Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Идея сакрализации светской власти.

Способствовало становлению и укреплению самодержавия царей:

• Необходимость защиты,

• освобождения Руси от иноземных захватчиков,

• раздоры удельных князей,

• жесткие формы феодального закрепощения крестьянства

Все это требует соответствующего идеологического обоснования. Таким образом, можно говорить о церкви как о главном интегрирующем факторе того периода. Вера в будущность российского государства как идеологический фактор сплочения Руси. Московские князья распространяют своё влияние за пределы собственной вотчины посредством монастырской колонизации (экспансии). Монастыри, подчиняющиеся митрополиту московскому и всея Руси, являются основой формирования государства. Москва становится церковной столицей Руси. Власть, не имея идеологии, обращается к церкви. Идеологическая поддержка церкви действий московских князей является предпосылкой рождения в 15 веке образа православного государя.

• Усиление власти великих князей московских,

• успехи политики объединения русских земель

• борьбы против считавших себя наследниками Золотой Орды казанских ханов

Результат: принятие Иваном III титула "самодержец Всея Руси", а затем присоединении и титула "государь Всея Руси", власть которого имеет божественное происхождение.

Иван III(1462-1505) завершил собирание земель вокруг Москвы.

1478 – Присоединение Новгорода

1485 – Присоединение Твери

1480 – было окончательно свергнуто монголо-татарское иго (стояние на Угре)

Для укрепления авторитета московских государей широко использовалось теологическое обоснование происхождения власти. Формирования сакральных представлений начинается с 1453 года и связано с Флорентийской унией и падением Византии. Россия оказалась единственным суверенным, православным государством, а русский великий князь – единственным, независимым православным монархом. При этом значительно и знаменательно, что это событие совпало по времени со свержением татаро-монгольского ига (1480). Символичность этого совпадения заключалась в том, что в то время как в Византии имеет торжество мусульманства над православием, в России православие держит верх над мусульманством. Россия, при таком раскладе, занимает место Византии, а русский великий князь – место византийского басилевса.

"Москва – Третий Рим. Концепция наделяла русского монарха особой мессианской ролью. Теория монаха Филофея доказывала закономерность возвышения власти князя Московского как защитника истинной веры. По этой теории история человечества представляет собой историю трех великих всемирных государств, чье возникновение, возвеличение и дальнейшая судьба направлялись волей бога.



Первое из них (Рим) пало из-за ереси. Второе (Византия) было завоевано турками из-за греко-католической унии 1439 г., заключенной на Флорентийском соборе. Третьим Римом после этого стала Москва - хранительница православия. Она будет им до предначертанного богом конца света, "а четвертому не быти", и московский государь - "высокопрестольный", "вседержавный", "богоизбранный" наследник власти великих государств.

В теории "Москва - третий Рим" можно усмотреть определенный внешнеполитический аспект: Московское государство не только великое, независимое государство, но и государство, которое может претендовать на объединение под своей властью всех народов, исповедующих православную веру.

 

18. Историческое значение «Послания на Угру Вассиана Рыло».

1480 – году было написан Василием Рыло.

Значение:

Духовное наставление царю, которое содержит как посвящение его собственного права на цареубийство. Столкновение 2ух равных сил –царь Орды и царь Руси.

3 позиции:

1)царем нельзя стать им можно только родиться

2)титул царя нельзя присвоить самому себе

3)титул царя освящен религиозной традицией

Послание Вассиана является отражением весьма решительного момента в процессе борьбы двух партий:

• боярской, феодальной, пугавшей Ивана III и советовавшей ему временно примириться с ханом,

• дворянской, централистской, поддерживавшей образование самодержавного государства (Выразителем данной позиции стал Вассиан).

"Послание на Угру" стало первым по времени духовно-политическим памятником, в котором были сформулированы важнейшие для Руси государственно-политические цели и идеалы. И дальнейшее развитие русской духовно-политической мысли в XVI–XVII вв. шло в направлении осмысления и углубления задач, сформулированных архиепископом Вассианом Ростовским.



Послание написано с целью укрепить Ивана III на сражение с татарами и убедить его, что ему не следует слушать тех советников, которые склоняют его к отступлению перед врагом. Основная тема, выдвинутая Вассианом—необязательность для великого князя советов его приближенных. Необходимо действовать в соответветствии с интересами, а не абстрактными договорённостями (с потенциальным противником). Вассиан предлагает Царю отвергать советы вредные для государства.

Царь, получил власть непосредственно от Бога, Бог дал ему царство в целях торжества правды. Получив власть от Бога и, при том, для выполнения определенной задачи, князь несет ответственность в осуществлении возложенного на него дела только перед Богом. Вся ответственность лежит только на государе, а не на боярах. Следовательно действовать он должен по собственному усмотрению, а чужие советы он должен принимать только тогда, когда они кажутся ему согласными с той правдой, для служения которой он получил свой сан. Таким образом, Вассиан Рыло доказывает оправданность намерений царя, поскольку они направлены ради государственного единства.

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2018 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал