Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






АГРОШКОЛА-ИНТЕРНАТ КАК ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА




Александр Александрович Католиков, народный учитель СССР, член-корреспондент РАО, воз­главлял Сыктывкарскую среднюю общеобразо­

вательную школу-интернат № 1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с 1973 года до своей безвременной кончины в июне 1996 года. Создан­ное еще в 1956 году, это учебное заведение в 1993 году по инициативе А.А. Католикова было преобразовано в агро­школу-интернат. В 1996 году агрошколе присвоено имя А.А. Католикова.

В настоящее время в агрошколе живут и учатся 240 детей от трех до 18 лет. Основной контингент воспитан­ников составляют дети, родители которых лишены роди­тельских прав, осуждены, признаны недееспособными или местонахождение которых не установлено.

Цель агрошколы - дать детям общее среднее образо­вание, обеспечить разностороннее развитие, подготовить к самостоятельной жизни и труду в сельском хозяйстве. Агрошкола имеет соответствующую лицензию, и ее вы­пускники получают документ государственного образца о профессиональной подготовке по специальностям "мас­тер-растениевод" и "мастер-животновод".

В 1993 году на базе агрошколы была создана экспе­риментальная площадка Института профессионального самоопределения РАО. Сотрудничество агрошколы с Ин­ститутом общего среднего образования РАО продолжает­ся и сейчас.

В структуре агрошколы имеются дошкольное отделе­ние, начальная школа, средняя школа. В связи со стату­сом экспериментального учебного заведения в штате аг­рошколы, помимо учителей и воспитателей, предусмот­рены должности научных руководителей, методиста, спе­циалистов и рабочих сельского хозяйства, инструкторов по труду.

Агрошкола располагает комплексом городских зда­ний - жилые корпуса, учебный корпус, зоосад для сель­скохозяйственных животных, оранжерея, плавательный бассейн, сауна, зал тренажеров, медицинское отделение с физиотерапевтическим кабинетом и водолечебницей. В 70 километрах от города рядом с селом Межадор распо­ложено детское учебно-опытное хозяйство "Межадорское" - база труда и отдыха детей.

Заслуга педагогического коллектива, которым руко­водил А.А. Католиков, состоит в том, что, опираясь на 197

идеи А. С. Макаренко, они создали воспитательную си­стему, обладающую уникальными возможностями и по­зволяющую решать самые различные и сложные воспита­тельные задачи. Основным элементом этой воспитатель­ной системы, стержнем всего учебно-воспитательного процесса агрошколы является сельскохозяйственный труд.

Сам Александр Александрович говорил так: "Мы не любовь к труду прививаем, а воспитываем потребность в труде и обязательно привычку к работе как основу буду­щего счастья нашего ребенка".



Можно выделить три слагаемых эффективности вос­питательной системы, основанной на сельскохозяйствен­ном труде детей: содержание труда, его организация и ма­териальная база.

Александр Александрович самым важным считал организацию трудовой деятельности и не раз повторял в беседах с коллегами, что секрет успеха трудового воспи­тания заключается в педагогически осмысленной органи­зации детского труда.

Однако педагогически целесообразная организация труда была бы невозможна без той уникальной матери­альной базы, которая создана в интернате. Детское учеб­но-опытное фермерское хозяйство "Межадорское" су­ществует более 30 лет и благодаря упорному труду педа­гогов и нескольких поколений воспитанников преврати­лось в современное многопрофильное хозяйство, распо­лагающее более чем 200 га сельскохозяйственных угодий, всей необходимой техникой, хорошо оборудованными животноводческими фермами, 2 га теплиц.

Наличие хорошей материальной базы позволило ор­ганизовать сельскохозяйственный труд детей так, чтобы наиболее полно реализовать заложенные в нем воспита­тельные возможности.

Во-первых, к сельскохозяйственному труду привле­каются все воспитанники, начиная с трех-четырехлетнего возраста. Для каждой возрастной группы детей подби­раются виды работ, соответствующие их физическим возможностям и интересам.

Во-вторых, в содержании сельскохозяйственного тру­да уже заложены огромные воспитательные возможности. Прежде всего, он воспитывает чувство ответственности -198

ведь объектом труда являются живые организмы, расте­ния и животные, и любая небрежность, забывчивость может привести к их гибели. Это чувство ответствен­ности воспитывается в детях с самого раннего возраста. Так, для детей младшей группы дошкольного отделения выделен специальный участок-"Малышок".



В воспитании у каждого ребенка чувства ответ­ственности Александр Александрович видел главную за­дачу педагогического коллектива. В школьной жизни нет ни одного участка, за который не отвечал бы кто-то из воспитанников. Это обеспечивается системой учениче­ского самоуправления, которой А.А. Католиков уделял очень большое внимание и постоянно ее совершенство­вал. Он считал, что система ученического самоуправле­ния должна соответствовать той деятельности, которая наиболее целесообразна в данных условиях и способна вызвать у детей потребность участвовать в ней. Такая система должна быть очень гибкой, мобильной.

Система ученического самоуправления в агрошколе-интернате лежит в основе организации труда детей и в городе, во время учебного года, но особенно важную роль она играет летом, в учебно-опытном хозяйстве.

Труд в таком хозяйстве воспринимается отнюдь не как игра. Здесь все всерьез. Ежегодно составляется план проведения весенне-летних работ и уборочной кампании, планируются и основные показатели: урожайность, про­дуктивность животных. Закрепляются за группами участ­ки работ, распределяются конкретные обязанности. Без­условно, в таком большом хозяйстве невозможно обой­тись без взрослых сотрудников - агронома, зоотехника, которые решают проблемы, требующие специальных знаний. Но воспитанники при этом являются полно­правными хозяевами в своем учебно-опытном хозяйстве. Их труд организован по принципу ученического само­управления: работу распределяет совет бригадиров из числа воспитанников, он же подводит итоги работы за день, начисляет зарплату с учетом объема и качества вы­полненной работы.

Бригадная организация труда воспитывает в детях чувство коллективной ответственности, взаимовыручки. Результаты почти всех видов работ оцениваются не по 199

индивидуальному вкладу, а по коллективному, хотя при начислении зарплаты и учитывается коэффициент трудо­вого участия каждого. И в то же время бригадная органи­зация таит в себе опасность разрушительного влияния детей, отвергающих труд, на товарищей. Александр Алек­сандрович видел, что в решении этой проблемы может помочь разработанная А.С. Макаренко педегогика парал­лельного действия - воздействие педагога на коллектив и личность "в одном общем приеме". Одним из механизмов параллельного действия А.А. Католиков считал соревно­вание. Чтобы воспитывающие функции соревнования реализовались максимально, оно должно предусматривать сочетание коллективной и личной ответственности и взаимопомощь.

Еще одна важная особенность организации детского труда в интернате - моделирование не только внутриколлективных, но и межколлективных отношений. На это направлен так называемый принцип пересеченности в трудовых поручениях бригад: каждая бригада, имея само­стоятельный участок работы, в каком-то звене обязатель­но пересекается с трудовыми делами других бригад.

Созданная в агрошколе система воспитания на осно­ве совместного сельскохозяйственного труда позволяет решать задачу не только трудового, но и экологического воспитания.

Ребенка, который с трех-четырех лет ухаживает за "собственной" грядкой, кормит "своего" кролика, не надо убеждать в необходимости бережного отношения ко все­му живому. Но в агрошколе организуется и специальная экологическая деятельность, базой которой также являет­ся учебно-опытное хозяйство. Практически все воспи­танники вовлечены в сельскохозяйственное опытничество, причем многие опыты проводятся по заданию уче­ных Уральского отделения РАН. Руководит опытнической работой учитель биологии, народный учитель РФ и Республики Коми Л.И. Дымова. Именно благодаря ей в агрошколе сложилась эффективная система организации сельскохозяйственного труда детей, один из элементов которой - опытническая работа - способствует не только экологическому воспитанию, но и раскрытию творческих

возможностей сельскохозяйственного труда, а тем самым решению профориентационных задач.

Детям приходится очень много трудиться, и важная задача всего педагогического коллектива - сделать этот труд радостным, эмоционально насыщенным. Маленькие и большие праздники, связанные с сельскохозяйствен­ными работами, - одна из наиболее ценных традиций интерната. Так, учащиеся младших классов, которым приходится много работать на прополке, всегда с нетер­пением ждут "Праздника первой морковки". Как только морковь подрастает до такого состояния, что ее уже мож­но прореживать, старшеклассники приносят на поле несколько ведер воды, и происходит торжественная де­густация первой морковки нового урожая. Но самый главный праздник в агрошколе - Праздник урожая, кото­рый отмечается в октябре. К этому дню подводятся итоги сельскохозяйственного года, лучшие бригады награжда­ются ценными подарками, присваиваются почетные зва­ния "Лучший тракторист", "Лучший цветовод" и т.д. За­вершается праздник большим концертом художественной самодеятельности.

Педагоги агрошколы разработали оригинальные при­емы, позволяющие в процессе труда реализовать есте­ственную потребность детей в игре. Для ознакомления дошкольников и младших школьников с элементами сельскохозяйственных знаний разработаны дидактиче­ские игры. В дошкольном отделении проводятся темати­ческие игровые занятия, содержание которых непосред­ственно связано с работой детей в учебном хозяйстве. Например, на занятии "В лесу и на огороде" дети сравни­вают известные им дикорастущие и культурные растения, запоминают их названия на русском и коми языках. В игровой форме, с использованием рисунков-комиксов проводится инструктаж по правилам безопасного труда при уходе за животными. Младшие школьники ведут наблюдения за развитием сельскохозяйственных расте­ний с помощью красочных настенных дневников. Разра­ботаны игровые мероприятия, позволяющие пополнить запас знаний по сельскому хозяйству, и для более стар­ших воспитанников: игра-соревнование "Клуб знатоков-

животноводов", викторина "Агротехнология в русских пословицах и поговорках" и т.д.

Важнейшим элементом воспитательной системы А.А. Католикова является целенаправленное экономиче­ское воспитание детей. Основная цель этой работы - во­влечь учащихся в реальные экономические взаимоотно­шения, воспитать в них бережливость, подготовить к са­мостоятельной жизни. Это особенно важно для интерна­тов, где дети живут на всем готовом и часто не имеют представления о реальной ценности вещей, которыми они пользуются и которые их окружают.

В 1993 году приказом директора была введена разра­ботанная под руководством преподавателя математики А.Н. Забоевой "Система экономического стимулирования, труда и учебы воспитанников", которая стала неотъемле­мым элементом учебно-воспитательного процесса агро­школы. При совете агрошколы был создан школьный банк в составе расчетной группы, экономического бюро и контрольной комиссии, которые укомплектованы воспи­танниками. Была разработана документация банковского учета: лицевые счета и чековые книжки для каждого вос­питанника начиная с пятого класса. Установлены формы оплаты труда учащихся на различных работах, а также те статьи, по которым премируются воспитанники (учение без двоек, успехи в конкурсах, спортивных мероприяти­ях) и статьи вычетов. Доход каждого учащегося склады­вается прежде всего из заработков в летний период, а также от работы на различных объектах в городе, за счет стипендий, назначаемых за хорошее учение, и премий. Вычеты производятся за порчу и утрату имущества, не­добросовестное отношение к учению, нарушение дисци­плины.

Конечно, здесь также есть элемент игры: большую часть заработанного воспитанники получают в условных денежных единицах - деньгах агрошколы, которые они могут потратить на школьных ярмарках, приобретая сла­дости, дополнительную модную одежду и обувь. Но не­малую часть заработанного учащиеся получают в реаль­ных деньгах, которые они тратят во время экскурсий или сохраняют на своих счетах до окончания школы.

С введением экономического стимулирования, по общему мнению педагогов, отношение воспитанников и к учебной, и к трудовой деятельности, стало более ответ­ственным. Дети следят за движением денег на своих сче­тах и, что вполне естественно, стараются увеличить дохо­ды и избежать вычетов.

В 1996 году был проведен аукцион по продаже до­ходных объектов агрошколы, к которым относятся мини-типография, кафе "Лакомка"; их владельцами стали вос­питанники, имеющие на своих счетах достаточно средств.

Отношение к экономическому стимулированию со стороны педагогов неоднозначно. Кое-кого приводит в ужас выплата денег за хорошие отметки. Своим оппонен­там А.А. Католиков отвечал так: "Я не склонен колебать­ся в оценке воспитательной значимости денег. Считаю, что у ребенка должны быть лично им заработанные деньги, которые он имеет право тратить по своему усмот­рению. Мы выпускаем людей в жизнь и не должны сом­неваться: умеют ли они распорядиться своими деньгами, вести им счет? Этому мы тоже учим ребят в интернате. А тем, кто боится "дьявольской власти" денег, я должен заметить, что любое педагогическое средство при неуме­лом с ним обращении принесет не пользу, а вред. Так же и деньги. Как и всякое средство воспитания, они требуют умного применения".

Важнейший элемент воспитательной системы агро­школы - единство учебного и воспитательного процессов. Казалось бы, это аксиома педагогики. Но как часто она существует только на бумаге!

Преподавателям агрошколы удалось соединить учеб­ный и воспитательный процессы в реальной жизни. По­зволило добиться такого единства начало, пожалуй, основного эксперимента, проводимого в интернате с 1988 года, - интегрированного обучения, то есть объединения в рамках одного урока материала из различных учебных дисциплин и даже различных предметных областей. Экс­перимент по интегрированному обучению начали еще в 1988 году работавшая в то время завучем Л.А. Берестень-кова и учитель биологии Л.М. Дымова. Они сумели заин­тересовать и других учителей. За прошедшие годы в ин-

тернате разработаны и проведены десятки интегрирован­ных уроков.

Наиболее интенсивными и удачными оказались "концептуальные" уроки, в основе которых лежат общие принципы, идеи, теории, содержащиеся в разных пред­метах (например, уроки "Происхождение жизни на Зем­ле", "Происхождение человека"), и исследовательские уроки, где принципом интеграции стало единство раз­личных методов изучения (например, урок "Египетские пирамиды с точки зрении истории, химии, биологии, искусства").

Поскольку сельскохозяйственная подготовка зани­мает очень важное место в учебно-воспитательном про­цессе агрошколы, в тематические планы всех учителей постоянно входят уроки, где содержание общеобразова­тельных предметов интегрируется с сельскохозяйствен­ными спецкурсами.

Интегрированные уроки стали эффективным сред­ством развития учащихся, но они и повышают нагрузку:

учащимся приходится на одном уроке усваивать большой объем материала из различных областей знания. Решить эту проблему помогла организация совместной работы учителей и воспитателей. В интернате были созданы та­кие формы учебно-воспитательной работы как "ввод" и "вывод" из урока, когда воспитатели берут на себя часть функций учителя и во время "ввода" они психологически готовят учащихся к восприятию нового материала, фор­мулируют проблему; при "выводе" из урока воспитатели помогают учащимся закрепить изученный материал, про­демонстрировать его значимость, связь с жизнью.

Еще одна особенность организации учебно-воспита­тельного процесса в агрошколе - обучение по схеме "урок-самоподготовка" дает учителям возможность взять на себя часть обязанностей воспитателей - помощь в вы­полнении домашних заданий. Основная заслуга в разра­ботке и внедрении этой системы принадлежит преподава­телю русского языка и литературы З.В. Егоровой.

Теперь учебный процесс организован так: урок 45 минут, перемена 5 минут, затем 20-минутная самоподго­товка под руководством того же учителя, который вел

урок. Всего таких уроков, соединенных с самоподготов­кой, - по четыре в день. У старшеклассников предусмот­рена часовая самоподготовка по одному предмету вече­ром. За счет такой организации учебного процесса по­явились дополнительные возможности для эстетической деятельности: теперь по вечерам дети заняты рисованием, музыкой, танцами, то есть свободной художественно-творческой деятельностью по выбору.

Эстетическое развитие учащихся, погружение их в культуру - важный элемент воспитательной системы. В агрошколе действуют многочисленные кружки, клубы, студии, детские художественные коллективы, где каждый воспитанник может развивать свои способности. Самые "знаменитые" среди детских творческих коллективов -духовой оркестр и ансамбль ложечников. Эффективным средством эстетического развития детей стал экспери­ментальный курс "Путешествие к истокам", в рамках ко­торого учащиеся знакомятся с искусством Древней Руси. Реализуется этот курс совместными усилиями учителей и воспитателей.

Совместное участие в эксперименте учителей и вос­питателей позволило создать в педагогическом коллекти­ве отношения творческого содружества, взаимопомощи. Участвуя в эксперименте по интегрированному обуче­нию, воспитатель тесно сотрудничает практически со всеми учителями-предметниками, а это помогает взаим­ному обмену знаниями и опытом, повышению эрудиции каждого участника эксперимента.

Еще одна особенность воспитательной системы ин­терната - строго индивидуализированный подход к воспи­танникам, основанный на психолого-педагогическом мониторинге. Воспитатели тщательно наблюдают за раз­витием каждого ребенка, за соответствием основных по­казателей развития возрастным нормам, за формировани­ем личности, черт характера, регулярно проводят тести­рование, консультируются с психологом. В соответствии с психолого-педагогическим "паспортом" строится инди­видуальная программа воспитания каждого ребенка. Рас­пределяя обязанности и роли среди детей, воспитатели делают это с учетом необходимости коррекции личност­ных качеств ребенка: детей с выраженной неуверен-205

ностью в себе побуждают к активным высказываниям, создают для них ситуацию успеха; детям с малым объе­мом внимания предлагают упрощенные задания и т.д. Воспитание, основанное на индивидуальном подходе, -результат многолетнего труда всего коллектива воспита­телей, который сейчас возглавляет Н.Е. Сидорова. А ини­циатором и руководителем этой работы стала Л.В. Плаксина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Коми пединститута.

По настоянию А.А. Католикова в интернате было от­крыто дошкольное отделение. Этот шаг был вызван на­сущной необходимостью готовить детей к школе, обеспе­чить каждому ребенку уровень развития и воспитан­ности, необходимый для успешного обучения. Раньше, когда дети поступали в интернат в семи-восьмилетнем возрасте из разных детских домов и оказывались в одном-первом классе, уровень их готовности к школе был на­столько различен, что обучать их по единой программе было практически невозможно. Не менее важный аргу­мент в пользу открытия дошкольного отделения - необ­ходимость сохранить семьи, не разлучать братьев и сес­тер. Ведь в интернат нередко попадают сразу четыре-пять детей разного возраста из одной семьи.

За годы существования дошкольного отделения по­высилась успеваемость в начальной школе, а воспитатели дошкольного отделения - самой молодой структуры ин­терната - работают настолько интересно, продуктивно, творчески, что в 1996 году отделение было признано лучшим в РФ среди дошкольных воспитательных учреж­дений, а его руководителю Н.И. Мироновой было при­своено звание "Заслуженный учитель РФ".

С дошкольного возраста начинается и борьба за здо­ровье детей. Формирование навыков здорового образа жизни, физическое воспитание А.А. Католиков считал не менее важной задачей коллектива, чем обучение. Невоз­можно эффективно обучать и воспитывать больного ре­бенка, а ослабленное здоровье - неизбежный спутник сиротства. Большинство детей попадает в интернаты не только в состоянии социальной и педагогической запу­щенности, но и с целым "букетом" хронических болез­ней. Таких детей 95%, из них 80% -с поражениями цент-206

ральной нервной системы. В интернате была организова­на собственная мини-поликлиника с физиотерапевтиче­ским кабинетом, ингаляторием, лечебными ваннами. Учебно-опытное хозяйство тоже помогает оздоравливать детей. Помимо посильного физического труда на свежем воздухе, в экологически чистом районе укреплению здо­ровья детей, их физическому развитию и закаливанию способствуют и многочисленные спортивные мероприя­тия, проводимые в летний период: регулярные купания, игры и состязания, лодочные походы, а также русская баня. Зимой дети регулярно посещают сауну, плаватель­ный бассейн, зал тренажеров.

Существенный элемент воспитательной системы А.А. Католикова - формирование у детей позитивного отношения к ценностям семейной жизни. В этом он ви­дел залог будущего семейного благополучия своих подо­печных. Моделируются отношения между детьми и роди­телями, инсценируются семейные праздники. Воспитате­ли учат детей распределять семейный бюджет, ухаживать за малышами, заботиться о стариках, лечить близких; специально моделируются ситуации, в которых надо уметь находить компромисс, считаться с желанием друго­го человека.

В рамках программ семейного воспитания педагоги решают и другую задачу - воспитание у детей чувства уважения к традициям народа коми, среди которого они живут. В программе работы клуба "Коми край" есть и семейные праздники, во время которых ребята учатся готовить блюда национальной кухни, украшать жилище и принимать гостей в соответствии с народными традициями.

Александр Александрович считал, что формированию ценностного отношения к семье, дому должен способ­ствовать образ жизни детей, который максимально при­ближен к семейному. Каждый класс проживает в отдель­ном отсеке жилого корпуса — квартире. В квартире жи­лые комнаты на два-три человека, общая игровая-гостиная, с электрокамином и коврами, уютными кре­слами, где ребята общаются, смотрят телевизор, пьют чай за общим столом. Такая обстановка позволяет детям вес­ти себя свободно и естественно, как и должно быть в семье.

Умение непринужденно общаться - важнейшее соци­альное умение, жизненно необходимое каждому челове­ку. К сожалению, многим воспитанникам свойственны застенчивость, закомплексованность, что нередко маски­руется развязностью и грубостью, особенно у подростков. Развитие навыков свободного общения реализуется в интернате как через систему специально разработанных воспитательных мероприятий, тренингов, так и косвенно, путем предоставления воспитанникам возможности вый­ти за рамки ограниченного круга общения в интернате. Интернат всегда славился своим гостеприимством. Дав­няя традиция - встречи с ветеранами войны и труда, ко­торые проходят в непринужденной обстановке, за чай­ным столом. Многолетние дружеские отношения связы­вают воспитанников агрошколы со сверстниками, живу­щими в интернате города Тужа Кировской области. Многие воспитанники интерната побывали и в зарубеж­ных поездках - в Болгарии, Дании, Франции, Финлян­дии. Встречи с людьми другой культуры, знакомство со стилем общения, принятым в других странах, позволили ребятам критичнее посмотреть на свое поведение.

Такие поездки, как и все значительные события в жизни агрошколы, освещаются в школьной газете "Радуга", которую раз в месяц выпускают воспитанники совместно с учителями и воспитателями. Участие в вы­пуске газеты - прекрасное средство развития коммуника­тивных умений; ведь ребятам приходится выполнять функции репортеров, брать интервью не только у ровес­ников, но и у взрослых.

Александр Александрович Католиков больше всего ценил естественные, ненавязчивые формы воспитания, когда взрослые и дети просто живут одной жизнью, об­щими заботами, и старался создавать и поддерживать традиции, которые способствуют такому образу жизни. Одно из любимых его "мероприятий" - пельмени, кото­рые готовят все взрослые и дети во время зимних выездов в Межадор. За столы в такие моменты одновременно садились человек сто, но работа спорилась за счет четко­го распределения обязанностей. На всю жизнь запомни­лись многим выпускникам эти семейные пельмени. А в

воскресные дни воспитанники интерната - частые гости в семьях учителей и воспитателей.

Воспитательная система агрошколы-интерната - это авторская система, система А.А. Католикова. Именно директор был генератором всех новых воспитательных идей. Ушел из жизни создатель этой системы, но коллек­тив по-прежнему работает с полной отдачей. Возглавляет его Л.С. Долмацын, который разделяет идеи А.А. Като­ликова и считает себя его учеником. Значит, можно на­деяться, что уникальное педагогическое явление, которое называют воспитательной системой А.А. Католикова, будет развиваться и дальше.

СИСТЕМА А.А. ЗАХАРЕНКО:

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ И ВОСПИТЫВАЮЩИЕ СИТУАЦИИ

 

Опыт Сахновской школы (Черкасская область) широко известен. После выхода в свет книг самого руководителя школы - Александра Ан­тоновича Захаренко (вместе с С.О. Мазуриком), М.М. По­ташника, Б.С. Чубара этот опыт стал восприниматься как яркий, эмоционально насыщенный, наполненный трудовыми усилиями детей и взрослых и вместе с тем пронизанный игрой и шуткой, опыт, далеко выходящий за границы школы. Описать его на нескольких страницах почти невозможно. Но есть книги. При чтении их следу­ет иметь в виду: опыт А.А. Захаренко, как и других руко­водителей "авторских" школ, уникален, а значит, непо­вторим. Но идеи, из него вытекающие и характеризую­щие систему Захаренко, могут быть положены в основу создания собственных воспитательных систем в школах, которые работают в условиях, близких к Сахновке, то есть в "глубинке". Могут они быть использованы и в процессе совершенствования уже сложившихся систем. Какие же это идеи? Их несколько. Прежде всего - идея воспитательных центров, в рам­ках которых организуются жизнь и творчество школьни­ков разных возрастов. Таких центров в школе несколько.

Это само школьное здание с его кабинетами, рекреация­ми. Это школьный двор с дорожками, клумбами, фонта­ном, зелеными уголками классов, скамейками для. отды­ха. Это краеведческий музей, отражающий историю род­ного села, его далекое прошлое, судьбы его жителей, их участие в исторических событиях, его быт и культуру. Это школьная обсерватория с телескопом, вращающимся куполом. Это школьная теплица, где выращиваются и рассада для колхоза, и овощи для школьной столовой, и цветы. Это центр здоровья: бассейны - зимний с подогре­вом и летний, целебная туевая роща.

Важнейшей в воспитательной системе А.А. Захаренко является идея "средового подхода". Смысл его в том, что воспитательные цели определяются исходя из особенно­стей и потребностей окружающей школу среды. Сахновская школа должна воспитывать грамотного, творческого, интеллигентного труженика села - таков социальный за­каз. Исходя из особенностей среды и поставленных задач и определяются те воспитательные центры, на создание которых направляются усилия и педагогов, и школьни­ков, и родителей. Так, краеведческий музей - результат колоссальных усилий ребят - стал, как это и было заду­мано, одним из самых социально значимых центров села. Сюда приносят семейные реликвии. Здесь молодоженов встречают хлебом-солью.

В Сахновке практически невозможно четко обозна­чить границы между школой и селом, они связаны орга­нично. События школы становятся событиями села, и во всем, чем живет село, участвует школа, внося в его быт непосредственность детства, выдумку, красочность, оп­тимизм.

Системообразующей деятельностью в Сахновской школе является труд - труд созидательный, творческий, социально значимый. Трудятся дети много: все, что в шко­ле и вокруг нее, сделано руками самих ребят, их родите­лей и учителей. Конечно же, школьники старательно учатся, занимаются спортом и эстетической деятель­ностью. Но корень, стержень воспитательной системы А.А. Захаренко - совместный созидательный труд, в кото­ром воспитывают и замысел, и сам процесс, и его резуль-

таты, влияющие уже не только на данное, но и на после­дующие поколения школьников.

Любая "авторская" система носит отпечаток личности ее создателя. В Сахновской школе личность директора особенно сказывается в техническом уклоне, в увлечении ребят техникой, причем новейшей. Захаренко закончил физико-математический факультет. У него умелые руки, интерес к техническим новинкам. И вот с его помощью ребята строят фонтан с автоматическими устройствами, изготовляют серию ЭВМ, создают парк картингов, строят спортивный самолет, "запускают в космос" лягушку. Ки­пы прочитанной литературы, увлеченные разговоры, оза­рения, находки... И уже не поймешь, кто ведомый, а кто ведущий - педагог или дети.

Очень важна в воспитательной системе А.А. Захарен­ко организация эмоциональной жизни детей. Александр Антонович считает, что школа злоупотребляет воздей­ствием на разум и пускает на самотек формирование эмоциональной сферы. А в результате -дети либо растут рассудочными педантами, либо уходят из-под влияния школы и семьи в сферу неформального общения. Надо, чтобы жизнь детей и в школе, и вне ее была яркой, кра­сочной, насыщенной игрой, юмором, романтикой, чтобы детей окружали цветы, произведения искусства, музыка. При этом необходимо, чтобы они в этой эмоционально насыщенной атмосфере были не только слушателями и зрителями, но и активными участниками. Важно, чтобы все пели, все танцевали, все создавали произведения ис­кусства - пусть и не шедевры.

Школа утопает в цветах. На аллеях Памяти, где высажено 216 кустов роз (столько жителей села погибло в Великую Отечественную войну), под каждым кустом таб­личка с именами не только солдат, но и ребят - храните­лей памяти о них.

В арсенале школы множество средств эмоционально­го воздействия на детей. Множество, но повторять их вряд ли имеет смысл. Это не "волшебная палочка" воспи­тания, а прием, включенный в целостную систему. Вклю­ченность любого метода, приема, детали в систему — не только характерная черта системы А.А. Захаренко, но и одна из исходных ее идей. Живую ткань системы состав­ 211

ляют как удачные способы, приемы и методы, так и не­удачи. Педагогически обыгранные, они начинают "работать на систему". Стоит вспомнить описанный Б.С. Чубаром "бунт роботов", чтобы убедиться: неудача в их создании помогла повысить "кибернетическую культу­ру" ребят. "Школа должна быть неожиданной", - утверж­дает ее автор. Мастерством озарения, экспромта, шутки владеет здесь не только Александр Антонович, но и учи­теля и дети. "Ах, Юра с крыши не спускается, голубей гоняет? Передайте ему, пусть не слезает с крыши, пока всех голубей не разгонит", - это вместо ожидаемого раз­носа.

Организуя разнообразную, насыщенную трудом и эмоциями деятельность детей, сахновские педагоги от­четливо понимают, что это лишь часть воспитательной системы - та часть, что рассчитана на всех. Но не все, что рассчитано на всю массу детей, срабатывает в отношении каждого отдельного ребенка. А значит, нужна обратная связь и коррекция. В Сахновке эти проблемы решались на разных этапах по-разному. Было время, когда об эф­фективности системы судили по наличию или отсутствию ЧП в коллективе. На них и реагировали. Но со временем пришли к выводу, что надо иметь постоянную информа­цию о воспитанности каждого и по этим данным судить о состоянии системы. Так были введены табели воспи­танности на каждого школьника. Метод их заполнения -метод независимых характеристик: оценивают себя по определенным параметрам сами школьники, оценивают товарищи, педагоги, родители, а старшеклассников еще и шефы. Тут не менее, чем итоговая оценка, важен сам процесс оценивания, который тоже воспитывает.

Развивать систему только за счет укрепления ее тра­диций и корректировки отношений нельзя. Нужны но­вые, и не только новые, но и "сумасшедшие" идеи. Это отлично сознавал педагог Захаренко и ставил "произ­водство идей" на одно из первых мест в своей работе. Число школьных "новаторов" неуклонно росло, а рожде­ние ценной идеи всегда было праздником для школы. Бывало, что идеи заимствовались и со стороны, но лишь те, которые органично вписывались в общую педагоги-

ческую концепцию сахновских педагогов. И ни на один метод, средство, прием здесь не смотрели как на некую "волшебную палочку", а как только на звено разви­вающейся системы.

Школа А.А. Захаренко - не просто сельская школа, а школа в "глубинке". Никто ничего для нее не сделает можно сделать только самим. Но можно - значит надо. Отсюда и бассейн, и сад, и роща. Отсюда и вхождение в XXI век через "письма в будущее", через планетарий, усадьбы сельчан. Отсюда перемены у столов с яблоками на школьном дворе. Отсюда и классные площадки, спе­циально спроектированные и художественно оформлен­ные: у каждого класса своя площадка, передаваемая по наследству подшефному классу. Множество центров ак­тивности и центров влияния.

Так было. Гремела слава Сахновской школы. Из­вестен на весь Союз стал опыт А.А. Захаренко. Недаром он стал депутатом Союзного съезда. Недаром его доклады с вниманием слушали в АПН СССР, а выступления на педагогических конференциях вызывали живейший ин­терес их участников. Что сейчас с Сахновской школой? В каком она состоянии? Хочется верить, что она одолела еще вершины на своем пути. Но в любом случае "система Захаренко" с его идеей центров и ситуаций живет в со­знании не только тех, кто ее создавал, но и тех, кто о ней читал или слышал ее автора.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА МОСКОВСКОЙ ГИМНАЗИИ НА ЮГО-ЗАПАДЕ:

ПОГРУЖЕНИЕ В КУЛЬТУРУ

 

Сегодня московская гимназия на юго-западе - это многопрофильное учебно-воспитательное учреждение, включающее три отделения: гума­нитарное - с углубленным изучением истории И литературы; физико-математическое - с углубленным изучением математики и физики; естественно-научное, на основе углубленного изучения биологии.

Гимназия производит набор в основном в первые и восьмые классы, а также в другие классы на свободные места, но всегда на конкурсной основе. Поэтому здесь могут учиться дети, живущие в самых разных районах столицы. Что касается социального состава семей уча­щихся, то среди родителей преобладают представители интеллигенции: профессора, преподаватели, научные сотрудники московских университетов и институтов. Взаимодействие с родителями носит характер встречного движения, совпадающего как по своей направленности и целевым установкам (дать полноценное образование де­тям, поддержать их познавательные интересы), так и по формам и методам реализации. Данное обстоятельство помогает избегать столь традиционных конфликтов меж­ду школой и родителями. Более того, последние чаще всего с пониманием и воодушевлением воспринимают происходящее в стенах гимназии.

Вместе с тем прослеживается и другая тенденция. Потребительское отношение к жизни, вещизм, домини­рование материального начала над духовным захватывает все большую часть нашего общества, в том числе и ин­теллигенцию, что, в свою очередь, не может не сказаться-на детях. Вот почему одну из задач школы мы определя­ем как противостояние слишком прагматичному, утили­тарному отношению к жизни, а в противовес ему стре­мимся сформировать у детей подлинную духовность.

Внешние связи гимназии достаточно широки и раз­нообразны, но в первую очередь школа тесно сотрудни­чает с теми учреждениями, которые могут быть ей полез­ны в повышении уровня образовательной подготовки учащихся. В этом ряду выделяются Московский государ­ственный университет, Московский педагогический госу­дарственный университет. Институт молекулярной био­логии Российской академии наук. Российский государ­ственный гуманитарный университет.

Давно и прочно гимназия дружит с Домом детского творчества "Созвездие", с Государственной научно-педа­гогической библиотекой им. К.Д. Ушинского, с Россий­ской академией искусств (бывший ГИТИС).

В гимназии работает 68 педагогов и обучается 700 школьников, сгруппированных в 28 классов и в 2 группы 214

продленного дня. Директор гимназии - Юрий Владими­рович Завельский. Весь воспитательный процесс направ­ляет Лариса Давидовна Гуткина, одна из старейших на­ших работников

Гимназия по-своему решает проблему формирования воспитательной системы, хотя решение это нельзя на­звать строго научным. Коллектив гимназии больше исхо­дит из сложившейся за многие годы собственной практи­ки и практики других педагогических коллективов с определенной опорой на науку. В целом вся работа стро­ится на воспитании учащихся знаниями и культурой.

В своей деятельности мы всегда придерживаемся вы­работанной за долгие годы педагогической аксиомы: зна­ния сами по себе очень важны, но, если знания не опло­дотворены чистотой помыслов, благородством замыслов, любовью и добротой к людям, а самое главное — поис­ком смысла жизни, то в конечном итоге эти знания при­водят к саморазрушению. Если принять культуру за нечто целое и считать, что прогресс науки и техники чрезвы­чайно велик, то по сравнению с ним даже энциклопеди­ческие знания ничего не стоят. Можно вспомнить в этой связи мучительный поиск смысла жизни великих мысли­телей прошлого, начиная от Моисея и кончая Сократом и Сергием Радонежским. В конце концов, получить обра­зование - значит "образовать себя", создать и осуществить себя в разных формах жизнедеятельности. Вот что лежит в основе "философии" нашей гимназии, вот что опреде­ляет цели ее воспитательной системы.

Для простоты изложения и анализа мы разделили все выработанные нами цели воспитательной системы на три большие подгруппы, хотя и понимаем всю условность подобного деления, а потому в практике редко отделяем их друг от друга.

Обучающие цели:

• расширение и углубление знаний об отечественной и мировой культуре;

• формирование исследовательских умений, навыков и приемов сценической игры;

• стимулирование интереса к литературе, истории, искусству в целом.

Развивающие цели:

• развитие эмоциональной сферы ребенка как осно­вы формирования подлинной культуры чувств. Воспитывающие цели:

совершенствование навыков общения в разнооб­разных ситуациях;

• формирование художественного вкуса;

• воспитание культуры поведения.

Основой формирования нашей воспитательной си­стемы стало "погружение в искусство", приобщение к нему детей, прежде всего приобщение к театральной дея­тельности.

Чем притягивает ребенка театр? Чем он привлекате­лен для взрослого? По-видимому, тем, что театр - это магия, это сила, в чем-то неподвластная человеку. На­стоящий театр - всегда праздник, и если это не рядовой спектакль, а подлинный шедевр, то праздник этот на всю жизнь остается с человеком. Наконец, как и любое ис­кусство, театр - это всегда тайна. Так вот, стремление проникнуть в тайну сценической игры, в волшебный мир актерского перевоплощения - главный побудительный мотив, заставляющий ребенка стремиться на сцену. Но не только это. Создавая роль, наш ученик (ребенок, под­росток, юноша) одновременно решает для себя две зада­чи: правдивого вхождения в сценический образ и отра­жения своего отношения к нему. И в этом тоже прояв­ляется притягательная сила сцены. Играя доброго, он сам становится добрее, играя злого, невольно вырабатывает в себе неприятие зла. В этом, на наш взгляд, и состоит облагораживающая сила искусства, особенно театрально­го, которому, на наш взгляд, нет равных по силе эмоцио­нального воздействия. В этом кроется и причина его пер­востепенного значения для нас, педагогов.

Итак, приобщение к театру началось в нашей школе с первых дней ее существования, что само по себе неуди­вительно, и обусловлено, как минимум, двумя обстоя­тельствами: во-первых, любовью директора к театру, лю­бовью, которая сформировалась еще в юности под влия­нием выдающихся деятелей русской сцены, главным об­разом мастеров старого Художественного театра, во-

вторых, присущей детям потребностью играть и в игре реализовывать себя.

Ведь не случайно был театр и в ШКИДе у В.Н. Сороки-Росинского, были постановки в колонии имени Максима Горького у А.С. Макаренко, были театрализо­ванные представления у С.Т. Шацкого, В.А. Сухомлин-ского и многих других замечательных педагогов. Необыч­ное в нашей гимназии связано с другим - с тем, что театр захватил многих - не только детей, но и родителей, педа­гогов.

А начиналось все с попытки решить вопрос: как удовлетворить стремление ребят участвовать в спек­таклях. Оказалось, что ни увеличение количества спек­таклей в год, ни введение в действующие спектакли новых образов и массовых сцен не решало проблемы. И вот тогда родился совершенно иной подход - играть не отдельную пьесу, а целую эпоху, играть всей шко­лой и найти там место для каждого. Так впервые по­явился общешкольный праздник "День XIX века", по­ложив начало ежегодному весеннему празднику куль­туры, который стал одной из трех замечательных тра­диций школы наряду с Днем гимназии (декабрь) и общешкольной ярмаркой (февраль).

Схематически три больших праздника культуры, прошедших в разные годы, представлены ниже.


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2018 год. (0.025 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал