Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Службы суточного круга

Суточным кругом богослужения называются те службы, которые совершаются ежедневно в течение суток. Это вечерня, повечерие, полунощница, утреня, первый час[61], третий час, шестой час, девятый час. Божественная Литургия, которая обычно служится после шестого часа, в суточный круг не входит, потому что Таинство Евхаристии, которое на ней совершается, находится вне времени, принадлежит вечности. Литургия выше всех остальных служб, это центр, цель, вершина всего богослужения.

Первой в перечне служб суточного круга стоит вечерня, так как богослужебный день начинается с вечера. О том, что день начитается с вечера, говорится в Священном Писании: «И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один» (Быт. 1.5). В ветхозаветные времена началом суток считался вечер, и этот порядок, как и многое другое, был унаследован Новозаветной Церковью.

Другое толкование этого факта связано с тематикой каждой службы. Вечерня напоминает и изображает ветхозаветное время, а утреня — новозаветное. Вечерня и утреня наряду с малыми службами (повечерием, полунощницей, часами) предшествует литургии. Посещение этих служб обязательно для каждого желающего приступить к Таинству Святого Причащения. Участвуя в богослужении вечерни и утрени, готовящих нас к соединению с Богом в Таинстве Евхаристии на Литургии, мы как бы повторяем духовный путь всего человечества: от сотворения мира и грехопадения через столетия ветхозаветного ожидания Искупителя мы восходим к временам Его пришествия и дарования благодати, к временам, когда человечеству через подвиг Христа был открыт путь ко спасению и вечной жизни.

Интересное объяснение такому началу суток встречается в ответах детей. На вопрос: «Почему богослужебный день начинается с вечера?» они иногда отвечают: «Ну, как же — от тьмы к свету». В этой нехитрой фразе отражена очень глубокая мысль, которую специалисты называют «восходящей динамикой богослужения». Обычный день заканчивается вечером с его неизбежной усталостью, а богослужебный день устремлен к свету, это ожидание восхода солнца, которое в церковном сознании связывается с приходом Спасителя, «Солнца правды»[62], это ожидание величайшего таинства — Евхаристии.

Тексты повечерия вводят нас в правильное духовное состояние перед отходом ко сну: призывают к покаянию в соделанных за день грехах, напоминают о быстротечности этой временной жизни и Страшном Суде.

Полунощница, совершаемая в полночь или в другой час ночи до рассвета, установлена в воспоминание Гефсиманской молитвы Спасителя (Мф. 26.30—46). Ее основная тема — Второе Пришествие Христово. Оно, по преданию, основанному на притче о десяти девах (Мф. 25.1—13), будет в полночь, о чем напоминает известное песнопение полунощницы «Се, Жених грядет в полунощи…». Тексты полунощницы располагают нас к духовному бодрствованию в ожидании Второго Пришествия Христова.



При совершении первого часа вспоминается суд Пилата над Господом (Мф. 27.1—2), а также возносится благодарение Богу за наступившее утро и испрашивается Его помощь на грядущий день.

Третий час это час ниспослания Святого Духа на апостолов (Деян. 2.1—15).

На шестом часе вспоминается распятие Спасителя, на девятом — Его Крестная Смерть.

Темы часов ясно отражены в их тропарях, которые очень красиво, с земными поклонами, поются Великим постом.

· Тропарь первого часа: «Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой».

· Тропарь третьего часа: «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа, в третий час апостолом Твоим низпославый, Того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас молящихтися».

· Тропарь шестого часа: «Иже в шестый день же и час, на кресте пригвождей в раи дерзновенный Адамов грех, и согрешений наших рукописание раздери, Христе Боже, и спаси нас».

· Тропарь девятого часа: «Иже в девятый час нас ради плотию смерть вкусивый, умертви плоти нашея мудрование, Христе Боже, и спаси нас».

В приходских храмах служатся вечерня, утреня, часы и Литургия; повечерие и полунощница сейчас совершаются в основном только в монастырях или на монастырских подворьях. Повечерие в его наиболее торжественном варианте (великое повечерие) служится в приходских храмах Великим постом. В первые четыре дня Великого поста именно на этой службе, в ее начале, читается великий канон прп. Андрея Критского.



Накануне больших праздников и воскресных дней совершается всенощное бдение - вечерняя служба, в которой соединяются: вечерня, утреня и первый час. «Бдение» значит: бодрствование, а название «всенощное» указывает на то, что раньше такое богослужение продолжалось всю ночь.

Неизменяемые (повторяющиеся изо дня в день) части служб суточного круга содержатся в богослужебных книгах Служебникеи Часослове. Служебникпредназначен для священника и диакона. Эта книга содержит произносимые ими молитвословия и описание совершаемых ими священнодействий. Часословпредназначен для чтецов и певцов на клиросе, в него включены только те молитвословия, которые произносятся или поются ими на клиросе.

Итак, в наших храмах ежедневно служатся одни и те же службы. Но если мы внимательно вслушаемся в то, что поется и читается на них, мы без труда заметим, что служба одного дня отличается от такой же службы другого дня. В чем тут дело? Почему службы, с одной стороны, одни и те же, с другой — всегда немного разные? Дело в том, что каждый день седмицы и каждый день церковного года имеют свои особые священные воспоминания. И именно эти священные воспоминания делают службу каждого дня уникальной.

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2018 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал