Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Советы новичку

§ Сразу брать дело в свои руки. Не ждать и не присматриваться. Дети должны почувствовать инициативу вожатого. Не надо бояться детей!

§ Чётко спланировать день, чтоб заминок и возможности растеряться было как можно меньше.

§ Как можно больше подготовить до смены. Наличие разрюханных мероприятий и чёткой план-сетки сэкономит ваше время, нервы, здоровье.

§ Не избегать общения с детьми. Не надо бояться детей! Помните, что только в активном общении устанавливаются хорошие отношения.

§ Следить за имиджем. Выглядеть бодро, даже если вы устали.

§ Контролировать и корректировать своё настроение. Пресекать на корню злость и обиду на детей.

§ Не увлекаться застраиванием детей. Если в какой-то момент вы чувствуете, что ваше общение с детьми сводится только к попыткам установить дисциплину, значит надо остановиться и что-то изменить. Возможно где-то в ущерб дисциплине найти возможность душевно пообщаться с детьми, сделать вместе с ними что-то интересное.

 

Особенности организационного периода

§ ребенок приезжает из другого климатического пояса, места

§ из другого круга общения, другой ролевой структуры

§ другого событийного ряда.

Поэтому, в первую очередь, должна произойти его адаптация, чтоб он комфортно чувствовал себя в новых условиях.

Виды адаптации:

§ Аудиальная (все что воспринимается ребенком через слух: интонация, тон голоса, звуки окружающей среды и т.д.)

§ Визуальная (все что воспринимается зрением ребенка: вид местности, лагеря, внешнего вида товарищей и т.д.)

§ Сенсорная (кинетическая) – телесная, чувствительная (тактильные прикосновения, стоит отметить что некоторые дети нуждаются в данном виде поддержке, но не все, есть ребята, которые тяжело выносят чужие поглаживания, подергивания, следовательно, вожатый желая показать свою любовь, внимание к ребенке таким действием наоборот вызывает чувство дискомфорта, эмоционального отвержения).

Адаптация бывает:

§ Биологической – адаптация организма к устойчивым изменениям окружающей среды. Например: температура, влажность, атмосферное давление, питание и т.д.

§ Психологическая или социальная – приспособление личности к определенным отношениям, социально-ролевым позициям. Например: правила поведения, статус ребенка, этические нормы и т.д.)


С другой стороны, это 1я стадия становления детского объединения – стадия его образования. В это время складываются организационные основания деятельности отряда, происходит формирование отношений, определение перспектив деятельности, ее средств. Формируется структура, определяются и персонализируются функции, то есть распределяется ответственность. В это время основным авторитетом для ребят является вожатый, педагог, поэтому это самый подходящий момент регулировать процессы, которые происходят с группой детей в течение смены. Запуск этих процессов не зависит от нашего желания, он предопределен законами развития коллектива, но их стихийное развитие может создать в дальнейшем проблемы как в жизнедеятельности ребенка (отдельного или группы в целом), так и в деятельности вожатого, педагога.




В орг.период детям вместе с вожатыми нужно:

§ адаптироваться к природно-климатическим условиям;

§ познакомиться друг с другом;

§ познакомиться с другими людьми в лагере, с самим лагерем его возможностями, условиями, территорией, включиться в систему взаимоотношений, взаимодействия;

§ выработать и принять общие нормы и требования (в том числе, единые педагогические требования);

§ составить представление о перспективах деятельности;

§ заложить основы совместной коллективной деятельности, определить структуру коллектива.

 

Действия вожатого в организационный период:

1. Подготовка к заезду детей

1.1. Подготовить таблички для списков детей Ф.И. ребенка Число, месяц, год рождения Дом. адрес, телефон Ф.И.О. родителей Место работы, телеф. родит. Увлечения ребенка Особые отметки Лучше всего сделать отдельные таблички для мальчиков и девочек

1.2. Подготовить табличку с номером отряда, именами вожатых

1.3. Подготовить корпус к заезду (чистота, порядок, приятные сюрпризы)

1.4. Подготовить одежду, в которой будете встречать детей (полуофициальная чистая выглаженная одежда, бойцовка, выглаженный галстук)



1.5. Выспаться

1.6. Утром привести себя в порядок, девушкам – легкая косметика


2. Заезд

2.1. Прием детей

Если вожатые едут за детьми в город, необходимо организовать распределение по автобусам. При посадке, обязательно пересчитать детей. При сопровождении в автобусе – предварительное знакомство, игры в автобусе (игры с залом, кричалки, «как зовут водителя?», песни, викторины и т.д.).

При сопровождении соблюдать технику перевозки детей:

§ Все сидят на своих местах

§ Следить за состоянием детей (если ребенка тошнит, посадить ближе к водителю, при необходимости выйти в туалет или при приступе тошноты – останавливать автобус, контролировать детей при высадке во время пути)

§ Мусор в окна не кидать

2.2. Распределение по отрядам (КТД «Сливки» - уравновешивание количества детей в каждом отряде). Дети чаще всего распределяются по возрастам. Необходимо добиться того, чтобы количество детей в каждом отряде было одинаковым.

Для закрепления процесса знакомства вы красивыми буквами на маленькой "визитке" надписываете имя ребенка, прикалываете "визитку" к одежде, объясняя, что это отличительный знак нашего отряда и объявляете конкурс, на лучшую сохранившуюся визитку до конца второго-третьего дня. Это позволит не только детям, но и вам быстрее запомнить имена детей. Затем проведите с ними первое отрядное дело. Оно должно быть очень интересным, иначе потом ребята будут неохотно откликаться на ваши предложения. Лучше, если это будет небольшое, на час, творческое КТД с целью познакомить ребят между собой.

2.3. Заполнение списков (лучше всего это сделать в первый сончас)

§ списки в полной форме: себе, директору, Старшему вожатому (далее СтВ)

§ списки в сокращенной форме (только Ф.И. ребенка): мед.пункт, КПП

§ списки именинников сдаются СтВ на первой планерке

2.4. Расселение по комнатам

§ Не селить мальчиков с девочками в одном крыле;

§ Не переселять;

§ «Буйных» мальчиков – ближе к вожатской комнате;

§ Учитывать симпатии детей.

2.5. Рассказать об основных правилах поведения в лагере: поведение в корпусе, в столовой, режимные моменты.

Вам предоставляется возможность познакомить детей с лагерем, его традициями, законами, с планом и тематикой предстоящего сезона и друг с другом, составить график дежурств по комнатам.

2.6. Походы в столовую только строем, после приема пищи никто не уходит в корпус, а ждет весь отряд.

2.7. Первый сончас должен быть строгим, но не жестким. Не стоит в первый же день перегибать палку и становиться «цербером» во время сончаса.

2.8. После полдника необходимо провести экскурсию по лагерю, совмещая её с играми на знакомство и взаимодействие.

2.9. Провести детям тренинг на взаимодействие (игры на знакомство, на общение, групповое взаимодействие, на сплочение, на выявление лидера). В конце тренинга должны быть игры, поднимающие настроение.

2.10. Вечером можно провести интересное КТД на знакомство

2.11. Огонек знакомства: традиции огонька, чего ожидаете от сезона, ещё раз напомнить о традициях и законах лагеря, бутылка желаний и пр.

2.12. строгий отбой


2-3 день оргпериода

Идёт работа на отряд. Надо придумать название, девиз, песни, приготовить номер на открытие, провести игры на выявление лидера, начать (или создать) оформление корпуса, где живет отряд.

Второй день, как и другие дни оргпериода, должен проходить по четко расписанному плану. В эти дни начинается работа по соблюдению режимных моментов, распределению обязанностей среди детей, выбору командира, названия и девиза отряда, а также идет работа по подготовке к открытию смены.

Эти два дня будут считаться состоявшимися, если в отряде все ребята познакомились, чувствуют себя хорошо, охотно выполняют все режимные моменты, активно и творчески включаются в подготовку праздника.

Завершая процесс формирования временного детского коллектива, определяем место и роль своего отряда и коллективно планируем дела сезона.

3.1. Строгий сончас и отбой. Необходимо приучить детей спать в сончас и вовремя ложиться спать во время отбоя.

3.2. Соблюдение режимных моментов

3.3. Инструктаж по технике безопасности, санитарные правила и нормы в лагере

3.4. Игры, игры, игры;

3.5. К вечеру второго дня должны быть придуманы название и девиз отряда , выбран командир

3.6. Рисуем уголок

3.7. РВС

3.8. Вожатский концерт

3.9. готовим номер на концерт открытия

В орг. период вожатый постоянно проводит время с детьми, работает на создание формирование благоприятных условий жизнедеятельности и взаимодействия детей, работает на создание команды. Существует такое поверье у вожатых: «Как пройдет оргпериод, так пройдет и весь сезон!»

 

Динамика развития временного детского коллектива в оргпериод

Первая стадия – «знакомство». В это время формируется чувство принадлежности к отряду, желание устанавливать отношения с другими детьми, понравиться. Формируется лидер и антилидер. Устанавливается система правил и традиций – гласных и негласных.

Вторая стадия – «раздел территории», «борьба за власть», «поиск крайнего». Главная потребность – потребность во власти, контроль над ситуацией, соперничество между лидерами и группировками. Но может и так: никто не хочет брать на себя ответственность за дело, проявлять активность, стремиться к власти.

Третья стадия – «привязанность, сплочённость, близость». Устанавливается тесная эмоциональная связь между детьми, партнёрство, взаимное понимание.

Нужно помнить, что в группировки объединяются дети, испытывающие потребность в более близких, тёплых отношениях либо потребность в подчинении или в превосходстве. Помогают сблизить коллектив игры на сплочение, внимание.

 

Схема анализа организационного периода

1. Портрет «заехавшего» ребенка

Необходимо раскрывать следующие позиции:

§ уровень представлений об окружающем мире;

§ уровень представлений о себе (своих возможностях, способностях, целевых установках на смену и способах их достижения)

§ уровень самоорганизации;

§ проблемы, с которыми столкнулся ребенок в лагере, и те, с которыми приехал. Способы их решения.


2. Портрет группы

Необходимо раскрыть следующие позиции:

§ нормы взаимодействия и взаимоотношений в деятельности и в общении, принятые в вашем объединении; наличие референтных групп и основание их возникновения;

§ лидерство в вашем объединении: деловые и эмоциональные, отрицательные и неформальные и так далее;

§ сложившаяся система самоуправления (соуправления).

3. Дела организационного периода, которые наиболее эффективно сработали на реализацию поставленных вами целей и задач.

4. Выводы по результатам организационного периода и определение перспектив деятельности на основной период смены.

 

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2018 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал