Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Состояние физического развития и его тенденции

 

Физическое развитие имеет выраженную социальную обусловленность. Считается, что уровень социального благополучия отражается на показателях физического развития населения и, в первую очередь, у детей.

В последние годы показатели физического развития детей значительно ухудшились. За период с 1999 по 2000 гг. по данным многих исследований в России возросло число детей и взрослых с отклонениями в сторону дефицита или избытка массы тела. Эти отклонения во многом связаны с изменением в последние годы характера питания — избыточным потреблением углеводистых продуктов (хлебобулочных изделий, картофеля и т.д.), которые являются наиболее дешевыми продуктами питания, а также насыщенных жирных кислот, высококалорийных рафинированных продуктов. В целом отмечается несбалансированность питания, нарушение его режима, снижение двигательной активности, а также часто повторяющиеся стрессы, состояния депрессий, которые, как известно, провоцируют развитие ожирения. По всей вероятности, недостаток белка в рационе питания у детей привел к снижению массы тела у большинства современных детей (по сравнению с 70—80-ми годами XX века). Педиатры отмечают, что у детей с дефицитом массы тела, как, впрочем, и у детей с избыточной массой тела, существенно выше уровень заболеваемости.

В XX столетии, для большинства экономических развитых стран был характерен процесс акцелерации.

Акцелерация (от лат. acceleratio — ускорение) — ускорение роста и развития детей и подростков по сравнению с предшествующими поколениями. Это понятие введено в 1935 году немецким гигиенистом Кохом.

Акцелерация получила наиболее четкое проявление во второй половине XX века. Так, если в 1940—1941 гг. масса тела детей удваивалась в 5—6 месяцев, то в 1965—1973 гг. стала удваиваться в возрасте 4—6 месяцев. Если смена молочных зубов на постоянные в 1953 году начиналась с 6—7-летнего возраста, то в 1984 году стала происходить с 5—6-летнего возраста.

Существенно изменились (ускорились) сроки полового созревания. Отмечалось ускорение развития вторичных половых признаков. Помимо этого у детей и подростков наблюдалась более ранняя морфологическая стабилизация. Процесс окостенения в 80-е годы заканчивался у мальчиков на 2, а у девочек на 3 года раньше, чем в 30-е годы XX века. В более короткие сроки происходило завершение роста — у девушек в 16—17 лет и у юношей в 18—19 лет завершалось окостенение длинных трубчатых костей и прекращался рост в длину. Мальчики г. Москвы в возрасте 13 лет за 80 лет (с 1890 по 1970 гг.) стали на 16 см выше, а девочки — на 14,8 см. Следствием ускоренного развития детей и подростков является достижение более высоких конечных размеров тела у взрослых, увеличение длительности фертильного периода, рост длительности жизни в целом.

 

В 80-х годах стали появляться сообщения о стабилизации процесса акцелерации. Вначале эту тенденцию отметили ученые Норвегии, Германии, Чехословакии, Италии, Японии, а затем и других экономически развитых стран, к концу XX века произошло заметное замедление акцелерации (появился даже термин «десельрация» — явление обратное акцелерации). Поданным Л.В.Эрмана, в Санкт-Петербурге, начиная с 1993 г., также наблюдается замедление и приостановка процесса акцелерации. Однако в развивающихся странах ожидается значительное ускорение индивидуального развития детей.



mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2017 год. (0.029 сек.)Пожаловаться на материал