Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нормативная база по бухгалтерскому учету экспортных и импортных операций. Правила осуществления валютных операций на территории РФ

Основным нормативным документом, определяющим основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности - и в частности экспортных операций, - является Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (далее - Закон N 164-ФЗ). Согласно ст. 3 Закона N 164-ФЗ государственное регулирование внешнеторговой деятельности основывается на Конституции РФ и осуществляется в соответствии с Законом N 164-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.

Осуществление экспортных операций, как правило, предполагает получение российской организацией - экспортером иностранной валюты от покупателя.

Валютные операции в России должны осуществляться в строгом соответствии с требованиями Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ), а также нормативными актами Центрального банка РФ (инструкциями, указаниями и т.д.) и Правительства РФ, являющихся органами валютного регулирования.

Таким образом, получение российским экспортером (резидентом) иностранной валюты от зарубежного покупателя (нерезидента) при осуществлении экспортной сделки считается валютной операцией, а потому должно осуществляться в строгом соответствии с требованиями Закона N 173-ФЗ, а также соответствующих инструкций и указаний Центрального банка РФ.

В соответствии со ст. 6 Закона N 173-ФЗ валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением:

- валютных операций движения капитала (например, предоставления резидентом нерезиденту или получения резидентом от нерезидента кредитов и займов, осуществления операций с внешними ценными бумагами и т.д.);

- операций по купле-продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке России.

В отношении вышеперечисленных операций ограничения устанавливаются только в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты РФ, а также для поддержания устойчивости платежного баланса РФ. Они должны носить недискриминационный характер и отменяться органами валютного регулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление.

Для осуществления расчетов по валютным операциям организация должна открыть банковский счет в иностранной валюте. Открывать валютные счета резиденты вправе без ограничений в любых уполномоченных банках. Причем впоследствии резиденты могут осуществлять расчеты через свои банковские счета в любой иностранной валюте с проведением (в случае необходимости) конверсионной операции по курсу, согласованному с уполномоченным банком, независимо от того, в какой иностранной валюте был открыт банковский счет.



Для того чтобы открыть валютный счет, необходимо заключить с банком договор банковского счета. Для этого в банк подают соответствующее заявление, к которому прилагаются нотариально заверенные копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации организации. Кроме того, банк может потребовать, чтобы организация также представила нотариально заверенную карточку с образцами подписей руководителя и главного бухгалтера и оттиском печати, либо такая карточка может быть оформлена непосредственно в банке.

Уполномоченные банки являются агентами валютного контроля. Поэтому экспортеры обязаны представлять им определенные документы по осуществляемым валютным операциям.

Так, для обеспечения учета и отчетности по валютным операциям между резидентами и нерезидентами - в том числе и при осуществлении экспортных поставок - резиденты обязаны оформлять в уполномоченных банках паспорта сделки в соответствии с требованиями ст. 20 Закона N 173-ФЗ и Инструкции ЦБ РФ от 15 июня 2004 г. N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" (далее - Инструкция N 117-И).

По операциям юридических лиц (резидентов и нерезидентов) или физических лиц, индивидуальных предпринимателей (резидентов) уполномоченным банком дополнительно отражаются в базе данных сведения о владельце счета и сведения о получателе платежа.



При внесении изменений в контракт (кредитный договор) либо изменении иной информации, указанной в паспорте сделки, соответствующие документы и информация представляются не позднее дня осуществления следующей валютной операции по контракту или не позднее очередного срока представления в банк ПС документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, либо в связи с осуществлением уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций.

Согласно ст. 21 Закона N 164-ФЗ импорт товаров осуществляется без количественных ограничений. Однако в исключительных случаях согласно ч. 2 данной статьи Правительство РФ может устанавливать ограничения импорта сельскохозяйственных товаров или водных биологических ресурсов, ввозимых в РФ в любом виде, если необходимо:

- сократить производство или продажу аналогичного товара российского происхождения;

- сократить производство или продажу товара российского происхождения, который может быть непосредственно заменен импортным товаром, если в РФ не имеется значительного производства аналогичного товара;

- снять с рынка временный излишек аналогичного товара российского происхождения путем предоставления имеющегося излишка такого товара некоторым группам российских потребителей бесплатно или по ценам ниже рыночных;

- снять с рынка временный излишек товара российского происхождения, который может быть непосредственно заменен импортным товаром, если в РФ не имеется значительного производства аналогичного товара, путем предоставления имеющегося излишка такого товара некоторым группам российских потребителей бесплатно или по ценам ниже рыночных;

- ограничить производство продуктов животного происхождения, производство которых зависит от импортируемого в РФ товара, если производство в РФ аналогичного товара является относительно незначительным.

В этом случае согласно п. 1 ч. 1 ст. 24 Закона N 164-ФЗ для осуществления импорта необходимо будет получать лицензию Министерства экономического развития и торговли РФ (Минэкономразвития России).

Сделка, связанная с экспортом ценностей, работ или услуг, производится в соответствии с экспортным внешнеэкономическим контрактом, который должен быть заключен между сторонами данной сделки. Содержание конкретного экспортного контракта зависит от целого ряда факторов, а его текст нередко является предметом длительных переговоров, в ходе которых обе стороны вынуждены пойти на определенные компромиссы, прежде чем договор будет наконец подписан.

Для бухгалтера экспортный контракт не является первичным учетным документом, однако он является основанием для принятия решений, связанных с порядком бухгалтерского учета и налогообложения экспортной сделки. Больше всего бухгалтера интересуют три аспекта, которые должны быть отражены в контракте:

- условия поставки товара;

- момент перехода права собственности к иностранному покупателю;

- порядок, форма и сроки расчетов по контракту.

Условия поставки товара определяют обязанности сторон, связанные с транспортировкой, страхованием и таможенным оформлением товаров как в части их организации, так и в части оплаты данных расходов. В международной практике для этих целей используется свод базисных условий поставки Инкотермс. В прайс-листах цена обычно указывается исходя из определенного условия поставки Инкотермс, либо на выбор покупателя предлагается несколько вариантов условий поставки и, следовательно, несколько вариантов цен. Поэтому при формировании цен, при исполнении контракта и при определении расходов, которые несет экспортер (и которые признаются для целей налогообложения прибыли как экономически обоснованные), необходимо учитывать обязанности, возлагаемые на экспортера (поставщика) исходя из согласованных сторонами условий поставки, прописанных в контракте.

Момент перехода права собственности к иностранному покупателю, либо к российском импортеру также важен для бухгалтера, ведь именно в этот момент в соответствии с требованиями ПБУ 9/99 "Доходы организации" бухгалтеру следует признать выручку от продажи товара на экспорт, либо принять к учету приобретенное имущество, и официальный курс ЦБ РФ для пересчета суммы выручки, выраженной в иностранной валюте, в рубли в соответствии с ПБУ 3/2006 "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте", нужно взять тоже именно на эту дату.

Согласно ст. 21 Закона N 164-ФЗ импорт товаров осуществляется без количественных ограничений. Однако в исключительных случаях согласно ч. 2 данной статьи Правительство РФ может устанавливать ограничения импорта сельскохозяйственных товаров или водных биологических ресурсов, ввозимых в РФ в любом виде, если необходимо:

- сократить производство или продажу аналогичного товара российского происхождения;

- сократить производство или продажу товара российского происхождения, который может быть непосредственно заменен импортным товаром, если в РФ не имеется значительного производства аналогичного товара;

- снять с рынка временный излишек аналогичного товара российского происхождения путем предоставления имеющегося излишка такого товара некоторым группам российских потребителей бесплатно или по ценам ниже рыночных;

- снять с рынка временный излишек товара российского происхождения, который может быть непосредственно заменен импортным товаром, если в РФ не имеется значительного производства аналогичного товара, путем предоставления имеющегося излишка такого товара некоторым группам российских потребителей бесплатно или по ценам ниже рыночных;

- ограничить производство продуктов животного происхождения, производство которых зависит от импортируемого в РФ товара, если производство в РФ аналогичного товара является относительно незначительным.

В этом случае согласно п. 1 ч. 1 ст. 24 Закона N 164-ФЗ для осуществления импорта необходимо будет получать лицензию Министерства экономического развития и торговли РФ (Минэкономразвития России).


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2018 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал