Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Представления о совершенном человеке в различных культурах

1. Положение софиста Протагора: » человек есть мера всех вещей» означает:

а) признание относительности всех истин;

б) субъективизм как признание человека единственным бытием;

в) индивидуализм;

г) рационализм;

д) реализм.

2. Высказывание Сократа «Познай самого себя!» предполагает равенство:

а) полезного и нравственного;

б) знания, добродетели, счастья;

в) удовольствия и счастья;

г) сакрального и профанного;

д) космоса и полиса.

3. Стоики считали, что счастье человека:

а) зависит от внешних обстоятельств;

б) находится внутри человека;

в) недостижимо;

г) связано с богатством;

д) неуловимо и быстротечно.

4. Эпикуреизм – это философия, считающая, что счастье человека – это:

а) воздержание от страстей;

б) чувство удовольствия;

в) достижение атараксии – невозмутимости и отрешенности;

г) гражданские добродетели.

д) аскетизм.

5. В философии буддизма человек рассматривается с позиции:

а) вечного переселения души в новое тело;

б) существования человека в настоящем;

в) будущего воскрешения человека;

г) существования многих тел;

д) прошлых воплощений.

6. Бытие человека является предметом философии:

а) фрейдизма;

б) экзистенциализма;

в) неотомизма;

г) персонализма;

д) структурализма.

 

8. ГЛОССАРИЙ:

 

Агностицизм – (от греч. – недоступный познанию), философское учение, считающее невозможным истинное познание действительности.

Антропология – учение о человеке.

Антроподицея – проблемы в богословии, связанные с оправданием бога как неответственного за существование зла в мире.

Аскетизм – эллинистическое учение об ограничении или подавлении чувственных желаний для обретения свободы духа. Характерен для религиозных течений.

Априори– (от лат. – из предшествующего), знание, предшествующее опыту и независимое от него.

Апории - трудноразрешимая проблема или парадоксальная задача, суждение.

Апостериори– (от лат. – из последующего), знание, получаемое из опыта.

Анимизм – (от латинского - душа) – представление об одухотворенности окружающего мира в архаическом сознании.

Антропосоциогенез– проблема происхождения человека и общества.

Антропоморфизм– представление о наличии у явлений окружающего мира свойств человека.

Антроцентризм– воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания.

Бессознательное– совокупность психологических процессов и состояний, не представленных в сознании субъекта.

Волюнтаризм– (от лат. – воля), принцип, рассматривающий волю в качестве высшего основания бытия.

Гедонизм– (от греч. – наслаждение) – этическая позиция, утверждающая наслаждение как высшее благо человека. В Древней Греции – это школа эпикуреизма.



Гносеология– теория познания.

Диалектика– учение о развитии. Метод, учение о всеобщих закономерных взаимосвязях, развитии через противоречие.

«Досократики»- термин, обозначающий древнегреческие школы, существовавшие до Сократа и не затронутые влиянием сократической традиции.

 

Дуализм– (от лат. – двойственный) – философское учение, признающее равноправными два противоположные начала – дух и материю и т.п.

Идеология– (от греч. – слово, учение) – система взглядов, идей об отношении людей к действительности и программе действий по закреплению или изменению общественных отношений. По Маннегейму, иллюзорная, ложная форма отражения действительности.

Иррационализм– (от лат. – неразумный), философское течение, отрицающее главенствующую роль разума в познании и утверждающее алогичный – неразумный характер бытия.

Идеализм –(от греч. – идея), философское учение, утверждающее первичность духовного, психического начала и вторичность материального.

Императив – (от лат. – повелительный), закон. У Канта – нравственное предписание. Категорический императив – безусловный принцип поведения.

Категории – (от греч. – высказывание) – предельно общие философские понятия, отражающие существенные связи действительности.

Киники – (от лат. – циники), сократическая школа, требующая жить по собственным законам, эпатировать общественное мнение и отрицать общественную мораль.

Материализм – (от лат. – вещественный) – философское учение, решающее



основной вопрос философии в пользу материального,

физического в противоположность идеальному.

Метафизика – (от греч. – после физики) – философский метод, отрицающий качественное саморазвитие бытия через противоречие, создающий одностороннюю, статическую картину мира.

Мифология – архаическое понимание действительности посредством образа,

существовавшее на ранних этапах развития общества.

Модернизм – (от новейший, современный) – направление в культуре конца XIX – начала XX в., утверждающее свободу мыслителя и символическое отражение действительности.

Монадология – учение Лейбница о монадах, - бестелесных, простых субстанциях.

Монизм – (от греч. – один), способ рассмотрения мира в свете одного начала. Противоположен дуализму, признающему два независимых начала и плюрализму – признающему множественность начал.

Неоплатонизм – поздний этап развития платонизма, согласно которому во главе бытия стоит единое, из которого следуют ум и душа.

Номинализм – (от лат. – имя) – философское учение, отрицающее существование универсалий (общих понятий) и утверждающее, что действительно существуют лишь единичные вещи, а не понятия.

Ноосфера – (от греч. – разум) – сфера разума. По Вернадскому, ноосфера – новая стадия биосферы, которой управляет коллективный разум человека.

Онтология– (от греч. – сущее и учение) – учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия

Основной вопрос философии– проблема соотношения бытия и мышления.

Пантеизм– (от греч. – всё и бог) – философское учение, отождествляющее бога и мир.

Патристика– (от лат. – отец) – ранний этап развития средневековой философии (III – VII в.) – учения западных и восточных отцов церкви.

Персонализм– (от лат. – личность), направление в современной западной философии, признающее личность первичной духовной реальностью, а весь мир проявлением верховной личности – Бога.

Плюрализм– (от лат. – множественный), философская позиция, согласно которой существует множество независимых начал.

Постмодернизм– направление в культуре второй половины XX в., утверждающее субъективизм, плюрализм, идею бытия как становления.

Позитивизм– (от лат. – положительно) – философское направление, основанное на идее позитивного знания. С позиции позитивизма философия как самостоятельная наука не имеет права на существование.

Провиденциализм- (от лат. – провидение) – религиозное понимание истории как проявления воли бога, осуществление заранее предусмотренного божественного плана спасения человека.

Протестантизм– направление христианства, возникшее в эпоху Реформации в XVI в. и направленное на реформацию католицизма.

Рационализм – (от лат. – разум), философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей.

Реализм -(от лат. – вещественный), философское направление, считающее, что идеи существуют реально и независимо от сознания.

Сенсуализм– (от лат. – восприятие, ощущение) – направление в теории познания, согласно которому чувственность является главной формой достоверного знания.

Скептицизм– (от греч. – исследующий) древнегреческое направление IV в. до н.э., не допускающее возможности достоверного знания и рационального обоснования норм поведения.

 

Стоицизм– древнегреческая школа III в. до н.э., считающая идеалом мудреца, достигшего добродетели и беспристрастие (апатии), не зависящего от внешних обществ.

Структурализм – философское направление XX в., выявляющее структуры как совокупность отношений, инвариантных при некоторых преобразованиях.

Субстанция– (от лат – сущность), причина самой себя; реальность, рассматривающаяся со стороны ее внутреннего единства.

Схоластика– (от греч. – школьный), тип религиозной философии, рационально обосновывающий христианские догматы и пришедший на смену патристики в средневековой философии.

Сциентизм- (от лат. – знание, наука), мировоззренческая позиция, считающая научное знание наивысшей культурной ценностью и достаточным условием ориентации человека в мире.

Теоцентризм– религиозно-философский принцип, рассматривающий бога как центр мироздания.

Теодицея– (от греч. – бог и справедливость), религиозно-философская доктрина, оправдывающая Бога как неответственного за мировое зло.

Томизм– (от лат. – Фома), направление в схоластике и теологии католицизма, созданное Фомой Аквинским.

Тотемизм– религиозно – мифологическое воззрение о наличии общего предка (тотема) у человека и природы.

Трансцендентное– внешнее, выходящее за пределы эмпирического мира, противоположное имманентному – внутренне присущему.

Трансценденталии– (от лат. – выходящие за пределы) – понятия схоластики, обозначающие наиболее универсальные, высшие определения бытия.

Фетишизм– (от франц. – идол, талисман), религиозное поклонение предметам-фетишам, которым приписываются сверхъестественные свойства.

Фрейдизм– общее обозначение школ, применяющих учение З. Фрейда об индивидуальном бессознательном для объяснения явлений культуры, творчества, общества в целом.

Эвдемонизм– (от греч. – счастье, блаженство) – античный принцип обоснования морали, согласно которому счастье (блаженство) является высшей целью человеческой жизни.

Экзистенциализм – (от позднелат. – существование) – философия существования, толкующая бытие, как непосредственно данное человеческое существование, как экзистенцию.

 

Эллинизм– греко-римская философия с IV в. до н.э. по V в. н.э., эволюционирующая от философии индивидуализма к римскому универсализму.

Эмпиризм– (от греч. - опыт), направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и считающее, что содержание знание означает описание опыта и сведение к нему.

Эпистемология– (от греч. – знание и слово; учение) – термин, обозначающий теорию познания.

Эпикуреизм– направление в древнегреческой и древнеримской философии, названное по имени ее основателя – Эпикура, утверждающее, что счастье человека связано с наслаждением, понимаемым как отсутствие страдания.

 

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2018 год. (0.016 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал