Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Подготовка и проведение интервью

 

Интервью- обмен мнениями

1) единственный жанр, в котором автором является собеседник

2) самая тонусная и напряженная стезя

3) интервью это не беседа

 

МАСТЕРСТВО ИНТЕРВЬЮ

 

Подходы к интервью. Виды интервью. Формы организации интервью

 

1.Подходы к интервью

 

Методический и жанровый подходы к изучению интервью. Опасность механического изучения творческого процесса. Этический подход к интервью, требование от журналиста ответственности перед отдельной личностью и свободы от идеологических стереотипов и партийной принадлежности.

 

2. Виды интервью

 

Способы общения — прямой, непосредственный контакт с собеседником и опосредованный.

Виды интервью как метода получения сведений:

Информационное интервью, нацеленное на сбор материала для новостей. Оперативное интервью — разновидность информационного, только в еще более сжатом варианте. Блиц-опрос, или опрос на улице.

Интервью-расследование, его предмет, цели, стратегия беседы. Основные элементы коммуникации (первый контакт, невербальные формы общения, умение слушать).

Интервью-портрет, или персональное интервью («профиль»). Предмет и задачи жанра, герои интервью-портрета.

Креативное интервью — беседа, диалог. Условия жанра — большой профессиональный опыт, творческая репутация журналиста, правильный выбор собеседника

 

3. Формы организации интервью

 

Пресс-конференция: коллективное интервью. Цели, задачи, методы жанра, порядок проведения пресс-конференции. Правила поведения репортеров во время пресс-конференций.

Выход к прессе — фактически малая форма пресс-конференции для информирования журналистов об итогах прошедшего мероприятия (заседания, переговоров и т.п.), инициатором которого является ньюсмейкер.

Брифинг.

«Круглый стол»

Интервью по телефону как наиболее оперативная форма получения информации. Целевые ограничения данного вида интервью.

Интервью в Интернете.

 

РЕЖИССУРА ИНТЕРВЬЮ

 

Подготовка к интервью. Драматургия интервью. Завершение интервью

 

1. Подготовка к интервью

 

Правила работы механизма журналистского интервью. Три последовательные стадии: подготовка; проведение; завершение.

Планированию интервью, определение его целей, изучение информационных ресурсов, осуществление первого контакта с собеседником, назначение времени и места встречи, определение стратегии беседы и основной тематики вопросов.

 

2. Драматургия интервью

 

Вербальные компоненты, способствующие успеху коммуникации. Этикетные фразы, установление взаимного контакта, «разминка» перед интервью.



Путь развития беседы, последовательность вопросов, подчинение ее главной целевой установке интервью. Грамотное завершение беседы.

Внешний вид журналиста как способ создать благоприятное впечатление на собеседника.

Стратегия и тактика интервью: создание определенных условий коммуникации, способствующих достижению целей интервьюера при наиболее полной информационной отдаче интервьюируемого.

«Трудные собеседники». «Подбор ключа» к интервьюируемому.

Выбор амплуа журналиста. «Натуральный», и «ролевой» принципы работы интервьюера.

Семантическая составляющая журналистских вопросов, их смысловое наполнение.

Три типа журналистских историй: в основе первой лежат события, второй — предметы общественного обсуждения, третьей — личность собеседника. Хронологический, логический, интуитивно-импровизационный принципы развития публицистического интервью.

 

3. Завершение интервью

 

Правильное завершение разговора. Точность и пунктуальность, внимательность журналиста. Проверка записей.

2.3. ИСКУССТВО ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ

 

Вопрос ради ответа. Вопросы открытые и закрытые. Разновидности вопросов. Вопросы, которых следует избегать

 

1. Вопрос ради ответа

 

Вопросы и умение их задавать. Отличие бытового акта коммуникации от профессионального журналистского.

Условия и факторы получения объективной информации. Прямой и непрямой вопрос. Открытые и закрытые вопросы, уточняющие, детализирующие вопросы.

Типичные просчеты в обращении с собеседниками.

Недозволенные приемы в интервьюировании.

Многообразие информационных поводов, различие целей и подходов, индивидуальность героев интервью.



 

2. Вопросы открытые и закрытые

 

Две большие категории вопросов: открытые и закрытые.

Большая обстоятельность открытых вопросов, их предпочтительность для журналистского интервью.

Искусство держать паузу в разговоре.

«Подводные камни» концептуальных вопросов. Собеседники, обученные специальным технологиям общения с прессой. Комбинированный вопрос — «закрытый + открытый».

Технология ведения интервью в форме открытых вопросов: шесть «китов» — шесть вопросительных местоимений, которые оформляют вопросительные предложения: кто? что? где? когда? как? почему? (в отечественной традиции нередко добавляется — зачем?).

 

3. Разновидности вопросов

Успех интервью в зависимости от количества и качества полученной информации. Общие принципы подбора вопросов, побуждение собеседника к позитивному обмену актуальной, полной, достоверной информацией.

Уточняющие вопросы. Пример или иллюстрация как эффективное средство уточнения неясностей. Развивающие вопросы. Контрольные вопросы, необходимость подтверждения информации. Уличающие вопросы, их применение в случае явных противоречий в ответах, а также если собеседник был непоследовательным в описании, неуверенным в аргументации.

Количественные вопросы, служащие для выяснения количественных характеристик интересующего объекта или события.

Гипотетические вопросы. Побуждение собеседника к прогнозированию событий или возможных последствиях его действий.

Проективные вопросы. Более глубокое изучение характера собеседника, определение потенциала его внутреннего мира.

Переходные вопросы — мосты или «переключатели». Изменение направления беседы.

Пассивные и мимические вопросы как вербальное или невербальное побуждение собеседника продолжить разговор.

Молчаливые, или «немые» вопросы, стимулирующие диалог без слов, только с помощью паузы.

 

4. Вопросы, которых следует избегать

 

Слишком длинные, громоздкие, по которым сложно определить, какая, собственно, информация запрашивается.

Вопрос-констатация или предположение журналиста.

«Дежурные» вопросы, которые припасены на случай, если не о чем больше спрашивать.

Риторические вопросы.

Подсказывающие (упреждающие) вопросы. Два вредных последствия таких вопросов: подталкивание собеседника к неполноценному ответу либо вопрос воспринимается как манипулятивный прием («Он отвечает за меня!»).

Льстивые вопросы.

Провокационные вопросы. Популярности приема провокации в желтой, таблоидной прессе, а также в развлекательном теле- и радиоэфире.

Перегруженные вопросы. Уникальность каждого слова в вопросе.

Два вопроса в одном. Характерные ошибки журналистов, когда вместо одного задаются несколько вопросов.

«Глупые» вопросы. Неуместные, неподходящие, не относящиеся к делу вопросы. («Любите ли вы своих детей?»).

 

2.4. НЕ ТОЛЬКО СЛОВА

 

Умение слушать. Как люди «читают» людей. Средства записи и средства связи

 

1. Умение слушать

 

Успех интервью в зависимости от журналистского умения слушать и содержания вопросов.

Два основных образца поведения интервьюера: «журналист-стенографист» и «журналист-инквизитор».

Минимум журналистской «интерпретации» в отчет о событии.

Умение ухватить главную мысль, не «утонуть в деталях», концентрация на содержании разговора, а не на записи ответов.

«Правильные» перебивки говорящего.

 

2. «Чтение» людей

 

Особая роль невербального контакта с партнером. Физический облик, мимика, жестикуляция, голос, осанка, походка собеседника, его одежда, прическа, украшения, макияж. Опасность стереотипов в формировании объективного представления о собеседнике («в очках — значит умный», «толстый — значит добрый»).

Границы персональной территории собеседника. Пространственная дистанция как знак степени открытости собеседника, дело журналиста — справиться с предложенной ситуацией.

 

3. Средства записи и средства связи

 

Три принципиально разных способа, применяющиеся журналистами печатных СМИ для записи ответов на вопросы: параллельный, отложенный, электронный. Блокнот. Диктофон. Достоинства и недостатки разных видов фиксации информации.

Отличие интервью по телефону, принципы телефонного интервью.

Преодоление «телефонных страхов».

 

2.5. ИНТЕРВЬЮ: ЛЮДИ И ОБСТОЯТЕЛЬСТВА

 

Особые обстоятельства. Трудные собеседники.

 

1. Особые обстоятельства

 

Неприязненно или враждебно настроенные, не желающие идти на контакт, просто грубые собеседники.

Трудные случаи интервью, характерные для журналистской практики, и наиболее приемлемые тактики их преодоления.

Визирование особо острых материалов, написанных с чьих-то слов.

 

2. Трудные собеседники

 

Знаменитости. Как общаться со знаменитостями, какие вопросы им задавать. Беспроигрышные вопросы.

Официальные лица как источники информации о деятельности организаций и учреждений, к которым они относятся. Авторитетные источники. Общение с представителями пресс-служб.

«Бывшие». Общение с источниками, располагающими информацией о прошлом (бывшие директор, секретарша, бухгалтер, наконец, бывший сосед по подъезду).

Представители меньшинств — этнических, религиозных, сексуальных — серьезная проверка на профессионализм. Главный принцип такого общения: уважение к традициям и обычаям своих визави, даже если это входит в противоречие с нормами собственного поведения. Снять обувь перед входом в помещение, покрыть голову, если того требуют религиозные нормы, не садиться за стол вместе с мужчинами (женщине-журналистке).

Пожилые люди. Учет фактора социальной незащищенности возрастные изменения особенностям человеческого общения.

Дети. Недозволенные вопросы, которые могут причинить боль. Неписаный запрет на интервью с детьми без согласования с родителями или администрацией детского учреждения, в котором они находятся (детский сад, школа, интернат, исправительное учреждение и т.п.). Принцип «Не навреди!» в общении журналиста с детьми.

Неполноценные люди. Правило видеть в инвалиде в первую очередь человека, а уж потом — больного и «ущербного».

Люди в горе. Советы, как журналистам следует себя вести, когда они сталкиваются с человеческим горем.

Жертвы насилия. Особенности общения с собеседниками, переживающими стрессовое состояние.

Преступники. Требование защиты журналистом общественных интересов (преступникам не следует позволять выставлять в положительном свете свои поступки и противозаконные действия, в интервью не может быть и намека на то, каким образом преступление совершалось, интервьюируемый не должен давать советы, как можно избежать наказания).

 

 

2.6. ИНТЕРВЬЮ: ЗАКОН И ЭТИЧЕСКИЕ КОЛЛИЗИИ

 

Конфиденциальность информации, анонимность информатора. Анонимность журналиста. Тайны, которые надо соблюдать. Скрытая запись. Запугивание, маскарад, смена профессии. Плата за интервью

 

1. Конфиденциальность информации, анонимность информатора

 

Ситуация «не для печати».

Аргументы за то, чтобы источнику информации оставаться в тени.

Положение о конфиденциальной информации как одна из важнейших составляющих многочисленных этических кодексов журналистского цеха («Кодекс профессиональной этики российского журналиста», принятый на Конгрессе журналистов России в 1994 году). Закон РФ о СМИ. Случаи, когда источникам, передающим информацию на условиях конфиденциальности, гарантируется анонимность? Конфликт закона и этики

Варианты стандартного соглашения между журналистом и источником информации:

а) Для печати: оглашена может быть вся информация и указан ее источник.

б) Без ссылки на источник: полученная информация может быть оглашена при условии, что не будет указан источник, ее предоставивший.

в) Для фона: полученная информация может быть использована без прямой ссылки на источник (например, «по словам источника из правительственных кругов»; «по сведениям от официального лица» и т.п.).

г) Не для печати: информация не может быть опубликована, она предоставляется журналисту лишь для ознакомления, т.е. сугубо конфиденциальным образом.

 

2. Анонимность журналиста

 

Личность журналиста должна быть по возможности идентифицирована. Случаи, когда репортер вправе требовать сохранения своей анонимности, а редакция обязана ее гарантировать.

Разнообразные виды технической маскировки, например, съемки человека ведутся спиной к камере, применяется эффект затемнения, искажения голоса и т.д.

Два вида анонимности: 1) неполная, когда просто не называется имя журналиста, но не скрываются ни его внешность, ни другие отличительные признаки; 2) полная, когда ситуация вынуждает засекретить не только имя репортера, но и его внешность.

 

3. Тайны, которые надо соблюдать

 

Классический вопрос начинающего журналиста, как найти баланс между правом публики знать и правом отдельного человека на личную жизнь, законодательно решается в пользу последнего.

Право на неприкосновенность частной жизни, на личную и семейную тайну, защиту чести и достоинства; право на неприкосновенность жилища; право на тайну переписки, телефонных, телеграфных и иных сообщений; право на тайну усыновления; право на врачебную (медицинскую) тайну.

Случаи, когда публикация о частной жизни производится по желанию и с ведома собеседника.

Случаи, когда публикация о частной жизни необходима для защиты общественных интересов.

Перечень незасекреченной информации входят также сведения:

• о чрезвычайных происшествиях и катастрофах и их последствиях;

• о состоянии экологии, здравоохранения, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства;

• о состоянии преступности;

• о привилегиях и льготах граждан, должностных лиц и предприятий;

• о фактах нарушения прав и свобод человека;

• о золотом запасе и валютных резервах;

• о фактах нарушения законности органами власти и чиновниками.

 

4. Скрытая запись

 

Прием скрытой записи (скрытой камеры, скрытого диктофона) для получения откровенных сведений об общественно значимых событиях или персонах, оправдывая тем самым их юридическую и этическую возможность.

 

5. Запугивание, маскарад, смена профессии

 

Приемы запугивания и лжи, которые могут прозвучать в беседе с целью получения от источника необходимой информации.

Тактика «допроса следователя»: так называемое «создание у допрашиваемого преувеличенного представления об осведомленности следователя».

Маскарады, переодевание, смена профессии — по существу форма обмана и вероломства. В то же время такие приемы стали неотъемлемой частью журналистской профессии. Ролевой репортаж (метод «журналист меняет профессию»).

«Этика мимикрии».

 

6. Плата за интервью

 

Ситуации когда редакция оплачивает интервью, или когда источник предлагает журналисту опубликовать информацию за финансовое вознаграждение. «Заказуха», клевета.

Вознаграждения интервьюируемых собеседников за информацию. Общее положение: не оплачивать информацию, предоставленную официальными и должностными лицами, которые обязаны делать это по закону.

Качественные издания стараются придерживаться принципа — не покупать информацию. Желтая пресса и таблоиды не брезгуют оплачивать услуги информанта. А платные интервью со звездами эстрады и шоу-бизнеса не считаются чем-то предосудительным и, по оценкам многих специалистов, практически стали нормой.

 

2.7. ИНТЕРВЬЮ ДЛЯ ПЕЧАТИ, ЭФИРА, ИНТЕРНЕТА

 

Подготовка интервью для печати. Интервью в эфире. Интервью в глобальной сети.

Технологические приемы, способы обработки материала интервью, наиболее часто применяемые в работе журналистов прессы, эфира и глобальной сети.

 

1. Подготовка интервью для печати

 

Расшифровка, сокращение, монтаж и редактирование, подгонка под отведенный формат, сочинение заголовка, подзаголовка, лида. Последовательность операций

Хронологический способ подачи материала, т.е. когда повествование развивается по принципу «что же дальше?», «что произошло потом?».

«Перевернутая пирамида» — классический способ подачи материала.

Вариант драматического развития сюжета — нормальная жизнь, затем кульминация истории — разрушение привычного уклада; в конце сюжета — восстановление справедливости и норм жизни.

Цитирование или об использовании прямой речи (т.е. специальной пунктуации — кавычек или тире), или метод пересказа, подытоживания и обобщения репортером сказанного источником.

Обязательная проверка правописания имен и фамилий, упоминаемых интервьюируемым, а также географических названий и статистических данных.

Две главные задачи решаются при макетировании материалов на полосе — привлечь внимание читателя (коммерческая) и помочь ему сориентироваться в содержании (коммуникативная). Все перечисленные элементы — заголовок, подзаголовок, лид, иллюстрации (в совокупности они называются заголовочным комплексом) — должны «работать» на обе задачи.

Заголовок — самый «коммерческий» элемент информационного продукта. Содержание и графическое оформление заголовка, его шрифт и кегль должны «зацепить» читателя, чтобы он не отложил газету, а прочитал все, «от корки до корки».

Подзаголовок разъясняет или уточняет основной заголовок, помогает читателю найти более точные ориентиры для понимания материала.

Лид кратко и сжато знакомит с содержанием материала, либо «выхватывает» наиболее любопытный и захватывающий фрагмент материала.

Снимки к интервью как неотъемлемая часть произведения, придающая ему эстетическую завершенность.

Подписи к иллюстрациям и фотографиям.

 

2. Интервью в эфире

 

Преобладание приемов драматургии в теле- и радиоэфире. Чистая речь. Сопутствующие съемкам детали — освещение, акустика, задний план, костюм, грим.

Предпочтение скорее съемке действия, особенно драматического содержания, интервью с человеком.

Отличия эфирного интервью от печатного. Погоня за скоростью передачи информации.

Максимальность коммуникативной отдачи теле- и радиожурналиста. Нежеланием людей давать интервью. «Страх микрофона» и «страх камеры»

Подготовка к эфиру. К интервью надо готовиться. В эфире интервью пострадает еще больше, если журналист этим пренебрег. Это заметит не только гость в студии, но и миллионы слушателей или зрителей.

Командный стиль работы в теле- и радиоэфире.

Разговор с партнером перед эфиром. «Разминка» перед эфиром. Обсуждение тем, которые будут затронуты во время самого интервью.

Вопросы в эфире.

«Жертвы» прямого эфира. Любой эфир, особенно на радио, не выносит пауз.

Запись синхрона. Два этапа подготовки интервью для выпуска: беседу с источником до съемки, когда интервьюер выясняет обстоятельства дела, и короткий синхрон — сегмент интервью, в котором источник должен в сжатой форме либо суммировать сказанное, либо представить в яркой форме детали или свой взгляд на событие.

Возможности цифровой техники компьютерного монтажа.

Задний план. Подбор обстановки, которая характеризовала бы героя или событие). Символическое значение заднего плана. Задний план никогда не должен отвлекать внимание зрителя от героя интервью.

Фоновые звуки.

Интервью в студии. Формат телеинтервью предполагающий беседу с приглашенным в студию гостем.

 

3. Интервью в глобальной сети

 

Схема действий при подготовке к публикации в сети: расшифровка, «прессовка», монтаж, редактирование.

Специальные требования к материалу с учетом особенностей восприятия текста с экрана монитора: объем информации (не больше двух-трех экранов текста); особое значение заголовков, подзаголовков, лидов и других смысловых единиц, специально выделенным в тексте для облегчения его восприятия; принцип перевернутой пирамиды: «Главное — вперед».

Вещательный эффект информации в Интернете.

Потенциальная интерактивность информации в Интернете. Журналист выступает в роли модератора разговора.

Возможности общения с целевой аудиторией.

 

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2018 год. (0.026 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал