Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Прогнозирование социального развития.






Прогнозирование социального развития представляет сложный многоэтапный процесс. В данном процессе приходится решать множество разноплановых проблем, как теоретического, так и практического характера. Для успешного решения многих из проблем необходимо обладать обширным инструментарием прогнозирования. Основу инструментария прогнозирования составляют методы прогнозирования. На сегодняшний день разработано более двухсот различных методов, каждый из которых обладает своей областью применения, своими особенностями. Любой метод прогнозирования позволяет делать прогнозы с максимальной степенью достоверности в одних условиях, и является абсолютно неприменимым в других. Однако на практике сегодня на региональном уровне используются порядка 10-20 наиболее распространенных методов прогнозирования социально-экономического развития. В процессе совершенствования прогнозирования социально-экономического развития региона одним из направлений должно стать расширение базы применяемых методов. Для этого следует четко понимать особенности, преимущества и недостатки конкретных методов.

В рамках классификацииметодов социального прогнозирования можно выделить две большие однородные группы: интуитивные и формализованные методы прогнозирования. Данные группы принципиально отличаются по своей сущности. В рамках научных исследований наибольший интерес представляют методы, отнесенные ко второй группе, однако последние время всё чаще предпринимаются попытки исследования интуитивных методов.

 

Методы планирования и расчета плановых показателей.

Плановый показатель - это форма выражения конкретного задания, содержащегося в управленческом решении. Система плановых показателей должна учитывать объективные потребности и закономерности экономического и социального развития предприятия АПК.

Плановые показатели не могут устанавливаться произвольно. Чтобы выполнять свою функцию - выражать меру развития того или иного социально-экономического явления и процесса на предприятии, они должны соответствовать определенным требованиям.

Система показателей должна:

охватывать все стороны и аспекты развития предприятия;

обеспечивать единство и обязательность определенных показателей (утверждаемых, расчетных и информационно-ориентированных);

обеспечивать сопоставимость и сводимость различных разделов плана;

быть динамичной, отражающей изменения в состоянии объектов планирования, тенденциях их развития;

ориентировать предприятие на поддержание рациональных пропорций и рост социально-экономической эффективности;

соответствовать ориентации предприятия на поддержание устойчивой конкурентоспособности на соответствующих рынках (национальном, международном, региональном, местном);

иметь ограничения в рамках обоснованной достаточности.

В планировании выделяют следующие группы показателей:

натуральные и стоимостные;

количественные и качественные;

абсолютные и относительные;

утверждаемые и расчетные;

частные и обобщающие.

Натуральные показатели;

Натуральные показатели характеризуют вещественный аспект воспроизводства и устанавливаются в физических единицах (тоннах, метрах, штуках и т.д.). Кроме того, вследствие многообразия видов и типов одинаковой по назначению продукции применяют условно натуральные показатели (тонны условного топлива, тыс. условных банок и т.д.).

Современная экономика - сложнейшая система, развивающаяся на инновационной основе, все блоки которой теснейшим образом взаимосвязаны, требует сознательного постоянного поддержания основных динамических пропорций как на уровне народного хозяйства, региона, так и на уровне предприятия. В ней все большее значение отводится стоимостным показателям. С их помощью выражают стоимостную структуру воспроизводства, важнейшие пропорции. Стоимостные показатели, как известно, рассчитывают в текущих и неизменных (сопоставимых) ценах. Например, показатель валовой продукции в сопоставимых ценах используется для выражения фактического объема продукции, изучения ее динамики, в том числе по отдельным отраслям и продуктам, расчетов производительности труда, материалоемкости и капиталоемкости продукции, уровня производства на единицу расходуемых ресурсов, уровня издержек на единицу валовой продукции.

 

Стратегическое и тактическое планирование.

Стратегическое планирование (как искусство руководства; как общий план ведения работы, исходя из сложившейся действительности на дан­ном этапе развития), как правило, ориентировано на долгосрочную пер­спективу и определяет основные направления социально-экономическо­го развития государства. Суть стратегического планирования состоит в выборе главных приоритетов развития национальной экономики, веду­щую роль в реализации которых должно взять на себя государство. По­средством стратегического планирования определяются пути, по кото­рым предстоит идти обществу, решается, на каких рынках лучше действо­вать, какую технологию осваивать в первую очередь, как обеспечить со­циальное единство страны, на какие секторы экономики и общественные структуры при этом следует опираться.

Основная цель стратегического планирования — обеспечение достаточ­ного потенциала для успешного развития национальной экономики. Свое отражение стратегическое планирование находит в концепциях общего­сударственного развития.

Если стратегия организации отражает ее долгосрочные цели, то тактика отражает краткосрочные цели, согласованные с ее долгосрочными целями.

Тактика, как правило, разрабатывается средним звеном руководства организации в развитие стратегии и на более короткие сроки.

Процесс формирования тактических планов организации предполагает, как правило, процедуру их согласования между руководством организации и менеджерами среднего управленческого звена.

Нередко на разных фирмах в процессе согласования тактических планов можно наблюдать наличие противоположных интересов их руководства и менеджеров среднего управленческого эшелона.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.