Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Наблюдение с использованием раздаточного материала

Начиная со средней группы во время наблюдения часто используют раздаточный материал. Каждый ребенок или два-три воспитанника получают для рассматривания набор объектов: овощи, фрукты, ветки деревьев и кустарников, листья, цветы и т. д. Такая организация занятия довольно эффективна. Она способствует формированию у детей более полных, конкретных представлений о природе, развитию дифференцированного восприятия. Особое место в наблюдении с использованием раздаточного материала отводится обследованию объектов природы, сравнению их между собой, определению признаков различия и сходства. Однако такое наблюдение предполагает сочетание индивидуальной работы с детьми с коллективной, что усложняет его организацию. Проводя такие занятия, воспитатель должен учитывать требования охраны природы, побуждать детей к бережному отношению к ней.

(Пример занятия «Рассматривание веток с почками» в подготовительной к школе группе)

Длительное наблюдение. Содержание длительных наблюдений многообразно: рост и развитие растений, установление их основных изменений, развитие животных и птиц (попугай, канарейка, курица, кролик, кошка), сезонные наблюдения за неживой и живой природой и т. д. Организуя длительное наблюдение, воспитатель должен знать основные этапы (стадии) роста и развития растения или животного. В соответствии с ними наблюдение разбивается на систему эпизодических наблюдений. Каждое эпизодическое наблюдение проводится, когда изменения проявились у объекта достаточно ярко.

Воспитатель побуждает детей каждый раз рассмотреть объект, сравнить его состояние с тем, что было раньше, определить признаки, по которым изменение хорошо заметно. Запомнить детям происходящие с объектом изменения помогают рисунки, модели, гербарии, которые показывают во время каждого эпизодического наблюдения. В итоге следует воспроизвести весь цикл роста и развития объекта. Поэтому обязательно проводится заключительное наблюдение. Оно может быть организовано в виде рассказов детей: «Как у нас выросли бобы» или «Что происходило с деревьями в разные сезоны».

Пример: Наблюдение за ростом гороха (с детьми старшей группы)

Первое наблюдение за семенами гороха следует объединить с формированием знаний о необходимости влаги для прорастания семян. Каждый из детей получает несколько семян гороха. Воспитатель проводит их рассматривание, обращая внимание на величину горошин, их форму, цвет, характер поверхности, твердость. Детям предлагается зарисовать семя гороха в дневнике наблюдений.

Далее организуется опыт, объясняющий детям необходимость влаги для прорастания семян гороха. Семена гороха замачивают и ставят перед детьми задачу: наблюдать за их изменением.



Следующее наблюдение проводится при появлении проростков на семенах.

Воспитатель предлагает сравнить сухие и проросшие семена. Обращает внимание на цвет и увеличение семян в размере, появление проростков и т. д. Помогает установить связь между изменениями, которые произошли, и наличием влаги. Предлагает детям зарисовать все изменения. Организует посадку семян в почву и дает задание: проследить, какие изменения произойдут. Последующие наблюдения проводятся при появлении листьев, формировании взрослого растения, появлении бутонов и цветков, и, наконец, плодов-стручков.

При каждом наблюдении воспитатель вначале обращает внимание на то, какие изменения произошли. Затем помогает детям связать изменения со способами ухода за растением. С этой целью задает вопросы: что делать, чтобы горох хорошо рос? Зачем нужно подвязывать горох? Зачем рыхлить почву (поливать, пропалывать)? После каждого наблюдения следует зарисовать процесс роста и развития. Можно изготовить гербарий.

В заключительном наблюдении воспитатель помогает детям воспроизвести весь цикл развития гороха от семени до нового семени. Детям предлагают разложить картинки (рисунки) в том порядке, как рос горох, и рассказать о последовательности изменений, которые произошли.


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2018 год. (0.004 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал