Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Шпаргалки по геоурбанистике

Билет 5. Урб... Понят., индикаторы. Масштабы современн. проц. урб.
урб.. - мн.гранн. глобальн. (т.е. охвативш. весь мир) социально-экономическ. проц., связанн. с резко усиливш.ся в эпоху научно-техническ. революц. развит.м и концентрац.й производительн. сил и форм социальн. общен., с распространен.м городск. образа жизни на всю сеть населенн. мест.
Индикаторы, характеризующ. отдельные стороны эт. проц.а, - рост городов и городск. населен., рост доли городск. населен. в общей численности населен., достигнутая доля городск. населен. в общей численности населен., городск. образ жизни.
Урб.. в узком смысле слова, или показатель повышен. доли городск. населен. страны или региона, может быть противоположн. показателю степени их урб. ованности, т.е. доли городск. населен. во всем населен.. (например, в развит. странах доля городск. населен. не увеличивается, а показатель урб. ованности очень высок; в развивающихся странах, напротив, доля городск. населен. быстро растет, но степень урб. ованности еще не велика).
явлен. " ложн. урб.." - крайне медленное втягиван. в городскую орбиту сельских мигрантов, долго сохраняющих прежн. уклад жизни в обширн. " поясах нищеты", формирующихся на окраинах городов развит. и особенно многих развивающихся стран.
явлен. " пятящейся урб..", некоторое снижен. доли городск. населен., распространен. городск. образа жизни на всю сеть населенн. мест.
Урб.. развивается вширь за счет экстенсивн. проц.ов, имеющих пределы, например роста доли городск. населен., котор. обычно приостанавливается, достигнув определенн. уровня - " потолка урб..". И нтенсивные проц.ы: концентрац., дифференциац. и интенсификац. видов деятельности (функц.), формирован. нов. пространственн. структур расселен. в оптимальн. для развит. ареалах.
Масштабы современн. проц. урб... По оценкам, городское населен. мира в 1800 г. составляло около 27 млн. человек (лишь около 3% населен. мира в то время), в 1900 г. - 218 млн. человек (13, 6%). В XX в., и особенно во втор. его половине, начинается стремительн. рост городск. населен.: в 1950 г. - 738 млн. человек (29, 3% всего населен. мира), в 2000 г. - 2926 млн. человек (47, 5%); в перв. четверти XXI в. прогнозируется рост городск. населен. - до 5056 млн. человек в 2025 г. (61, 1% населен. мира).
Крупнейш. " урб. истическ. гигантами" XXI в. - странами с городским населен.м свыше 100 млн. человек - будут в 2025 г. Китай (832 млн.), Инд. (630 млн.), США (281 млн.), Бразил. (205 млн.), Индонез. (167 млн.), Нигер. (147 млн.), Пакистан (142 млн.), Росс. (119 млн.), Мексика (117 млн.), Япон. (103 млн.). Быстро растет количество больших городов, в том числе мегагородов (по терминолог., принят. ООН, к ним относятся городск. агломерац. с населен.м свыше 8 млн. человек в кажд.): в 1950 г. их было 2, в 1994 г. - 22; ожидается, что в 2015 г. их будет 33. Урб. истическая структура мира - соотношен. городов разн. величины. Важно отметить неуклонн. рост доли населен., сосредоточенн. в крупнейших городах (свыше 1 млн. человек и особенно - свыше 10 млн. человек в каждом), и снижен. доли населен. в городах с населен.м до 1 млн. жителей (как в развит., так и в развивающихся странах).
Сосредоточен. крупнейших агломерац. все в большей степени в развивающихся странах. Так, в 1950 г. из 30 крупнейших агломерац. 20 располагались в Европе, Северн. Америке, Япон. и только 10 - в развивающихся странах. В 2015 г. среди 30 крупнейших агломерац. останутся только 5 агломерац. из развит. стран (Токио, Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Осака, Париж); эту группу покинут Лондон, Москва. Дальнейшая эволюц. форм расселен. приводит к формированию мегалополисов - урб. ованн. зон надаг-ломерационн. уровня, включающих обширные территор.. Предполагается, что в 2000 г. их количество составит более 160 и в них будет сосредоточено 45-50% населен. мира. Наиболее крупные - Босваш, Чипиттс, Сан-Сан, Рейн-Рур, Токайдо, Сан-Рио и т.д. Дельтаполис в Зап. Европе - 80 млн. чел.
Особенности размещения, строительства и планировки средневековых городов.
В Европе в средние века была создана сеть городов, сохранившая основные свои черты и поныне. Экономическим источником роста европейских городов было общественное разделение труда - отделение ремесла от сельского хозяйства.не только защита от нападения, но и выгодное географическое положение (на пересечении важных торговых путей, у моста, брода через реку и т.п.) начинает играть определяющую роль в развитии города. В города бегут от феодального произвола крепостные. В городах зреют зерна свободомыслия.
Большое значение приобрели торговые пути. Торговля с Востоком играла первостепенную роль в формировании основных торговых путей и очень сильно влияла на развитие сети средневековых городов. Главные морские пути восточной торговли шли через Константинополь и страны Леванта в Венецию и Геную. Далее через альпийские перевалы (Бреннер, Сен-Готард) и от Марселя по Роне шли дороги в верховья Дуная, Рейна и Сены и затем по Рейну и Сене - к Балтийскому и Северному морям.
Особая роль речных путей. Поскольку сухопутные дороги плохо поддерживались и были в крайне неприглядном состоянии, наиболее удобным средством сообщения были речные пути, а также связывающие их каналы и волоки.
Большое влияние на рост городо оказало расположение феодальных замков и монастырей. Монастыри представляли собой плотную сеть " ядер" будущих городов. С XII и особенно в XIII-XIV вв. большое значение для роста городов приобрели университеты,
Важнейшим фактором, влиявшим на формирование, планировку и облик средневековых городов, были войны, Жесткая необходимость сократить оборонительный периметр стен определяла микрогеографию средневекового города. Стремление к экономии территории побуждало наращивать высоту зданий: жилых домов - до 20-30 м, башен церквей и соборов - до 100- 150 м, т.е. до предельных значений. Чтобы сократить площадь, отведенную улицам и проездам, жилые дома строились в глубь участка и выходили на улицу коротким фасадом в 2-3 окна.
Два ядра - замок феодала и торгово-ремесленное поселение формировали структуру средневекового города. Очень часто они четко различались зрительно: замок, монастырь сооружались на неприступной возвышенности, город внизу постепенно обзаводился собственным поясом стен.
Средневековые города характеризовались крайне низким благоустройством: не было, как правило, водопровода, канализации, плохое мощение улиц вызывало непролазную грязь. Неудовлетворительное санитарное состояние городов способствовало частым эпидемиям.
В XI-XII вв. церкви, монастыри, замки в средневековых городах возводятся в так называемом романском стиле. Это стиль тяжелых сводов, грузных башен, массивных стен. В XII-XIV вв. над средневековыми городами возносятся шпили и башни готических соборов. Готическая архитектура стала страстным выражением стремления городов-коммун к свободе, в ней преодолевалась тяжелая массивность романского стиля. Романский стиль не имел прямой связи с Римом, как позднее сложившийся готический стиль не имел никакого отношения к готам. Оба стиля сложились во Франции и Германии. " Романским" его называли, видимо, потому, что постройки в этом стиле сооружались премущественно каменные, со сводчатыми перекрытиями, т.е. по римскому способу (не деревянные). " Готическим" (т.е. готским, варварским) презрительно называли стиль новых сооружений, появившихся в Северной Франции и Германии, итальянцы.

Билет 6. 1. Масштабы, темпы и особенности процессов урбанизации в России.
В 1989 г. в СССР насчитывалось 6216 городских поселений, в том числе 2190 городов, из них 23 города с населением более 1 млн. человек, а также 4026 поселков городского типа. После 1917 г. было создано около 1500 городов.
В 1913 г. доля гор. нас. 17% (15, 7 млн.), в 1940 - 34%(37, 9 млн.), в 1979 - 69% (95, 4), в 1989 - 74% (108, 4 млн.)
В 1989 г. в России насчитывалось 3230 городских поселений, в том числе 1037 городов; в 1993 г. - 3258 городских поселений, в том числе 1064 города; в 1996 г. - 3109 городских поселений, в том числе 1087 городов. В начале 90-х гг. быстрый и крупномасштабный рост городского населения России резко замедлился: если в 1959- 1979 гг. он составлял около 1, 5 млн. человек ежегодно, в 1979-1989 гг. - около 1, 3 млн., то в 1989-1996 гг. - менее 0, 7 млн. человек.
В 1991 г. была достигнута максимальная численность городского населения; начиная с 1992 г. она перестала расти и стала снижаться. При этом несколько выросло сельское население, в том числе за счет преобразования некоторых городских поселений в сельские. Стабилизировалась или стала снижаться численность населения большинства крупных городов.
В настоящее время на территории России 13 городов-миллионеров (Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Новосибирск, Екатеринбург, Самара, Челябинск, Омск, Пермь, Казань, Уфа, Ростов-на-Дону, Волгоград) и 3 города приближаются к этому порогу (Красноярск, Саратов, Воронеж). В Москве - 9 млн. жителей, а в Московской агломерации - более 13 млн., в Санкт-Петербурге - 5 млн., а в агломерации - около 6 млн. жителей; 157 городов России имеют население от 100 тыс. человек до 1 млн., в том числе 20 городов - от 500 тыс. до 1 млн. жителей.
2. Города Возрождения в Италии. В XIII-XV вв., накануне Великих географических открытий, крупнейшими в Европе были города Италии, сложившиеся на главных путях восточной торговли: Венеция, значение которой для Европы в это время, по оценке Маркса, было больше, чем всей Германии; Флоренция - промышленный и финансовый центр, средоточие учености и искусств, названная " Афинами Европы"; Милан, Неаполь, Рим. Все эти города насчитывали по 100-200 тыс. жителей, тогда как многие крупные торговые и промышленные центры тогдашней Европы (К±льн, Гамбург, Нюрнберг, Любек и др.) имели едва 20-25 тыс., а менее крупные - 5-10 тыс. жителей. Итальянские города, развившиеся на транзитной торговле, не были заинтересованы в политическом единстве. Что касается римских пап, то, по проницательному замечанию флорентийского историка Гвиччардини, они были слишком слабы, чтобы объединить Италию под своим главенством, и слишком сильны, чтобы позволить это сделать кому-либо другому. Политическая раздробленность Италии сохранялась до 70-х гг. XIX в.
В XIII-XV вв. в городах Италии, первыми вставших на путь капиталистического развития, начинается эпоха Возрождения.
Искусство Ренессанса подразделяют на Проторенессанс, охватывающий XIII в. (дученто) и XIV в. (треченто), Ранний Ренессанс (кваттроченто), Высокий и Поздний Ренессанс (чинкви-ченто). Впрочем, хронологические рамки столетий не вполне совпадают с указанной периодизацией Истории итальянской культуры. Искусство Возрождения слагает гимн человеку, его мужеству, его силе (Микеланджело), красоте и изяществу (Рафаэль), его разуму(Леонардо да Винчи), оно стремится к глубокому постижению его индивидуальных черт, привлекательных или некрасивых, но всегда значительных, оно славит прелесть, красоту человеческого тела (Тициан, Джорджоне), разрывая с мрачной традицией средневековых фресок, изображающих бесконечные мучения святых или истязания грешников в аду. Увидеть реальный мир, постичь природу вещей - такова задача искусства, которую не в состоянии еще решить наука, опутанная сетями церковной схоластики.
Именно в это время Леонардо да Винчи создает первый проект районной планировки Тосканы (так, несомненно, можно назвать это замечательное произведение гения Леонардо да Винчи), а Филарете, Альберти, Вазари, Скамоцци составляют первые генеральные планы городов.
Новые идеи архитектуры Возрождения находят яркое воплощение в сооружениях Брунеллески во Флоренции. Таковы гигантский купол собора Санта-Мария дель фьере.
В XVI в. в Италии утверждается сложный и пышный стиль барокко (итал. - barocco, буквально - причудливый, вычурный). Этот стиль в социальном плане отразил кризис феодализма в эпоху раннего развития капитализма и первоначальной колониальной экспансии, реакцию католической церкви на движение Реформации. Наиболее яркое воплощение этот стиль получил в Риме, хотя вскоре приобрел всеевропейское значение. Таковы площадь перед собором св. Петра, спроектированная Л. Бернини, знаменитая Испанская лестница.
В становлении итальянских городов уникальна роль Флоренции. Этот город расположен в плодородной провинции Тоскана (Флоренция в переводе с итал. - цветущая), на берегах стекающей с Апеннинских гор р. Арно, на полпути между североитальянскими городами и папским Римом. Именно Флоренции суждено было стать столицей Возрождения. город, дал миру созвездие имен величайших деятелей литературы, науки, искусства: Данте, Джотто, Мазаччо, Донателло, Учелло, Боттичелли, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Вазари, Альбер-ти, Брунеллески.
Спокойный силуэт невысоких трех-пятиэтажных домов, раскинувшихся на правом берегу Арно, прерывается немногими, но сильно контрастирующими с ним вертикалями: почти крепостной башней палаццо Веккио (98 м), огромным восьмигранным куполом собора Санта-Мария дель Фьеоре (107 м),. Обе части города соединяет знаменитый Понте Веккио - один из немногих сохранившихся в европейских городах старых мостов, на которых возведены строения в два-три этажа с ювелирными лавками. Правее моста от р. Арно начинается узкая улица Уффици, созданная Вазари в середине XVI в.
Исключительна в градостроительстве Возрождения роль средневекового Рима. Разрушенный и разграбленный варварами в V в. н.э., он долгое время влачит жалкое существование. Даже в XI в. его территория была примерно вчетверо меньше территории античного Рима. По мере роста амбиций пап город становится местом обширного строительства. Не сумев сделать Рим столицей Италии, папы стремятся придать ему облик, подобающий мировому центру католической церкви. В Риме сооружаются крупнейшие храмы во главе с собором св. Петра, многочисленные ансамбли и дворцы, прокладываются новые магистрали.
После Великих географических открытий положение итальянских городов резко изменилось под воздействием смещения торговых путей к Атлантическому океану. Наиболее ярко это проявилось в судьбе Венеции. Она была основана в V в. н.э. жителями побережья Венецианского залива, которые, спасаясь от нашествия гуннов, переселились на острова посреди лагуны вокруг Риальто (от лат. Rivus altus - высокий берег). В IX-Х вв. Венеция находилась в составе Византии и сумела извлечь экономические и военно-политические выгоды из вхождения в великую империю, оставаясь практически самостоятельной; в Х в. она получает полную независимость. В XV в. Венеция - сильнейшая морская и колониальная держава.
Но во второй половине XV в. и особенно в начале XVI в. экономико-географическое положение Венеции разительно изменяется. Захватив в 1453 г. Константинополь, турки закрыли торговлю итальянских городов с Востоком.. торговое значение Венеции быстро падает, наступает закат Венецианской державы.
Историческая островная часть современной Венеции очень невелика: располагаясь на 119 островах, разделенных 160 каналами и связанных 369 мостами, она занимает немногим более 4 км в длину и 3 км. в ширину. Напротив нее остров Лидо, отделяющий лагуну от моря, протягивается на 15 км, но его ширина лишь около 500 м.
Главная особенность исторически складывавшегося ансамбля Венеции, - гармония контрастов в природе и архитектуре: единственная значительная в городе площадь Сан-Марко, издавна служившая для карнавалов и празднеств. Собор Сан-Марко (сооружался и перестраивался в XV в.), вертикаль колокольни (надстроена в начале XVI в. до 100 м) и простой, но мощный объем Дворца дожей.
Современной Венеции угрожают медленное оседание грунта и повышение уровня моря (примерно на 1 см за 10 лет); в М±стре, на " континентальном" берегу лагуны, возник крупный промышленный район и основная новая часть города (предполагается, что к 2000 г. в исторической части Венеции останется менее 1/3 ее населения). Ухудшаются микроклиматические условия.
Неаполь, столица Южной Италии, занимающий исключительно благоприятное географическое положение в центральной части Средиземного моря, между Пиренеями, Северной Африкой и Восточным Средиземноморьем, мог бы сыграть ключевую роль в истории Средиземноморья. Но этого не случилось. Город развивался по другому пути, чем крупные города Северной Италии: он не превратился в морскую торговую республику, не знал расцвета власти коммун.
" Неаполис" (новый город), основанный выходцами из Греции рядом с уже существовавшей другой греческой колонией - Партенопеей, получившей название " Палеополис" (старый город), затем слился с ней в один город. В IV в. до н.э. Неаполь подпал под власть Рима и стал одним из важных городов и портов Римской империи (Наполеон на очень короткое время в 1799 г. попытался восстановить название Партенопеи, создав на месте Неаполитанского королевства Партенопейскую республику).
В средние века Неаполь - столица сменявшихся военно-феодальных властителей: в 1130 г. после многочисленных набегов варваров с севера и пиратов (сарацинов) с юга здесь устанавливается власть предводителя южноитальянских норманнов Гюискара; в XIII в. ее сменяет власть королей Французской (Анжуй-ской) династии, правившей Королевством обеих Сицилий; в 1282 г. после отпадения острова Сицилия королевство стало называться Неаполитанским; в конце XV в. оно попадает под власть испанской короны и до 1734 г. управляется испанскими вице-королями; Истоки сохраняющейся до сих пор отсталости Юга Италии - в его феодальном прошлом, позднем развитии капиталистических отношений.
Неаполь никогда нельзя представить себе без классической панорамы гор и моря. Баснословная красота ее вошла глубокой чертой в народную душу. Замечательны улицы Неаполя, спускающиеся к морю. В их начертании античная регулярная планировка сочетается с особенностями рельефа. Полны фланирующей толпой узкие и шумные неаполитанцы называют ее " Толедо" по имени вице-короля Педро Толедского, по приказу которого она была в XVI в. проложена) и с множеством магазинов, ресторанов, тратторий. Если сделать несколько шагов от улиц Виа Кьяйа и Виа Рома в сторону, то совершенно исчезает всякий признак города - в европейском значении этого слова.
Нарядны набережные Неаполя, прерываемые выходящими к морю отрогами гор, прорезанными в позднейшее время тоннелями. К набережным выходят площади - пьяцца Муничипио с замком Кастелло Нуово - старинной резиденцией неаполитанских королей.
В последние десятилетия, с разрастанием обширной промышленно-город-ской агломерации, к востоку от исторического центра появились высотные здания офисов, построено много других современных стандартных зданий, но по-прежнему неповторимы красота и своеобразие этого города, созданные природой и историей.

Билет 7. Особенности процессов урбанизации в развивающихся странах.
В развитых странах уровень урбанизавции составляет 72%, а в раз-ся - 33. Урб. в р-ся странах характеризуется такими чертами, как быстрые темпы роста городского населения. Расползание городов, расширение их территорий и образование крупнейших городских агломераций (Мехико, Токио, Сан-Паулу). В 1950 из 30 крупнейших агломераций 20 располагалось в Европе, С Ам, Японии и только 10 - в раз-ся странах. В 1990 соотношение меняется: из 30 агл. Лишь 9 размещены в развитых странах, а 21-в раз-ся. Список крупнейших агл-й покидают Милан, Берлин. Филадельфия, Птерберг; этот список пополняют Джакарта, Дели, Манила, Лагос. Предполагается, что в 2015 среди 30 крепнейших агл. Останутся только 5 агломираций из развитых стран (Токио, Нью-Йорк, Лос-Анжелес, Осака, Париж). Относительно медленный рост городов в развитых странах связан с изменившейся в этих странах демограф. ситуацией и уже достигнутым очень высоким уровнем урбанизации. В раз-ся странах урб продолжает расти вширь, а городское население быстро увеличивается. Рос населения городов в этих регионах намного опережает их реальное развитие. Он происходит благодаря постоянному выталкиванию избыточного сел. населения в города, особенно крупные. При этом неимущее население обычно селится на окраинах больших городов, где возникают пояса нищеты, пояса трущоб. Т.о. в развитых странах доля гор населения не увеличивается, а показатель урбанизированности очень высок; в раз-ся странах, напротив, доля гор населения быстро растет, но степень урбанизированности еще не велека. Для раз-ся стран характерно такое понятие как ложная урбанизация (особенно для Л Америки) - такой тип урбанизации, при котором доля гор населения намного превышает долю экономически активного гор населения, занятого в производственной и непроиз сферах. Глав причина л. урб. - постоянный приток в города неимущего населения, который они не в состоянии обеспечить жильем, работой. Хотя Лат Ам по показателям урб скорее напоминает экономически развитые, чем раз-ся страны средний уровень ее в регионе - 72%., а темпы теперь уже замедлились. При этом происходит все большая концентрация населения в больших городах (200) и в городах-миллионерах (30).
2. Древнерусские города. Скандинавские источники именовали Русь " страной городов" По оценкам масштабы градостроительства в Древнерусском гос-ве были велики. В основе развития городов была торгово-ремесленная и торговая функции. Привлекателен был облик городов: позолоченные купола древнерусских храмов поражали иностранцев. Макроположение древнерусских городов определялось их размещеним: 1. На важнейшем торговом пути " из варяг в греки", где наибольшее значение приобрели центры, занимавшие ключевое положение в бассейне Днепра(Киев), З.Двины (Полоцк) и на линии Ловать-Ильмень-Волхов (Новгород); 2. В интенсивно осваивавшихся землях Волго-Окского междуречья и к северу от него, куда после монгольского нашествия сместился ареал расселения в Древней Руси; 3.на ю-в степной окраине русских земель, где города-" заставы" принимали на себя удары нашествий завоевателей-кочевников. Микропроложение диктовалось требованиями обороны: на возвышенности у впадения реки, на острове, на полуострове (исключение составлял Новгород, выросший на ровной местности): благоприятными условиями для торговли. Микрогеография древнерус городов отличалась четкостью. Большие города имели двухчастную структуру: в кремле размещались князь, духовная власть, бояре, дружина; в посаде (подоле) жили ремесленники, купцы, землепашцы.
Киев (482) располагался в том месте, где Днепр-важнейшая речная артерии Д.Руси-пересекался широтной границей между лесным Полесьем и лесостепью. Через К с востока и далее через Львов и Краков в З.Европу шел важный торговый путь их Ср.Азии, Индии и Китая. Историческое ядро К сложилось на нагорном плато. Под укрепленной частью города располагался Подол-большой торгово-ремесленный район у Днепра. Владимир (1108) был основан Вл. Мономахом на высоком левом берегу судоходной Клязьмы, связывавшей его с западными и восточными краями Волго-Окского междуречья и далее на западе-через систему притоков с бассейнами Днепра, З.Двины и Волги. Город располагался на высоком плато, ограниченном с севера р.Лыбедь, что способствовало сооружению сильной крепости. Древний Новгород возник на р.Волхов вблизи ее истока из оз.Ильмень на скрежщении важнейшших путей, ведших в Балтийское море, в бассейны Днепра и Волги, к С.Двине, Белому м. И на север Сибири. Он представлял собою в 10-13, а затем 14-15 вв крупнейший торговый и политический центр. Из Н на запад высоко ценившиеся меха, а также воск, лен, пенька. Характерная для древнерус городов двухчастная структура в Н прослеживается особенно четко.

Билет 8 1.Город: понятие, количественные критерии.
В разных станах существуют различные понятия города. Н-р, в Дании под городом понимают населенный пункт, насчитывающий свыше 250 жителей, в Японии - 30 тыс, в России - от 5 до 12 тыс. жителей. В разных странах используют различные критерии определения города - численность населения, плотность населения или застройки, преобладающий тип занятий населения, исторически сложившийся статус города, административные функции. Различия в критериях в статистических исследованиях ООН использовать два метода учета: так называемые " национальные критерии" и " количественные параметры" (свыше 5 тыс. и 20 тыс жителей) В СССР критерии определения города также были различны. Был установлен минимальный порог численности населения для города в 12 тыс жителей и для отнесения населенного пункта к городу требовалось, чтобы не менее 75% его населения было занято несельскохозяйственной деятельностью. В других союзных республиках были приняты другие показатели, а в одной из них - Литве - никаких количественных параметров не было установлено. Различны определения городов. Согласно " Словарю общегеографических терминов" под ред. Стампа, под городом понимают: совокупность обитателей, зарегистрированных в качестве учетной единицы и управляемых мэром (Вебстер); сообщество людей, ведущих своеобразный образ жизни или часть земной поверхности разнящаяся от окружающей сел. Местности определенным типом антропогенного преобразования в виде застройки крупными зданиями (Смайлс); центрированное поселение, большинство работающего населения которого занято несельскохоз деятельностью.
2. Города Испании и Португалии. В пер половине 16 в. П, затем И-могущественные государства Европы. Их колониальные империи огромны. Лиссабон, Севилья-величайшие порты и города Европы. Лиссабон в н.15 в. был захолустной столицей маленькой полунищей страны, но после открытий и завоеваний в Африке, Азии, Л. Америке и возникновения в к.15-н.16в. огромной колониальной империи Португалия на короткое время становится одной из богатейших держав Европы, а Лис. Одной из крупнейших европ. Столиц (здесь богатства Востока разгружаются для распределения по всему миру). Севилья, расположенная на р. Гвадалквивир, в пер пол. 16 в. обгоняет по торговому обороту все крупнейшие европ. порты. Испанские короли предоставили городу монополию на колониальную торговлю, действующую с15 до н.18в. Столица Испанского г-ва, располагавшаяся в Толедо в 1561 была переведена в Мадрид, насчитававший в это время едва 20 тыс. Севилья больше подходила для роли столицы, чем Мадрид, и в этом одна из причин ранней потери Испанией ее владений, но это довольно спорная мысль. Огромные богатства, стекающиеся в Ис.(прим тоже относится и к П), не приводили к развитию ее х-ва. Королевская власть стали направлять свои огромные доходы на содержание двора строительство роскошных дворцов.
В застройке испанских городов исторические напластования разных эпох, смешение архитектурных стилей. Ис. Города, обычно располагавшиеся на возвышенностях, унаследовали от средневековья крайне запутанную сеть улиц, поднимавшихся к воротам крепостных стен: лишь в некоторых местах в эту среденевековую сеть врезаны регулярно спланированные площади (н-р, Пласа Майор в Мадтиде). От мавров (арабов и берберов) сохранились не только здания в мавританском стиле, но и традиции декоративности, пышности сооружений. Мавританские архитекторы сочетали мусульманские традиции с готикой (мудехар)

Билет 9. 1. Иерархия систем расселения в России.
Система расселения - это территориально целостная и функционально взаимосвязанная совокупность поселений, которая характеризуется как параметрами входящих в нее поселений, так и составом и интенсивностью социально-экономических связей между ними. Иерархическая организация расселения очень сложна и многослойна. Следует отметить формирование двух взаимосвязанных иерархий расселения: 1) Иерархия интегральных систем расселения, соответствующая иерархии интегрального экономического районирования; системы расселения здесь выступают подсистемами экономических районов и как таковые являются главным объектом проектирования, планирования и управления. В соответствии с таксономией экономического районирования в России следует различать системы расселения: внутриобластного (внутрекраевого) района (" экономического микрорайона", " округа"); областные (краевые); региональные (экономического района); макрорегиональные (макрорегионов страны); единую систему расселения страны. 2) Иерархия систем расселения, формирующихся на основе качественно иных системообразующих связей (транспортная доступность для некоторых деловых и эпизодических культурно-бытовых передвижений населения, для некоторых производственных связей, плотность размещения населенных мест и инфраструктуры и т.п.). Иерархия этих систем и сами системы расселения этого типа мало исследованы. Но факт их существования можно считать установленным. Это ареалы высококонцентрированного развития производства и расселения с различными наименованиями (" урбанизированный район", " урбанизированная зона" и т.п.). Они привлекают к себе все большее внимание исследователей.
2. Города Англии в Новое время. Лондон: ЭГП, развитие.
Роль Великобритании как первой промышленной, торгово-финансовой и колониальной державы мира (в 17 - начале 20 века)создала новые предпосылки развития английских городов. Она радикально изменила ЭГП столицы государства - Лондона и способствовала развитию в стране интенсивных процессов урбанизации. Лондон до начала Великих географических открытий и последовавшего за ними возвышения Англии был одним из крупных, но далеко не крупнейшим городом Европы. В 1400 г. Лондон насчитывал 45 тыс. жителей и уступал по величине Парижу (275 тыс. чел.), Милану (125 тыс.), Венеции (110 тыс.), Новгороду (50 тыс. жит.). В римские времена Лондониум был небольшим центром далекой провинции. В раннем средневековье Антверпен, Амстердам, Любек, Гамбург, Новгород и др. центры ганзейской торговли (для справки: Ганза- торг. и полит. союз северо-нем. городов в 14-16 вв. во главе с Любеком. Ганзе, осуществлявшей посреднич. торговлю между Зап., Сев. и Вост. Европой (ее гл. опорн. пунткы: Брюгге, Новгород, Лондон), принадлежала торг. гегемония в Сев. Европе), за " спиной" которых располагались мощные хинтерланды с крупнейшими сухопутными путями в глубь Европы и далее через средиземноморские порты в страны Востока, имели значительно более благоприятное ЭГП, чем Лондон. Но после открытия новых торговых путей через Атлантический океан Лондон оказался в центре обширного северо-западного фронта Европы, обращенного к океану. Эти преимущества ЭГП были реализованы лишь после победы Англии над Испанией и Голландией, после Английской буржуазной революции 17 в. и упрочения ведущей роли Англии в колониальных захватах и мировой торговле, что вскоре сделало Лондон самым большим городом Европы. К нач. 20 в. он насчитывал 865 тыс. чел. (Париж -2-ой по велич. город - 550 тыс. чел.); в 1900 г. - 4536 тыс. чел. против 2714 тыс. чел. в Париже. Для Лондона, как и для других мировых столиц, выросших на океанских и морских связях, крайне важным было положение в естественных узлах, от которых расходились речные и сухопутные пути в глубь страны. Лондон расположен на Темзе, самой крупной судоходной реке Англии, связанной со всей страной разветвленной системой притоков и каналов. Ниже Лондона Темза очень широка и там нет ни одного моста. Морские суда могли подниматься по Темзе до знаменитого Лондонского моста, где берега сужались и начиналось речное судоходство; именно в этом месте возникла столица страны. Ни Портсмут, ни Саутгемптон на Ла-Манше, располагавшие удобными морскими гаванями, не имели такой естественной системы связей с внутренними районами страны.
Наряду с Лондоном в Англии после промышленного переворота формировались крупнейшие скопления индустриальных городов. Текстильная промышленность создала конурбацию Ланкашира, включившую крупнейшие по тому времени города - Ливерпуль и Манчестер. Развитию Манчестера способствовали близость Ливерпуля с его удобной гаванью, куда поступал американский хлопок; сооружение многочисленных мелководных каналов для удобства доставки хлопка и йоркширского угля; влажный климат, облегчавший скручивание нитей в прядильных цехах.

Билет 10. 1. Структурные зоны крупнейших городов (на примере Москвы, Санкт-Петербурга, Парижа, Лондона, Нью-Йорка).
Анализ статистических источников и большого числа проектов показывает, что в городских агломерациях при существенных особенностях их планировочной структуры и административного деления могут быть выделены принципиально различающиеся зоны (в известной мере совпадающие в одномасштабных агломерациях), что позволяет рассматривать эти зоны как типичные и функционально закономерные образования. Рассмотрим эти зоны на примере крупнейших столичных агломераций и регионов Москвы, Петербурга, Парижа, Лондона, Нью-Йорка.
1. Историческое ядро города - очень небольшая по размерам территория, в которой сосредоточены наиболее выдающиеся в архитектурно-историческом отношении сооружения, административный, культурный и деловой центры агломерации. Таковы исторический центр Москвы в пределах Садового кольца; исторический центр Петербурга в условных границах, связывающих главные вокзалы и центральные станции метро; " Священный овал", " Прекрасный Париж" - оба берега Сены от Нотр-Дама до площади Шарля де Голля и от Монмартра до Монпарнаса; центральное ядро Лондона, включающее Сити, Вестминстер и Вест-Энд; южная часть графства Нью-Йорк, занимающего территорию о-ва Манхаттан. Для исторических центров европейских столиц характерны очень плотная застройка, складывавшаяся в течение многих веков; радиально-кольцевая структура или близкая к ней планировка, постепенное вытеснение жилой застройки зданиями правительственного или делового значения; развитие культурно-зрелищных, торговых учреждений, театров и т.д. Дневное население резко превышает ночное. Для центра Нью-Йорка характерна исключительно плотная высотная застройка.
2. Центральная зона города включает помимо исторического ядра ближайшую к нему интенсивно застроенную территорию, сформировавшуюся в европейских столицах в основном также до сер. 19 в. (в дожелезнодорожную эпоху) и позднее охваченную кольцом ж/д, вокзалов, промышленных и складских террииторий. В следующие десятилетия эта зона существенно трансформировалась, но в значительной мере еще сохраняет старую планировку, здесь много ценных сооружений. По мере роста и территориального расширения административных, деловых, культурных, научных, торговых функций столиц эта зона перестраивается, подвергается перепланировке, изменяет свой облик и приобретает функции центра.
К центральным районам столиц могут быть отнесены центральная планировочная зона Москвы, ориентировочно в границах окружной железной дороги с примыкающими территориями; так называемый город и департамент Париж в черте " бульваров маршалов", заменивших снесенные в 1840 г. городские стены; так называемый собственно Лондон - б. Лондонское графство, включавшее Сити и внутреннее кольцо старых пригородов - 12 городских округов; центральная зона Петербурга до Обводного канала, включая Васильевский остров, Петроградскую сторону. Характерно значительное превышение численности дневного населения над ночным. Снижение численности постоянного населения. К центральной зоне Нью-Йорка с известной условностью может быть отнесена вся территория графства Нью-Йорк (о-в Манхаттан - 57 кв.км).
3. Внешняя зона города в Москве и Петербурге административно включена в город (в Москве в границах МКАД, в Петербурге - в городскую черту без населенных пунктов, подчиненных его администрации.) В Париже выделена в так называемый " первый городской пояс", к которому отнесены 70 коммун, образовавших большую часть трех департаментов первого пояса (О-де-Сен с админ. центром Нантер, Сен-Сен-Дени с центром Бобиньи, Вальд-де-Марн с центром Кретей); вместе с департаментом Париж они составляют фактическую территорию Парижа, или по принятой во французских источниках терминологии, " агломерацию в узких границах". В Лондоне к периферийной зоне города может быть отнесен так называемый внешний пояс " старых пригородов", включающих 20 городских округов. В Нью-Йорке к этой зоне могут быть отнесены 4 графства (Бруклин, Квинс, Бронкс, Ричмонд), которые вместе с графством Нью-Йорк образуют собственно Нью-Йорк. В периферийных зонах сосредоточена основная часть населения.
4-5. Пригородная зона (пригородная зона Москвы, Петербурга, второй - " пригородный" - пояс департаментов в Париже, " метрополитенский пояс" Лондона, субурбанизированный пояс Нью-Йорка) образует вместе с городом более широкое образование, которое можно рассматривать как агломерацию. Таковы Московская, Петербургская агломерации, Лондонский метрополитенский район, Парижская агломерация " в широких границах", Большой Нью-Йорк (" урбанизированный ареал Нью-Йорк"). Пригородная зона Москвы дифференцируется на ЛПЗП и внешний пояс пригородной зоны с разнонаправленной градостроительной политикой. Пригородная зона Петербурга включает 2 части: внутреннюю с городскими поселениями, подчиненными Петербургу, и внешнюю (территории, примыкающие к городу в радиусе 50 км, 4 админ. раойна Ленингр. Обл). Метрополитенский пояс Лондона в Английских источниках подразделяется на внутреннее кольцо графств и внешнее кольцо графств. Внешний (пригородный) пояс департаментов в Париже включает 4 департамента 2-го пояса.
Субурбанизированная зона Нью-Йорка определяется в границах " статистического консолидированного ареала". Территории агломераций - это столичные города и их пригородные зоны. " Ядра агломераций" - это столичные города и внутренние кольца пригородных зон (Москва и ЛПЗП; Петербург с поселениями ему подчиненными; " Парижская агломерация в широких границах" -департамент париж, 3 департамента первого пояса и урбанизированное кольцо департаментов второго пояса; " Большой Лондон" и внутренний пояс графств метрополитенского пояса в Лондоне, " урбанизированный ареал" Нью-Йорк).
6. Внешняя зона столичного региона. Под столичным регионом понимается зона, на которую распространяется непосредственное и интенсивное влияние столицы и необходимы связанные с ней целенаправленные градостроительные мероприятия. Но здесь не действует важнейший градостроительный параметр, конструирующий агломерацию - ежедневные маятниковые трудовые передвижения. Здесь проводятся мероприятия по разгрузке агломераций (мероприятия по созданию рекреационных зон, сельскохозяйственных баз и т.д.). К столичным регионам могут быть отнесены: Московский регион - Москва и МО, Лондонский - Юго-Восток Англии, Петербургский - в границах Петербургской системы расселения, Парижский - парижский бассейн, включающий долину Сены от парижа до Руана - Гавра, Нью-Йоркский - район Ассоциации районной планировки Нью-Йорка.
2. Города Франции. Париж: ЭГП, планировка, выдающиеся архитектурные сооружения.
Париж в течение многих столетий в полной мере выражал выдающуюся роль Франции; в нем, как в фокусе, концентрировались события ее истории. Историческая роль Парижа противоречива: это город революций и город жестоких контрреволюционных переворотов; крупнейший центр науки, культуры и искусства и центр монополистического капитала, долгое время высасывавший соки из созданной Францией обширной колониальной империи, второй по величине после Британской: город утонченной интеллектуальной жизни и город сомнительных развлечений. Как и другие исторические города, Париж рос подобно кольцам дерева. В его современном плане можно выделить несколько концентрических зон, соответствующих основным этапам развития города: 1) историческое ядро Парижа - о-в Сите с собором Парижской Богоматери (Нотр-Дам), королевской церковью Сент-Шапель, дворцом Правосудия и тюрьмой Консьержи; 2) средневековый Париж (17 в.), включивший несколько поясов стен (Филиппа-Августа, Карла 1, Людовика 13), охвативших правобережную часть города за Сеной, где селились ремесленники и торговцы (эта часть города была связана с о-вом Сите мостом Менял, застроенным лавками и конторами), и левобережную часть, где Робером де Сорбоном при Людовике 11 был основан университет и возник Латинский квартал; по периметру средневековых стен были позднее проложены Большие бульвары; 3) Париж 18 в., ограниченный внешними бульварами, проложенными на месте снесенных городских стен конца 18 в. и соединяющими площади Шарля де Голля, Ла-Вилетт, Нации, Италии; 4) Париж 19 в. в черте " бульваров маршалов" (Нея, Бертье, Сен-Сира, Ланна, Массена и др.), разбитых на месте фортификационных укреплений, ликвидированных после первой мировой войны. Наибольшую историческую ценность имеют ансамбли центральной части Парижа в пределах внешних бульваров (" Священный овал", " Прекрасный Париж"). В период абсолютистской монархии (17-18 вв.) и первой половине 19 в. в этой части Парижа создавались великолепные архитектурные сооружения, осью которых стала Сена и почти параллельный ей главный правобережный диаметр Парижа: Лувр - Тюильри - площадь Конкорд (Согласия) - Елисейсейские поля - площадь Этуаль (Звезды, ныне Шарля де Голля). Прямые проспекты и улицы (Елисейские поля, эспланада Инвалидов), построенные по единому плану площади с регулярной застройкой (Вогезов, Дофина), здания, сооруженные в классическом стиле (Пантеон, церковь Инвалидов и др.), а затем в стиле ампир (Триумфальная арка, церковь Мадлен), придали новый масштаб и облик средневековому прежде Парижу, который медленно освобождался от тесных запутанных улиц с хаотичной застройкой. В 50-60 - х гг. 19 в., во времена Второй империи, в Париже под руководством префекта Османа был осуществлен крупнейший комплекс реконструктивных мероприятий, который до сих пор остается непревзойденным среди градостроительных работ в капиталистических городах. Центр Парижа, занятый в результате реконструкции Османа буржуазными кварталами, оказался окруженным поясом рабочих предместий. В 17 в. французские короли ведут беспрерывные войны, постепенно расширяя территорию страны. Не прекращаются религиозные распри и военные столкновения внутри страны между враждующими группировками из верхушки дворянства, теснящимися вблизи трона. И поэтому строительство военных крепостей и укрепление городов - длительное время одна из важных задач французского градостроительства. Втрым важным направлением было сооружение многочисленных замков французской знати (вокруг Парижа идр). Наиболее крупные работы ведутся по созданию Версаля и парадных ансамблей Парижа. Огромный загородный дворцовый и парковый комплекс, построенный в Версале в середине 17 в. по проекту Ленотра, Мансара и др., стал видимым символом великолепия и роскоши французского королевского двора. Этот комплекс имел и важное градостроительное значение, дав новый масштаб и стандарт для сооружения городских ансамблей в Париже и в других столицах (Тюильри - Елисейские поля в Париже) и обширных открытых площадей (Кокорд, Тюильри в Париже), широких бульваров и улиц. В Версальском дворце, как и в сооруженных примерно в это же время новых блестящих зданиях Парижа, возобладал новый для Европы архитектурный стиль - классицизм, величественный стиль абсолютистксих монархий, новое " возрождение" античности. В эпоху Наполеона стиль классицизма развивается в ампир (стиль империи). В блестящих, холодных, величественных сооружениях, как будто повторяющих постройки римских императоров (Триумфальная арка, церковь Мадлен, Бурбонский дворец), этот стиль находит наиболее яркое выражение. По проишествии времени стали проводится крупные инженерные работы, была осуществлена перепланировка Парижа, его силует обогатился Эйфелевой башней (конец 19 в.).

Билет 11. 1. Особенности географических подходов к проблемам управления урбанизацией, проектированию городов и расселения.
Каковы будут цепные связи факторов, воздействующих на развитие городов в системе территориально-производственного комплекса (ТПК), и обратное влияние городов на развитие ТПК? Ответы на эти вопросы не могут опираться лишь на заданные нормативы и традиционные методы, они требуют научных подходов и использования широко построенных общих и региональных концепций. Применительно к задачам управления процессами урбанизации необходимость системного подхода особенно очевидна. Умение видеть урбанизированную систему - объект проектирования в целом; вскрыть связи и взаимодействия между отдельными элементами системы в их динамике и локальных территориальных сочетаниях; расчленить основную проблему на соподчиненные проблемы второго, третьего и т.д. рангов; выделить стратегические цели развития и преобразования планировочной структуры и тактические пути их достижения - наиболее важные и сложные требования при проектировании расселения и городов. Современная наука рассматривает город как систему в большой системе городов. Это единственно возможный, методологически верный путь, который позволяет перевести анализ современных городов и процессов урбанизации из сферы интуитивных представлений в область научного исследования и предвидения. Свойства и принципы конструирования урбанизированных систем взаимосвязаны. Основные из них в самом общем виде могут быть охарактеризованы следующим образом: 1. Сложность, органичность и неаддитивность. Урбанизированная система характеризуется большим многообразием формирующих ее компонентов. 2. Динамизм. Урбанизированная система всегда находится в состоянии развития. 3. Стохастичность. Вероятностный характер роста и изменения структуры населения, научно-технического прогресса, масштабов и темпов экономического развития, а также характер межрайонных связей определяют большую зону влияния факторов неопределенности в развитии урбанизированной системы, усиливающую сложность ее конструирования.4. Инерционность. 5. Полииерархичность с разнотипной и изменяющейся во времени координацией и субординацией подсистемы и элементов. 6. Неравномерность развития. 7. Конфликтность ситуаций. 8. Большой " лаг запаздывания", разделяющий момент конструирования системы и момент реализации проектных решений. 9. Невозможность эксперимента. 10. Географическая конкретность. Пути развития системы тесно связаны с географическими особенностями данного района и города. Они отражают его " уникальность". Из охарактеризованных особенностей и свойств урбанизированных систем следует ряд ведущих принципов и общих идей их конструирования. Охарактеризуем некоторые из них. 1. Принцип общей (интегральной) эффективности. Важно различать: а) экономический эффект (экономия капиталовложений в результате осуществления проектных рекомендаций); 6) социальный эффект (улучшение условий расселения, создание возможности более широкого выбора профессий для населения, удачный подбор предприятий, сочетающих мужской и женский труд, и т.п.); в) экологический эффект (оздоровление условий жизни, рациональное взаиморазмещение промышленности и мест расселения, исключающее задымление жилых районов и загрязнение водоемов, и т.п.); г) архитектурный эффект (наиболее удачный в архитектурном отношении выбор территории и структуры селитебных, промышленных и рекреационных зон с учетом ландшафтных, композиционных и других условий); д) информационный эффект (создание " ресурсов информации" для правильного решения различных проблем развития и планировки района (города) в процессе последующего проектирования и оперативных решений); е) психологический эффект (создание определенного психологического барьера на пути волюнтаристских решений в планировке, своего рода " психологического климата", заставляющего осознавать, что планировочные решения весьма сложны и ответственны и не могут быть приняты на основе " здравого смысла" неспециалистов); ж) оборонный эффект.2. Принцип субоптимизации. 3. Принцип дальности перспективы. 4. Принцип использования эффекта сложившихся урбанизированных структур. Инерционность урбанизированной системы предполагает также, что при проектировании будут учтены преимущества, связанные с потенциалом развития системы. Несмотря на бесспорное значение этого принципа, его понимание и использование в проектных разработках пока недостаточны. Характеризуя свойства и принципы конструирования (проектирования) урбанизированных систем, подчеркнем, что эти системы в принципе резистентны, т.е. трудно поддаются управляющим воздействиям. Последние могут направлять развитие урбанизированных систем (что, конечно, очень важно), но не должны, как правило, противоречить внутренней логике, ведущим тенденциям этого развития, которые необходимо изучать и учитывать при проектировании.В процессе проектирования расселения и городов необходимо органическое сочетание традиционных методов с новыми, в особенности с экономико-математическим моделированием, анкетированием, систематизированными экспертными оценками.
2. Города Германии. Берлин: экономико-географическое положение, особенности развития.
Длительное время в Центральной Европе не складывалось условий для развития крупных городов, сохранялась унаследованная от средневековья плотная сеть относительно небольших городских поселений, лишь некоторые из которых достигали более или менее значительных размеров. С перемещением торговых путей к Атлантическому океану, упадком ганзейской и средиземноморской торговли города Центральной Европы оказались в стороне от главнейших новых торговых путей. Крайняя политическая раздробленность Германии не создавала условий для развития промышленности. Положение усугублялось разорением страны после Тридцатилетней войны и других войн, которые велись почти непрерывно. Процессы урбанизации в Германии резко усилились во второй половине XIX в. и особенно в конце его. Характер и особенности этих процессов могут быть показаны на примере Берлина. Берлин образовался в XIII в. из двух городов - Берлина и К±льна, сложившихся на правом и левом берегах р. Шпрее на месте бывших славянских поселений и слившихся в 1307 г. в один город. Как и другие средневековые города, он представлял собой крепость, обнесенную кольцом стен. В XV в. Берлин становится резиденцией Гогенцоллернов - вначале бранденбургских герцогов, а с 1701 г. - прусских королей; в 1871 г. он был провозглашен столицей Германской империи. После объединения Германии быстро растет промышленность Берлина. Его промышленные монополии, тесно связанные с правительственным аппаратом, способствуют развитию здесь новых отраслей машиностроения (точное машиностроение, электротехника), которым не приходится преодолевать конкуренцию старых индустриальных районов, где эти отрасли не сумели сформироваться. Роль Берлина как столицы Пруссии и особенно германской империи позволила ему создать себе выгодное экономико-географическое положение, которое потенциально было благоприятным, но могло быть реализовано только при значительных работах по сооружению искусственных транспортных путей. Лишь когда к Берлину, расположенному в пониженной части междуречья Эльбы и Одера, при слиянии небольших рек Шпрее и Хофеля, среди обширных озер, была подведена система каналов и дорог, а обширные заболоченные территории осушены, выявилось его выгодное положение в центре Средне-Германской низменности, в узле открывшихся прямых путей к морю, на юг Германии, в обширные области Восточной и Юго-Восточной Европы. В 1850-1900 гг. население Берлина увеличилось в 5 раз, превысив 2, 7 млн. человек. Быстро расширяется застройка города. Складывается несколько зон, различающихся по своим функциям и характеру застройки: 1) капиталистическое Сити в центре города с большой концентрацией правительственных учреждений, дворцов, банков, отелей, торговых учреждений; рядом со старыми импозантными сооружениями королевской Пруссии, построенными в XVIII - начале XIX в. (Бранденбургские ворота, Опера, дворцы принцессы и кронпринца, университет, новая кардегардия, цейхгауз на Унтер ден Линден, Концертхауз, Немецкий и Французский соборы на площади Жандарменмаркт), в конце XIX - начале XX в. сооружаются новые монументальные здания (Рейхстаг, Кафедральный собор, Государственная библиотека, музеи на острове музеев - Музеуминзельн - Национальная галерея, Боде, Пергамон), образующие вместе исторический ансамбль " Берлинского форума"; 2) так называемое " кольцо Вильгельма" с плотно застроенными кварталами " домов-казарм", с регламентированными высотой (около 20 м) и крайне малыми размерами дворов-колодцев, окруженных задними фасадами домов. В 1912 г. до 45% квартир выходило на задний двор; большое количество квартир размещалось в подвалах; в " кольце Вильгельма" располагалось около 70% промышленных предприятий Берлина (существовало понятие " Берлинская промышленность задних дворов"); 3) внешняя зона, включавшая, с одной стороны, крупные промышленные предприятия и рабочие предместья Веддинг, Шпандау, Копеник, Моабит, Лихтенберг и др., а с другой - королевскую резиденцию Потсдам и буржуазные пригороды Карлсхорст, Вайсензее и др., с коттеджной застройкой среди озер и лесопарков. Важную роль в формировании промышленных предместий во внешней зоне имела кольцевая железная дорога (Рингбан).

Билет 12. 1. Модели урбанизированных систем. Модель Кристаллера.
В. Кристаллер предложил гипотезу, которая получила широкое распространение под названием " теория центральных мест". Исходя из идеализированного допущения об изотропной поверхности, т.е. однородности территории, равномерности размещения на ней ресурсов, одинаковой плотности и покупательной способности населения, а также равноценности транспортных условий, он предположил, что населенные пункты на такой территории должны располагаться с определенной закономерностью, упорядочивающей размещение. Такой закономерностью, по его мнению, является размещение центрального пункта в центре, а соподчиненных ему пунктов - в углах шестиугольной решетки. Каждый такой шестигранник с семью населенными пунктами вместе с шестью другими входил в более обширную зону, насчитывающую 49 пунктов (7o7), притом главный город центрального шестигранника является центральным пунктом для всей зоны. В. Кристаллер выделил применительно к условиям Южной Германии семь уровней иерархии (центр земли, округа, района, общины, город в пределах общины, поселок или село с административными службами, торговый центр) с примерными параметрами. Кристаллер предположил, что минимум услуг должен предоставляться самым низшим центральным пунктом этой иерархии, который любой житель близлежащей округи должен иметь возможность достичь пешком за 1 час (т.е. радиус этой территории немного более 3 км). По мере движения по иерархической лестнице вверх набор услуг увеличивается. Кристаллер считал свою модель " общей дедуктивной теорией", объясняющей размеры, число и размещение населенных мест. Легко видеть многочисленные допущения, казалось бы, лишающие эту модель смысла. Территория никогда не может быть абсолютно однородной (хотя сеть расселения Южной Германии, возможно, больше других приближается к идеализированной сети, отвечавшей поискам Кристаллера). Всегда различаются размещение ресурсов, транспортные условия, влияние портов, воздействие дальних связей на развитие агломераций и т.п. Даже допущение о радиусе доступности нижнего пункта иерархии теряет смысл, поскольку для того, чтобы достичь его, теперь пользуются автомобилем или автобусом. Изменился набор услуг, предоставляемых центральным пунктом. Очевидно также главное, что не функции обслуживания, а производственные функции определяют размещение населенных мест. Тем не менее идея кристаллеровской " решетки" о закономерной, иерархически построенной структуре сетей обслуживания и расселения оказала глубокое влияние на анализ и отчасти проектирование пространственной организации расселения и обслуживания.
2. Города Австрии. Вена: экономико-географическое положение, развитие, планировка.
Столица одной из крупнейших европейских монархий - Священной Римской империи германской нации (в XIII-XVIII вв., до 1806 г.), Австрийской империи (1806-1867), Австро-Венгрии (1867-1918) - Вена на протяжении нескольких веков играла большую роль в европейской политике, стала средоточием богатств, стекавшихся из многих стран. В 1918 г. в Австро-Венгрию - " лоскутную империю" - входили современные Австрия, Венгрия, Чехия, Словакия, Хорватия, Словения, территории Польши (район Кракова) и Украины (район Львова, Ужгорода, Черновиц). Здесь - многочисленные памятники архитектуры и искусства, созданные трудом и талантом многомиллионного населения этих стран. Всеевропейское значение приобрела Вена в развитии музыкальной культуры (здесь творили Л. Бетховен, В. Моцарт, И. Гайдн, Ф. Шуберт, И. Штраус). Во II в. до н.э. на Дунае, ставшем границей римских владений, римляне основали крепость Виндобону - ядро будущей Вены. Во второй половине Х в. на территории современной Австрии образовалась баварская Восточная марка ставшая в 1156 г. самостоятельной (этот год считается годом образования австрийского государства), В 970 г. граф Леопольд Бабенберг из высшей баварской аристократии стал основателем первой австрийской династии Бабенбергов. В 1282 г. на австрийском престоле утверждается династия Габсбургов, правившая страной до падения австро-венгерской монархии в 1918 г. В XII-XVIII вв. Австрия выдвигается на одно из ведущих мест на европейской сцене. Габсбурги становятся императорами Священной Римской империи, а Вена - ее столицей. Возвышению Вены способствовало ее положение на пересечении Дуная и " янтарного пути" из германских, польских, чешских земель на юг, в страны Средиземного моря и Балканского полуострова (в обход Альп с востока через перевал Земмеринг). Общеевропейская политическая роль Вены усилилась после успешных войн с Османской Турцией: В кольце средневековых стен, выдержавших турецкую осаду, вокруг бывшего лагеря римской Виндобоны, сложился исторический центр Вены. В XII-XVII вв. восточное развалин римских укреплений сооружается и затем многократно перестраивается собор св. Стефана - один из великолепных готических храмов Европы (высота - 137 м, ширина нефа - 38 м, длина - 105 м). Примечательная особенность собора, связанная с длительным сроком его строительства, - смешение архитектурных стилей: интерьер собора-в стиле барокко, большие ворота - в романском стиле. В 1711 г. в северной части собора был установлен огромный колокол Пуммерин, отлитый из 180 турецких пушек. К западу и юго-западу от собора св. Стефана застраиваются небольшие, но респектабельнейшие ныне улицы Вены - Грабен (" ров", на месте римских укреплений) и Кертнерштрассе. В 1688-1693 гг. на Грабене сооружают монумент " Троица" в память 100 После турецких войн за пределами средневековых стен в Вене создаются парадные ансамбли в стиле барокко. По заказу Евгения Савойского сооружается дворец При императрице Марии Терезии завершено строительство дворца Шенбрунн. Сооружаются дворец Шварценберг, церковь св. Карла Барромея, достраиваются и перестраиваются дворцовые здания императорской резиденции Хофбург (среди них - государственная канцелярия, национальная библиотека, манеж для школы испанской верховой езды с великолепным залом в стиле барокко для праздничных представлений; в этом зале в 1814-1815 гг., по известному выражению, " танцевал Венскии конгресс; В 50-60-е гг. XIX в. в Вене были осуществлены крупные реконструктивные работы, вызванные быстрым ростом населения, строительством железных дорог, развитием промышленности. На месте старых стен была проложена кольцевая магистраль Рингштрассе - широкий тенистый бульвар протяженностью около 5 км, - переключившая на себя транзитные потоки; она позволила создать непроницаемую для сквозного движения историко-художествен-ную зону средневекового центра, над которым возвышается собор св. Стефана. От Рингштрассе направлены все радиальные связи ко второй кольцевой магистрали Вены - Гюртелю, вокзалам, жилым и промышленным районам, паркам, Дунаю и склонам Венского леса. Вглубь от Рингштрассе к историческому центру идут в основном пешеходные улицы (от Рингштрассе по парадной Кертнерштрас-се до Грабена и собора св. Стефана примерно 700 м). Кольцевая Рингштрассе разбита на прямолинейные отрезки, на которых размещены общественные здания: парламент, ратуша, Новый Хофбург, университет, Опера, Бургтеатр, Художественно-исторический и Естественно-исторический музеи, Общество друзей музыки, церковь Вотивкирхе (" обещанная церковь", построенная в знак Вена в целом пользуется заслуженной известностью одного из красивейших городов Европы. Современная Вена далеко вышла за границы застройки XIX в., поднимаясь по склонам предгорий Альп (Венского леса), перешагнув Дунай, на левом берегу которого разрослись промышленные и жилые районы. На острове между Дунаем и его протокой Старый Дунай сооружен комплекс организаций ООН. Между Дунаем и старым Дунайским каналом, прорытым восточное исторической Вены, разбит обширный парк Пратер.

Билет 13. 1. ЭГП столиц.
Многочисленные примеры указывают на " живучесть" городов в некоторых географических точках. Одним из факторов, обуславливающих возвышение городов, является их центральное положение.
Москва. Политическое, военное и экономическое возвышение Москвы трудно понять, если не оценить ее ЭГП в момент возникновения и укрепления Русского государства. ЭГП исключительно выгодно на всех уровнях: макроуровень - положение в центре Русской равнины, на гидрографической сети и в узле сухопутных дорог Волго-Окского междуречья: а) связь с Верхней Волгой и Новгородом, б) верховья Десны и Днепра - с смоленские, черниговские и киевские земли, в) Ока - Рязанское княжество, г) Клязьма -ярославские, ростовские и суздальские земли. Следовательно развитие торговых функций, в т.ч. с Востоком; микроуровень - с трех сторон защищена водой. Т.о., положение Москвы в центре Русской равнины, в фокусе гигантской системы естественных и радиальных искусственных путей, в главном историческом ядре расселения русского народа, способствовало ее дальнейшему росту.
Париж. Первенство к Парижу пришло не сразу (претенденты: Орлеан, Тур - р. Луара, Лион - Средиземное море), но в конечном итоге решающими оказались преимущества положения в бассейне Сены, сочетавшем удобные пути на юг Франции (через Орлеан)с целым веером путей на север и северо-восток (Сена-Ла-Манш). Благоприятно и микроположение (как у Москвы) - сначала остров Сите, защищенный рукавами реки, затем характер долины Сены (широкая, спокойная, возвышенности - Монмартр, Монпарнас - на расстоянии). Все эти географические факторы сыграли роль в возвышении П., но только особенности экономического и социального развития Франции способствовали доминирующему положению П. В стране.
Берлин ЭГП Берлина было потенциально благоприятным, но м.б. реализовано только при значительных работах по сооружению искусственных транспортных путей. Лишь когда к Берлину (пониженное междуречье Эльбы и Одера среди обширных озер)была подведена система каналов и дорог, о болота осушены, выявилось его выгодное ЭГП в центре Средне-Германкой низменности, в узле открывшихся прямых путей к морю, на юг и на восток и ю-в.
2. Развитие городов России.
В 13 в, после монголо-татарских завоеваний на территории между Окой и Волгой формируется центр русских земель, во главе которого становится Москва. Именно вокруг этого центра начинается территориальное приращение государства и развитие сети городов. Сначала - движение на с. и с-в: заселение бассейнов Северной Двины, Печоры- Вологда, Великий Устюг, Архангельск (1584) - торговля с Европой. С сер. 16 в, после присоединения Казанского и Астраханского ханств - бассейн Волги и выход к Каспию и Уралу (Самара, Саратов, Царицын). 15-16 вв. - освоение " Дикого Поля" - создание цепи укрепленных городов, многие из которых. Утратив свои осн. функции в последствии ушли " в отставку". 1581 г - первый русский отряд пересекает Урал, 1639 г - русские - у берегов Охотского моря. Первоначально цепочка городов - по северу Сибири: Мангазея, Туруханск Вилюйск. Верхоянск. Среднеколымск, далее - по рекам - на юг по Оби, Иртышу Енисею - Кузнецк, Красноярск, Иркутск. В 18 в. - смещение на юг в более благоприятную для жизни лесостепь. Нач. 18 в -основание С-Пб, его возвышение и ослабление Архангельска и др. северных городов. В связи с развитием промышленности - возвышение городов Урала - создание нового типа - город-завод.

Билет 14.1. Изменение экономико-географического положения городов России в XVII-XIX вв. по мере расширения границ государства и освоения Сибири и юга России
Анализ изменений в географии городов России в XVII-XVIII веках в связи с переменами в их ЭГП дал К.И.Арсеньев. В начале XVII века государственная территория России была искусственно сжата в пределах центральной части Русской равнины. В 300 км. к югу от Москвы начиналось " дикое поле". На с/з Россия была отрезана от Балтики. На Волге взятием Казани и Астрахани пробита дверь к Каспийскому морю. На востоке только в 1581 году Ермак начал продвижение в Сибири. Исключительно велико было значение рек Русской равнины и Сибири как основных магистральных путей исторического формирования сети русских городов. Они возник

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Площадь фигуры. Вывод формулы площади прямоугольника. Равносоставленность и равновеликость фигур. | Предмет, методология и периодизация курса




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.