности и коллектива. В последнее время можно слышать следующие рассуждения: раньше утверждался приоритет коллектива и его интересы ставились выше интересов личности, теперь же следует возвысить личность, ее инте­ресы. В этом, полагают некоторые педагоги, и проявляется гуманизм. Между тем такая дилемма порочна в своей основе. Высшая цен­ность — человек, такова формула реального гуманизма. Но человек — это не только личность, это и те общности людей, в составе которых реально существует и развивается личность, а именно семья, коллек­тив, народ, человечество. Поэтому противопоставление личности коллективу надуманно и служит лишь формой прикрытия крайнего эгоизма. Вне коллектива невозможно нормальное развитие личности, немыслимо ее комфортное существование. Одним из важнейших от­крытий педагогики XX в. стала концепция воспитательного коллек­тива, понимание того, что коллектив является главным воспитателем личности, что педагог, организуя коллектив, сплачивая его, добивает­ся достижения воспитательных целей.

Принцип развития самодеятельности личности впервые был выдви­нут применительно к учебному труду К.Д. Ушинским, который утверждал, что главная задача наставника заключается в том, чтобы раз­вить самодеятельность ученика в учении: «Наставник должен только помогать воспитаннику бороться с трудностями постижения того или иного предмета; не учить, а помогать учиться». Не учить, а помогать учиться — так просто был сформулирован принцип развития само­деятельности личности. Многие педагоги поняли эту формулу бук­вально, считая, что воспитаннику надо с самого начала предоставить полную свободу для самостоятельного творчества. Однако опыт пока­зал, что творчество не возникает на пустом месте.

Самодеятельность личности — это такая деятельность человека. которая обеспечивает ему свободу выбора решений, носит творчес­кий характер, реализует его инициативы, выполняется самостоятель­но на основе мастерства, приобретенного в процессе обучения.

При рассмотрении современных подходов к проблемам воспита­ния особый интерес представляет состав принципов организации воспитательной работы, предложенный академиком Е.В. Ткаченко.

Принцип гуманизации в воспитании молодежи основан на призна­нии человека высшей ценностью, требует от педагогов полного при­нятия учащегося, ориентации на взаимное доверие, взаимное уважение педагогов и учащихся.

Принцип толерантности провозглашен ЮНЕСКО как необходи­мый компонент взаимопонимания, уважения, терпимости молодежи разных стран, религий, профессий. На его основе возможно не толь­ко формирование подлинного уважения к культуре и традициям соб­ственного и других народов, но и воспитание гражданских качеств, духовности.

Принцип коллективизма следует из приоритетного стремления мо­лодежи иметь друзей как в социуме, так и в системе образования. Вывод о необходимости коллективного, группового воспитания, кроме опоры на исследования российских ментальных приоритетов молоде­жи, исходит также из необходимости согласования педагогического процесса с закономерностями учета и развития ментальных особен­ностей, включающих среди прочих и особенности общения.

Принцип универсализации воспитания — его реализация не только вобразовательном учреждении, но и в семье, и в социуме, должна про­исходить с учетом глубоких изменений во взаимоотношениях работо­дателей и учреждений образования в условиях обновляемого социаль­ного партнерства.

Социальное партнерство в воспитании подразумевает сотрудниче­ство образовательного учреждения со всеми социальными структура­ми, имеющими отношение к воспитанию подрастающего поколения: общественными организациями, союзами и ассоциациями, учрежде­ниями дополнительного образования, библиотеками, центрами психо­логической помощи семье и подростку, досуговыми центрами, отдела­ми молодежи и спорта и т.д. Эффективность образовательного процесса, социализации молодого поколения и его конкурентоспособ­ности на рынке труда еще больше повысится, если такое сотрудничест­во будет строиться с учетом радикально изменяющихся жизненных ин­тересов, ценностей и приоритетов современной молодежи.

Предметом совместной деятельности социальных партнеров должны стать: формирование контингента обучающихся, проектиро­вание структуры и содержания образования и воспитания, педагоги­ческое, учебно-технологическое обеспечение образовательных про­грамм, оценка качества подготовки и трудоустройство выпускников учреждений профессионального образования как важнейших факто­ров, обеспечивающих эффективность воспитательного процесса. Пришло время, когда в качестве субъектов социального партнерства следует рассматривать также семью, личность учащегося, преподава­телей и мастеров профессионального обучения.

Принцип совместного творчества, совместной творческой работы учащихся, педагогов, родителей означает, что молодежь системы НПО стремится активно участвовать в различных формах творческой работы (в мастерских, на производстве, в системе дополнительного образования, декоративно-прикладного искусства). Здесь имеется ба­за не только для высокой самооценки, но и для позитивной оценки деятельности подростков их родителями, педагогами, часто переходя­щей в сотрудничество, совместное творчество. В рамках этого прин­ципа создаются особо благоприятные условия для развития индиви­дуальности подростков (фактически на основе принципа развития индивидуальности).

Принцип вариативности воспитания предполагает создание ситуа­ций свободного выбора. Свободный выбор позволяет подростку про­явить себя на уровне индивидуальности, стимулирует его внутрен­нюю активность, способность к самоопределению, самореализации. Именно в процессах творческой, созидательной деятельности по вы­бору активно развивается духовный опыт молодого человека, что уже служит предпосылкой для раскрытия его индивидуальных возможно­стей и всех его жизненных сил.

Принцип умеренного традиционализма — это использование опыта прошлых лет в традиционных направлениях воспитательной работы, т.е. исторического опыта системы НПО XX в. и лучшего опыта пат­риотического, нравственного воспитания, освобожденного от стан­дартов и штампов, характерных для прошлых лет и вызывающих есте­ственное неприятие современной молодежи.

Принцип исторической преемственности подразумевает создание таких воспитательных систем, которые бы обеспечивали трансляцию базовых, социально значимых ценностей между поколениями.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.