Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 30. Методы анализа конкурентной среды и ее регулирование в народном хоз-ве






Чтобы лучше обозначить конечные характеристики отрасли, следует изучить по каждой области стратегической активности предприятия различные факторы развития конкуренции.

 

Конкуренция Факторы развития конкуренции
Борьба за клиентуру (рост сектора) демографическая эволюция развитие вкусов развитие покупательской способности рентабельность развитие уровня организации развитие уровня информации
Служащие отрасли развитие степени занятости развитие уровня организации динамика ставок служащих
Государственная политика Зволюция отношений в отрасли: фискальная полика; таможенная регламентация; др.
Поставщики изменение рентабельности динамика степени конецентрации развитие информационных услуг изменение уровня дифференциации продукции каналы распределения и реализации товаров
Товары возможные новации развитие качества развитие стандартизации производство замещающих товаров
Техника производства ожидаемые инновации развитие производства совершенствование квалификации распространения знаний по технике производства
Техника распределения рекламы возможные инновации развитие масштабов производства совершенствование организации распределительной сети
Предприятия-конкуренты динамика экономической и финансовой ситуации изменение стратегии величина капитала при входе в отрасль динамика норм прибыли отрасли

Анализ показателей деятельности, целей и стратегий конкурентов - важный этап проведения исследований конкуренции на рынке. Без углубленного анализа особенностей и характера стратегий наиболее крупных конкурирующих фирм невозможно оценить их действия на рынке сбыта. Прогноз поведения конкурентов строится на основе учёта следующих факторов:

ѕ размеров, темпов роста, прибыльности предприятий конкурентов;

ѕ мотивов и целей производственно-сбытовой политики;

ѕ текущей и предшествующей стратегии сбыта;

ѕ структуры затрат на производство;

ѕ организации производства и сбыта;

ѕ уровня управленческой культуры.

На базе анализа факторов, указанных в таблице 1, формулируются выводы о сильных и слабых сторонах стратегии конкурентов. Разумеется, не все факторы поведения конкурентов на рынке могут быть всесторонне проанализированы. Особенные трудности представляет исследование структуры затрат и издержек конкурентов. Вместе с тем в этой области могут быть получены следующие приблизительные данные:

ѕ численность занятых, структура прямых и накладных расходов;

ѕ сравнительная стоимость сырья, материалов и комплектующих частей;

ѕ капиталовложения в основной капитал и запасы;

ѕ объём продаж и число предприятий.

Конкуренция - сердцевина современного рыночного механизма не только потому, что масштабы её проявления за последние десятилетия неизмеримо выросли. Главное в том, что конкуренция - это органичное свойство рынка, его неотъемлемая черта. Отсутствие «нормальной» конкуренции, её разрушительное либо, напротив, слабое проявление - чёткий индикатор явного неблагополучия на рынке, появления больших диспропорций в его развитии. К примеру, «дефицитный рынок» ведёт к устранению или сводит к минимуму конкуренцию между производителями за покупателей, одновременно вызывая конкуренцию между покупателями за товар. Постоянно действующий «дефицитный рынок» можно лишь с оговорками назвать рынком. Такой рынок - порождение определённой системы хозяйствования, в условиях которой связанный по рукам и ногам рынок не в состоянии выполнить свои классические функции.

Рыночная конкуренция в нашей экономике была устранена с ликвидацией частной собственности. Тотальное огосударствление в советский период привело к исчезновению рынка и товарного производства, ликвидации одного из исходных условий возникновения конкуренции - обособленности свободных производителей как собственников средств производства и произведённого продукта.

Что же всё-таки необходимо в нашей стране для нормального функционирования рыночной экономики? В первую очередь - благоприятная конкурентная среда. Формирование конкурентной среды - сложный процесс с точки зрения практики и чёткости определения её содержания в экономической теории. Конкурентная среда может быть определена как исторически конкретная социально-экономическая структура общественного производства, особый тип социально-экономических отношений между субъектами и объектами. Она обеспечивает товарно-денежный обмен, организованный по законам товарного производства.

Конкурентная среда, как и рыночная экономика в целом - не стихия и не анархия. В своей основе она функционирует согласно строго рассчитанным целевым программам. Наличие такой среды характерно для рыночной экономики - особой фазы в развитии общественного производства. Известно, что не всякое товарное производство и рынок рождают рыночную экономику. Но всякая рыночная экономика базируется на высшем уровне развития товарно-денежного обращения.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.