Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Об этой книге

Флемминг Фанч

Преобразующие диалоги

Учебник по практическим техникам для содействия личностным изменениям

Transformational Dialogues Facilitator Training Manual #1 An instruction manual of practical techniques for facilitating personalchange by Flemming Funch Transformational Processing Institute Перевод с английского Д. А. Ивахненко Флемминг Фанч Преобразующие диалоги: Учебник по практическим техникам для содействияличностным изменениям/ Пер. с англ.--Киев: Д. А. Ивахненко, 1997.--400 с.,илл. В книге простым и доступным языком всесторонне раскрываются принципы,техники и практика психологического консультирования. Ее автор, основываясь на своем богатом практическом опыте, предлагаетвниманию читателей эффективную и гибкую систему психологической помощидругим, вобравшую в себя новейшие достижения в этой области. С помощью этой книги можно не только познакомиться с теорией ипрактикой психологического консультирования, но и научиться этому напрактике с помощью предлагаемых практических упражнений, узнать глубокуюфилософскую основу описываемых подходов и техник. Благодаря логичности построения и живому, метафоричному стилю автора,эта книга интересна и для профессионалов в психологическом консультировании,и для всех тех, кто интересуется личностным развитием, психологическойпомощью себе и своим близким. В оформлении книги использованы рисунки автора. Copyright љ 1996 by Flemming Funch Transformational Processing Institute 17216 Saticoy Street # 147, Van Nuys California Republic, Postal Zone 91406 USA Phone: (818) 774-1462, Fax: (818) 774-9203 Internet E-mail: ffunch@newciv.org Compuserve: 71053,1022 WWW: http://www.newciv.org/worldtrans/, http://www.protree.com/worldtrans/ © Перевод с английского Д. А. Ивахненко, 1997 Украина Киев 252034 а/я 298-9 Internet E-mail: koleso@alfacom.net

Об этой книге

Этот учебник--первый из серии трех. Но это полное учебное пособие исамо по себе. Специалиста, который помогает другим людям (клиентам) проходитьпроцессы личного развития, мы будем называть "фасилитатором" (от английского"facilitate"--облегчать, помогать, способствовать). Набор полезных для этой помощи принципов и техник мы будем называть"преобразующим процессингом" (от английского "processing"--проработка,переработка). Цель этого учебника--предоставить вам основные знания и умения, которыенужны, чтобы стать фасилитатором преобразующего процессинга. Онопредназначено для того, чтобы дать вам инструменты и гибкость, которыенужны, чтобы помогать людям создавать желательные реальности вместонежелательных. Этот учебник разработан как пособие для сопровождения обучения уопытного фасилитатора. Он не заменяет практического опыта. Теоретически вэтом учебнике есть вся необходимая информация и упражнения. Вы можетесамостоятельно его изучить, выполнить упражнения, и получить собственныйопыт работы с клиентами. Тем не менее для обучения гораздо лучше общаться сопытным фасилитатором. Если вы встретите в тексте какое-то необычное для вас слово, вы можетеузнать его определение в глоссарии в конце книги. Если вы захотите найти вэтой книге какую-то интересующую вас тему, вам может помочь алфавитныйуказатель.

Содержание



Об этом учебнике Содержание Предисловие Обзор курса обучения Преобразующий процессинг Процессинг Краткое введение Сравнимые данные Терминология Значение восприятия Исходные предпосылки преобразующего процессинга Цель процессинга Кодекс фасилитатора Семантические реакции Раздел 2: Мастерство общения Способности фасилитатора Процессинг и общение Модель общения Цикл общения в сеансе Уравновешенность Упражнение по уравновешенности Упражнение на терпимость Передача сообщения Упражнения по передаче сообщений Получение сообщения Раздел 3: Принципы процессинга Делайте что-то Эмоции Эмоциональный заряд Активизация Циклы Цикл прояснения Цикл вопроса Завершение циклов Наблюдение Как найти то, с чем нужно справиться Взаимопонимание Подстройка и ведение Глубина процессинга Воздействие на клиента Цикл ответной реакции Застывшие мысли Когда заканчивать процесс? Ответвления Ритуалы Типичное построение сеанса Воображение Фильтры восприятия Заземление Восстановление ресурсов Многомерность Человек перед вами Участие в сеансе Нерешительность Процессы и техники Энергия Заряженные области Язык тела Якоря Первый сеанс Процедура или результат Гибкость Направления Инструменты Абстракции Преобразование Реальный мир Нелогичность Раздел 4: Стили техник Рекурсия Огорчения Плохие поступки Трансовые состояния Свободный стиль сеанса Сеанс в свободном стиле Раздел 5: Диалог Говорить о том, что здесь есть Диалог Техника диалога Как задавать вопросы Результат Раскрытие значений Ключи Разблокирование Разгрузка Пробелы и искажения Отрицание Позиции восприятия Раздел 6: Фиксированные идеи Фиксированные идеи Типы фиксированных идей Обнаружение фиксированных идей Общее расфиксирование Встроенные команды Раздел 7: Прояснение реакций--повторное переживание происшествий Прояснение нежелательных реакций Повторное переживание Что такое повторное переживание? Избыточные записи событий Время Отправные точки Схема происшествий Способность автоматического ответа Прошлые жизни Переживание происшествий Процедура повторного переживания Схема последовательности повторного переживания Будущие происшествия Раздел 8: Гештальт процессинг Объединение противоположностей Примеры противоположностей Возвращение утраченных частей Процессинг сущностей Раздел 9: Процессинг воображения Изобилие денег Процессинг восприятия Особенности восприятия Преобразование существующих восприятий в желательные Организация времени Вовлеченность и отстраненность Как-будто Пороги Переключение сценария Средство от фобий Раздел 10: Физическое здоровье Ощущение тела Болезнь Каким проблемам соответствуют заболевания Нежелательные привычки Раздел 11: Ваша практика Обстановка сеансов Продолжительность сеанса Дело клиента Заметки о сеансе Открытые циклы Заметки о сеансе--Образец Открытые циклы--Образец Оплата Где брать клиентов Как рассказывать людям о том, чем вы занимаетесь Вводное собеседование Дополнительная литература Раздел 12: Исправление ситуации в сеансе Показатели сеанса Вне тела Затянувшиеся техники "Ничего не сработало" Быть здесь Что может получиться неправильно? Состояние следствия Раздел 13: Истории случаев Случай 1--Хронические болезни Несколько случаев--Объединение противоположностей Случай 2--Депрессия Случай 3--Перенесение своих свойств на другого человека Случай 4--Пьянство Случай 5--Неуверенность в себе Глоссарий Алфавитный указатель Биография

Предисловие



Я очень рад возможности представить вам это издание "Преобразующихдиалогов" на русском языке. Со времени первого издания этого руководства на английском я получилмного вопросов, благодарностей и сообщений об успехах со всего мира. Оченьприятно знать, что оно оказывается полезным стольким людям, и в их работе сдругими людьми, и в личном развитии. Наш мир быстро меняется. Все мы меняем наши ориентиры, строя новыеотношения к себе, друг к другу и к миру. Я хочу еще раз подчеркнуть, какважно искать инструменты, чтобы помогать друг другу прояснять происходящее внаших жизнях. Этот поиск в конечном счете ведете вы сами, но я надеюсь, чтовам в чем-то помогут техники, например те, которые вы найдете в этомруководстве. Я хочу выразить сердечную благодарность всем тем, благодаря кому сталовозможным это издание на русском языке. Особенно я хочу поблагодарить моегодруга Дмитрия Ивахненко, который не только перевел эту работу, но инеустанно довел ее до конечного результата, который вы и держите сейчас всвоих руках. Желаю всем вам жить, радостно изменяясь! Флемминг Фанч Лос-Анжелес, декабрь 1995 г. Обзор курса обучения Этот учебник--первый из ряда трех, составляющих полный курс обученияфасилитатора. Это первый учебник. В нем вы развиваете все основные умения,необходимые для фасилитатора. И вы изучаете основные инструменты,необходимые для решения проблем почти что любого клиента, который может квам прийти. Здесь не изучается какая-то механическая система; с самогоначала вы учитесь исходить из основных принципов и применять их к человекуперед вами. На этом уровне основное--заниматься проблемами людей, и бытьдостаточно гибким, чтобы справляться с чем угодно. После успешногозавершения этого курса вы можете получить диплом ДипломированногоФасилитатора. Во втором учебнике изложен более формальный и систематический путь.Здесь изучаются конкретные программы, через которые вы можете провести своихклиентов. Это более общие процессы, которые вы проводите людям, когда ихосновные проблемы уже решены. Изучаются направления развития, по которымобычно идут люди, и как заниматься этими направлениями. Вы учитесь проводитьличность через большие долговременные этапы. Главное здесь--методичноулучшить основные области жизни. После завершения этого курса вы можетеполучить диплом Бакалавра-Фасилитатора. Третий учебник--о том, как освободиться от потребности всистематическом пути и расти самостоятельно. В нем описано развитиесверх-способностей. Еще вы учитесь применять принципы процессинга к болеешироким сферам жизни, чем просто отдельные люди. Во время этого курса выусваиваете основы процессинга и сами становитесь источником техническойинформации. После завершения этого курса вы можете получить дипломМастера-Фасилитатора. Итак: в первом учебнике описано, как работать с человеком перед вами,во втором--как направить его к большему осознанию, а в третьем--как добавитьбольше чудес в жизнь. Первый учебник дает вам умения, второй учебник даетвам этапы, а третий учебник дает вам простые основополагающие принципы. Поймите, что для процессинга нужно развитие определенных практическихзнаний и умений. Хотя они описаны в книгах, важна именно практика. Чтениевсей теории не сделает вас мастером-фасилитатором. Изучение материалов,понимание принципов, обострение восприятий, и тренировка практическихнавыков в процессе прохождения этого курса может это сделать. ВЫ должны бытьдвижущей силой этого. Ни один курс не сделает этого за вас. Но если выхотите стать мастером-фасилитатором, все, что вам нужно, есть в этихучебниках. Упражнения * Выпишите причины, по которым вы хотите стать фасилитатором. * Вспомните пять случаев, когда вы помогли кому-то с помощью общения.Что именно помогло другому человеку? * Сядьте в месте, где мимо проходят люди. Замечайте что-то в каждомчеловеке, которого вы видите. Замечайте, чему вы учитесь, просто наблюдаяих. Преобразующий процессинг Это учебник по преобразующему процессингу. "Преобразующий" означает, что мы стремимся к изменениям к лучшему. "Процессинг"--это деятельность по изменению; работа с чем-то и егопреобразование. "Преобразующий процессинг"--это деятельность, в ходе которой мыпоощряем человека изменить свои отношения с миром. Мы обнаруживаем, как онпредставляет себе и структурирует мир, и изменяем это представление налучшее для него. Подразумевается, что мы стремимся только к тем изменениям,которые полезны для человека и сохраняют его целостность. Преобразующий процессинг можно разделить на три вида деятельности: "Обнаружение"--мы находим то, что есть, раскрываем представленияличности о мире. Мы выясняем, чем личность на самом деле является, и какиевосприятия и знания ей доступны. "Прояснение"--мы выясняем и нейтрализуем чуждые, ненужные илинеподходящие представления. Мы к тому же находим "неправильные" ответы в умеличности, шаблоны, которые были установлены без полного согласования снамерениями личности. В основном это материал, используемый в отрыве отситуаций. Решение состоит в том, чтобы вернуть его в соответствующиеситуации. "Программирование"--мы прямо строим наилучшие для личностипредставления о мире. Мы усиливаем то, чего личность на самом деле желает, ивоплощаем этого в реальность. Развиваем те черты и способности, которыеличность желает иметь. Для достижения этих целей есть огромное количество процедур и техник измногих источников. В этом учебнике дается группа техник, которые эффективнодействуют вместе, и которые полезны для решения проблем людей, которые будутк вам приходить. Процессинг Процессинг используется здесь как общий термин, охватывающий те техникии практики, которые применяются для совершенствования личности. Он можетпрактиковаться под другими названиями: "Терапия", "Консультирование","Процессинг", "Прояснение", или под какими-то "фирменными" названиями,принадлежащими разнообразным организациям. Фасилитаторов можно называть"Консультантами", "Терапевтами", или как-то еще. В этом курсе преподаются определенные приемы процессинга, которыеоказались для автора самыми целесообразными. Но это не единственный способобучения процессингу. Другие методы и представления могут быть настолько жеэффективными. О какой бы школе процессинга мы ни говорили, всегда есть общийзнаменатель, который определяет, что такое процессинг. Он может бытьпримерно таким: "Систематическое применение техник, которые без оценок направляютличность к прояснению не-наилучших умственных, эмоциональных, или духовныхсторон ее жизни, и таким образом к увеличению осознания, способностей исвободы." Это можно формулировать по-разному, но все равно именно эти чертыотличают процессинг от других практик. Процессинг систематичен. Мы используем систему техник, не опираясь наслучай или догадки вслепую. Все его правила можно объяснить и понять. Процессинг направлен. Мы не оставляем клиента просто выпутыватьсясамому, фасилитатор направляет его исследовать что-то или делать что-то. Процессинг беспристрастен. Мы не даем клиенту оценок его реальности илиточек зрения. Мы даем ему безопасное пространство, в котором он можетсвободно высказать свои проблемы без никаких оценок о том, хорошие они илиплохие, правильные или неправильные. Мы не даем ему ответов, к которым ондолжен прийти, мы даем ему осознавать что-то новое самостоятельно. Нам нужно помогать клиенту решить проблемы. Мы не должны навязывать емуновые умственные ограничения и преграды. Мы стремимся к увеличению осознания, способностей и свободы. Мы хотимувеличить свободу выбора клиента. Практики, которые уменьшают илиограничивают эти вещи, непригодны для процессинга. Вот еще одно определение процессинга: Постепенный процесс по увеличению осознания и способностей личности.Процессы общения, которые направляют внимание личности на области ееограничений и проясняют их. Упражнение * Покажите с помощью подручных предметов, что такое процессинг. Краткое введение Преобразующий процессинг--это система принципов и техник для помощилюдям в том, чтобы изменить свой ум, справиться с неблагополучными сторонамисвоей жизни, и получить в жизни как можно больше того, чего они хотят. В основном процессинг проводится в виде разговора между фасилитатором иклиентом. Фасилитатор обучен определенным принципам и техникам. Их вы можетенайти в этом учебнике. Клиенту не обязательно ничего знать заранее. Простонужно, чтобы он хотел каких-то изменений. Работа происходит во время сеанса. Это период времени, обычно околочаса, на протяжении которого фасилитатор работает с конкретным клиентом.Обычно есть какая-то тема сеанса, основанная на том, чего просит клиент, иличто фасилитатор выбирает для проработки. Обычно в каждом сеансе достигаетсякакой-то результат или улучшение. Фасилитатор и клиент сидят друг напротив друга и разговаривают. Это непросто разговор. У фасилитатора есть четкие цели, и он очень хорошоосознает, над чем сейчас идет работа. Сначала он обычно собирает информацию,выясняя, что происходит с клиентом. Когда фасилитатор получил некоторое представление о ситуации клиента,он выбирает более точную технику для работы с данной проблемой. Эта техникатоже проводится как диалог между двумя людьми, но в ней есть определеннаясистема, и определенные критерии начала и завершения. Если клиенту нужно просто прояснить для себя какую-то область жизни,они просто начинают диалог с этой целью. Мы так и называем эту технику:"Диалог". Фасилитатор направляет клиента, чтобы он как можно подробнееисследовал обсуждаемую темы и рассмотрел ее систематически, со всех сторон.Основной инструмент для этого--вопросы фасилитатора и его заинтересованностьв ответах клиента. Если клиент выносит на обсуждение какие-то свои неприятные илинежелательные ощущения, то можно преобразовать их во что-то другое. У насесть для этого техника под названием "Повторное переживание". Суть этойтехники в том, чтобы брать прошлые происшествия, в которых находятсянежелательные ощущения, и рассматривать их по-новому. Если у клиента есть фиксированные идеи в данной области жизни и он несовсем логично в ней мыслит, можно найти конкретные фиксированные идеи. Икогда мы находим их, можно высвободить их и сделать клиента более гибким вэтой области. Именно для этого у нас есть техника под названием"Расфиксирование". Это исследование границ фиксированной идеи. Если клиент что-то утратил, например способность или качество, можнопопробовать найти это. Часто бывает, что у клиента когда-то была желаемаяспособность или качество, но он их потерял. У нас есть техника под названием"Возвращение утраченных частей", с помощью которой можно найти потерянныечасти личности и вернуть их обратно. Если поведение клиента расколото на противоположности или/или, можнопримирить его части друг с другом. У нас есть техника под названием"Объединение противоположностей", предназначенная для сближения исотрудничества противоположных частей личности. Фасилитатор использует определенную технику, пока она дает какой-торезультат или пока другая техника не окажется более подходящей. Нофасилитатор не отступает. Он продолжает прорабатывать данную тему, пока недостигает результата. Мы проводим клиента через процессы. Что бы фасилитатор ни говорил и ниделал, это предназначено для того, чтобы начать процесс изменений у клиентаи помогать процессу продолжаться. Мастерство фасилитатора состоит в том,чтобы знать, когда есть возможность начать процесс, как содействовать этомупроцессу, и каковы признаки завершения процесса. Обычно в наших сеансах мы обращаемся с клиентом как с причиной егособственной реальности. Мы действуем так, как будто клиент может справитьсясо своей ситуацией, независимо от того, может он это или нет. Больше того,мы рассчитываем, что жизнь клиента изменится, если он просто изменит своеотношение к тому, что происходит. Преобразующий процессинг ориентирован на личность. Мы не пытаемсяизменить мир для клиента. Мы поощряем клиента измениться и рассчитываем, чтотогда внешние обстоятельства тоже изменятся. Техники в этом учебнике--в основном то, что мы называем "Семантическимпроцессингом". "Семантический" относится к значению, и к тому, какой смысллюди придают миру. Мы в основном работаем с мыслями, эмоциями, идеями,восприятиями, реакциями людей, не меняя их физическое окружение.Семантический процессинг--это одна из частей преобразующего процессинга,которая ориентирована на реакцию людей по отношению к миру. Семантическийпроцессинг изменяет модель мира в полезном для клиента направлении. Мыобычно начинаем работу с людьми именно с этого. Затем можно заняться другимивопросами. Сравнимые данные Трудно анализировать то, с чем нет сравнимых данных. Это относится и кпреобразующему процессингу. Должно быть что-то, с чем можно его сравнить. Фасилитатор, который думает, что его система работы с людьмиединственно правильная, в лучшем случае недалекий. Хуже того, он не можетпо-настоящему помочь людям в реальном мире. Он может хорошо ладить склиентами, которые согласны с тем, что "Прикладнология"--единственно верноеучение. Но ни один из клиентов не достигнет действительно хороших отношенийс миром, если не сможет сравнивать это с чем-то еще. Разумность--это способность распознавать сходства и отличия. Чтобыразумно относиться к изучаемому предмету, вам нужно уметь замечать, чем онпохож и чем он отличается от других вещей. А в рамках изучаемого предметаизучения вам нужно замечать сходства между разной информацией и различия вней. Пользуйтесь общим правилом в жизни: всегда знать несколько способовдостижения чего-то. Когда есть только один способ, невозможно разумно егоиспользовать. Даже если это очень хороший и эффективный способ, он в такомслучае используется глупо. Не делайте этот курс единственным, что вы будете изучать для помощилюдям. Изучайте все, что вы можете добыть в смежных областях. Расширяйтесвой горизонт и знание разных областей и разных подходов. Система преобразующего процессинга--это наука о уме. Еще это собраниефилософских принципов, предназначенных для того, чтобы помогать людямулучшать свою жизнь. Она к тому же связана с религиями. Применениепроцессинга--это искусство. И это техника самосовершенствования новой эры. Обязательно изучайте другие дисциплины в этих областях. Выясните, чемзанимаются психологи и психиатры, изучите основные философские учения,узнайте, о чем говорят основные религии, исследуйте другие интуитивныепредметы, другие возможности новой эры. Выясните, что в этих областях похожена преобразующий процессинг, и что отличается. Если вы попробуете понять некоторые из этих других предметов, вынеизбежно найдете в них что-то ценное для улучшения своего мастерствапроцессинга. Вы обнаружите, что преобразующий процессинг не так уж сильноотличается от других вещей. На самом деле наша система процессинга построенана открытиях, почти все из которых были сначала сделаны в других областях.То, что вы изучаете здесь--просто сводный сборник эффективных принципов итехник. Знакомство с разнообразными подходами заодно позволит вам лучшепредставлять другим то, чем вы занимаетесь. Во-первых, они занималисьнекоторыми из этих других вещей, и вы будете говорить на их языке и сможетеих понять. Во-вторых, вы не будете казаться фанатиком, честно исследуянаилучшую информацию из всей вам известной. Терминология С обучением преобразующему процессингу тесно связана определеннаятерминология. Может быть, вам понадобится выучить несколько новых слов илииспользовать некоторые слова несколько иначе, чем вы привыкли. Систематическая, последовательная терминология может облегчить общениеоб обсуждаемом предмете. Можно легко говорить о явлениях, которые труднообъяснить иначе. Но к сожалению, жаргон может быть и большой помехой дляхорошего понимания предмета. Поэтому в этом курсе жаргон употребляется какможно меньше. По возможности вместо специальных слов, понятных только дляпосвященных, употребляются обычные русские слова. Особый жаргон--часто ключ к тому, чтобы создать группу. При изобретенииособого языка, непонятного для чужаков, в группе повышается чувствообщности. Другие люди плохо понимают, о чем разговор. Это отлично, если выхотите создать культ или секретное общество. Это не особенно полезно, есливы хотите что-то сделать для всего общества. Трудно хорошо передать смысл,если вы говорите на чужом языке. Процессинг часто преподавался с использованием немного загадочныхтерминологий. Некоторые из терминов сохранены или объяснены в этой системепроцессинга, некоторые нет. Здесь внимание обращается на то, чтобы дать ваммощные инструменты, а не превратить вас или ваших клиентов в посвященныхчленов группы. При возможности выбора в этом курсе используются обычныерусские слова. Или используются несколько альтернативных терминов. Если вы хотите качественно общаться с людьми, с которыми вывстречаетесь, разговаривайте на их языке. Если вы собираетесь объяснить имто, для чего у них нет слова, вы можете научить их новому слову, но в другихслучаях лучше используйте их слова. Не опровергайте то, что люди уже знают,а используйте их знания, чтобы доводить до них свои идеи. Будьте знакомы сязыком распространенных движений по самосовершенствованию, чтобы уметьпереводить понятия из одной системы в другую. В этом курсе не ставится особого ударения на точных определениях. В немподчеркивается понимание основных принципов. Понимание и мастерство состоятне из слов. Если что-то очень логично объясняется с помощью внушительнозвучащих терминов, которые образуют красивую систему, то перед ваминебольшая ловушка. Вы можете подумать, что раз вы понимаете предложения, выпонимаете идею. Но это далеко не так. Слова--это застывшие значения, которые, как можно надеяться, обозначаютчто-то реально существующее. Это символы явлений, которые находятся в другихместах. Они очень удобны в общении, так как вы можете обмениваться этимисимволами вместо реальных вещей. Вы можете подумать о чем-то, перевести егов символы слов, послать их кому-то другому, и он тогда переведет эти символыв то, что они для него означают. Получается не совсем то, что вы имели ввиду, но в лучшем случае достаточно близко к этому. Слово никогда не является вещью. Когда кто-то начинает забывать о том, что слова должны что-тообозначать, то его ждут неприятности. Если кто-то начинает использоватьслова как вещи, то он вступает в призрачную страну рассуждений ни о чем. Даже очень разумно построенное утверждение ничего не говорит само посебе. Все, на что оно может надеяться--побудить вас на практике построитьсвязь с существующими реальностями, чтобы приблизиться к подразумеваемомузначению. Хорошо изложенная речь может быть очень полезной для передачи идей.Если бы не было языка, нашего общества не существовало бы. Но никогда нетеряйте из виду, что слово не является вещью. Удачные определения являютсяне самоцелью, а только стимулом к вашему пониманию. Нам нужно понимание основных идей, а не понимание слов. То есть послеизучения употребляемых слов всегда есть еще один шаг. Вам нужно перейти надругой уровень: от языка до настоящего понимания идей. Вам нужно сделатьматериал своим и связать его с собственным личным опытом. Самая большая помеха для изучения чего-то--думать, что вы это ужезнаете. Мир полон людей, которые объясняют то, с чем они никогдапо-настоящему не соприкасались. Они могут выдавать слова, но они простоманипулируют ими в уме, сами они не воспринимают вещи. Цель этой программы обучения--поощрить вас думать, действовать и дышатьпринципами преобразования. Важно не ваше положение в обществе, не то, какиекурсы вы прошли, не то количество материалов, которые вы изучили, не то,насколько точно вы знаете определения слов процессинга. Важно то, что выможете реально делать. Если вы действительно понимаете основные идеи чего-то, то вы можете егоиспользовать. И вы всегда можете при необходимости объяснить это в техсловах, которые лучше всего понятны. Тогда вы можете взять ваше пониманиеоснов и сформулировать его в подходящих словах, объясняя его кому-тодругому. Вы не просто помните какие-то слова и передаете их другомучеловеку. Поэтому если вы обнаруживаете свою зависимость от каких-то слов,то вы скорее всего чего-то не понимаете в этом предмете. Смысл восприятия У каждого человека свои восприятия. Разные люди воспринимают разныевещи в одной и той же ситуации. Больше того, каждый приписывает разный смыслтому, что он воспринимаем. И у одного человека значения могут меняться. Онможет изменить свою точку зрения или просто изменить смысл чего-то. Перед вами знаменитая картинка. Что вы на ней видите? Некоторые люди видят девушку, смотрящую в сторону. Другие видятстаруху, смотрящую вниз. В зависимости от того, как вы смотрите на картинку,ее кусочек может быть носом и ресницами девушки, или бородавкой на носустарухи. Ухо девушки может быть глазом старухи. Ожерелье девушки может бытьртом старухи. Картинка на самом деле не меняется. Вы просто подчеркиваетеразные ее части и приписываете им разный смысл. Посмотрите на эти две стрелки. Какая из горизонтальных линий длиннее? Они совершенно одинаковы по длине. Но верхняя кажется длиннее нижней.Это оптическая иллюзия, хитростью заставляющая нас приписывать разный смыслтому, что мы видим. Мы заполняем много пробелов в наших умах. Если наши восприятия неполны,а это почти всегда так, то ум дополняет остальное. Это буквы? Или это просто линии и пятна на бумаге? Откуда вы знаете? Что вы видите--вазу или два профиля друг напротив друга? Смысл меняется, когда вы смотрите на что-то по-другому. Вы можетепосмотреть на что угодно по-другому и оно приобретет другой смысл. Ни в чем нет фиксированного смысла. Вы всегда можете менять точкизрения и значения. Почему бы не изменить их на лучшие для вас? Исходные предпосылки преобразующего процессинга Преобразующий процессинг основан на определенных основных принципах.Это основание, благодаря которому процессинг вообще возможен. Нет смысласчитать эти утверждения окончательными истинами. Это просто те убеждения,которых мы предпочитаем придерживаться. Мы не собираемся их доказывать. Ихполезность вы ясно увидите сами, когда будете получать результаты впроцессинге. Я называю эти утверждения предпосылками, потому что мы предполагаем,что они верны, прежде чем продвигаться дальше. То, что мы называем их"предпосылками", а не "аксиомами" или "истинами", дает нам определеннуючестную самооценку. Когда позднее эти правила будут доказаны для вас, выдолжны понимать, что раз мы с них начали как с основы, то естественно онидоказываются при применении. Позже мы расскажем подробнее, на чем основан преобразующий процессинг.Это можно объяснить и систематизировать более детально. Сейчас достаточно,чтобы вы поняли основные идеи. Правда относительна Нет абсолютной истины. Ценность любой информации зависит от того, ктоее использует, в какой ситуации и с какой целью. "Лучшая" правда--та,которая упорядочивает вещи более полезным для личности образом. При обучениифасилитатора мы стараемся давать вам истины, которые полезнее всего дляпомощи людям. В преобразующем процессинге старайтесь, чтобы у человека сталобольше полезных истин. Правда проста Более фундаментальные, более широкие и более полезные истины, обычноболее просты. Сложность указывает на уход от основных истин. Мы будемпредполагать, что в любой сложной ситуации можно найти простые истины, есликопнуть немного глубже. Благодаря этому курсу обучения все для вас какфасилитатора станет в конечном счете очень простым. Одна из ваших задач какфасилитатора--делать жизнь проще для ваших клиентов. Убеждение само себя доказывает Что угодно, в чем личность убеждена, доказывает само себя. Если высчитаете, что люди хорошие, вы найдете хороших людей. Если вы считаете, чтолюди плохие, вы найдете плохих людей. Ни об одном убеждении нельзя сказать,что это абсолютная истина, потому что можно доказать любое из них.Единственная реальная оценка убеждения--насколько оно полезно для вас. Какфасилитатору вам желательно выбирать убеждения, которые дадут наилучшиерезультаты вашим клиентам. И вы, наверное, хотите помочь вашим клиентамиметь убеждения, которые будут им лучше всего служить. Карта--это не территория Чтобы общаться и мыслить, мы строим карты реальности. Упрощенныемодели, поясняющие, как мы воспринимаем взаимодействие чего-то. Они оченьполезны для обсуждения и преподавания чего-то. Но карта никогда не совпадаетс территорией, которую она описывает. Для изучения процессинга вы получитеопределенные карты того, как люди устроены. Они могут быть полезны для вас.Но помните, что это только упрощенные модели. Люди устроены так, как ониустроены, и если это отличается от того, что сказано в книге, работайте счеловеком, а не с книгой. Естественное состояние--целостность Люди на самом деле не раздроблены. У них есть все нужные им способностии знания. Если это кажется иначе, то из-за того, что люди воспринимают себяраздробленными на части, которых они не осознают. Как фасилитаторы мыпомогаем людям осознать свою исходную целостность и наличие всех необходимыхресурсов. Личность создает свою реальность Мы считаем личность центром ее жизни. Мы предполагаем, что по сути онаявляется причиной всего, что происходит. Но она может не осознавать этого.Мы помогаем личности осознать, как она создает ситуации в своей жизни, чтобыона могла сознательно создавать предпочитаемую реальность. Личность--это не ее поведение Мы считаем личность отдельной от всего, что она делает или создает. Этопозволяет нам изменять что-то нежелательное. Нет никаких отрицательных черт,которые просто должны быть у личности. Все, что можно воспринять, можноизменить. Личность по своей сути добра Мы предполагаем, что каждый по своей сути глубоко внутри--хороший идобронамеренный, что он делает то, что делает, потому что хочет добра,развлечения, радости и так далее. Незачем жить с отрицательными чертами илиподавлять их. Если мы копнем глубже, то обнаружим, что в глубине все впорядке. Наша работа--освобождать людей, чтобы они могли проявить своюисходную доброту в жизни. Каждая часть личности существует с хорошей целью Все, что личность создает для себя, создается с хорошей целью. Этоделается для достижения чего-то и не происходит просто случайно. У личностинет таких частей, которые нужно просто отрезать и выкинуть. Если мы сложимвсе стороны личности вместе, она будет цельной и совершенной, и все частиподойдут друг к другу. Нам нужно обращаться с каждой стороной личности суважением и пониманием. Естественное состояние жизни--развлекаться и учиться Жизнь должна быть радостной, личность должна что-то извлекать из нее.Если жизнь тяжела и личность не видит в ней смысла, то она смотритнедостаточно глубоко. Как фасилитаторы мы работаем над тем, чтобы превратитьтяготы и тайны жизни в радость и обучение. Упражнения * Объясните на примерах или подручных предметах каждую из этихпредпосылок кому-то другому. * Напишите примеры каждой предпосылки из вашей жизни. Внутренняя реальность Преобразующий процессинг ориентирован на личность. Мы работаем с однойотдельной личностью. Мы занимаемся отношениями этой личности с еереальностью. Мы улучшаем те способы, которыми эта личность создает свой мири взаимодействует с ним. Реальность личности состоит из всего, что она может воспринять, и техзначений, которые она приписывает воспринимаемому. Часть этой реальности,которую личность более или менее разделяет с другими, состоит из физическихобъектов, людей и ситуаций. Но каждая личность немного иначе воспринимаетто, что есть, и приписывает свой смысл тому, что воспринимает. Кроме того,каждый человек создает еще более субъективные предметы, существующие в егореальности. Сюда входят мысли, ощущения, воспоминания, желания, мечты и такдалее. Все они существуют и человек может их воспринять как часть своегомира. Они могут быть доступны или нет для других.Мы предполагаем, что личность по сути создает свой собственный мир.Каждая сторона ее реальности существует, потому что личность создает ее.Личность не всегда осознает, как она это делает. Но в конечном счете именноона делает это. Именно она воспринимает, мыслит, ощущает и намеревается. Мы считаем, что внутреннее ядро личности отличается от всего, чтонаходится в ее мире. Все, что находится в ее мире, можно воспринимать,приписывать этому разный смысл, и изменять. В разных ситуациях личностьможет отождествлять себя с разными частями своей реальности. Но все это несама личность. Или может быть, если сложитьвсе это вместе, ВСЕ это будетличностью. Внутренняя личность--творческий источник, который по своейприроде умеет быть или не быть чем угодно. Обычно в реальности личности есть определенная область, которую онасчитает собой. Она не осознает этого и не осознает, чем конкретно онаявляется. Как только она начинает воспринимать что-то как отдельный предмет,она отстраняется от него и прекращает быть им. Она не видит ту часть,которой она является. Реальность личности можно полностью изменить. В ней могут быть части,более закрепленные или постоянные чем другие, но в конечном счете все можноизменить. Но за подвижным существованием есть неподвижное ядро личности,которое неизменно. Оно совершенно и неограниченно, поэтому ему совсем ненужно изменяться. Что может быть эффективным или нет в жизни человека--так это часть егореальности. По сути с ним самим все в порядке. Бывает нужно исправить егореальность. Все, что можно сделать в процессинге--это помочь личности лучшеосознать свою реальность и воодушевить личность изменить эту реальность клучшему. Личность может быть плохо знакома со своей реальностью, она можетприписывать реальности смысл, который приносит мало пользы, она можетрасколоть себя или другие части своей реальности на куски, она можетсохранять в настоящем неприятные прошлые или будущие события как часть своейреальности. Неважно, что именно ее не устраивает, ответ один и тот же:попросите личность изменить свою реальность. Именно то, что мы считаем личность создателем своего мира, делаетпреобразующий процессинг эффективным. Мы не считаем личность беспомощнойжертвой случайных, не зависящих от нее обстоятельств. Мы не считаем внешнийобъективный мир более правильным, чем чья-то личная реальность. Только самаличность определяет свой мир. То, что существует для нее--ее реальность. Кстати, общий, внешний, объективный мир оказывается очень гибким иизменчивым, когда мы работаем с чьей-то личной реальностью. Субъективныереальности совместно создают объективную реальность. Измените субъективныереальности, и изменится внешняя вселенная. Цель процессинга Цель процессинга - Личность, которая играет в игру жизни, наслаждается этим, и обучается входе этого. Чтобы двигаться в направлении этой цели, нам нужно заниматься любымиобластями с нежелательными ограничениями. И нам нужно заниматься этимиобластями в таком порядке, чтобы каждую область можно было прояснить и чтобыв конечном счете проработать все области. Жизнь в основном состоит из обучения в ходе решения проблем,преодоления ограничений, и так далее. Наша цель не в том, чтобы у клиента небыло проблем и была совершенно упорядоченная жизнь. Цель в том, чтобы уклиента была гармоничная жизнь, из которой он будет извлекать то, чтозахочет извлечь, в которой испытания не будут ошеломлять его, и в которой онбудет наслаждаться тем, что он делает. Жизнь--это игра. Мы ни в коем случае не хотим убрать игру из жизни. Мыхотим улучшить эту игру, чтобы личность могла наслаждаться ей и извлекать изнее уроки. Мы ищем нежелательные ограничения. В обучение игре на пианиноможет входить убеждение в том, что еще не знаешь, как делать это, и такоеограничение может быть вполне желательным. Нервозность при этом может бытьнежелательным ограничением. Упражнение * Объясните разницу между желательными и нежелательными ограничениями. Кодекс фасилитатора Кроме многочисленных технических принципов и техник преобразующегопроцессинга, есть определенные общие правила поведения, которых должныпридерживаться все фасилитаторы. Их можно свести в так называемый "Кодексфасилитатора". Это этические нормы поведения в сеансе: 1. Обеспечивайте клиенту безопасное пространство. 2. Делайте все необходимое, чтобы клиент был готов к сеансу. 3. Сохраняйте беспристрастное отношение к клиенту. 4. Выносите на обсуждение только те проблемы, которые можно решить. 5. Используйте техники, соответствующие реальности клиента. 6. Доводите все прорабатываемые проблемы до разрешения. 7. Не оценивайте реальность клиента. 8. Не опровергайте клиента, его реальность и его достижения. 9. Держите в тайне личную информацию клиента. 10. Используйте ваши инструменты, чтобы увеличивать свободу выбораклиента, а не чтобы уменьшать ее. 11. Достигайте наилучших возможных результатов в рамках известных вамтехнических средств. 12. Не скрывайте от клиента, что он сам является причиной своихдостижений. Я надеюсь, что нам будет достаточно такого простого общего соглашения. В рамках этих правил есть огромный выбор возможных техник, принципов,методов применения, и так далее. 1. Обеспечивайте клиенту безопасное пространство. Процессинг эффективен потому, что фасилитатор создает безопасноепространство, в котором клиент может исследовать себя и пересмотреть то, какон создает свою жизнь. Фасилитатор защищает сеанс процессинга от обыденнойжизни. Сеанс обычно проводится в другой обстановке и в немного формальныхобстоятельствах. Сеанс не проводится, когда клиент моет посуду или горячо скем-то спорит. Но главная составляющая безопасного пространства--тоотношение к жизни, которое фасилитатор передает клиенту. Фасилитатор создаетбезопасное пространство своим присутствием и своей энергией. Он выглядит идействует так, чтобы не тревожить клиента. Он вселяет в клиента чувство, чтоможно безопасно раскрыться и измениться. Фасилитатор делает все для того,чтобы возможных помех было как можно меньше, и чтобы физическое пространствобыло удобным. 2. Делайте все необходимое, чтобы клиент был готов к сеансу. Внимание клиента должно быть обращено на сеанс, а не на посторонниевещи. Это гораздо легче осуществить, если клиент физически сыт, отдохнул итрезв. Большинство людей сами заботятся об этом. Но некоторым людям нужновначале помочь понять это требование и провести их через шаги подготовки ксеансу. Если человек голоден, пусть он поест. Если он устал, пусть онотдохнет. И другие вещи тоже могут делать клиента неготовым к сеансу. Есливнимание клиента обращено на неурядицы на работе, или на неотложнуюпроблему, то ему труднее быть в сеансе. Пусть он сначала справится с этимижизненными проблемами, а потом приходит на сеанс. Разве что вы собираетесьзаниматься в сеансе именно тем, на что обращено внимание клиента. 3. Сохраняйте беспристрастное отношение к клиенту. Фасилитатор непредвзято относится к клиенту. Он дружественен исговорчив, но он не оценивает как хорошее или плохое поведение или знакомыхклиента. Не становитесь на чью-то сторону. Работайте вместе с клиентом и дляклиента, но помогайте ему беспристрастно. Вы можете соглашаться с желаниемклиента улучшиться, и с его пониманием основных принципов. Но не выражайтесоглашения с его мнениями о своих сторонах или о других людях, особенно сотрицательными мнениями. Знайте для себя, что у всего и у всех есть какая-тоисходная хорошая цель. И знайте, что все, что есть, просто ЕСТЬ. Незачемприписывать оценки. 4. Выносите на обсуждение только те проблемы, которые можно решить. Не заставляйте клиента рассматривать то, что нельзя решить за короткоевремя. Уважайте встроенные защитные и направляющие механизмы ума. Поощряйтеклиента преодолевать свои прежние ограничения и исследовать то, о чем онраньше не знал. Но не принуждайте его к этому, и не ошеломляйте егоподавляющей информацией, с которой он не может справиться. Есть определеннаяоптимальная соразмерность, которая обеспечивает максимальную пользу.Подталкивайте клиента, чтобы он продолжал расти, но лишь настолько, чтобы онмог решать всплывающие проблемы. И не подталкивайте его в те области, вкоторых вы не знаете, что делать. Не активизируйте слишком многогоодновременно. Активизируйте ограниченное количество вещей, которые, как высчитаете, прояснятся. 5. Используйте техники, соответствующие реальности клиента. Используйте техники, которые подходят для обнаруженной вами у клиентаситуации. Не пытайтесь подогнать реальность клиента под следующий процесс ввашем списке, если есть что-то более подходящее. Занимайтесь клиентом предвами, а не теоретическим образцовым клиентом. Для разных реальностей нужныразные типы процессов. Используйте самую эффективную известную вам технику,подходящую к данной ситуации. Это к тому же зависит от уровня осознанияличности. Некоторые мощные техники не подходят для людей, не готовых к ним. 6. Доводите все прорабатываемые проблемы до разрешения. Заканчивайте начатое. Не заводите множества незаконченных дел. Циклпроцессинга состоит в том, что тема выносится на обсуждение,прорабатывается, и так или иначе проясняется. Если тема большая, то этоможет быть не окончательное прояснение в одном сеансе. Но какая-то ее частьдолжна быть прояснена в сеансе, и должно быть установлено направление кполному прояснению. Клиент не должен уходить с ощущением, что его проблемамине занимались. Фасилитатор несет ответственность за завершение начатого.Именно он следит за незаконченными циклами в сеансе. 7. Не оценивайте реальность клиента. Клиенту нужно самому переоценить свою теперешнюю реальность.Фасилитатор находится здесь, чтобы направлять его внимание, а не для тогочтобы оценивать обнаруженное. Фасилитатор думает о том, какой это типограниченной реальности, и какие техники нужно использовать. Он абсолютнобеспристрастен к обнаруженному содержанию и не выдает о нем никаких выводов.Он использует вопросы и указания, чтобы направлять клиента. Если он видитвозможность для клиента переоценить что-то, он дает подходящий вопрос илиуказание. Еще он может дать общую теорию и принципы. Но оценка конкретногосодержания--всегда личное дело клиента. 8. Не опровергайте клиента, его реальность и его достижения. Никогда не унижайте клиента. Не делайте и не говорите ничего, чтопринижает его или сужает его пространство. Это относится к клиенту как кличности, к его взглядам и к его результатам. Будьте нейтральны по отношениюпо отношению к реальности клиента. Не проводите сравнений с другими людьмиили с какими-то нормами достижений. Не делайте никаких высказываний, жестовили выражений лица, которые показывали бы недовольство ходом сеанса.Фасилитатор всегда должен работать для клиента, а не против него. Иначе этоможет очень помешать успеху. 9. Держите в тайне личную информацию клиента. Клиенты могут использовать безопасное пространство сеанса, чтобыоткрывать вам то, о чем они обычно не рассказывают. Они могут доверять вам всохранении тайны этой информации. Сохраняйте эту тайну. Не обсуждайте этуинформацию с другими людьми, кроме тех случаев, когда нужна помощь другогоквалифицированного фасилитатора. Не рассказывайте информацию клиента вразговорах после сеанса. Надежно сохраняйте записи сеансов с клиентом.Передавайте ваши записи клиенту, если он этого требует. 10. Используйте ваши инструменты, чтобы увеличивать свободу выбораклиента, а не уменьшать ее. Проводите процессинг, чтобы давать людям больше выбора в жизни, большесвободы. Вам нужно помнить об этом, какую бы технику вы ни применяли.Техники процессинга могут использоваться для уменьшения свободы выборачеловека, для устранения тех возможностей, которые раньше у него были. Нашацель в другом. Вам не нужно делать людей зависимыми от процессинга. Нетникаких правильных ответов, к которым клиент должен прийти, кроме тогоответа, что он сам отвечает за свою жизнь. Все в уме клиента находится здесьс какой-то целью. Не избавляйтесь от чего-то не глядя. Изменяйте вещи внаправлении большей свободы выбора. 11. Достигайте наилучших возможных результатов в рамках известных вамтехнических средств. Всегда выбирайте и используйте самую подходящую известную вам технику.Применяйте ее самым эффективным известным вам способом. Никогда нерастягивайте применение процессинга, чтобы держать клиента дольше. Делайтевсе возможное, что в ваших силах. Не волнуйтесь о том, что вы пока непроизводите совершенных результатов. Учитесь на своих результатах ипостоянно совершенствуйтесь. Но помните, лучшее, что вы можете--это делатьлучшее, что вы можете. Поощряйте клиента двигаться в направлении большегопричинения и большей целостности. Направление, которое вы устанавливаете,важнее, чем точность каждого вашего действия. 12. Не скрывайте от клиента, что он сам является причиной своихдостижений. Процессинг проводится, чтобы поощрить клиента изменить свои мнения, итаким образом улучшить свое состояние. Именно он создает изменения. Лучшее,что вы можете делать--это направлять клиента к изменениям. Вы не изменяетеего, вы поощряете его измениться. Не делайте вид, что процессинг--этовещество или лечение, которым вы обеспечиваете клиента. Не делайте вид, чтоон может достигать чего-то только во время сеанса с вами. Вам не нужно всевремя навязывать ему, что он является причиной, просто не скрывайте этого. Упражнение * Объясните на примерах или подручных предметах каждый из пунктовкодекса фасилитатора.

mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2018 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал