Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Выбор средств нравственного воспитания зависит от ведущей задачи, возраста воспитанников, от этапа развития нравственных качеств и т.п.




В педагогике существует несколько подходов к классификации методов воспитания (Ю.К. Бабанский, Б.Т. Лихачев, Иван Павлович Подласый – в общей и школьной педагогике; В.Г. Нечаева, В.И. Логинова – в дошкольной педагогике). Для классификации методов исследователи определяют какое-то одно основание. Наиболее полной является классификация методов, предложенная В.И. Логиновой.Она выделяет 3 группы методов нравственного воспитания дошкольников (основание – активизация механизма нравственного воспитания):

1- методы формирования нравственного поведения (приучение, упражнение, руководство деятельностью).Эта группа методов направлена на социально-нравственное становление личности ребенка, формирование опыта нравственного поведения. Приучение, упражнение, руководство деятельностью посредством создания воспитывающих (педагогических) ситуаций («поделиться или нет игрушкой») ориентированы на формирование привычек нравственного поведения.

2 – методы формирования нравственного сознания (убеждения в форме разъяснения, внушение, беседа).Эти методынаправлены на обогащение и развитие сознания детей знаниями о нравственных правилах поведения;с помощью ниху детей формируется система понятий, взгляды и убеждения; дети учатся оценивать свое поведение, обобщать жизненный опыт. Главный инструмент воздействия здесь – слово.

3 – методы стимулирования чувств и отношений (пример, поощрения, наказания) связаны с эмоциональной сферой личности Пример – это яркий образец, достойный подражания. Подражание особенно свойственно дошкольникам (от бессознательного к преднамеренному), которые воспроизводят внешние проявления поступков значимых для них героев (воспитателя, других детей, родителей, героев книг и др). Особенно важна роль воспитателя в развенчании отрицательных примеров. Поощрение – способ положительной оценки поведения ребенка (группы детей); наказание – вспомогательный метод. Поощрение всегда связано с положительными эмоциями, наказание - с осуждением отрицательного поступка, отношения и направлено на корректирование поведения ребенка; к наказанию следует относиться очень осторожно.

Так, начиная с раннего возраста, формируется гуманное отношение к людям и природе, где ведущими методами являются пример взрослых и организация педагогических ситуаций, оценка и похвала взрослых. В старшем дошкольном возрастеорганизуютсяэтические беседы,используются убеждения.В процессеформирования у дошкольников положительных коллективных взаимоотношений ведущая рольпринадлежиторганизации совместной деятельности. В усвоении нравственных норм младшими дошкольниками особая роль принадлежит положительной оценке взрослого как ориентиру поведения, старшими же – организации практики поведения (упражнениям, совместной деятельности).



Методы дают эффективный результат лишь при определенных условиях:

- должны быть гуманными, не унижающими ребенка, не нарушающими его прав; это относится к детям любого возраста – и младенческого, и дошкольного, и школьного;

- должны быть реальными, осуществимыми, логически завершенными (взрослые должны выполнять обещанное);

- для использования методов должны быть заранее подготовлены условия, средства;

- не должны применяться однотипно, шаблонно по отношению ко всем детям и в любой ситуации;

- методы воспитания следует применять тактично;

- при подборе методов следует учитывать степень сложности формируемого качества;

- проектируя, подбирая методы, важно предвидеть возможные результаты воздействия их на конкретного ребенка;

- применение методов нравственного воспитания требует терпения и терпимости;

- преобладающимив нравственном воспитании дошкольников должны быть практические методы, которые предполагают обучение ребенка способам действия;

- методы применяются не изолированно, а в комплексе, во взаимосвязи с ориентацией на воспитательную задачу и возраст детей.

Таким образом, процесс становления нравственной сферы личности длителен и сложен, и чем раньше будут заложены ее основы, тем успешнее будет социализация, т.е. «вхождение» человека в общество.

 


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2018 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал