Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Активная мыслительная деятельность каждого ученика в течение всего урока






Активная мыслительная деятельность каждого ученика в течение всего урокаможет быть достигнута при соблюдении следующих условий:

ü Сочетание различных методов обучения в процессе проведения занятий.Проанализировав содержание изучаемого на уроке материала, темы, учитель подбирает соответствующие элементам этого содержания методы обучения, стремясь сочетать в разумных соотношениях репродуктивную и творческую деятельность учеников при максимально плотном использовании времени урока.

ü Использование элементов проблемного обучения. В основе организации проблемного обучения лежит принцип поисковой учебно-познавательной деятельности школьника. Проблемное обучение предполагает оптимальное сочетание их репродуктивной и творческой деятельности.

Целесообразность применения проблемного подхода во многом зависит от содержания темы. Каждая учебная тема представляет собой логически завершенный круг фактов, сведений, понятий, которые должны быть в ходе подготовки к уроку проработаны, продуманы педагогом. Создание и решение проблемных ситуаций должно играть вспомогательную роль и составлять, как правило, только часть урока. Проблемное обучение поможет учащимся не только успешно овладеть учебным материалом, но и будет способствовать воспитанию у них интереса к изучаемому предмету, повышать активность их обучения.

ü Занимательность можно использовать на любом этапе урока, это зависит от поставленной педагогом цели. При этом занимательность не должна выступать как самоцель. Она – одно из средств решения учебно-воспитательных задач. Поэтому полезно предусмотреть смену видов учебной деятельности учащихся путем введения пятиминутных заданий на разгадывание кроссвордов, ребусов; проведение различных интеллектуальных, математических лото, игр и т.д.

ü Рациональное использование времени. Например, проводить уплотненный или фронтальный опрос.

Уплотненный опрос - это сочетание различных форм повторения, закрепления и проверки знаний. Его задача – активизировать весь класс в процессе соответствующего элемента урока. При уплотненном опросе для ответа вызывается насколько учеников. Часть из них работает на доске, подготавливая ответы на вопросы, а часть на своих рабочих местах с индивидуальными карточками-заданиями. Остальные следят за ответами своих товарищей, поправляя и дополняя их, участвуют во фронтальной беседе.

Фронтальный опрос позволяет показать актуальность ранее полученных знаний, развить устную речь школьников, систематически выявлять теоретические знания практически всех учеников класса, ликвидировать пробелы в их знаниях, пропустивших предыдущий урок или не подготовленных к занятиям.

Беглый просмотр ученических работ непосредственно на уроке позволяет педагогу не только активизировать процесс обучения, но и оперативно управлять им на основе полученной информации.

Профессор Розов С. В. Считает одним из условий эффективности урока – это как можно чаще избегать формализма в знаниях, то есть педагог удовлетворяется четко сформулированными определениями, не проверяя, действительно ли ученик сознательно усвоил правило, может ли применить его при решении задач.

Для того чтобы избежать формализма, необходимо вопросы сформулировать так, чтобы ученик, отвечая на них, проявил сообразительность и показал истинное знание учебного материала. То есть, отвечая на вопросы, школьник не только должен объяснить, почему он так решил, но и обосновать свой ответ.

ü Применение наглядных пособий. Применение наглядности повышает интерес к изучаемому предмету, облегчает процесс получения знаний, способствует прочности усвоения и изжитию формализма в обучении.

Широкое использование и правильное применение наглядных пособий расширяет и углубляет представления об изучаемом вопросе, сокращает время на изложение материала.

При перегрузке урока наглядными пособиями можно отвлечь учащихся от основной цели урока, упустить общие закономерности изучаемых вопросов, не суметь отделить главное от второстепенного. В обучении должно быть обеспечено правильное соотношение наглядного и абстрактного, конкретного и обобщенного материала.

Методика применения наглядных пособий зависит от того, на какой стадии изучения материала они применяются. Выбор пособий должен быть не случайным, а тщательно продуманным по всему курсу.

Вообще, в практике установились следующие методические требования к демонстрации наглядных пособий:

· демонстрируя пособие на уроке, нужно не просто показать его, а подробно пояснить его смысл, выделить при этом главную мысль, им раскрываемую;

· демонстрацию наглядных пособий следует проводить фронтально;

· после демонстрации пособие должно быть использовано для закрепления и повторения материала;

· использовав пособие на уроке, полезно выставить его на некоторое время для самостоятельного ознакомления с ним учеников.

ü Использование презентаций и кино- и видеофильмов. Учебные фильмы и презентации облегчают восприятие материала. Благодаря специфическим возможностям кино можно выделить существенные детали, воспроизвести зрительно-осязаемые аналогии между явлениями, показать рассматриваемый процесс в динамике.

При экранизации уроков, как и во всяком деле, необходимо чувство меры. Экранизации уроков – это не цель, а средство. Она хороша в сочетании с другими средствами наглядности и формами учебной работы, а не вместо них.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.