Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общеметодологические проблемы естествознания







Общеметодологические проблемы Е. группируются вокруг вопросов, которые связывают между собой все отрасли Е.: а) раскрытие всеобщей связи явлений природы, их взаимопереходов, их взаимообусловленности, особенно живой и неживой природы (сущность жизни и её химизм, её происхождение; физико-химические основы наследственности), проблемы междисциплинарных наук — биокибернетики, биохимии, биофизики, молекулярной биологии, бионики; б) движение Е. к сущности явлений, раздвижение ранее достигнутых пределов как в глубь материи (область элементарных частиц и вообще атомного мира), так и в сторону макро- и мегаобъектов (особенно макрокосмоса — околоземного и далее лежащего). Здесь блестяще подтвердилось предвидение В. И. Ленина о том, что " электрон так же неисчерпаем, как и атом..." (там же, с. 277) и о "... бесконечности материи вглубь..." (там же, т. 29, с. 100); в) обнаружение нераздельности материи и форм её бытия — движения, пространства и времени. Теория относительности, ядерная физика, учение об элементарных частицах развиваются в этом направлении; г) взаимосвязь принципов развития и единства природы, дающая возможность раскрывать в их взаимозависимости структуру и генезис объектов природы (космогонические гипотезы в звёздной и планетной астрономии, аналогичные гипотезы в исторической геологии, в биологии и палеонтологии; д) дальнейшее раскрытие реальных противоречий объектов природы (корпускулярно-волновой характер физических микрообъектов, частиц и античастиц; абстрактно-математические, в том числе кибернетические, и конкретно-материальные стороны изучаемых процессов; динамических и статистических закономерностей, соответственно — случайности и необходимости, прерывности и непрерывности процессов природы); е) выявление качественных различий в природе, подобных различию между макро- и микрообъектами в физике; проблема скачка и форм его протекания, включая вопрос об антропогенезе, трудовую теорию которого выдвинул Ф. Энгельс; ж) выяснение соотношения между материей и сознанием и законов функционирования сознания — это затрагивает не только Е., в том числе зоопсихологию и учение о высшей нервной деятельности, но и такие науки, как логика, психология, кибернетика и ряд социальных наук; з) комплексное изучение законов развития самого Е., места Е. в жизни общества, структуры Е., организации, управления и прогнозирования (науковедение) в связи Е. с техникой и др. социальными институтами.

 

Лит.: Энгельс Ф., Диалектика природы, Маркс К. и Энгель Ф., Соч., 2 изд., т. 20; его же, Анти-Дюринг, там же; его же, Людвиг фейербах и конец классической немецкой философии, там же, т. 21; Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 18; его же, Философские тетради, там же, т. 29; Букановский В. М., Принципы и основные черты классификации современного естествознания, Пермь, 1960; Кедров Б. М., Предмет и взаимосвязь естественных наук, 2 изд., М., 1967; его же, Ленин и революция в естествознании ХХ века. Философия и естествознание, М., 1969; его же, Энгельс и диалектика естествознания, М., 1970; Фаталиев Х. М., Марксизм-ленинизм и естествознание. [Сборник работ], М., 1962; Карпов М. М., Основные закономерности развития естествознания, Ростов н/Дону, 1963; Лехнер Е. А., Философия и современное естествознание, М., 1964; Философия и естествознание. Сборник ст., перевод с чешского, М., 1965; Противоречия в развитии естествознания, М., 1965; История и методология естествознания, Минск, 1966; Материалистическая диалектика и методы естественных наук. Сборник ст., Авалиани С. Ш., Очерки философии естествознания, Тб., 1968; Ленин и современное естествознание, М., 1969.

 

9 Re: Шпаргалка по естествознанию






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.