Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Словарь основных терминов

 

Агностицизм– учение о непознаваемости окружающего нас мира.

Аксиология – учение о ценностях и их роли в человеческом бытии.

Гносеологияучение о познании, о закономерностях и механизмах познавательной деятельности.

Идеализм– направление в философии, признающее в качестве первоосновы мира духовное начало (сознание, разум, Логос и т.п.).

Материализм направление в философии, утверждающее в качестве первоосновы мира материальное начало (материю).

Мировоззрение– это система взглядов на окружающий мир и место в нем человека; совокупность жизненных принципов и идеалов личности.

Мифология – это мировоззре­ние, основанное на жизненном опыте, вымыслах, фантазии и образном мышлении.

Онтологияучение о бытии, о наиболее общих основах всего существующего.

Праксиология – философия деятельности, учение об активном, преобразующем отношении человека к миру.

Религия– мировоззрение, основанное на вере в существование сверхъестественной силы, которая управляет миром.

Социальная философияфилософия общества, изучающая его сущность и закономерности развития.

Субстанцияматериальное или идеальноепервоначало всего существующего; то, что себе не имеет причины, но является причиной всего существующего.

Философия– тип мировоззрения, в котором формируются знания о наиболее общих принципах развития природы, общества, мышления, а также об отношении человека к миру.

Философская антропологияраздел философии, изучающий человека, его сущность и существование в мире.

Рациональность– опора на разум и логику, а не на эмоции и чувства.

Рефлексия – мышление, обращенное на себя или мысль о мысли.

Критичность – сомнение в правильности существующих воззрений.

Категория– философское понятие, максимально общее по своему содержанию.

2. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА

1. Философия и миф: становление философии в культуре древних цивилизаций Востока.Философское мировоззрение возникло в VII-VI вв. до н. э. втрех относительно самостоятельных регионах мира: Древней Индии, Древнем Китае и Древней Греции.

Философия Древней Индии всегда сохра­няла тесную связь с верованиями людей. Ее отличают стремление к внутреннему совершенствованию личности, идеализм философских теорий, ориентация на потустороннее существование и элементы мистики.

Свое начало философская традиция древних индийцев берет в Ведах (это собрание гимнов, молитв, заклинаний и обрядовых наставлений). Важнейшими понятиями древнеиндийской культуры являются категории «сансара» и «карма». «Сансара» означает круговорот перерождений человека. После смерти душа вновь рождается в новом теле. «Карма» – этический закон, который указывает на связи между поведением личности и ее будущим воплощением. Если жизнь прожита достойно, то новое рождение будет лучшим, например, человек попадет в более высокую касту.



В VII-VI вв. до н. э. в Индии сформировались шесть классических философских систем, провозглашавших Веды основным источником знания, и ряд неортодоксальных школ, споривших с некоторыми положениями священных книг. Ортодоксальные направления – это: веданта; ньяя; вайшешика; санкхья; йога; миманса.

Самые известные из неортодоксальных течений: чарвака, джайнизм и буддизм. Чарвакапризнавала существование только этого мира и отрицала бессмертие души. Джайнизм учил суровому аскетизму, воздержанию от всех земных привязанностей. Здесь особую ценность приобрел принцип ахимсы – уважение ко всему живому, так как индивидуальная душа находится в любом живом существе.

Буддизм– религиозно-философское учение и мировая религия. Основоположником является Буд­да (563-483 гг. до н. э.) Главной идеей буддизма было освобождение от страдания и попытка преодоления кастового строя. Будда нашел путь освобождения в форме следования четырем истинам: 1) жизнь есть страдание; 2) причина страданий заключена в наших желаниях; 3) если подавить желания, то избавишься от страданий; 4) для подавления желаний надо следовать путем нравственного совершенствования, указанного Буддой. Человек любой касты еще при жизни может прервать цепочку рождений, вырваться из круга сансары и попасть в нирвану. Понятие «нирвана» означает состояние успокоения, переживания единства всего сущего в результате слияния с мировым духом – Брахманом.



Философия Древнего Китая испытывала влияние традиции почитания государства, поскольку чиновник был носителем и светской и духовной власти. Для нее характерны практический характер философии, поиск оптимальных форм управления страной, стремление к стабильности, идеализация глубокой древности, ориентация на совершенствование межличностных отношений.

Начало древнекитайской философии заложило «Пятикнижие», пять книг, составлявших основу мировоззрения образованного китайца.

Наиболее влиятельные философские школыДревнего Китая – да­осизм и конфуцианство. Даосизм – философское учение, которое пытается объяснить основы существования окру­жающего мира и найти путь, по которому должны следовать человек, природа и космос. Основателем даосизма считается Лао Цзы (604 г. до н. э.-?) Центральным понятием даосизма является Дао. Слово Дао переводится как «путь». Это универсальный закон мироздания и человеческого поведения. Высший долг человека – следование Дао. Люди не могут влиять на мировой прядок, их удел – покой и смирение. Надо соблюдать принцип у-вэй – (недеяние), призывающий к отказу от целенаправленной активности. Попытки изменить естественный ход событий принесут лишь вред.

Конфуцианство– философская школа, которая готовила человека к общественной жизни. Ее основоположник – Конфуций (551-479 гг. до н. э.) Философия Конфуция была ориентирована на поиск таких этических, социальных, политических ценностей, которые способствовали бы сохранению целостности и стабильности государства. Процветание общества связывалось с неуклонным поддержанием в нем традиций и нравственным совершенствованием людей. Конфуцианское золотое правило поведения людей в общест­ве гласит: не делай другим того, чего не желаешь себе. Учение Конфуция сыграло большую роль в объединении ки­тайского общества.

В Древнем Китае существовали также школы моизма и легизма. Моизм был основан мудрецом Мо-цзы, который проповедовал всеобщую любовь, счастье и милосердие к низшим сословиям. Легисты считали, что природа человека безнравственна, значит эффективно управлять государством можно только тогда, когда власти руководствуются строгими законами.

Характер древнегреческой цивилизации и особенности античной философской традиции.Античная философия возникла в греческих городах-государствах. В отличие от Древневосточных цивилизаций, в Древней Греции философия отделилась от мифологии. Она сформировала особый стиль мыш­ления, основанный на теоретическом знании и логической доказательности. Отличительной чертой античной философии являлся космоцентризм (космос – упорядоченная вселенная) – установка на изучение мира, частями которого являются природа, боги, человек. Античность задала основные философские темы и направления, которые актуальны до сих пор.

В развитии античной философии выделяют следующие этапы:

1. VII-V вв. до н. э. – ранняя греческая философия (досократики) (характеризуется созданием первых натурфилософских теорий);

2. V-IV вв. до н. э. – античная классика (переход от натурфилософии к метафизике, разработка целостных философских систем);

3. IV в. до н. э.- V в. н. э. – эллинистическая философия (главный упор делается на проблемы ценностей и смысла человеческой жизни).

На раннем этапе в философии преобладал ин­терес к исследованию природы (натурфилософия), к поиску единой основы миро­здания.

Первую школу в греческой философии основал Фалес. Она называлась милетской (по городу Милет, где жили ее представители). Философы искали то, из чего все возникло, то общее, что объединяет мир, то есть субстанцию. Фалес считал основой всего воду, Анаксимандр – апейрон, Анаксимен –воздух. Вслед за милетцами поисками первоосновы занимались и другие школы и мыслители. Так, Пифагор субстанцией считали число, Гераклит – огонь, Демокрит – атомы и т.д.

Одним из выдающихся мыслителей древности был Гераклит. Центральная идея его философии была идея всеобщей изменчивости и движения. Источником вечного движения является борьба противоположностей. Однако противоположности не только борются между собой, но и еще образуют единство: о холоде мы знаем только потому, что сравниваем его с теплом, а мокрое может стать сухим. Учение о всеобщей связи и развитии вещей и явлений называют диалектикой.

Учение школы элеатов – (Ксенофан, Парменид,Зенона) заложило новую стратегию фи­лософствования, предлагающую исследовать скрытую сущность вещей с помощью мышления. В дальнейшем эта традиция получила название метафизика. Парменид ввел в философию категорию бытие, обозначавшую единую неделимую, неподвижную и умопостигаемую сущность мира. Поскольку разум элеаты считали главным инструментом познания, они ввели традицию логически доказывать свои мысли.

Атомисты высказали идею о том, что мир состоит из множества мельчайших частиц – атомов (с греч. – неделимый). Эту концепцию развивал Демокрит. Атомы – это бытие, пустота – небытие. Атомы вечны, неизменны, находятся в пустоте. Они постоянно движутся, поэтому возникают и исчезают все явления и процессы в природе. Увидеть атомы невозможно, о их существование можно догадаться только с помощью разума. Атомистическое учение Демокрита было стихийно-материалистическим.

В середине V в. до н. э. начинается переход к классическим метафизическим системам античности. В развитии древнегреческой философии со­вершается поворот к гносеологической, нравственной и социально-политической тематике; центральной для философских рас­суждений становится проблема человека. На смену натурфилософам, пришли учителя мудрости, софисты, которые за плату учили философии и ораторскому искусству. Они утверждали, что в изменчивом мире не может быть ничего постоянного. Нет единой истины, единой морали: что тебе выгодно, то истинно и правильно: («Человек есть мера всех вещей» Протагор).

В отличие от софистов, Сократ (469-399 гг. до н. э.) утверждал, что истина должна быть единой для всех, а для каждого существует лишь мнение. Он не давал готовых знаний, а стремился подвести собеседника к самостоятельному открытию истины с помощью наводящих вопросов. Философ считал, что любое знание является добром, а любое зло совершается по незнанию (этический рационализм). Философия формирует добродетель, так как занимается поиском истины.

Платон(427 г. до н.э.-347 г. до н.э.) был самым известным учеником Сократа. Центральное ядро философии Платона – учение об идеях. Они вечны и совершенны. Мир идей – это подлинное бытие. Ему противостоит бесформенная, пассивная материя (небытие). Из взаимодействия идей и материи рождается мир вещей. Вещи – это неточные копии идей, они несовершенны. Идеи первичны, а вещи – вторичны. Таким образом, Платона считают основоположником объективного идеализма. Человеческая душа принадлежит миру идей, а тело – миру вещей. Души живут на звездах, но иногда спускаются на землю и вселяются в человеческое тело. При этом они забывают то, что знали в мире идей. Поэтому познание осуществляется как процесс припоминания прежних знаний. Платон создал модель идеального государства, где должна была воплощаться всеобщая справедливость. Но при этом во благо государства приносилось в жертву счастье отдельных людей. Платоном была создана философская школа (Академия), – просущество­вавшая более 900 лет, где выросли многие его последо­ватели.

Аристотель (384 г. до н.э. – 322 г. до н.э.) – ученик Платона, пересмотревший многиие фундаментальные положения своего учителя и создавший собственную философскую школу – Ликей. В отличие от Платона, Аристотель считал, что вещи реально существуют и представляют собой единство материи и формы. Материя – это пассивное начало, возможность возникновения множества вещей. А форма – активное начало, которое превращает материю в ту или иную вещь. Аристотель утверждал, что все в мире имеет свою причину, а первопричина, перводвигатель всего существующего – высший ум, Бог. Познание, по Аристотелю, включает чувственную и рациональную ступени. На первой происходит сбор данных о мире, а на второй – их обобщение с помощью логических операций. Именно разум позволяет проникнуть в сущность вещей. Споря с Платоном, Аристотель отмечал, что не может быть счастливым то государство, где несчастны граждане. Учение Аристотеля оказало огромное воздействие на последующий ход развития европейской философии.

Контрольные вопросы и задания

 

1. Когда и где возникает философия?

2. Расскажите о философии буддизма.

3. Какие философские школы Древнего Китая Вам известны?

4. Почему философов-досократиков называют натурфилософами?

5. Чем отличаются учения о государстве у Платона и Аристотеля?

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2018 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал