Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие педагогики и этапы ее развития






Оглавление

· 1. Понятие педагогики и этапы ее развития

· 2. Объект, предмет, задачи и функции педагогики

· 3. Структура педагогики и ее связь с другими науками

· 4. Основные категории педагогики

· 5. Понятие методологии в педагогической науке

· 6. Методологическая культура педагога

· 7. Методы педагогических исследований

· 8. Понятие цели воспитания

· 9. Закономерности воспитания

· 10. Условия развития личности

· 11. Взаимосвязь развития и воспитания

· 12. Влияние среды на развитие личности

· 13. Педагогический процесс как система

· 14. Закономерности и этапы педагогического процесса

· 15. Педагогические цели

· 16. Педагогические технологии

· 17. Сущность и направленность педагогических инноваций

· 18. Инновационные учебные заведения

· 19. Педагогические системы

· 20. Оптимизация педагогической системы

· 21. Функции педагога

· 22. Требования к учителю

· 23. Профессиональный потенциал педагога

· 24. Структура педагогической деятельности и педагогического мастерства

· 25. Педагогическая квалиметрия и аттестация учителей

· 26. Общее понятие о дидактике

· 27. Основные категории дидактики

· 28. Основные дидактические концепции

· 29. Сущность процесса обучения

· 30. Единство образовательной, развивающей и воспитательной функций обучения

· 31. Характеристика принципов обучения

· 32. Закономерности обучения, их классификация

· 33. Влияние факторов обучения на продуктивность дидактического процесса

· 34. Мотивы как главные движущие силы дидактического процесса

· 35. Понятие содержания образования и принципы его формирования

· 36. Теории организации содержания образования

· 37. Государственный стандарт

· 38. Учебные планы

· 39. Характеристика учебных программ

· 40. Учебники и учебные пособия

· 41. Понятие и сущность метода и приема обучения

· 42. Классификация методов обучения

· 43. Классификация методов по типу (характеру) познавательной деятельности (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин)

· 44. Словесные методы обучения

· 45. Наглядные и практические методы обучения

· 46. Выбор методов обучения

· 47. Понятие о средствах обучения, их классификация

· 48. Оборудование учебного кабинета

· 49. Технические средства обучения

· 50. Развивающее обучение

· 51. Проблемное обучение

· 52. Программированное и компьютерное обучение

· 53. Модульное обучение

· 54. Формы организации обучения и их развитие в дидактике

· 55. Классно-урочная система обучения

· 56. Требования, предъявляемые к современному уроку

· 57. Типология и структура уроков

· 58. Подготовка урока

· 59. Вспомогательные формы обучения

· 60. Организация учебной деятельности учащихся на уроке

· 61. Сущность контроля обучения как дидактического понятия

· 62. Методы и формы контроля

· 63. Тестирование достижений и развития

· 64. Оценка знаний учащихся

· 65. Неуспеваемость учащихся

· 66. Понятия «воспитание», «самовоспитание», «перевоспитание»

· 67. Принципы воспитания

· 68. Гуманистическая педагогика

Понятие педагогики и этапы ее развития

Слово «педагогика» греческого происхождения. В дословном переводе означает «детовождение».

В современном понимании педагогика представляет собой совокупность знаний и умений по обучению и воспитанию, эффективных способов передачи накопленного опыта и оптимальной подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности.

Источники развития педагогики:

– многовековой практический опыт воспитания, закрепленный в образе жизни, традициях, обычаях людей, народной педагогике;

– философские, обществоведческие, педагогические и психологические труды;

– текущая мировая и отечественная практика воспитания;

– данные специально организованных педагогических исследований;

– опыт педагогов-новаторов.

Истоком европейских систем воспитания стала древнегреческая философия. Виднейшие ее представители: Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель. Своеобразным итогом развития греческо-римской педагогической мысли стало произведение «Образование оратора» Марка Квинтилиана, древнеримского философа и педагога.

Средневековое образование, зажатое в тисках теологии и схоластики, во многом потеряло прогрессивную направленность античных времен. На этом историческом этапе были образованные для своего времени философы, создавшие обширные педагогические труды: Тертуллиан, Августин, Аквинат.

Эпоха Возрождения дала целый ряд ярких мыслителей, педагогов-гуманистов. Это Эразм Роттердамский, Витторино де Фельтрэ, Франсуа Рабле, Мишель Монтень.

Выделение педагогики из философии и оформление ее в научную систему произошло в XVII в. и связано с именем чешского педагога Яна Амоса Коменского. Предложенные им принципы, методы, формы обучения стали основой педагогической мысли.

Английский философ и педагог Джон Локк сосредоточил главные усилия на теории воспитания («Мысль о воспитании»).

Французские материалисты и просветители XVIII в. Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах, Ж.Ж. Руссо вели непримиримую борьбу с догматизмом, схоластикой и вербализмом в педагогике.

Деятельность французских просветителей во многом определила творчество швейцарского педагога Иоганна Песталоцци. Им была предложена прогрессивная теория обучения и нравственного воспитания учащихся.

Мировую славу русской педагогике принес К.Д. Ушинский.

В конце XIX – начале XX в. интенсивные исследования педагогических проблем начаты в США, куда постепенно смешается центр педагогической мысли. Были сформированы общие принципы, выведены закономерности человеческого воспитания, разработаны и внедрены эффективные технологии образования. Виднейшие представители американской педагогики – Джон Дьюи и Эдвард Торндайк.

Активное участие в творческих исканиях новой педагогики послеоктябрьского периода принял С.Т. Шацкий.

Выдающимся отечественным педагогом по праву является А.С. Макаренко. Он переосмыслил классическое педагогическое наследие, участвовал в педагогических изысканиях 1920–1930 гг., разработал ряд новых направлений воспитания.

Моральные проблемы воспитания молодежи исследовал В.А. Сухомлинский. Его дидактические советы сохраняют свое значение и при осмыслении современных путей педагогической мысли и школы.

Современный этап развития педагогики основан на саморазвитии научной отрасли, сочетающей процессы интеграции и дифференциации с взаимодействием с другими науками.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.