Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные разделы философии

Одни считали, что философия – это влечение духа к совершенному знанию и любовь к мудрости. Другие понимали под философией некую науку, а именно высшую из наук, царствующую над всеми остальными. Третьи же видели в философии своего рода искусство и виртуозность мысли.

Г. Г. Майоров «Философия как искание Абсолюта»

Комплекс философских знаний представляет собой развивающуюся систему, состоящую из органически взаимосвязанных элементов. Как и во всякой системе, здесь можно выделить центр и периферию. В предыдущей главе в качестве центральной проблемы, объединяющей существенную часть философского наследия, был выделен вопрос об Абсолютной истине. В соответствии с этим можно выстроить типологию – обозначить основные разделы философии и найти связи между ними. Место тех или иных разделов в выстроенной таким образом структуре будет определяться отношением к проблеме Абсолютной истины.

Первым и важнейшим вопросом философии можно считать вопрос о бытии, о его первоначалах и причинах – что есть бытие? Какова истина о нем? Или: Что есть Истина? Этот вопрос соответствует кругу проблем онтологии.

Слово «онтология»происходит отдревнегреческих корней: онто (ὄντος) – «сущее», «то, что существует», «бытие», и логос (λόγος)– «слово, наполненное смыслом» или «умное слово». Онтология, таким образом – это учение о бытии.

Кроме понятия «онтология» в философии бытует близкое ему по значению понятие – метафизика(др.-греч. τα μετα τα φυσικά — «то, что после физики»). Метафизика также занимается исследованиями первоначальной природы реальности, бытия и мира как такового, но этот термин традиционно применяют к идеалистической философии, поскольку именно в ней делается попытка исследования реальности, находящейся за пределами физического мира.

Истина – цель философии, она представляется чем-то устойчивым, статичным, самодостаточным, но человеческая мысль подвижна, мышление – это процесс. Раздел философии, который исследует движение мысли, называется гносеологией. Гносеология (от др.-греч. γνῶσις — «знание») обращена на исследование самой философской мысли или философского созерцания, можно сказать, что здесь философия обращена сама на себя, она исследует собственные пути и возможности. Гносеология стремиться ответить на вопрос: Как возможно знание Истины?

Онтология и гносеология связаны друг с другом как путь и цель пути. Если путь выбран неверно, цели достичь не удастся, в то же время, выбирая путь, следует хотя бы приблизительно представлять, куда направляешься. Предвидение цели – предварительная онтологическая установка, как правило, предшествует философскому исследованию и определяет его методы.



Кроме понятия «гносеология» в философии фигурирует близкое к нему понятие –эпистемология. Это «эпистемология» составлено из греческих корней и переводится практически так же как слово «гносеология»: эпистема (ἐπιστήμη) – «знание». В русской философии этот термин появился сравнительно недавно. Им обозначаются методологические разработки, ведущиеся в рамках философии, но предназначенные для других наук.

Приблизится к пониманию Истины недостаточно: истина должна быть высказана, доказана, обоснована. Чтобы сделать ее более ясной и убедительной, как для себя, так и для других, необходимо владеть определенным «техническим инструментарием». Разработка мыслительного инструментария составляет содержание следующего раздела философии, который отвечает на вопрос: Как доказать истину? Задача разъяснения и доказательства идей решается логикойидиалектикой.

Логика и диалектика представляют собой инструментальную сторону философии. Не случайно сочинение Аристотеля, заложившего основы формальной логики, было названо создателем – «Органон», что в переводе с греческого значит «инструмент». С одной стороны, логика – это наука со своими правилами формальных действий, с другой – это естественный для всякого человека способ рассуждения. Задача логики – научить рационально пользоваться данным ему «мыслительным аппаратом» и совершенствовать его возможности. Разработанная Аристотелем формальная логика не создала нового способа мышления, а только вывела на поверхность и «формализовала» его основные принципы.



Диалектика происходит от греческого διαλεκτική – искусство спорить, вести рассуждение, она родственна эристике – искусству ведения спора. Диалектика менее универсальна, чем логика, она служит философии и имеет применение в гуманитарной и идеологической сфере. Фактически, это логика диалога, в ней присутствуют различные точки зрения.

Логика и диалектика тесно связаны с гносеологией, а через нее и с онтологией. В некоторых философских системах логос – словесно оформленная мысль, выступает не только как инструмент, но и как предмет исследования.

Философия, как уже было сказано, занятие теоретическое, но у нее есть и практическая сторона. Можно даже сказать, что философская теория создается ради практики – практики жизни, практики общения человека с собой и другими людьми. Цель философии не просто отыскать верный ориентир, но и понять, как соответствовать Истине? Ответ на этот вопрос связан с поиском ценностных ориентиров, ведь жизненная стратегия определяется именно ими. Учение о ценностях называется аксиологией (от др.-греч. ἀξία — ценность, достоинство). Представление о ценностях, их системе, зависит от онтологических представлений – наиболее ценным представляется то, что определяет бытие, и, следовательно, человеческое существование. Ценности делятся на две категории: этические и эстетические. Соответственно этому аксиология развивается в виде двух традиционных философских направлений: этики и эстетики.

Этический аспект философии впервые был выявлен софистами, затем проблематика была развита Сократом и Платоном, но сам термин введен несколько позже Аристотелем. Слово «этика» происходит от слова этос (др.-греч. ἦθος) – «нрав, обычай». Соответственно, ее определяют, как учение о нравственности. Если попытаться определить этику более конкретно, то это учение о правильных отношениях человека с самим собой, с окружающими людьми, с обществом в целом.

В тесной связи с этикой находится эстетика(от греч. αισθητικός — чувствующий, чувственный) – учение о красоте. Этот термин возник только в середине XVIII века. Но первое обращение к эстетическим вопросам относится к эпохе Древней Греции. Категория прекрасного выступает как высшая ценность в отношении мира чувственных восприятий. Этика и эстетика связаны друг с другом общими темами идеала, гармонии, стремления к совершенству. При этом этика обращена к внутреннему миру человека и ведет речь о гармонии и совершенствовании души, а эстетика говорит о гармонии человеческого образа и окружающего мира.
Можно заметить, что все приведенные разделы философии находятся в тесной связи друг с другом и границы между ними приблизительны. При этом в разные эпохи и у разных философов на первый план мог выдвинутся любой из этих разделов. Так, в философии эллинизма господствовали этические проблемы, а остальные вопросы рассматривались лишь как опора для этики, в средневековой схоластике на первый план выходит техническая сторона философии, в Новое время делается акцент на гносеологии и эпистемологии. Онтологически ориентированные системы представлены платонической традицией, немецкой классической философией и русской философией Серебряного века.

В наиболее общих чертах основные разделы философии могут быть описаны нижеприведенной схемой (рис. 1)

 

Рис. 1 Основные разделы философии


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2018 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал