Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Таксономия целей обучения.






Понятие «уточнить цель» может употребляться к какому-то разделу курса, теме или отдельному ученику.

В дидактике существует несколько способов постановки целей уроков:

1.определение цели через изучаемое содержание. (Минусы –указывается лишь область знаний, затрагиваемая уроком, трудно судить о результатах).

2.Через деятельность учителя – ознакомить с тем-то, тем-то. (Минусы – намечаются лишь действия учителя).

3. Постановка целей через внутренние процессы интеллектуального, эмоционального, личностного развития ученика: «Формировать умение анализировать, развивать самостоятельность…». Применимо к серии уроков.

4. Постановка целей через учебную деятельность учащихся: решение задач на движение, исследование клеточной структуры растения…. Результатом должен быть определенный сдвиг в развитии ученика.

Цель должна формулироваться через результаты обучения, выраженные в действиях ученика.

Формулировка цели требует ее конкретизации – выделение тех умений, которыми учащийся должен овладеть.

Таксономия – такая классификация и систематизация объектов, которая построена на основе их естественной взаимосвязи и использует для описания объектов категории, расположенные последовательно по нарастающей сложности.

Цели не всегда равнозначны результатам. Некоторые цли можно отождествить с результатом лишь тогда, когда и те и другие являются предвидимыми и измеряемыми. Среди целей имеются такие, последствия которых нельзя ихмерить непосредственно.

Тенденция по конкретизации целей обучения началась в 50-х годах 20 века.

Цель обучения формулируется в виде описания планируемых перемен в знаниях и умениях учащихся, в конечных результатах, которым можно дать объективные количественные и качественные оценки.

Американский психолог Блум. П.Я Гальперин, Матюшкин.

Выделил три группы целей:

А) познавательные,

Б) аффективные (эмоционально-ценностные).

В) психомоторные (письмо).

Перечень целей в группе А):

1) Знание. Ученик знает факты, терминологию, теории, методы, принципы.

2) Понимание. Ученик объясняет связи между явлениями, преобразует материал, описывает следствия, вытекающие из данных.

3) Применение. Использует понятия, правила… в конкретных ситуациях.

4) Анализ. Выделяет скрытые предположения, существенные признаки предметов и явлений, проявляет логику рассуждения.

5) Синтез. Например, пишет сочинение, может составить план эксперимента.

Недостатки: обходит стороной такие важные факторы, как умения и навыки. Отсутствует решение проблем. Анализ и синтез следуют за пониманием.

Оконь предложил другую последовательность уровней познавательной деятельности:

- информация,

- анализ,

- синтез,

- понимание,

- применение,

- оценка.

Новые таксономии целей создаются и сейчас

«Педагогические технологии в учебном процессе». М. В. Кларин предлагает использовать глаголы, указывающие на действие с определенным результатом.

А) Общие учебные цели (анализировать, вычислять, знать, понимать, создавать…).

Б) Творческого типа (поставить вопрос, видоизменить, систематизировать…).

В) В области устной и письменной речи (выделить, записать, обозначить, разобрать на слоги…).

Г) В сфере межличностного взаимодействия (извиниться, ответить, высказать мысль…).

По его мнению подобная постановка целей ориентирует педагогов на достижение определенных результатов обучения. Результаты – достижение нового определенного состояния ученика, достигаемое

 

3. Содержание образования.

1. Факторы отбора и принципы формирования.

Содержание образования представляет собой систему научных знаний, практических умений и навыков, способов деятельности и мышления, которыми учащимся необходимо овладеть в процессе обучения.

Это средство воплощения в жизнь целей обучения.

Содержание образования отражает и текущие и перспективные потребности общества или отдельных людей.

Традиционно определяющее значение на формирование и содержание школьного образования имели и имеют:

- система потребностей общества,

- система социальных и научных достижений,

- система возможностей школьников,

- система личных потребностей.

Функция государства состоит в том, чтобы обеспечить образование, соответствующее государственному стандарту образования.

Принципы формирования содержания образования:

1) Принцип гуманистичности,

2) Принцип научности (должно соответствовать последним достижениям науки),

3) Принцип последовательности,

4) Принцип историзма (история развития науки),

5) Принцип систематичности (все знания должны рассматриваться в системе),

6) Принцип связи с жизнью,

7) Принцип соответствия возрастным возможностям и уровню подготовки школьников,

8) Принцип доступности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.