Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел 12: Способы исправить ситуацию в сеансе

Показатели сеанса Одна из ваших основных задач--замечать, что делает клиент, и дейстоватьв соответствии с этим. Есть широкий спектр того, что можно заметить и чтоможно сделать. Но упрощая вещи для целей обучения, разделим эти явления натак называемые "хорошие" и "плохие" показатели. Это определенные явления,которые можно увидеть или услышать, и которые говорят вам о том, хорошо илинет идут дела. Что считать хорошими и плохими показателями, зависит от того, что мы вэто время делаем. Если клиент плачет в конце сеанса, мы неправильно еезакончили, так что это плохой показатель. Если он плачет в начале сеанса,значит, он уже углубился в то, над чем нужно поработать, так что это хорошийпоказатель. Но если клиент плачет в начале каждого сеанса, можнопересмотреть это как плохой показатель. Ни один плохой показатель не будет для вас проблемой, если выотреагируете на него и выясните, что происходит. Плохие показатели восновном говорят том, что нужно сделать что-то другое. Хороший показательговорит о том, что вы уже действуете правильно. Для каждого плохого показателя есть действие, которое скорее всегонужно предпринять. Общие плохие показатели: критично настроен - узнайте, что клиент скрывает, почти что раскрытое огорчен насчет вас - выясните, какое сообщение вы не заметили, или не подтвердилиполучение сообщения, что вы сделали или сказали, обидевшее клиента рассеян - выясните, в чем он действительно заинтересован устал - узнайте, может быть что-то продолжается слишком долго или не хватаетсна не разговаривает - выясните, с чем он столкнулся, что не чувствует желания общаться, иливыясните, что вы сказали или сделали, из-за чего он не хочет разговаривать Общие хорошие показатели: разговаривает с вами говорит о своей ситуации улыбается, смеется энергичный дружественный к вам Плохие показатели в начале сеанса: жалуется на предыдущие сеансы у вас или у других фасилитаторов - выясните, чего он не раскрыл в тех сеансах требует объяснений того, что вы собираетесь делать Хорошие показатели в начале сеанса: сам рассказывает о результатах в жизни того, что вы сделали в прошломсеансе предлагает что-то новое, над чем он хочет поработать Плохие показатели во время сеанса: говорит о вас - найдите то, что клиент хочет проработать говорит о комнате - вернитесь к теме, в которой он заинтересован меняет тему - убедитесь в том, что вы занимаетесь самой активной из тем отвечает, не обращая внимания внутрь - с помощью уговоров или уловки добейтесь от него настоящего ответа, ане просто интеллектуальной болтовни Хорошие показатели во время сеанса: выражает эмоции насчет того, чем мы занимаемся говорит о том, что он переживает Плохие показатели в конце сеанса: грустный, злой или апатичный - выясните, по какому поводу все еще обращает внимание внутрь - завершите процесс Хорошие показатели в конце сеанса: обращает внимание наружу говорит о будущем Но чтобы точно узнать, что значит определенное поведение, нужно изучитьего. Иногда человек плачет, потому что он счастлив, или перестает говорить,потому что у него идет великолепное духовное переживание. Внешний показательдает вам подсказку, но вам всегда нужно исследовать его глубже, прежде чемделать какие-то выводы. Общий подход к тому, что похоже на плохойпоказатель--это спросить, что происходит. Общий подход к тому, что похоже нахороший показатель--продолжать то, чем вы занимаетесь. Вне тела Во время многих техник клиент может познакомиться с точками зрения,внешними по отношению к его телу. И если раньше клиент очень прочноотождествлял себя со своим телом, то такое переживание может оказаться длянего очень свежим и непривычным. Оно может вызвать определенные явления, скоторыми нужно справиться. До того, как вы познакомили клиента с многочисленными точками зрения,он может быть, и не думал, что можно быть чем-то, кроме точки зрения в своейголове. И даже если он обдумывал это, он может неудобно и неприятно себячувствовать в новом месте. Одна из наших целей в процессинге--познакомитьклиента с большим количеством разных точек зрения, включая точки зрения внетела. Например, в повторном переживании происшествий вы можете попроситьклиента пережить происшествие с точки зрения на высоте в 10 метров. Он можетпрекрасно это сделать без никаких особых последствий. Но еще он может ксвоему удивлению обнаружить, что действительно ЕСТЬ такая точка зрения, ичто он получает в ней восприятия совсем по-другому, чем он привык. И онможет почувствовать себя очень легким и чистым, занимая эту точку зрения. Иногда клиент чувствует себя странно и ошарашенно после переживаниятакой точки зрения. Иногда он не очень-то хочет возвращаться к точке зрениясвоего тела, в контакт с комнатой. Иногда он настолько наслаждается внешнейточкой зрения, что хочет немного побыть там. Все, что нужно знать о том, как реагировать--это избегать недостаткаточек зрения и лучше познакомиться с разными точками зрения. Никогда ненавязывайте клиенту какого-то дефицита точек зрения. Не подразумевайте, чтоклиент на самом деле--точка зрения в его голове, или что он на самомделе--точка зрения снаружи тела. Не подразумевайте, что у клиента может бытьтолько одна точка зрения. Помогите ему привыкнуть к тому, что у него естьмного точек зрения. Не оценивайте какие-то точки зрения как более реальныеили правильные по сравнению с другими. Но сделайте все необходимое, чтобыклиент снова полностью присутствовал в пространстве сеанса, прежде чемзаканчивать сеанс. У человека с фиксированной идеей о том, что он является только однойточкой зрения, при переживании внешних точек зрения может возникнутьвнутренняя борьба. Он разрывается, где он должен быть--"там" или "здесь", иполучает головную боль или сгущение умственных энергий. Это можно исправить,если прояснить его убеждения по этому вопросу и приучить его к тому, какодновременно иметь несколько точек зрения. Каждый раз, когда вы приводите клиента в контакт с необычной точкойзрения, нужно провести немного времени, знакомя с ней клиента. Вы можетедать ему время попереживать вещи с этой точки зрения, рассказать, что онвоспринимает, немного поперемещаться вокруг, и так далее. Не ведите клиентакуда-то еще, пока он не переработал переживание. После работы с удаленными точками зрения часто нужно заново познакомитьклиента с пространством сеанса. Это улучшит его присутствие и заземленность.Попросите клиента осмотреться в комнате и обратить внимание на какие-топредметы, спросите его о чем-то в настоящем, или о том, что он собираетсясделать дальше. В преобразующем процессинге знакомьте человека со многими новымиточками зрения. Работайте над тем, чтобы увеличить его гибкость иподвижность по отношению к точкам зрения. Но делайте это постепенно, всегдасохраняя заземление в теперешней физической реальности. Показывайте клиентузвезды, но делайте все необходимое, чтобы он твердо стоял на земле, когдасеанс закончен. Упражнение * Поупражняйтесь в том, что делать, если кто-то обнаружил внешнюю точкузрения. Затянувшиеся техники Когда какой-то процесс продолжается слишком долго, человек обычноначинает ему сопротивляться. Этот принцип относится и к жизни, и кпроцессам, происходящим в сеансе. Что значит "слишком долго", конечно,довольно субъективно. По-видимому у человека есть определенное встроенноечувство равновесия и чувство времени, когда что-то должно меняться. Есликто-то действует вопреки этим чувствам, человек подсознательно начинаетпротестовать и старается остановить действие. Он может замечать этосознательно или нет, но он скорее всего устало и тяжело себя чувствует.Что-то продолжается слишком долго. По сути дела сам процесс не может продолжаться слишком долго. Процесспроисходит, пока он не закончен. Но кто-то может не заметить, что процессокончен, и дальше продолжать делать то же самое. Другими словами, можнопереборщить именно в проведении техники. Она применяется, когда уже ненужна.Или действие в жизни повторяется, когда оно уже не дает никаких изменений. Скажем, вы занимаетесь авиамоделированием как хобби. Для вас научитьсяделать модели самолетов--проба сил, вы развиваете новые умения и получаетеудовольствие от результата. В какой-то момент вы достаете те способности,которые вы собирались достигнуть, и результаты начинают выглядеть одинаково.Если вы осознаете свои ощущения и управляете своим временем, то именно вэтот момент вы можете найти что-то новое, интересующее вас больше. Но что,если что-то вынуждает вас продолжать строить модели самолетов? Может быть,когда вам это еще нравилось, вы пообещали нескольким детишкам, что высделаете для них самолеты, а теперь чувствуете обязанность выполнить своеобещание, но не получаете от этого никакого личного развития илиудовольствия. В таком случае это вас может очень утомлять и раздражать. Этозатянувшееся действие; необходимость продолжать то, что на самом делечеловек уже закончил. В сеансе, если клиент приходит ко мне и говорит, что у негонеприятности с "работой", я составляю себе определенный план. Может быть, яхочу использовать ключи разгрузки для "работы". И когда я дошел до пятогоключа, эта тема достаточно прояснилась для клиента и он начал терять к нейинтерес. Но я настаиваю на том, чтобы продолжать дальше оставшиеся двадцатьключей. Если клиент не протестует открыто, он скорее всего начинает бытьусталым, рассеянным, вялым или медлительным. Он отвечает все медленнее имедленнее, ему тяжело отвечать или удерживать внимание на теме. Это из-затого, что действие затянулось. Чаще бывает, что завершена не тема, а конкретная техника, нофасилитатор этого не заметил. Как и в примере выше, скажем, мы занимаемся"работой". Фасилитатор начал с ключей разгрузки. Через некоторое время ониперестали давать результаты, клиент просто вымучивает автоматическиевопросы, не происходит никаких изменений. Пришло время изменить технику,если тема еще не завершена. Может быть, нам нужно повторное переживание иличто-то еще по данной теме. Но данная техника закончена, и затянется слишкомдолго, если ее продолжать. Хороший фасилитатор никогда не перебарщивает в работе с клиентами, Кактолько он видит, что уже не получает результатов от текущей техники, онвыбирает другую. Передержки происходят в основном из-за фиксированных идейфасилитатора. Например, если вы ожидаете, что какой-то конкретный подходДОЛЖЕН разрешить проблему, он не решает ее, но вы все равно продолжаетедальше. Если фасилитатор всегда готов подобрать самую эффективную техникудля текущей ситуации, не бывает никаких передержек. Неприятности с затягиванием техник вероятнее всего, когда вы проходитезаготовленный список процедур, например в готовом общем модуле. Этопроисходит из-за смешивания техник с процессами. Определенным вопросом илиуказанием можно начать определенный процесс у клиента, но затем сам вопроскак техника может исчерпаться и уже не давать изменений. Процесс нужнозавершить, но нет никакой гарантии, что те же самые слова завершат его. Есливы будете просто как робот повторять вопрос, техника затянется слишкомдолго, вам придется ее прекратить, а сам процесс так и не закончится. Здесьнужно заметить, что вопрос уже бесполезен, и выбрать тот вопрос по текущейтеме, который эффективен. Очень ценно, если вы помогаете клиентам лучше осознавать своивнутренние процессы, и процессы, происходящие в их жизни. Есть определенноечувство, когда вы делаете что-то осмысленное, и есть определенное чувство,когда вы закончили что-то делать. Это может не иметь ничего общего с логикойили умственным анализом. Это ощущение, чувство, интуиция. Вам как фасилитатору нужно развить это чувство насчет ваших клиентов.Если у вас его нет, вам нужно по крайней мере позволить клиентам развиватьсвое собственное чувство и говорить вам, когда их процессы закончены. Если действие оказалось затянувшимся слишком долго, способисправления--просто заметить это, и построить связь с его завершенностью. К: <раздраженно выглядит> Ф: "Может быть, мы занимаемся этим слишком долго?" К: "ДА, я уже давно разобрался с этим!" Ф: "А когда это было?" К: "Когда я понял, что могу найти другую работу" Ф: "Хорошо, нам нужно было тогда закончить с этим" К: <становится веселее> Основной источник явлений, сопровождающих затянувшееся действие--этоигнорирование текущих желаний человека. Он заинтересован в чем-то, но неможет ничего сделать насчет этого, потому что его заставляют делать что-тодругое. Клиент хочет заняться "работой", но вы продолжаете спрашивать его очем-то, что не помогает. Или человек, увлекающийся разными хобби, теперьинтересуется ловлей рыбы на муху, но чувствует обязанность продолжать делатьмодели самолетов. Это похоже на явление сохранения недавшихся целей. Если есть что-то,что человек хочет делать, но чувствует, что ему внутри что-то мешает, этоможет привести к усталости, истощению, раздражению. Способ исправитьэто--осознать, что на самом деле хочешь и чего не хочешь делать. И заметитьмоменты, когда намерения изменились. Ключевое умение и деятельность фасилитатора--это начинать процессы,желательные для клиента, давать им продолжаться, пока они не закончены, азатем начинать другие желательные процессы. Если действовать по-другому, тоэто может привести к бесполезности сеанса. Если вы стараетесь заставитьклиента делать что-то другое, а не то, что для него эффективно, то он скореевсего устанет от этого. "Ничего не сработало" Неопытный фасилитатор может предполагать, что именно слова его техникэффективны для клиента. Поэтому, если просто говорить правильные словаклиенту, все будет прекрасно. Нетушки, так не получается. Фасилитатору нужнобыть здесь с клиентом, и ему нужно быть ответственным за то, что происходит,помимо всех известных ему готовых техник. Фасилитатор, который приходит после сеанса и говорит торжествующе: "Ясделал все, что должен был сделать, но ничего не сработало", не понял самогоглавного в процессинге, Или можно сказать, он хорошо это продемонстрировал.Самое ценное, что вы можете сделать для человека--это быть здесь иинтересоваться им. Это первое, что вы делаете с клиентом. Вы садитесь, и выздесь. Вы заинтересовываетесь человеком перед вами, и вы хотите ему помочь.Это ваша работа во время сеанса. Может быть, вы изучили всевозможные теории,но все они на самом деле значат очень мало по сравнению с важностью данногоконкретного клиента. Здесь важны не слова в ваших тетрадях и не схемы вваших учебниках. Они были важны, когда вы учились. Когда вы в сеансе, важенклиент, и ничто другое. Может быть, первую пару раз при использовании новой техники вы можетепроводить ее немного механически. Вы можете быть слишком заняты тем, чтобыговорить правильные слова и точно следовать процедуре. Невелика беда, бываетнужно ошибиться, чтобы разобраться в этом. Но если вы не получаетеожидаемого результата у клиента, не вините технику. Проведение новойтехники, наверное, отвлекло ваше внимание от клиента, и вы не отреагировалина то, что ему нужно на самом деле. Не бывает оправданий для того, чтобы не заниматься клиентом. Написанныев книгах техники--конечно, сомнительные отговорки. Нет замены того, чтобызаниматься самим человеком. К тому же "Ничего не случилось"--сомнительный отчет о сеансе. Вы всегдачто-то делаете с клиентом. Он всегда как-то реагирует. Это может быть совсемне то, что предполагалось и хотелось, но наверняка ЧТО-ТО произошло. Если вызамечаете, что произошло, вы можете использовать эту информацию, чтобызнать, что делать дальше. Просто отбарабанить несколько процедур и ничего незамечать--это потеря времени и клиента, и фасилитатора. Быть здесь В системе преобразующего процессинга мы стремимся к тому, чтобы клиентприсутствовал здесь и сейчас, преуспевая в жизни. Нам нужно, чтобы он большебыл здесь, и лучше умел справляться с жизнью. Процессинг отрицательного, например, прояснение происшествий, разгрузкатем, и так далее, не гарантирует, что человек находится здесь. По правдеговоря, такой процессинг может даже уменьшить присутствие клиента здесь. Мыберем какую-то заряженную область, которая сейчас активна, и мы стираем ее,Другими словами, мы забираем то, чем человек был здесь сейчас, и мыизбавляемся от этого. Хорошо, может быть, это был неразумный, несоответствующий ситуации способ быть здесь, но все же способ. Поэтому намлучше сделать все необходимое, чтобы клиент нашел другой способ быть здесь. Наилучшие техники процессинга уравновешены сами по себе, и каждый раз,когда мы забираем что-то, мы обеспечиваем, чтобы вместо этого здесь былочто-то лучшее. Положительное уравновешивает отрицательное. Или еще лучше, мыпросто преобразуем то, что нежелательно, в то, что ЖЕЛАТЕЛЬНО. Объединениепротивоположностей часто делает это. Прояснение происшествий само по себеможет забирать вещи, так что в него должны входить шаги по возвращениючего-то, как в нашей полной процедуре повторного переживания. Нам нужно, чтобы сама личность была здесь. Нам нужно, чтобы она былаболее внимательной, взаимодействовала с миром, жила, чувствовала и дышала,выражала себя, развлекалась, и делала интересные вещи. Вы можете встретиться с людьми, которые прошли много процессинга, укоторых вроде бы нет проблем в жизни, но которые не совсем здесь. Онипрекрасно себя чувствуют сами по себе, но у них слабый контакт с миром. Ониостаются в своих удобных границах того, к чему они привыкли. Они не пробуютделать новых вещей, они не встревают в неприятности, они всегда спокойно ибезучастно реагируют на жизнь. Приятно знать, что с помощью процессинга люди могут становитьсяспокойными и безучастными, когда им это нужно. Но это не конечная цель самапо себе. Может быть, психиатрия делает спокойных, нормальных людей, которыене причиняют никаких хлопот--но НЕ преобразующий процессинг. Системапреобразующего процессинга направлена на освобождение людей, чтобы они моглиЖИТЬ лучше, и заниматься БОЛЬШИМ количеством вещей. Она направлена на то,чтобы человек преодолел свои ограничения, а не прятался за ними. Нам нужно, чтобы клиент присутствовал здесь. И до, и во время, и послесеанса. В начале сеанса нам нужно, чтобы здесь был кто-то, осознающий, что онхочет изменить или улучшить что-то. Человек, который сидит и делает вид, чтоего жизнь совершенна, мало чем поможет. Ему нужно посмотреть в лицо своейжизни и понять, что с ней что-то нужно делать. Ему нужно иметь потребность визменении. Ему не нужно сразу открывать все шлюзы, прекрасно, если он беретпо одной теме за раз. Но нужно, чтобы он был готов заниматься тем, над чеммы можем поработать. В начале сеанса задача фасилитатора--уткнуть носклиента во что-то, если он еще не там. Не верьте в сентиментальную позициюне иметь дела ни с чем. Делайте все необходимое, чтобы поощрить человекасмотреть, чувствовать и заниматься своей жизнью. Клиенту нужно присутствовать при происходящих процессах. Один толькообмен слов совсем не означает, что он действительно здесь. Ему нужноощущать, что происходит, быть заинтересованным в этом, заниматься этим,говорить об этом. Отчасти это то, что мы имеем в виду под участием в сеансе,но не только это. Есть разные степени присутствия, даже когда человекзаинтересован в своей ситуации и готов разговаривать с фасилитатором. Намнужно, чтобы он не просто умственно и аналитически обсуждал свою тему. Намнужно, чтобы он действительно вошел в нее, был честным насчет нее,воспринимал ее, ощущал ее. Когда процесс закончен, мы ожидаем, что личность больше присутствуетздесь. Если сам процесс к этому не привел, мы добавляем к нему еще один шаг.Это может быть просто процесс заземления--осмотреться в комнате, это можетбыть разговор о том, что он теперь собирается делать со своей жизнью, илилюбая другая техника, которая приводит клиента в контакт с миром. Конечнымрезультатом сеанса всегда должно быть то, что человек больше готов иметьдело с вещами, а не меньше. Больше понимания, больше способностей, большеобщения, больше хороших ощущений. Было бы неудовлетворительным результатом,если бы клиент просто решил: "Ага, я просто буду игнорировать это, и тогданаверное оно не будет меня беспокоить", или "Я просто перееду в другойгород, подальше от этого", или "Он просто придурок, этим все объясняется".Такие решения--бегство от реальности. Лучшая ситуация для завершениясеанса--когда клиент с энтузиазмом относится ко всем тем вещам, которые онсейчас пойдет и будет делать по-новому. Не заканчивайте сеанс, когда учеловека пустой ум, заканчивайте, когда человек переполнен творческимиидеями. Присутствия клиента здесь невозможно достичь интеллектуально. Мы,конечно, можем составить правила об этом, и техники, чтобы достигать этого.Но на самом деле именно ваша задача--замечать, что личность находится здесь;есть определенная энергия, которую вы можете чувствовать. Занимайтесьличностью, которая находится здесь, и работайте над тем, чтобы она большепроявлялась в мире. Вам нужно постоянно чувствовать, насколько успешно выдействуете, и использовать каждую возможность, чтобы поощрять личностьбольше присутствовать здесь. Что может получиться неправильно? По сути дела вы не можете сделать что-то неправильно как фасилитатор,если вы присутствуете здесь с клиентом, если вы намерены ему помочь, если выработаете над пониманием того, что происходит, работаете над увеличениемсвободы выбора клиента, и все время выбираете наилучшую из известных вамтехнику. Нет никаких коварных мелких деталей, которые могли бы запутать васиз-за того, что вы не совсем точно их поняли. Единственные ошибки, которыевы можете сделать--это очень большие, например не слушать клиента.Неподходящее слово в неподходящее время не так уж важно. Не слушать клиентасильно меняет дело. Мне немного не хочется даже составлять список тех вещей, которые выможете сделать неправильно. Вам гораздо лучше думать о том, чего вы хотитедостичь. Когда клиент с вашей помощью движется в правильном направлении,ваши дела идут хорошо. Важны результаты, а не сколько поправок вы сделали попути. Но может быть полезно познакомиться со способами поступатьнеправильно, чтобы замечать, когда вы так поступаете, и быстро менять вашидействия. На самом деле единственное, что вы можете делать неправильно--это неприспосабливаться к тому, что происходит. Невелика беда, если вы сделали"ошибку". Но если вы не заметили последствий и не приспособились к этому, товы можете сбиться с пути. Иногда может оказаться полезным сделать"неправильную вещь". Если вы заметите ответную реакцию клиента, вы можетелучше понять, как что-то изменить. Обращайте ваше внимание на ответную реакцию клиента, а не на то,правильно ли вы делаете что-то. Вот на скорую руку составленный список того, чего вам наверное нужноизбегать делать с клиентами. Вы можете попробовать их сделать при обучении,чтобы увидеть, как эти вещи ощущаются и что происходит. Но не слишком имиувлекайтесь. - опаздывать - быть грубым и недружественным - отталкивающе выглядеть или пахнуть - не смотреть на клиента - не слушать - решать, что делать, не воспринимая клиента - говорить так, что не слышно - не подтверждать, что вы услышали то, что сказал клиент - неправильно понимать то, что сообщается - пытаться произвести впечатление на клиента - пытаться соблазнить клиента - прикасаться к клиенту неприемлемыми способами - выносить на обсуждение темы, в которых вы не собираетесь ему помочь - говорить о том, что никак не связано с клиентом - переходить от одной темы к другой, ни с чем не справляясь - подавлять клиента - отвлекать клиента от процесса - давать задний ход, когда вещи начинают изменяться - давать механические вопросы или указания - продолжать технику, когда ничего не происходит - обрубать сообщение клиента - заканчивать его предложения - использовать ложную дружественность - лгать клиенту - давать клиенту управлять сеансом - тыкать руками в лицо человеку, уменьшая его пространство - разносить другим секреты, раскрытые в сеансе - оставлять сеанс без объяснений - ругать клиента за то, как он ведет себя в сеансе - истолковывать за клиента его ответы - говорить клиенту, что есть определенные вещи, которых он не долженговорить в сеансе Некоторые из этих вещей отражают довольно очевидные нормы поведения вобществе. Например, вряд ли фасилитатор придет пьяным на сеанс. Скореенеопытный фасилитатор может упустить из виду какие-то из основных умений всеансе. Он может случайно отвлечь клиента от процесса своим высказыванием,которое он сделал с самыми лучшими намерениями. Он может, не заметив этого,в замешательстве изменить тему. Он может пропустить мимо ушей то, что сказалклиент, потому что в это время он рассматривал клиента. Когда у вас есть основное намерение быть здесь с человеком перед вами,и помочь ему получить больше свободы выбора в жизни, то большинство действийдовольно логично вытекают из этого. Вы можете ошибиться именно в том, чтослучайно сделаете какое-то второстепенное правило процессинга важнее общейцели. Вы можете стараться правильно выполнить технику, но не заметить, чтоклиент уже не с вами. Важны и меняют дело именно большие основные принципы, а не маленькиетехнические детали. Впитайте в себя всеобщие основы, и вы будете достигатьуспеха с любым клиентом в любых обстоятельствах. Упражнение * Как испортить процессинг Состояние следствия Многие люди в нашем обществе находятся в состоянии, в котором ониотдали куда-то свои способности. Эти способности могут быть отданы другомучеловеку, группе людей, наркотику, или какому-то воображаемому существу. Можно назвать это состояние "бессилием", можно назвать его "состояниемследствия", можно назвать это "потенциальным источником неприятностей", илиможно назвать это "созависимостью", модным сейчас словом. Если кто-то приписывает свою собственную свободу выбора какой-то другойсиле, то он, естественно, является следствием. Не он сам отвечает запричинение своей жизни, а кто-то другой или что-то другое. Его бросают вразные стороны обстоятельства, он вынужденно попадает в ситуации, которых онне хочет и которые ему совсем не нужны. Полностью отличается от этого состояние сил и способностей, действий спозиции причины и выбора в своей жизни. Мы как фасилитаторы считаем, чтолюди должны быть именно в этом состоянии. Наверное, будет довольно верно сказать, что сейчас около 98% населениянаходятся в каком-то состоянии следствия. Они рабы своей работы, онирелигиозные фанатики, привязаны к употреблению каких-то веществ, зависят отсвоих близких, или что-то еще. К счастью, большинство людей довольно охотно переходят в состояниепричины, если вы по очереди обращаетесь к отдельным областям их жизни ипоказываете людям, как они уже причиняют свое состояние. Местами бываетнужно немного уговоров, но большинство людей примут идею, что лучше бытьпричиной, чем следствием. И наверняка большинство людей, которые прийдут насеанс к фасилитатору, тоже примут эту идею. Это суть того, что мы делаем в процессинге: мы поощряем людей перейтииз состояния следствия в состояние причины. Но некоторые люди многое вложили в то, чтобы быть следствием, и имнелегко отказаться от своего состояния следствия. Даже когда у них естьявный выбор, они часто возвращаются в состояние следствия. Такие люди редкодобровольно приходят к фасилитатору, но это бывает. Такими людьми нам нужнозаниматься более конкретно как находящимися в состоянии следствия, и с нимимы вряд ли добьемся успехов в чем-то другом, кроме работы над этимсостоянием. Никто по своей сути не является следствием. Просто у некоторых людейнам нужно копнуть глубже, чтобы добраться до причины. На самом деле онинастолько же являются причиной, как и все другие. Просто они постояннопричиняют свое состояние следствия. Интересно решать эту головоломку. Каждая личность постоянно подсознательно выбирает наилучшуювозможность, которая у нее сейчас есть. Если кто-то предпочитает бытьследствием, то это потому что с причиной связано что-то, худшее чем всенеприятности состояния следствия. Быть побитой пьяным дружком в чем-то лучшепротивоположной возможности.

 





Этим можно заняться и с точки зрения положительного, и с точки зрения

отрицательного.

Что касается положительного, то человек наверняка находит что-то

исключительно важное в своем положении. Может быть, если кто-то говорит, что

делать, то это обеспечивает безопасность; может быть, зависимость от героина

дает душевный покой; может быть, если кто-то каждый день ругает, то это

помогает что-то чувствовать; может быть, если жить вместе с алкоголиком, то

есть с кем поговорить. Потому что на самом деле человек не делал бы этих

вещей, если бы в этом не было какой-то пользы, которая перекрывает

недостатки. Если вы выясните положительное намерение в этом, то могут

найтись другие, более уравновешенные способы его достижения.

Что касается отрицательного, то наверное с идеей быть причиной связано

что-то ужасное. Есть какие-то травматические происшествия, которые

поддерживают идею, что небезопасно самому быть причиной. Скорее всего в них

есть какие-то ДЕЙСТВИЯ личности, которые привели к чему-то нехорошему.

Такого порядка, как например, решения, из-за которых погибли люди. И

личность отказывается брать за это ответственность и выбирает безопасную

позицию следствия. Например, большинство убийц наугад--членов "семьи

Мэнсона" позже стали евангелистами-христианами, перенеся ответственность на

Иисуса вместо того, чтобы посмотреть в лицо своим поступкам.

Дело не в том, что человек сделал физически, а как он это воспринял.

Может быть, маленькую девочку побили, потому она без спросу попробовала

помыть пол на кухне. У нее могло остаться впечатление, что всегда лучше не

принимать решений. Может быть, к маленькому мальчику холодно относились в

семье, потому что он писал в постель. Травма отсутствия любви могла быть для

него хуже всего.

Еще это могут быть воображаемые будущие происшествия. Например, если

кто-то убедил личность в каких-то ужасных последствиях причинения. Средства

массовой информации обожают убеждать людей в том, что мир очень опасен и

самые разные вещи могут плохо закончиться. Фундаменталисты-проповедники

часто любят рисовать яркие картины того, что произойдет, если человек не

откажется от управления своей жизнью. Есть богатые возможности вообразить

трагичные будущие происшествия, которые создаются в результате своего

собственного причинения.

Это может принимать много форм, но наверняка у человека, застрявшего в

состоянии следствия, есть какие-то травматические происшествия. Их скорее

всего много, они тяжелые, и наверное обобщение увеличило их количество и

тяжесть.

Еще наверняка есть разделенность на противоположности. Личность так или

иначе раздроблена. Она отождествляет себя с той из противоположностей,

которая является следствием, и пренебрегает той противоположностью, которая

является причиной. Чтобы справиться с этим, необходимо объединение

противоположностей. Но вероятнее всего довольно скоро придется заняться

травматическими происшествиями.

Трудность в работе с человеком в состоянии следствия--то, что он может

взяться за старое после достижения результата. Польза от процессинга

основана на том, что мы приводим личность в позицию причины, так что она с

этого момента может сама сохранять результат. Личность-следствие

заинтересована в том, чтобы не быть причиной. Вы можете дать ей лучше себя

почувствовать в сеансе, но затем она может снова вернуться к своим

взаимоотношениям следствия, потом прийти к вам и сказать, что это не

сработало. Она безответственна, так что ей руководят обстоятельства.

Если человек находится в таком состоянии следствия, то нет смысла

работать над чем-то другим. Нам нужно изменить состояние следствия, прежде

чем мы сможем ожидать каких-то других устойчивых результатов.

Иногда нужно изменить физическую обстановку жизни человека, прежде чем

мы сможем чего-то добиться в процессинге. Если клиент живет с недружелюбной

личностью, которая все время унижает его, то он может подумать об изменении

этого. Может быть, он может на некоторое время уехать, пока он работает над

этой проблемой. В любом случае полезно просто осознать свою теперешнюю

ситуацию. Может быть, клиент еще не понял, что его "лучший друг"

недружелюбно действует по отношению к нему. Если он знает, за чем наблюдать

в поведении людей, он может жить лучше.

Общее, что мы стараемся сделать--это постепенно сделать личность

большей причиной. Если можно сделать ее хоть чуточку больше причиной, мы на

правильном пути. Если ее начальник подавляет ее, то если она сможет найти

хотя бы небольшой способ управления своими действиями, ей будет лучше.

Если наш клиент является следствием именно конкретного человека, то

можно применить к этому разные техники. Можно многими способами заняться

конфликтом или проблемой между ними. Воображать похожие проблемы,

рассматривать проблемы больше или меньше, чем эта, чтобы правильно ее

оценить, находить решения проблемы, выяснять, является ли сама ситуация

решением какой-то проблемы, и так далее. Если вы достаточно над этим

поработаете, в конце концов застрявшая ситуация между ними высвободится.

Можно еще поработать над общением: "Что ты хотел бы сказать _____", "Что он

может тебе сказать", и так далее. Или рассмотреть "нехорошие поступки",

которые они сделали друг другу: "Что _____ сделал не так", "Что ты сделал не

так _____", и так далее.

Помните, что клиент делает и создает это состояние сам. Он может не

соглашаться с этим, и может казаться, что виноваты другие. Но мы всегда

движемся именно к собственному причинению клиента. Чтобы добраться до

причины, иногда полезно уехать от людей или мест, которые подавляют

человека. Клиенту может быть полезно назвать кого-то "недружелюбной" или

"подавляющей" личностью, и благодаря этому он может лучше себя

почувствовать. На самом деле никто глубоко внутри не является плохим, не

поддерживайте эту идею. Но прекрасно, если пока что клиент определяет чье-то

поведение как подавляющее его, и отсоединяется от этого поведения. Значит ли

это, что он вообще не должен видеть этого человека, зависит от ситуации.

Когда прояснены те методы, которыми личность отдала свои способности,

она больше не является следствием. Ей не нужно тратить энергию, остерегаясь

людей или ситуаций, которые могут ее "достать". Она может быть ответственна

за свои собственные действия и ее дальнейшее продвижение вперед может быть

более гладким.

 

Состояние следствия:

~ Найдите людей или места, следствием которых является клиент

~ Организуйте его жизнь, чтобы свести это влияние к минимуму

~ Постепенно переходите к причине

~ Проработайте травматические происшествия

~ Справьтесь с разделенностью на противоположности

Упражнение

* Поупражняйтесь в том, как справляться с состоянием следствия

 

 

Раздел 13: Истории случаев

 

 

Это отобранные описания продвижения клиентов, показывающие

использование разнообразных техник, преподаваемых в этом учебнике. Они

написаны в повествовательной форме и дают не все детали того, что было

сделано в сеансах, а скорее самые важные действия и результаты.

Это частные случаи. То, что сработало с одним человеком, не обязательно

так же сработает и с другим. Но эти случаи показывают, какие техники скорее

всего дают результаты в каких ситуациях. И они дают примеры мысленных

процессов, через которые проходит фасилитатор.

Случай 1--Хронические болезни

У меня была клиентка с длинным списком серьезных болезней, которая

перенесла несколько операций по поводу опухолей и все еще каждый день ходила

к врачам. Я спросил, что ее сейчас беспокоит больше всего. Она ответила,

ощущение сердечного приступа, боль в ее сердце, переходящая в ее левую руку

и вызывающая онемение этой руки. Это ощущение появлялось у нее каждый раз,

когда она что-то съедала. Я попросил ее обратить внимание на эту область и

описать форму, цвет, температуру, вибрацию и так далее области боли. Тогда я

попросил ее сказать: "Здравствуй" этой области и та довольно хорошо

ответила, так что я решил, что можно еще с ней поговорить. Тогда я провел

вариант техники под названием "Шестишаговое переосмысление" из

нейро-лингвистического программирования. Это по сути дела установление

способа общения с частью личности или сущностью, и предоставление ей большей

свободы выбора. Мы определили, что небольшое ослабление боли будет значить

"Да", а усиление будет значить "Нет". Затем мы перешли к прояснению этой

части. Она была несогласна давать клиенткe сознательно знать конкретное

содержание того, о чем мы говорили, но она была согласна давать ответы

Да/Нет. Многие из них были неожиданностью для клиентки. Но все же это

ощущение возражало против того, что его называют "частью" клиента. При

расспросах оно настаивало, что является отдельным существом. Я перешел к

процессингу сущностей, все еще не зная содержания происшествий и тому

подобное. Но мы вовлекли сущность в сеанс, и в конце концов она

высвободилась и унеслась. Сидя напротив клиентки, я сам почувствовал, как

она промчалась мимо моего уха, и сразу же после этого клиентка сказала, что

вроде бы сущность исчезла и боль прошла. Это был уже шестой сеанс этой

клиентки, и она была настолько же удивлена, как и я, обнаружив, что это

сущность. Она раньше не испытывала ничего подобного. Ощущение после этого не

возвращалось. Потом мы решили еще несколько проблем, связанных с едой, но

для этого конкретного ощущения мы уже сделали все, что нужно.

У этой же клиентки был серьезно воспален пищевод и часто были серьезные

проблемы с дыханием. Два сеанса были проведены, когда у нее был приступ

этого и она не могла дышать. Первый сеанс, проведенный по телефону однажды

поздно вечером, аналогичным способом обнаружил сущность. У сущности были

злые намерения к клиентке, клиентка полностью ненавидела ее и отказывалась

иметь с ней дело. Но я попросил ее "поместить сущность за толстую стеклянную

стенку", и тогда положение улучшилось. Клиентка получила о сущности

зрительное впечатление как о безобразном похожем на змею чудище, со многими

подробностями. Она была согласна передавать ему указания на расстоянии, и

постепенно стала согласна терпеть его существование там. В конце концов

безобразное чудище превратилось в маленького принца. С принцем мы еще

немного поработали, помогли ему сориентироваться, и его поминай, как звали.

Когда он ушел, ощущения затрудненного дыхания у клиентки исчезли.

Но через три дня ее привезли в центр здоровья, где я иногда провожу

сеансы, как требующую неотложной помощи. Она не могла дышать и была в

истерике. Врач по целостному здоровью в центре не знал, что с ней делать, но

случайно я был там, так что они прервали мой сеанс и привели меня к ней.

Это, наверное, были самые требовательные условия проведения сеанса в моей

практике. Эта дама задыхалась до смерти и несколько человек стояли вокруг,

не зная, что делать, включая ее мужа и несколько врачей. У меня не было

времени сомневаться в том, что я могу что-то для нее сделать. Но я был готов

по крайней мере сделать ее смерть менее болезненной. Я сделал так, чтобы она

достаточно расслабилась и хотя бы могла отвечать. Но я никак не смог

построить общения с ее подсознанием, как это было в двух предыдущих сеансах.

Тогда я подошел к этому со стороны согласия принять свое теперешнее

состояние как оно есть, извлечь из него урок, и быть согласной течь с ним.

Сначала она была совершенно несогласна с этим, это было абсолютно

"несправедливо", потому что такой хороший и любящий человек как она не

заслуживает такого. Я спросил: "А кто этого заслуживает?". Да, это подошло

бы для ее бывшего мужа, конечно. Тема бывшего мужа уже всплывала раньше. У

нее было очень травматическое происшествие, в которой он пытался ее убить,

сжимая ей горло и запихивая еду ей в глотку. Она вырвалась и убежала, а он

потом много лет ее преследовал, несмотря на распоряжения суда и тому

подобное. Я попробовал поощрить ее заняться самим происшествием, но оно было

слишком заряжено и недоступно. Но я, конечно, заметил, что ее симптомы очень

хорошо соответствовали этому происшествию. Но вот теперь она здесь лежит, со

всеми медицинскими диагнозами, подтверждающими ее состояние, и у нее очень

реальная боль. Она чувствует, что не заслуживает этого, потому что она такая

хорошая, но другой человек должен получить по заслугам. И я тогда сразу же

понял, как это у нее появились эти симптомы. Она совершенно не принимала как

есть этого человека, и она совершенно не принимала свои чувства к нему.

Поэтому эти ее части отделились от ее сознательного "я" и действовали

автоматически. Сначала она не признавала, что у нее вообще есть какие-то

отрицательные чувства. Но когда я продолжил исследовать эту тему, она

постепенно признала, что на самом деле она бы хотела замучить этого человека

до смерти, разрезать его на мелкие кусочки, и скормить их его родителям. У

нее была расколотость на противоположности, из которых она признавала только

свое хорошее любящее "я". У другой части были яростные, мстительные эмоции,

и она получала удовольствие от причинения боли людям. Из-за того, что

клиентка не брала никакой ответственности за эту часть, мстительность

действовала автоматически. И очевидной жертвой стала сама клиентка. Так что

клиентке нужно научиться принимать как есть эту часть, и принимать человека,

на котором мстительность основана. Я постепенно добился, чтобы она сделала

это, с помощью диалога и тому подобное. Когда в конце концов она взяла

ответственность за эту часть, ее симптомы стихли и она наконец-то смогла

расслабиться. Все это заняло приблизительно полтора часа. Ее проблемы с

дыханием постепенно полностью исчезли приблизительно за неделю. С тех пор у

нее больше не было этих физических проблем.

Еще у этой дамы была водянка, то есть ненормальное скопление воды в

теле в связи с воспалениями. Я спросил ее: "Что означает для тебя вода?".

"Жизнь, я люблю воду, мне ее все время мало." Гм, это дало мне подсказку,

может быть она удерживает воду из-за того, что любит ее. Я подумал о том,

чтобы сделать что-то с фиксированными идеями, но вместо этого решил провести

процесс с воображением. Я попросил ее воображать стаканы воды, ведра воды,

реки воды и так далее. То втягивать их в свое тело, то давать им исчезнуть

вдали. Клиентке стало трудно втягивать их в свое тело, когда ее стало больше

чем ванна. После некоторой тренировки она стала готова втягивать даже

цистерны воды и так далее. В конце концов мы вообразили целый океан, который

просто вплывает и выплывает из ее тела, с пониманием, что воды всегда будет

хватать; сколько бы она ни выпустила, эта вода может вернуться. Она немного

забеспокоилась о загрязнении в своем воображаемом океане, но мы слегка

изменили смысл, чтобы океан был очищающей силой, которая уносит грязь и

приносит обратно чистоту. В конечном счете она полностью научилась делать

это, глубоко расслабилась и успокоилась насчет этого. После этого сеанса

жалоб на водянку больше не было.

Заключительный пример с той же клиенткой. Ее последним значительным

симптомом был "Синдром хронической усталости". Он диагностируется врачами

как вирус Эпштейна-Барра и считается неизлечимым. Клиентка обычно очень

устает, и проводит большую часть дня просто сидя без сил что-то сделать. Это

продолжается уже несколько лет, предположительно потому что она съела

какую-то зараженную рыбу. Я подумал: "Ну, я на это не поддамся." "Если у нее

нет энергии здесь, то где же эта энергия?". Я предположил, что она поместила

энергию в неподходящее место, не бывает так, что человек "теряет ее".

Поэтому я начал спрашивать клиентку, где же эта энергия может быть. Было ли

у нее когда-то много энергии в прошлом? Конечно, было, и начала быстро

всплывать вся история. До кратковременного брака с человеком, который

пытался ее убить, у нее была сексуально всепоглощающая связь с другим

мужчиной. Они страстно и восторженно относились друг к другу. Но в остальном

их связь была несчастьем. Она чувствовала, что эта связь настолько

разрушительна и неуправляема, что ей нужно вырваться. Она вырвалась из этой

связи, сначала выйдя замуж за человека, который попытался ее убить. Но что

еще серьезнее, клиентка вырвалась, отделив от себя ту свою часть, в которой

были вся эта страсть и энергия, и сделав вид, что эта часть больше не

существует, потому что она разрушительна и нежелательна. В особенности

клиентка сделала это, выйдя за своего теперешнего мужа, потому что думала,

что теперь нехорошо думать о ком-то другом. А страсть и энергия были тесно

связаны с памятью о мужчине, которого она хочет только забыть. Мы поработали

над этой расщепленностью, и это сильно изменило ситуацию. Но мы еще не

закончили, это был последний проведенный сеанс, неделю назад. Это отличный

пример, хотя и незавершенный.

Несколько случаев--Объединение противоположностей

Вчера клиентка пожаловалась на то, что она всегда является "Жертвой" и

хочет избавиться от этой своей стороны. Я спрашиваю ее: "так у тебя есть

часть, которая является жертвой?". Она говорит, что да, и тем самым создает

небольшое разделение между собой и этой частью, благодаря чему легче

прояснить эту часть. Мы обсуждаем, чем занимается ее часть-жертва. Потом я

спрашиваю: "У тебя есть часть, противоположная части -"жертве?"". Она

говорит, что не является жертвой в определенных ситуациях на работе. Мы

договариваемся называть это ее "творческой" частью. Затем мы обсуждаем

качества, которые есть у каждой части и которых им не хватает. У творческой

части есть великолепные идеи и она знает, что с ними делать, но не

настойчива в этом. Собственно говоря, первое, что клиентка сказала в

сеансе--это что кто-то посоветовал ей быть более дисциплинированной, и она

согласилась с этим. Так вот, потребовалось немного работы, чтобы побудить

клиентку понять, что в части-"жертве" есть что-то хорошее. Но она сказала,

что эта часть была у нее практически всю жизнь. Я спросил ее, значит ли это,

что эта часть была настойчивой в том, чтобы быть жертвой? Клиентка признала

это. И я спросил, может быть, это один из вариантов дисциплины. Она как бы

удивилась, поняв это. Затем мы работаем над тем, для чего каждая часть может

использовать качества другой части. Она обнаруживает, что если часть

-"жертва" будет более творческой, то она сможет конструктивно использовать

свои переживания, а если творческая часть узнает, каково быть

дисциплинированной жертвой, она сможет быть более эффективной. Клиентка

осознает, что эта разделенность на две части очень ценна для ее работы, и на

самом деле не хочет, чтобы она разрушилось. Она предпочитает сохранить эти

две части, но в более тесном общении. Она очень счастлива в связи с этим,

получила несколько новых способностей, и уверена, что сделает большие

изменения в своей жизни. Все это заняло 40 минут. Это был ее четвертый

сеанс, со значительными изменениями после каждого из предыдущих сеансов. Она

отлично умеет подробно воображать, и это открывает путь к очень быстрым

результатам в таких процессах.

Еще одна клиентка сегодня утром. Она сказала, что "нервничает" большую

часть времени. Я заметил, что это по-видимому связано с работой и с другими

вещами, которые ее возбуждали или которые у нее хорошо получались. Есть ли у

нее часть, которая нервничает? Да, и причем большую часть времени. Хорошо, а

есть ли у нее часть, которая не нервничает? Да, но она очень маленькая и

слабая. Несмотря на это клиентка действительно просит избавить ее от ее

нервной части! Я не стал помогать ей в этом, а спросил, какие хорошие

качества есть в нервной части. После обычного первоначального сопротивления

этой идее клиентка признается, что этой части принадлежит ее сила и

энергичность, и эта часть доводит дела до завершения. Раскованная часть

чувствует себя более спокойно, но не сильна и мало что делает. Мы поощряем

их общаться друг с другом, научиться принимать друг друга такими как есть,

научить друг друга чему-то. Части становятся гораздо более дружественными и

обмениваются информацией. Затем я прошу клиентку вытянуть вперед свои руки

ладонями вверх и вообразить в каждой руке одну часть. Потом прошу рассказать

о различии между ними сейчас. Затем я прошу ее сблизить руки и сложить их. И

сразу же я изменяю свое употребление слов, подразумевая, что части теперь

объединились. Теперь, когда части объединились и клиентка может быть

одновременно сильной и раскованной, спокойной и энергичной, что теперь

изменилось? Это обычно хорошо действует, если человек готов к этому. Здесь

это улучшило внешние показатели у клиентки, но не совсем сработало для нее.

Ей все еще трудно думать об этих качествах как об объединенных. У нее к тому

же есть нежелательное ощущение нервозности, которое не дает частям полностью

объединиться. Мы работаем над этим другими способами, и продолжим это в

следующем сеансе. Я включил этот пример сюда, чтобы показать, что

объединение не всегда безупречно работает с первой попытки, но это ни в коем

случае не неудача. Ситуация подходила к модели противоположностей, мы

поработали с ней, получили большое улучшение, но это еще не все.

Один клиент сказал, что чувствует, как сдерживает себя, что у него как

бы внутри есть плохой мальчишка, и поэтому он не заслуживает большого

успеха. Он быстро признал, что у него есть и "Хорошая", и "Плохая" части.

Это не лучшие названия, но именно так клиент сначала воспринял части. Лучше

всего, если можно избежать прикрепления отрицательных ярлыков к любой из

частей. Но именно так обычно человек обычно воспринимает это сначала. Как бы

там ни было, его "хорошая" часть была творческой, открытой, ангельской, в

согласии с Богом. Его "плохая" часть была агрессивной и энергичной, и сразу

доводила дела до завершения. Клиент совсем не осознавал зрительных

восприятий этих частей, но мы смогли побудить их говорить друг с другом,

принять такими как есть и любить друг друга, учиться друг у друга. Когда они

построили отличное взаимопонимание, я использовал уловку со сведением рук

вместе, как и в вышеприведенном примере. Две части объединились и клиент

почувствовал сильный прилив энергии. Он почувствовал, что может теперь

использовать все качества вместе или отдельно по своему выбору. Это был его

самый первый сеанс.

Еще одна клиентка была очень раздроблена и имела разные нежелательные

привычки, например переедание. Это подходит для объединения

противоположностей, но часто не дает быстрого прояснения. У человека с

нежелательными привычками часто трудно одновременно вовлечь противоположные

части в сеанс, потому что они более насильственно разделены. Мы провели

объединение "Ранимой" и "Мужской" противоположностей. У нее действительно

были совершенно разные роли в каждой части. У каждой из частей был свой

голос и свои манеры, почти что на грани расщепления личности. В этом случае

я говорил с частями прямо, не используя отделения, которое мы обычно вначале

устанавливаем. Но постепенно по мере улучшения взаимоотношений двух частей,

клиентка научилась отстраняться от них, а не быть ими. В конце концов они

объединились в один способ существования, с качествами из обоих частей. Этот

результат дал немедленные положительные изменения в жизни клиентки. Но у нее

осталось еще очень много вещей в той же области, и мы работали с этим в

последующих сеансах.

Еще у одной клиентки были противоположности "Скромная / Агрессивная".

Она считала злость плохой и нежелательной, и старалась быть очень добрым и

нежным человеком. Но большая часть ее силы была в агрессивной части. Она

постепенно поняла это и начала брать ответственность и за эту свою часть.

Они объединились, и после этого она научилась быть злой, когда это нужно, и

быть готовой к злости, не подавляя ее.

Случай 2--Депрессия

Клиентка 10 лет регулярно ходила к психиатрам из-за депрессии. Она до

недавнего времени регулярно принимала Прозак (распространенное лекарство от

депрессии).

В первом сеансе я сначала провел немного легкого вспоминания. Я просил

ее вспоминать то, что вызывает у нее хорошие чувства. В основном для того,

чтобы выяснить, что у нее действительно есть образцы положительных

переживаний, к которым можно обратиться при необходимости. Сначала она

изобразила свое детство как просто полностью ужасное и подавляющее. Но при

вспоминании она нашла много положительных переживаний в своей жизни.

Потом во второй половине сеанса я спросил ее, как она становится

подавленной. Раньше ее никто об этом не спрашивал. После выявления ее

стратегии, как стать подавленной, обнаружилось следующее:

Она-очень зрительно-ориентированная личность. И еще она крайне

честолюбива. Она сделала очень яркие картинки того, чего она хочет достичь в

жизни. Очень большие, красочные, объемные картинки, в большом количестве. И

она поместила их прямо перед своим лицом. Она раньше этого не осознавала.

Она работает в кинопромышленности, так что это были картинки получения

Оскара и тому подобное.

Проблема была в том, что она сделала так много картинок, и таких

ошеломляющих, что повседневная реальность никак не могла сравниться с ними.

Картинки были тем, что она ДОЛЖНА делать, прямо сейчас. Она не оставила себе

пространства для достижения этих целей. Она сразу же становилась

подавленной, замечая, что ее жизнь сегодня не такая.

Я научил ее владеть управляющими особенностями ее внутренних

восприятий. В частности я попросил ее отодвинуть эти картинки подальше. Мы

поставили их на таком расстоянии, что она все так же могла ясно их видеть,

но чтобы он были немного в будущем, и она могла видеть, что нужно немного

пройти, чтобы добраться до них. Тогда они перестали быть ошеломляющими и ей

уже не нужно было становиться угнетенной в связи с ними.

В основном это решило ее проблему депрессии. В последующих сеансах мы

сделали другие действия, чтобы закрепить результат. Но я встречался с ней

много раз после этого, и угнетенное состояние в основном не возвращалось.

Во втором сеансе мы работали над способностью быть по желанию

вовлеченной в прошлые происшествия или отстраненной от них. А затем мы

провели объединение противоположностей с расщепленностью

Уверенная/Неуверенная.

В последующих сеансах мы перешли к другим темам, в основном к ее связям

с мужчинами. Ее неприятности были в основном связаны с хронической

расщепленностью на противоположные способы существования. Это оказалось

почти что проблемой всей жизни, так что мы работали над этим несколько

сеансов разными способами. Объединение противоположностей, повторное

переживание, расфиксирование идей, переосмысление. Ее жизнь очень изменилась

и улучшилась. Но две ее разные части продолжали существовать довольно долго.

Попытки объединить их вызывали ощущение боязни замкнутого пространства. Оно

облегчилось, когда мы прояснили несколько внутриутробных происшествий.

Многие ранние происшествия установили у клиентки шаблоны отключения эмоций и

расколотости. Особенно происшествия сексуальных приставаний ее отца.

Случай 3--Перенесение своих свойств на другого человека

Клиент приходит, чтобы решить проблемы насчет своей подруги. Он

подозревает, что у нее связь на стороне, и у него не получилось поговорить с

ней об этом. Он очень расстроен тем, что она не хочет говорить о своих

чувствах.

Подчеркивание того, что ОНА должна измениться, не отрывает пути к

решению проблемы. Поэтому я исследую идею, что у него самого наверное есть

похожие черты. То есть он переносит на свою подругу то, что он делает сам. Я

спрашиваю, есть ли у него часть, которая не говорит о том, что чувствует. И

действительно оказывается, что есть.

У него есть разделенность на противоположности: одна разговорчивая, но

поверхностная и безответственная, а другая ответственная и деловая, но

молчаливая. Другими словами, та его часть, которая ощущает реальные

проблемы, неразговорчивая. Когда он хорошо говорит, он не занимается

реальными проблемами.

Мы проводим с этим объединение противоположностей. Есть нежелательные

ощущения, которые разделяют две противоположности. Мы проводим повторное

переживание, которое обнаруживает происшествия в прошлой жизни в роли

офицера гестапо. После их прояснения противоположности уже могут

объединиться. Клиент уже умеет быть и ответственным, и общительным. Мы

проводим подстройку будущего, воображая, как в результате этого изменятся

дела.

Когда он через три недели приходит на второй сеанс, дела действительно

изменились. Он смог сделать многое, чего не мог раньше, и его жизнь

изменилась к лучшему. Он с энтузиазмом рассказал об этом и это изменение

выглядит действительно долговременным. Все же у него остались проблемы с

подругой, и он уже почти уже не надеется, что они когда-нибудь разрешатся.

Попытки разобраться с проблемой в этом сеансе ни к чему не приводят.

Через месяц он возвращается. Все его деловые и денежные дела идут

отлично со времени первого сеанса, и он совсем по-другому действует в жизни.

Но он пришел, полный злости на свою бывшую подругу, которая не желает

сообщать ему о своих настоящих чувствах. Я спрашиваю его, что бы он сделал,

если бы действовал на основе своих чувств. Он отвечает, что он пошел бы и

избил ее до полусмерти, но конечно, это было бы не особенно разумно. Но я

прошу его рассмотреть, к чему прикреплены его ощущения, а не его умственные

оценки. Это само собой приводит к воображаемому будущему происшествию, в

котором он встречается лицом к лицу со своей бывшей подругой, показывает ей

свои настоящие чувства, и бьет ее, пока она не рассказывает, что она

чувствует. Мы занимаемся этим происшествием с разных точек зрения и

извлекаем из него уроки. Основной урок в том, чтобы сообщать свои чувства,

сразу же когда они есть, и не давать им копиться месяцами. Оба они не

сообщали то, что они чувствовали, и он как бы предположил, что только она

скрывает свои чувства. Затем мы воображаем, как бы события произошли

по-другому, если бы у него все время была эта способность, сообщать свои

чувства сейчас же. Затем мы воображаем его самого в будущем, обладающего

этой способностью, мы увеличиваем характерные особенности этой картины, и мы

творчески распространяем ее на его жизнь. Он выглядит очень воодушевленным,

уравновешенным, и чувствует, что проблема решена.


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2018 год. (0.135 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал