Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Духовная жизнь — сфера деятельности человека и общест ва, связанная с производством, сохранением, распространением и потреблением ценностей духовной культуры.




В процессе духовной жизни человек реализует потребности в знании, любви, творчестве, красоте, познавая окружающий мир и самого себя, а также развивая, совершенствуя свою человечес кую природу. Наука, искусство, философия, религия, мораль дают человеку многогранное представление о реальном мире и себе самом.

Духовная жизнь (или духовная сфера) является отдельной подсистемой общества, объединяющей институты науки, рели гии, искусства, все способы и результаты их деятельности, со ответствующие общественные отношения.

Духовная культура — часть общей культуры, совокупный духовный опыт человечества, включающий его интеллектуальную и духовную деятельность и ее результаты.

Духовная культура охватывает нравственность, науку, обра зование, воспитание, религию, искусство, литературу, право, этику, эстетику. Духовная культура — это внутреннее богатствосознания, степень развитости человека и общества.

Духовная культура тесно связана с культурой материальной, ибо ни один предмет не может быть создан без сочетания действий «мыслящей головы» и «исполняющей руки».

Ж

Жизнь — одна из главных тем современных философских размышлений. Актуальность этой теме придали техногенные ка тастрофы, глобальные проблемы и угроза исчезновения челове ческого рода в результате термоядерной войны.

Долгое время эта проблема была уделом либо естествознания, либо теологии (миф о сотворении жизни) и лишь с XIX в. стала рассматриваться как процесс человеческого бытия.

Понятие «жизнь», имеющее сугубо биологический и физио логический аспекты, также обозначает деятельность в тех или иных ее проявлениях (культурная, общественно-политическая жизнь и т. д.).

Заблуждение — ошибочное мнение, (мысль, утверждение), являющееся следствием, предубеждений, пристрастий, недоста точной образованности (или попросту неграмотности), недобро совестности в обработке материала, поспешности в выводах и обобщениях.

( Задатки — биологически унаследованные свойства человека, его анатомо-физиологические особенности. Они могут разви ваться в различных направлениях, превращаясь в способности. Поэтому задатки считают природными предпосылками способ ностей

Закон предложения — категория товарного производства, раскрывающая зависимость величины предложения от измене ния цены товара. С увеличением цены товара величина предло жения растет.

Продавцы предложат больше товаров при высоких ценах и меньше — при низких. Это определяется стремлением произво дителя к прибыли. Чем выше цена на товар, тем больше у про изводителя стимулов для его производства и продажи.

Закон спроса — категория товарного производства, раскры вающая зависимость величины спроса от уровня цен. С увеличе нием цены товара величина спроса уменьшается.



Покупатели готовы купить больше товара при низких ценах и меньше — при высоких.

Знание — результаты познания окружающего мира и самого человека, обоснованные в процессе практики. Знания определя ютсяjwmpe6HocmHMu общества и фиксируются в языке. Суще ствуютобыденное знание повседневной жизни и науч ное знание. Обыденное (повседневное) знание опирается на здравый смысл и опыт повседневной деятельности. Научное знание вырабатывается усилиями специалистов (ученых). Разли чают также явное знание, выраженное в языке, и неяв ное знание," связанное с навыками и умениями. " "Важное значение в познавательной деятельности человека имеет вопрос о соотношении знания и веры. Вера в силу че ловеческого разума играет значимую познавательную роль. В этом ее отличие от религиозной веры, в центре которой находит ся представление о сверхъестественных силах (Боге, ангелах и т. д.).

Антипод знания — незнание: в науке оно осознается как за дачи, вопросы, проблемы. В обыденной жизни незнание выража ется понятиями «тайна», «загадка», «секрет» и др. Незнание — это то, что находится между старым и новым знанием. Знание же ре зультат познания и одновременно предпосылка его дальнейшего развития, производства новых знаний.

Знания различаются по объекту познавательной деятельнос ти. Наиболее общими объектами познания являются природа, об щество и человек, которым соответствуют естественно-научное, социальное и гуманитарное знания.

И

Идеология (от греч. idea — образ, идея и logos — учение) — в широком смысле система взглядов и идей (политических, пра вовых, философских, нравственных, религиозных, эстетических и др.), в которых отражаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу. Идеология выражает интересы конкретного общества или его части (класса, нации, социальной группы, общественного движения, партии) в форме идеалов, цен ностей, программ и образцов поведения. Творцами идеологий являются идеологи — представители определенных классов, со циальных групп, партий, государств.



Идеология может опираться на данные науки, но иногда с целью манипулирования людьми может создавать искаженные представления о действительности. Идеология всегда ориентиро вана на человеческие практические потребности, на ту или иную трактовку общественной жизни, социальных проблем и противоречий, на закрепление или изменение данных обществен ных отношений.

Идеология выполняет важную функцию сплочения данной социальной общности, стимулирует солидарность и социальную активность, служит идейной основой политических лозунгов и программ (см. Политическая идеология).

Избирательная система — 1) порядок выбора депутатов и должностных лиц в представительные органы. Он регулируется правовыми нормами, которые в совокупности образуют избира тельное право, а также сложившимися обычаями.

Избирательная система охватывает: а) принципы и условия участия в формировании избираемых органов; б) организацию и порядок выборов (избирательный процесс) и в некоторых стра нах — отзыва выборных лиц. Основополагающими принципами российской избирательной системы являются: всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании; свобода предвыборной агитации; равенство прав кандидатов при прове дении избирательной кампании.

Избирательный процесс включает следующие стадии: назна чение выборов, установление избирательных округов и участков, создание избирательных органов, регистрация избирателей, вы движение и регистрация кандидатов, предвыборная агитация, го лосование, подсчет голосов и установление результатов голосова ния, возможный второй этап голосования и (или) новые выбо ры, окончательное определение и опубликование результатов вы боров;

2) порядок распределения мест в выборных органах после установления результатов голосования.

Основными избирательными системами являются мажо ритарная (система большинства) ипропорциональная(система представителей политических партий), но также суще ствует исмешанная избирательная система.

При мажоритарной системе (один депутат — один округ) по бедителем на выборах считается либо тот, кто набрал наибольшее число голосов (относительное большинство), либо тот, кто за воевал 50 % + 1 голос (абсолютное большинство).

Пропорциональная система (избирательные округа, как пра вило, не выделяются, и выборы проводятся по единому общена циональному округу) предполагает голосование не за личности, а за партийные списки. Распределение мест в выборном органе осуществляется пропорционально числу завоеванных партиями голосов избирателей.

Смешанная система сочетает мажоритарную и пропорцио нальную системы. Она действует, например, при избрании депу татов Государственной думы РФ.

Индивид (от лат. individuum — неделимое, особь) — отдель но взятый представитель всего человеческого рода.

Социальная история человека началась тогда, когда он отде лился от природы, стал «индивидом». Предполагают, что человек тогда увидел себя нагим, ощутил стыд, почувствовал беспомощ ность и одиночество. Но индивид обладал полным набором био логически обусловленных потребностей, которые должны были быть удовлетворены. Чтобы удовлетворить их, он вступал в отно шения с другими людьми.

По сравнению с тем индивидом индивид сегодняшний не сравненно более развит умственно и эмоционально. Условия жизни человеческого общества определяли все изменения инди вида. Изменения общества приводили к изменениям индивида. Вот почему существует взгляд на индивида как на атомарную час тицу общества.

Накопление индивидом духовных, психологических, социаль ных качеств есть процесс становления и развития личности.

Индивидуальность (от лат. individuum — неделимое, особь) — неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных свойств. Если, употребляя слово индивид, мы пытаемся отметить связь человека с другими представителями человеческого рода, то понятие «индивидуальность», напротив, выделяет человека из со общества других людей. Через это слово выявляется непохожесть

человека на других, его социально значимые отличия, своеобра зие, неповторимость его психики и личности.

Как противоположность общего, типичного слово «индивиду альность» может быть применимо не только к человеку, но и к какому-либо явлению, существу.


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2018 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал