Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Работа над композицией сочинения

Алгоритм работы над сочинением

Первым делом необходимо выбрать тему. При выборе темы сочинения главное – иметь ввиду, что СОЧИНЕНИЕ БЕЗ ЛИТЕРАТУРНОГО АРГУМЕНТА ОЦЕНИВАЕТСЯ НУЛЁМ БАЛЛОВ. Поэтому не стоит выбирать тему, в рамках которой вы не сможете сформулировать литературный аргумент, подтверждающий вашу позицию по проблеме. Если вы можете привести аргументы в рамках нескольких тем, то выбирайте самую понятную и простуютему.

Писать сочинение вы можете по следующему алгоритму:

 

Как работать с черновиком и планом сочинения

Черновик — это листы для предварительных, черновых записей. Черновики после экзамена сдают, однако они не учитываются при проверке сочинения.

Существуют различные способы работы с черновиком. Одни выпускники привыкли полностью писать текст на черновике, а затем после правки переносить его в чистовик. Другие предпочитаютработать с отдельными частями: сначала написать законченный фрагмент на черновике, а затем, отредактировав его, переносить в чистовик. Некоторые сразу записывают текст в чистовик. Последний способ нежелателен: текст всё равно потребует правки, аисправления в чистовике сделают работу неаккуратной. К тому же, в отличие от ЕГЭ по русскому языку, на всё сочинение даётся почти 4 часа; этого времени хватит, чтобы переписать сочинение даже несколько раз.

На этапе выбора темы вы можете набросать на черновике названия художественных произведений, необходимых для раскрытия темы. После того как определитесь с темой, постарайтесь сформулироватьосновной тезис — мысль, которую вы будете обосновывать в своём сочинении. Чтобы не отклоняться от темы, следите за тем, чтобы на протяжении всей работы вы придерживались изначально выбранной мысли и отвечали на поставленный вопрос.

Подбирая материал, выделяйте в нём главныеи второстепенныесведения. Определите, на какие «смысловые части» можно разделить тезис — это поможет вам выстроить композицию сочинения. Продумайте, какой материал будет вспомогательным — его можно будет использовать для пояснения, конкретизации, аргументации основной мысли.

Например, раскрывая тему «Любовь: счастье или трагедия?», следует ответить на вопрос «Почему для одних любовь становится счастьем, а для других трагедией?». В результате можно сформулировать следующие тезисы:

Работа над сочинением едва ли возможна без построения плана.План сочинения — это концепция и структура вашей работы, кратко сформулированные основные мысли, которые будут развёрнуты в сочинении. План — это последовательность ваших мыслей, это ваши доводы и доказательства в работе — другими словами, всё то, что делает сочинение сочинением. Первые наброски плана могут содержать отдельные мысли. Функцию плана могут выполнять схемы или таблицы, в которых намечена логика развёртывания мысли. Развёрнутый план работы может напоминать конспект, в котором описаны идеи вступительной и заключительной частей, приведены цитаты, достаточно подробно прописаны некоторые фрагменты, продуманы логические переходы между частями.



Приведём два примера составления плана:


 

Работа над композицией сочинения

Критерием оценки сочинения №3 является композиция, т.е.смысловая целостность сочинения, насколько продумано построение работы.

Традиционно выделяют три части сочинения:
1) вступление, задача которого — ввести в тему, дать предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой;
2) основная часть, в которой непосредственно раскрывается тема сочинения, приводятся рассуждения, анализируется текст художественного произведения;
3) заключение, в котором подводится итог, обобщается написанное.


Отсутствиев сочинении одного из этих элементов композиции рассматривается как ошибкаи учитывается при выставлении баллов.

Структура сочинения должна выглядеть следующим образом:

 

Вступление Подготовка к восприятию основных мыслей работы
Основная часть Тезис 1 Доказательства, примеры (один или несколько) Микровывод (обобщение написанного) Логический переход к новой мысли Тезис 2 Доказательства, примеры Микровывод Логический переход к новой мысли Тезис 3 Доказательства, примеры Микровывод (...)
Заключение Обобщение по всей теме. Выводы (если их несколько, то каждый вывод пишется с новой строки)

 




В качестве примера приведём анализ структуры сочинения на тему«Любить природу — значит любить родину (М. Пришвин)»:

 

Композиция Сочинение
Вступление Сегодня всё чаще и чаще начинают говорить об экологической катастрофе, грозящей человечеству. Слишком долго люди бездумно вмешивались в естественный ход природных явлений. Слишком самонадеянно человек назвал себя царём природы и решил подчинить её себе. «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник», — провозгласил Базаров, а вслед за ним и многие поколения безоглядно кроили и перекраивали мир, не задумываясь о последствиях.
Основная часть Тезис 1 Однако не все равнодушно взирали на происходящее. Многие писатели уже давно предупреждали людей о грозящей беде. Один из них — Валентин Григорьевич Распутин. Всем своим творчеством он утверждает мысль, что только в согласии с природой, в единстве с землёй, которая тебя взрастила, можно постичь смысл человеческого бытия, достичь гармонии в самом себе. В каждом своём произведении он пытается объяснить читателю эту простую истину.
Доказательства, примеры Микровывод Наиболее интересной в этом плане мне кажется повесть «Прощание с Матёрой». В центре внимания автора трагическая история гибели целого края: на наших глазах уходит под воду мир со всеми своими традициями, легендами, языком и верой. Вместе с героями повести мы прощаемся с деревней Матёрой.
Тезис 2 Доказательства, примеры Микровывод Само слово «Матёра» символично: мать, родная земля... Однако герои повести по-разному относятся к родной деревне. Старики: Дарья, Настасья, Катерина, Сима — не могут смириться с жестоким и неразумным решением. Дарья с горечью думает о своей ответственности перед предками, о родном крае, который не смогла уберечь. Её сын Павел хоть и жалеет родной остров, но уже смирился, работает бригадиром в новом совхозе, обживает новый дом, а внук Андрей и вовсе забыл о своих корнях, собирается работать на строительстве той самой плотины, из-за которой гибнет Матёра. Так на примере трёх поколений семьи Пинигиных автор показывает, как человек постепенно отдаляется от родной земли.
Тезис 3 Доказательства, примеры Микровывод Особую тревогу автора вызывают люди, которые добровольно губят Матёру. Клавка Стригунова и Петруха сжигают свои дома, Жук и Воронцов ругаются с матёринцами, не понимая, почему те сопротивляются сносу кладбища. Распутин метафорически называет этих героев «обсевками», сравнивая с голыми местами на пашне, куда не упало зерно. В их души не упали семена добра. На примере таких персонажей писатель показывает, что может произойти с человеком, который теряет связь с родиной.
Тезис 4 Доказательства, примеры Микровывод Особую роль в повести играют символические образы. Гордостью матёринцев является «царский листвень» — старое дерево, одиноко стоящее на холме. По преданию, его корни — это опора острова, тот стержень, на котором держится жизнь. Как ни стараются его уничтожить, могучее дерево несокрушимо, неподвластно ни топору, ни огню. Писатель считает, что человек не властен над силами природы, никогда не подчинит её своей воле, не изменит её вековых законов.
Тезис 5 Доказательства, примеры Микровывод Символичен и финал повести. Павел, Петруха и Воронцов блуждают в тумане, не могут найти путь к уже утраченному дому, где остались их матери. Так Распутин хочет напомнить нам, что, оторвавшись от своих корней, мы будем блуждать во мраке, не находя вокруг нравственных ориентиров.
Заключение И сегодня, через десятилетия после выхода повести в свет, мы видим, как прав был писатель. Но всё же я с надеждой смотрю в будущее, желая, чтобы люди одумались: не разрушали, а созидали, сохраняли живой первозданную красоту природы.

 

3.1 Как писать вступление
Варианты вступления

Вид вступления Описание Пример
Историческое Предполагает краткую характеристику определённой эпохи, анализ социально-экономических, нравственных, политических или культурных особенностей того времени. XX век для России стал эпохой испытаний, гениальных прозрений и фатальных заблуждений, созидательных начинаний и разрушительных войн. Быть писателем — нелёгкое дело в любые времена, а в сложную эпоху общественных и культурных переворотов служить истине особенно трудно. Общество начала XX века отказалось от всех прежних идеалов и ценностей. Дом, семья, быт, любовь — всё это вдруг стало пережитком прошлого. Эпоха давила на человека, требовала, ломала, подчиняла... Куда идти? Каких держаться истин? Все эти вопросы тогда стояли особенно остро и волновали людей.
Аналитическое Может содержать размышление над центральным понятием темы сочинения (война, совесть, милосердие и т.п.). Человек и природа... Развитие человеческой цивилизации уже давно перешагнуло тот рубеж, за которым осталось гармоничное сосуществование природы и человека. Сегодня, когда загрязняются вода и воздух, пересыхают реки, исчезают леса, гибнут животные, люди с тревогой смотрят в будущее и всё чаще задумываются о трагических последствиях своей деятельности.
Биографическое Содержит факты из биографии писателя, имеющие отношение к произведению или к поднятой в нём проблеме. Вся жизнь великого русского мыслителя и писателя Л.Н. Толстого — это бесконечный поиск самого себя. Пройдя через соблазны большого света, через ужасы войны, став знаменитым на весь мир писателем, Лев Николаевич ни на минуту не останавливался в поиске своего предназначения. Не случайно для ответа на вопрос «В чём заключается смысл человеческой жизни?» мы обращаемся к роману-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир».
Цитатное В своей основе содержит цитату, которая имеет прямое отношение к теме сочинения и является «точкой отсчёта» для дальнейшего развёртывания мысли. «Что вы, что вы над собой сделали!» — говорит Соня Раскольникову. Вдумаемся в её слова. Они применимы ко всем героям Достоевского. Мармеладов, Рогожин, Карамазов... — все они что-то над собой сделали, помимо того, что сделала над ними жизнь...
Личностное Предполагает заявление своей позиции, изложение мыслей, чувств, связанных с темой сочинения. Я не случайно выбрал(-а) эту тему. Проблема, которую она затрагивает, интересует меня не только как читателя, но и как человека, живущего интересами своего времени и своего поколения.

 

Вступление должно быть не очень большим. Следите за тем, чтобы оно было органично связано с содержанием основной части по смыслу и стилистически.

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2018 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал