Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Наглядное мышление.

- Наглядно-образное мышление это вид мыслительного процесса, который осу­ществляется непосредственно при восприятии окружающей действительности. Мысля наглядно - образно, мы привязаны к действительности, а необходимые образы представлены в кратковременной и опера­тивной памяти. Данная форма мышления преобладает у дошкольников и младших школьников, так как их психические механизмы настроены на сознательное и бессознательное подражание. Поэтому в начальных классах методически оправданным является использование иллюстративных методов, но важно в процессе овладения понятийным и образным багажом постепенно подключать теоретически - словесные.

- Наглядно-действенное мышление это особый вид мышления, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами. Этот вид мышления широко представлен у людей, заня­тых производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо материального продукта (рукоделие).

Выделенные виды мышления особым образом работают в музыкально-исполнительской деятельности, каждый из видов мышления выполняет собственную роль. Теоретическое мышление позволяет ребенку овладеть необходимыми музыкально-теоретическими знаниями в образной и понятийной форме. Практическое мышление включается с первых уроков как наглядно-образное мышление или репродуктивное, именно на нем основаны иллюстративные методы обучения. Эти виды мышления в музыкально-исполнительской деятельности ребенка определенным образом соотносятся. Для качественного обучения ребенка музыке необходимо, чтобы наглядно-образное мышление постепенно вытеснялось теоретическим (необходимо, чтобы у ребенка появлялись знания, на основе которых он будет получать умения), причем главенствующую роль для ребенка-музыканта выполняет образное мышление, а понятийное мышление (знания и понятия о средствах музыкальной выразительности) его лишь обслуживает.

Мышление – процесс структурированный, определена его внутренняя логика: речь идет о шести последовательных операциях мышления(мыслительные операции), каждая из которых выполняет свою роль в качественном осмыслении музыкального произведения.

Первая мыслительная операция –анализ – основное разделение целого на части с целью детального изучения каждой из них. Например: анализ особенностей динамики, технической, тембральной стороны произведения, форму и содержание и т.д. Анализ имеет смысл, только тогда, когда он идет с целью сравнения.

Вторая мыслительная операция – сравнение - соотношение проанализированных элементов между собой или каждого элемента с целым или всякое другое соотношение особенностей формы и содержания (с целью обобщения, то есть выводов: какими средствами музыкальной выразительности автор добился этого смысла).



Сравнение производится с целью третьей операции – обобщения – в процессе осмысления на каждом этапе ребенок может делать промежуточные выводы на основе анализа и сравнения.

Четвертая мыслительная операция – синтез – это объединение в единое новых частей – результатов трех операций, построение целого из проанализированных частей.

Пятая мыслительная операция - абстрагирование – это выделение особого свойства, стороны явления, которая самостоятельно не существует, а есть только как теоретическое понятие, следовательно, эта операция опирается на знания или образы в виде понятий. Высший вид теоретического мышления – этоабстрактное мышление. Оно, как высший вид теоретизирования не только формирует понятие, но и позволяет решать задачи, не относящиеся к конкретной ситуации. Проще сказать, эта операция определяется умением оперировать теоретическими знаниями.

Шестая мыслительная операция - конкретизация– это мыслительная операция, обратная абстрагированию и обобщению: из общего определения выводится суждение о конкретном явлении, конкретной стороны произведения, следовательно, конкретизация лежит в основе умений. Эта операция определяется умением применять на практике теоретические знания.

Всё это означает, что если мы обнаружим проблемы в развитии мышления ребенка, то мы можем начать их решать, поняв, что конкретно ребенок не умеет делать: анализировать или сравнивать, делать вывод или не умеет пользоваться теоретическими знаниями, применять их на практике.



3. Творческое мышление и пути его развития.

 

Высший уровень развития мышления – творческое мышление, по своей природе образное и самостоятельное. Отсюда, именно музыкально-исполнительская деятельность способна дать импульс для развития ребенка, как творческой личности. Обеспечить построение музыкального образа (по своей природе абстрактного) могут ассоциации – первичный материал для построения образа, опыт впечатлений от общения с природой, живописью и т.д. Опыт необходим, чтобы ребенок создал осознаваемый образ, над воплощением которого он и работает, добиваясь свободы в технических навыках. Зачем нужны навыки, почему нельзя ограничиваться навыками? Они нужны потому, что за умениями нужно осуществлять постоянный контроль. А контроль над техническими навыками мешает полностью отдаться творчеству, воплощению художественного образа, а значит, нет творческой свободы. Для этого нужно, чтобы умения были доведены до уровня автоматизма и стали навыками, а навыки рождается только в результате осознанных упражнений.

Определить творческое мышление нельзя, потому что это сложнейшее понятие. Но выделены в психологии признаки творческого мышления, главный из который в работе с учеником – его стремление увидеть и попытаться решить задачу самому. И нужно заметить это стремление и помочь ребенку не наделать ошибок, а развиваться творчески.

Существует множество препятствий на пути развития творческого мышления, главными из которых могут быть: конформизм ребенка, излишняя опека учителя, навязывание учителем своей позиции, личностные проблемы ребенка, неуверенность, страх, интеллектуальные проблемы ребенка (творчество может возникнуть только на основе хорошо развитого мышления). Не имея мышления, иметь творческое мышление невозможно, потому как мышление обеспечивает качественное осмысление, а в процессе мышления принимают участие и восприятие, воображение и память, но стержень осмысления – это мышление.

Доступно ли на уроке ребенку творчество? Да, в процессе работы над произведением присутствуют элементы творчества. Это творчество – проявление его чувств, эмоциональный отклик на музыку. Задача учителяобеспечить этот процесс знаниями, чтобы ребенок рос как исполнитель и творческая личность. Нужно заметить в ребенке готовность к творчеству, поощрить её.

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2018 год. (0.016 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал