Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Местоимение как часть речи




2. Местоимение — это самостоятельная не знаменатель­ная часть речи, которая указывает на предметы, признаки или количества, но не называет их. Грамматические при­знаки местоимений зависят от того, заместителем какой части речи выступает местоимение в тексте. Местоиме­ния клас­сифицируют по значению и по грамматиче­ским призна­кам. Разряды местоимений по значению: 1. Личные: -ука­зывают на участников диалога (я, ты, мы, вы), лиц, не участвующих в беседе, и предметы (он, она, оно, они). 2. Возвратное: себя. - это местоимение указы­вает на тожде­ственность лица или предмета, названного подлежащим, лицу или предмету, названному словом себя (Он себя не обидит.). 3. Притяжательные: мой, твой, свой, его. - указы­вают на принадлежность предмета лицу или другому пред­мету. 4. Указательные: этот, тот, такой - э ти местоиме­ния указывают на признак или количество пред­метов. 5. Определительные: сам, весь, любой, другой. - указыва­ют на признак предмета. 6. Во­просительные: кто, что, какой, чей, - служат специаль­ными вопроси­тельными словами и указывают на лиц, предметы, при­знаки и коли­чество. 7. Относительные: те же, что и во­просительные, в функции связи частей слож­ноподчиненного предложе­ния (союзные слова). 8. Отри­цательные: никто, ничто, некого, нечего, никакой, ни­чей. - выражают отсутствие предмета или признака. 9. Неопределенные: некто, не­что, некоторый, Разряды местоимений по граммати­ческим признакам 1)К ме­стоимениям-существительным относятся: - все личные местоимения,

- возвратное себя, - вопросительно-относительные кто и что и образованные от них отрицательные и неопреде­ленные (никто, ничто). 2)К местоимениям-прилагатель­ным относятся: - все притяжательные, - все определи­тельные, - указательные этот, тот, такой, таков, сей, оный, - вопросительно-относительные какой, который, чей и -образованные от них отрицательные и неопреде­ленные никакой, ничей. 3)К местоимениям-числительным относятся: - местоимения столько, сколько и - образован­ные от них несколько, сколько-нибудь и др. К местоимени­ям относятся также местоимения-наречия, т. е. слова, которые указывают на признак действий (где, когда, там, почему-то и др.). Грамматические признаки местоиме­ний-существительных. Морфологические признаки ме­стоимений-существительных. Личные местоимения име­ют морфологический признак лица: У личных место­имений есть морфологический признак числа. Место­имения-существительные имеют постоянный признак рода. Все личные местоимения изменяются по падежам, т. е. Склоняются. Возвратное местоимение-существи­тельное себя не имеет рода и числа. Особенностью неопределенных мес тоимений некто и нечто является то, что некто имеет форму только И. п., а нечто — И. п. и В. п. А отрицательные местоимения некого и нечего, наоборот, не имеют формы Грамматические признаки местоимений-прилагательных Имеют непостоянные при­знаки рода, числа и падежа, в которых согласуются с су­ществительным, к которому они относятся, в предложе­нии бывают определением. Притяжательные местоиме­ния его, ее и их – они неизменяемы. (ср.: его дом, парта, окно; его дома, парты, окна). Грамматические признаки местоимений-числительных Как и знаменательные чис­лительные, эти слова не имеют признаков рода и числа, из­меняются по падежам и особым образом сочетаются с су­ществительными. Морфологический разбор местоиме­ния При разборе местоимения указывают его начальную фор­му и разряд по значению. Начальной формой место­имений себя, некого и нечего является Р. п. Дальнейшая схема разбора зависит от того, с какой частью речи соотне­сено местоимение. В начальной школе М. рассматрива­ются в целях озна­комления. По степени ознакомления с М. в НШ, можно выде­лить 3 группы: те, что изучаются по­дробно – лич­ные; те, что встречаются в практическом ис­пользовании – вопроси­тельно-относительные, возвратные, притяжатель­ные, указа­тельные; остальные не изучаются вовсе. Лич­ные М. изуч-ся в лексико-семантич-м плане, а так же функционально, т.е. как заменители существитель­ных во избежание повто­ров в предложении и в тексте. Дру­гая ф-я М. – это служить опорой при образовании личных форм глаголов. В НШ изу­чается склонение личных М., трудное тем, что содержит супплевидные формы падежей: я, мне, меня... Вторая труд­ность – это звук и буква н в кос­венных падежахперед глас­ными и после предлогов: его – у него... Третья трудность – это соотнесение форм косвенных паде­жей с И.п.: она – её, ей, с ней... Виды упражнений по теме личные М.: - устное и письменное склонение, - упо­требление косв.пад. в предложениях и особенно с предло­гами, - редактирование текста, устранение повторов путем замены слов на М. Личные М. участвуют в спряжении гла­голов, особая роль личных М. в передачи значения лица в пр.вр. глаголов: ты писал, они писали... Вопросительно – относи­тельные М. в вопросительной ф-ции: - вопросы выявляющие связи между словами в предложении; - па­дежные вопросы кто? что? И их косвенные падежные ф-мы при скл-ии сущ-х и личных М. - вопросы какой? какая? какое? В скл-ии прила­гательных.. в относительной ф-ции: употребляются в роли союзных слов: Саша не расслышал, что сказал Коля. Указательные М. употребляются в приёме определения рода имён сущ-х (путь – тот, степь – та) на основе язы­ковой интуиции. В такой же роли упо­требляются притяжа­тельные М. Возвратное М. себя ис­пользуется при изуче­нии постфикса –ся в теме «Залоги» при анализе образова­ния возвратных глаголов и страда­тельного залога. Поня­тия для усвоения в НШ по теме М.: местоимение, личные местоимения, вопросительное ме­стоимение, возвратное местоимение. Упражнения: - грамматический анализ М. в тексте; - включение их в соб­ственные предложения; - об­разование форм М.; - использо­вание при редакции текста. Методы и задачи: - включение М. в модель, отражающую систему частей речи; - составле­ние таблиц склонения лич­ных местоимений; - составление ступеней местоименных замен при устранении повторов; - пополнение словаря грамматических терминов; - определе­ние роли (функции) М. в сравнении с другими частями речи. Требования к изу­чению местоимений образователь­ного стандарта: 3 класс по программе 1-4. Понятие о ме­стоимении. Личные место­имения ед. и мн. числа. Раздель­ное написание местоиме­ний с предлогами. Наблюдение за ролью местоимений в речи. Редактирование: замена в тек­сте повторяющихся су­ществительных личными местоиме­ниями и наоборот.


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.