Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды речи






По своим особенностям и функциональному назначению различают речь внешнюю и внутреннюю.

Внешняя речь - речь, используемая как средство общения и выражений чувств человека. Бывает устная и письменная.

Устная речь - это обычная звуковая разговорная речь, которой мы пользуемся при непосредственном общении с другими людьми. В зависимости от конкретных условий общения устная речи приобретает форму либо диалогической, либо монологической речи.

Диалогическая речь - речь, протекающая в форме беседы, разговора между двумя или несколькими участниками. Диалогическая речь, как правило, не имеет ярко выраженного преднамеренного характера, ранее разработанного плана, отличается сравнительной сжатостью.

Монологическая речь - речь, используемая в разных устных и письменных выступлениях. К монологическим формам речи относятся лекции, доклады, выступления на собраниях, объявления, приказы и многие другие устные и письменные сообщения. Монологическая речь более трудная, сложная и напряженная форма

Письменная речь - речь, осуществляемая с помощью графических изображений, письменных знаков (букв), обозначающих звуки устной речи. Отсутствие непосредственного контакта между пишущим и читающим создает трудности в построении письменной речи. Письменная речь более развернутая и связная, чем любая форма устной речи.

Внутренняя речь - речь, используемая в процессе мышления - речь про себя.

3. Виды мышления.

Основание для выделения вида мышления Виды мышления
Генезис мышления наглядно-действенное наглядно-образное словесно-логическое
Тип познания Теоретическое эмпирическое
Функции мышления творческое критическое
Степень рефлексии Интуитивное аналитическое (логическое)
Средства действия Вербальное невербальное

Наглядно-действенное мышление - вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование ситуации в процессе действий с предметами.

Наглядно-образное мышление - вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы.

В отличии от наглядно-действенного мышления при наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется лишь в плане образа.

Словесно-логическое мышление - вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.

Словесно-логическое мышление (или абстрактно-логическое, или отвлеченное) решает проблему в словесной форме. При этом человек использует абстрактные, отвлеченные понятия: «сумма», «разность», «сила тока», «независимость» и т. д., которые нельзя выразить конкретным образом. С помощью этого типа мышления люди могут решать задачи и проблемы, в которых нужно отвлечься от ненужной конкретики. Мы думаем, что вы помните детские задачи типа: «Что тяжелее: килограмм железа или килограмм пуха?» Дети, которые могут отвлечься от образов «пуха» и «железа» и обращают внимание на слово «килограмм», успешно справляются с этой загадкой.

Благодаря этому типу мышления люди постигают законы природы и общества.

Теоретическое мышление - это такой вид мышления, с помощью которого происходит познание законов и правил.

Решение задачи при указанном типе мышления происходит с самого начала и до конца в уме с использованием готовых знаний. Теоретическое мышление подразделяется на два вида:

образное мышление, материалом которого являются представления и образы предметов или явлений окружающей действительности;

понятийное мышление, опирающееся на знания человека, выраженные в понятиях, суждениях и умозаключениях.

Эмпирическое мышление - это вид мышления, обеспечивающий подготовку физического преобразования действительности: постановку цели, создание плана, проекта, схемы.

Оно развертывается в условиях жесткого дефицита времени. По мнению Б.М.Теплова, работа эмпирического мышления в основном направлено на разрешение частных конкретных задач, тогда как работа теоретического мышления направлена в основном на нахождение общих закономерностей.

Также как и теоретическое; эмпирическое мышление подразделяется на два вида:

наглядно-действенное мышление • - вид мышления, позволяющий осуществлять практическую преобразовательную деятельность человека с реальными предметами. Оно свойственно людям массовых рабочих профессий, занимающихся реальным производительным трудом;

наглядно-образное мышление - вид мышления, непосредственно связанный с восприятием человека окружающей действительности. Свойственно детям дошкольного и младшего школьноговозраста, а также представителям " операторных" профессий, руководителям разного ранга.

Творческое мышление - это мышление, которое позволяет человеку порождать новые творческие идеи в условиях свободы от всякой критики, внешних и внутренних запретов.

Критическое мышление - это вид мышления по своему функциональному назначению противоположное творческому. Критическое мышление требует строгости к себе и другим в отборе и оценке выдвигаемых идей.

В процессе решения мыслительной задачи человек использует различные мыслительные операции:

Анализ - расчленение сложного объекта на составляющие его части или характеристики.

Как видите, можно было также предложить отделить море от подземных ключей, поставить навес над ним от дождей и принять целый ряд подобных мер.

Схема анализа в целом такова:

1. Определите возможные способы выделения основных частей проблемы (предметов, явлений, этапов, ситуации).

2. Четко и ясно определите каждую часть.

3. Установите связи между ними и, в целом, с другими внешними проблемами (более общей ситуацией, явлением, внешней средой).

4. Выделите информацию, относящуюся к каждой части.

5. Сделайте вывод на основе проведенного анализа.

Синтез - мысленный переход от частей к целому.

Если анализ расчленяет проблему, то синтез по-новому объединяет составные части для ее разрешения (заменяются или вовсе устраняются те или иные этапы, части, добавляются новые, меняется их порядок, характеристики, расположение и взаимосвязи).

Сравнение - установление сходства или различия между объектами.

Обобщение - мысленное объединение предметов или явлений по их общим и существенным признакам.

Абстрагирование - заключается в выделении каких-либо нужных для решения задачи или проблемы свойств или сторон объектов, при отвлечении от всех остальных.

Абстракция позволяет нам сконцентрироваться на наиболее существенных свойствах и аспектах проблемы и ее решения.

Конкретизация - переход от общего к единичному, соответствующему этому общему.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.