Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Советское государство в первой половине 20-х гг. ХХ в.






Основная задача внутренней политики состояла в восстановлении разрушенного революцией и Гражданской войной хозяйства, создании материально-технической и социокультурной основы для построения социализма, обещанного большевиками народу.

Осенью 1920 г. в стране разразился глубокий экономический и социальный кризис. С помощью политики «военного коммунизма» не удалось преодолеть разруху, порожденную 4-мя годами участия России в Первой мировой войне, революциями (Февральской и Октябрьской 1917 г.) и углубленную Гражданской войной. Требовалось решительное изменение экономического курса. На сложившуюся обстановку повлияли следующие факторы:

1.1. Экономический кризис:

·уменьшение населения (вследствие потерь в ходе Гражданской войны и эмиграции);

·разрушение шахт и рудников (особо пострадали Донбасс, Бакинский нефтяной район, Урал и Сибирь);

·нехватка топлива и сырья; остановка заводов (что привело к падению роли крупных промышленных центров);

·массовый отток рабочих из города в деревню;

·прекращение движения на 30 железных дорогах;

·рост инфляции;

·сокращение посевных площадей и незаинтересованность крестьян в расширении хозяйства; сельскохозяйственное производство приобрело потребительский характер, товарность его упала в 2, 5 раза;

·снижение уровня управления, отразившееся на качестве принимаемых решений и выразившееся в нарушении экономических связей между предприятиями и районами страны, падении дисциплины труда. Кроме того, темпы национализации обгоняли создание новых органов управления;

·массовый голод в городе и деревне; снижение жизненного уровня, рост заболеваемости и смертности. Война усугубила эти трудности, так как погибло большое количество трудоспособных людей.

1. 2. Социально-политический кризис:

·раздражение рабочих безработицей и нехваткой продуктов питания, ущемлением прав профсоюзов, введением принудительного труда и его уравнительной оплаты;

·расширение забастовочных движений в городе, в которых рабочие выступали за демократизацию политической системы страны, созыв Учредительного собрания, отмену спецраспределителей и пайков;

·возмущение крестьян действиями продотрядов, которое выражалось в прекращении сдачи хлеба по продразверстке;

·начало вооруженной борьбы крестьян, требовавших изменения аграрной политики, ликвидации диктата РКП(б), созыва Учредительного собрания на основе всеобщего равного избирательного права. Восстания охватили Тамбовщину, Украину, Дон, Кубань, Поволжье и Сибирь. На подавление этих выступлений были брошены части Красной Армии и ВЧК;

·активизация деятельности меньшевиков и эсеров;

·колебания в армии, часто задействованной в борьбе с крестьянскими восстаниями, бандитизмом, на трудных работах. В начале 1921 г. поднял мятеж на Дону красный командир Фомин, выступил против Советской власти командир бригады Первой Конной армии Маслаков с частью бойцов, а в марте произошло восстание моряков и красноармейцев в Кронштадте. Красноармейцев поддержали рабочие. В ответ правительство ввело осадное положение в Петрограде, объявило восставших мятежниками и отказалось вести с ними переговоры. Полки Красной Армии, усиленные отрядами ВЧК и делегатами X съезда РКП(б), специально прибывшими из Москвы, штурмом взяли Кронштадт. 2, 5 тыс. матросов были арестованы, 6–8 тыс. эмигрировали в Финляндию.

1. 3. Внутрипартийный кризис:

·расслоение членов партии на элитарную группу и партийную массу;

·появление оппозиционных групп, отстаивавших идеалы «истинного социализма» (группа демократического централизма, рабочая оппозиция);

·увеличение числа лиц, претендовавших на лидерство в партии (Л.Д. Троцкий, И.В. Сталин) и возникновение опасности ее раскола;

·признаки нравственной деградации партийцев;

·не сбылись надежды на немедленный переход к коммунизму и мировую социалистическую революцию в других странах.

1.4. России предстояло жить в условиях капиталистического окружения, что требовало иной стратегии и тактики. Это порождало кризис теории. В.И. Ленин был вынужден пересмотреть внутриполитический курс и признать, что только удовлетворение требований крестьянства может спасти власть большевиков.

 

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР В 1920-х годах

Преодоление Советским государством дипломатической изоляции. Внешняя политика РСФСР, а затем и СССР носила двойственный характер. С одной стороны, она была направлена на защиту государственных интересов России, но с другой - самым тесным образом связывалась с претворением в жизнь идеи мировой революции, основной установки правящей коммунистической партии.

Первые международные акты - мирные договоры - были подписаны РСФСР в 1920 г. с государствами, еще недавно входившими в состав Российской империи: Эстонией, Литвой, Латвией и Финляндией.

Несмотря на яростное неприятие идеологии и практики большевизма, ведущие державы мира были вынуждены вступить в контакт с Советским государством. Экономические интересы оказывались превыше всего. В марте 1921 г. после длительных переговоров было заключено торговое соглашение с Великобританией. Вкраплением политических моментов характеризовалось советско-германское торговое соглашение, подписанное в мае 1921 г., по которому торговому представительству РСФСР передавались функции и дипломатического представительства. Фактически это означало юридическое признание Советской России Германией. В течение 1921 г. Советское государство подписало торговые соглашения с Норвегией, Италией. К лету 1921 г. в активе советской дипломатии имелось 11 торговых договоров с ведущими странами Европы.

Политическая обстановка, сложившаяся в стране к концу 1918 — началу 1919 г., способствовала установлению Советской власти в ряде национальных районов и возникновению советских республик. В январе 1919 г. Советская власть была восстановлена на Украине. Состоявшийся в марте 1919 г. III Всеукраинский съезд Советов принял первую в истории Украины Конституцию республики.

В декабре 1918 г. была образована Латвийская советская республика. 15 января 1919 г. I съезд Советов рабочих, безземельных крестьян и стрелков объединенной Латвии принял Конституцию республики.

В ноябре 1918 г. Эстония была провозглашена советской социалистической республикой и названа Эстляндской трудовой коммуной.

В декабре 1918 г. было образовано Временное революционное рабоче-крестьянское правительство Литвы, которое издало Манифест о переходе власти в руки Советов.

РСФСР официально признала независимость Эстонской, Латвийской и Литовской советских республик.

1 января 1919 г. был опубликован манифест Временного рабоче-крестьянского Советского правительства Белоруссии о провозглашении Белорусской советской республики.

Все советские республики с самого начала установили тесные отношения сотрудничества с РСФСР. Сотрудничество республик охватывало экономическую сферу. Денежная система всех существовавших в то время республик основывалась на российском рубле. РСФСР оказывала республикам материальную помощь в налаживании экономики, проведении социально-культурных мероприятий. Во всех республиках были сформированы собственные вооруженные силы.

Весной 1919 г. положение РСФСР и других советских республик осложнилось. Поэтому со всей остротой стал вопрос об объединении усилий республик в борьбе с общим врагом. Хотя республики имели свои вооруженные силы, но военная необходимость потребовала их объединения и подчинения единому командованию Реввоенсовета РСФСР. Логически естественным стал следующий шаг — юридическое оформление военного и экономического союза советских республик. В конце января 1919 г. правительство УССР обратилось ко всем советским республикам с предложением «заключить тесный оборонительный союз». 18 мая 1919 г. ЦИК Украинской советской республики принял постановление, в котором заявил о необходимости объединения военных сил и материальных средств в общем для всех республик центре. Эта идея нашла поддержку Белорусской, Латвийской и Литовской советских республик.

Юридическое оформление военный союз советских республик получил в Декрете об объединении советских республик (России, Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии), принятом 1 июня 1919 г. на заседании ВЦИК. Декрет признавал необходимым провести под руководством РСФСР объединение:

1. военной организации и военного командования;

2. Советов народного хозяйства;

3. железнодорожного управления;

4. финансов;

5. комиссариатов труда.

После принятия декрета стали осуществляться меры по его практической реализации. Однако, из-за свержения Советской власти в республиках Прибалтики претворить в жизнь положения декрета ВЦИК от 1 июня 1919 г. не удалось.

Следует подчеркнуть, декрет ВЦИК от 1 июня 1919 г., имел силу межреспубликанского договора. Он был принят в ответ на предложения республик и при участии представителей республик в заседании ВЦИК. Высшие органы всех советских республик одобрили декрет ВЦИК.

Идея военного союза республик сохраняла свое значение, и в последующем военный союз советских республик получил юридическое оформление в двусторонних союзных договорах между РСФСР и другими советскими республиками. Они заключались по мере освобождения территорий республик в 1920—1921 гг.

Первый союзный договор был заключен между РСФСР и Азербайджанской ССР в сентябре 1920 г. Договор предусматривал объединение: военной организации и военного командования, органов ведающих народным хозяйством и внешней торговлей, органов снабжения, железнодорожного и водного транспорта и почтово-телеграфного ведомства, финансов.

В 1920—1921 гг. аналогичные договора были заключены с другими независимыми советскими республиками — Украиной, Белоруссией, Арменией и Грузией.

Особенность двусторонних договоров, заключенных между РСФСР и другими независимыми советскими республиками, состояла в том, что военный союз в них дополнился союзом хозяйственным, имевшим целью восстановление народного хозяйства.

В годы Гражданской войны сложилось единое гражданство советских республик. В наибольшей степени это проявилось в том, что республики признали возможность призыва в Красную армию граждан всех советских республик, живущих на территории любой из них. С юридической точки зрения отношения между независимыми советскими республиками, сложившиеся в годы гражданской войны и интервенции, являлись федеративными отношениями. Они строились на основе суверенности, равенства и добровольности. Субъекты этих отношений — республики, — будучи самостоятельными, в то же время были связаны единством высших государственных органов, единством гражданства, армии, финансов.

Делегаты от независимых советских республик участвовали в работе всероссийских съездов Советов и ВЦИК. В результате высшие органы власти РСФСР выполняли роль общефедеральных органов. В соответствии с договорами происходило объединение народных комиссариатов: военных и морских дел, внешней торговли, финансов, путей сообщения, почты и телеграфа, а также советов народного хозяйства. Объединенные наркоматы входили в Совет народных комиссаров РСФСР и имели в СНК каждой республики своих уполномоченных, утверждаемых ЦИК и съездом Советов соответствующей республики.

Сложившаяся на основе двусторонних договоров система взаимоотношений между независимыми советскими (союзными, как они стали называться) республиками заложила основы будущего еще более тесного их единства.

Характеризуя процесс государственного строительства в годы гражданской войны и интервенции, следует сказать об образовании Бухарской и Хорезмской советских народных республик и Дальневосточной республики.

В 1920 г. народные революции победили в Хивинском ханстве и Бухарском эмирате. До этого оба государства представляли собой феодально-деспотические монархии, находившиеся под протекторатом России. Основную массу населения Хивы и Бухары составляли землевладельцы — дехкане, которых жестоко угнетали местные феодалы и ростовщики, а также русские капиталисты и скупщики сырья.

В январе 1920 г. революционные силы Хивы при помощи частей Красной армии освободили основные населенные пункты ханства. 2 февраля 1920 г. было торжественно объявлено о свержении власти Хивинского хана. В апреле 1920 г. была образована Хорезмская народная советская республика.

В конце августа 1920 г. началось восстание в Бухарском эмирате. Восставший народ при поддержке Красной армии 2 сентября 1920 г. сверг с престола эмира и провозгласил Бухарскую народную советскую республику.

По своему содержанию революции в Хиве и Бухаре являлись антиимпериалистическими, антифеодальными. В них участвовали не только дехкане и ремесленники, но и узбекское купечество и даже некоторые племенные вожди. Основными задачами, стоявшими перед Хорезмской и Бухарской народными советскими республиками, являлись демократические преобразования, ликвидация остатков феодального строя. В 1920—1921 гг. между РСФСР и ХНСР, а также и БНСР были заключены союзные договора. Однако они предусматривали установление не федеративных, а международно-правовых отношений.

В апреле 1920 г. Учредительный съезд Прибайкалья провозгласил образование Дальневосточной республики, объединившей все области Дальнего Востока. Ее образование было обусловлено сложной обстановкой в этом районе. Территория Дальнего Востока фактически была оккупирована японскими войсками. Чтобы не допустить столкновения РСФСР с Японией, было решено создать временное государство буферного характера.

Между РСФСР и ДВР были установлены экономические отношения, которые носили международно-правовой характер.

В годы гражданской войны и интервенции продолжалось национально-государственное строительство в РСФСР. В соответствии с Конституцией формой национальной государственности стали автономные образования — автономные области и автономные республики.

Исторически первой национальной автономией стала Трудовая коммуна немцев Поволжья, образованная в конце 1918 г. Она имела статус автономной области и объединила немецкие колонии Поволжья.

В марте 1918 г. была образована Башкирская автономная советская республика.

В мае 1920 г. декретом ВЦИК была учреждена Татарская АССР.

В августе 1920 г. возникла автономная советская государственность казахского народа.

В 1919—1920 гг. были образованы Калмыцкая, Чувашская. Марийская Вотская (Удмуртская) автономные области и Карельская трудовая коммуна.

Автономные республики и автономные области строили государственный механизм по образцу общероссийского. Однако в практической деятельности государственных органов учитывались национальные особенности каждого автономного образования.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.