Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Возникновение первых преддекабристских организаций.






В 1814-1815 гг. возникают объединения, которые вошли в историю как преддекабристские. Они не имели ни устава, ни программы, ни четкой организации, ни даже опре­деленного состава, а заняты были политическими дискуссиями о том, как изменить «зло существующего порядка вещей».

В среде гвардейских офицеров возникли первые друже­ские кружки («артели»), послужившие вскоре ядром для соз­дания тайного общества. Первое преддекабристское тайное общество-«Орден русских рыцарей» (Создано М.А. Дмитриевым- Мамонтовым и М.Ф. Орловым).

Первый из них был сыном фаворита Екатерины II А.М. Дмит­риева-Мамонтова, одним из богатейших людей России. В 1812 го­ду он сформировал на свои средства целый полк для борьбы с Наполеоном. М.Ф. Орлов - племянник другого фаворита Г.Г. Ор­лова и зять одного из самых знаменитых героев 1812 г. Н.Н. Раев­ского. Г.Г. Орлов прославился в походах 1812-1814 гг. А 30 марта 1814 г. принял капитуляцию Парижа.

«Священная артель» офицеров генерального штаба тоже имела двух лидеров: Николая Николаевича Муравьева (впослед­ствии известный полководец, герой Крымской войны и наместник Кавказа Муравьев-Карский) и Александра Николаевича Муравье­ва (основатель «Союза спасения»).

В «Семеновской артели» офицеров лейб-гвардии Семенов­ского полка выделялись С.П. Трубецкой и С.И. Муравьев-Апостол.

Все преддекабристские объединения существовали легально или полулегально, а 9 февраля 1816 г. группа членов

Священной» и «Семеновской» артелей во главе с А.Н. Муравье­вым учредили тайную, первую собственно декабристскую организацию - Союз спасения.

Вскоре Союз спасения получил новое название «Общество истинных и верных сынов отечества». В него вошли Н.М. Муравьев, А М Муравьев, И.Д. Якушкин, С.П. Трубецкой, С.И. Муравьев- Апостол и М.И. Муравьев-Апостол. Позднее в организацию вошли М.С. Лунин, П И. Пестель, И И. Пущин и другие. Всего было 30 членов. Основной целью этого общества была борьба за осво­бождение крестьян от крепостничества и введение в России монархического конституционного правления. У членов общества возникла мысль: нельзя ли ускорить смену монархов на престол путем цареубийства? За цареубийство были П. Пестель и И Якушкин, против этого выступали С. Трубецкой, Н. Муравьев и другие. Эти противоречия привели в 1818 году к реорганизации имущества. Союз спасения был ликвидирован, а вместо него была создана новая организация декабристов - Союз благоденствия, который принял более умеренный устав, по которому в члены общества могли приниматься не только дворяне, но и представители купечества, духовенства, казенных крестьян. Устав получил название «Законоположение Союза благоденствия» или «Зеленая книга». Первая часть устава предназначалась для подготов­ки общественного мнения к принятию и одобрению требований тайного общества, она была известна всем членам общества и служила для привлечения новых членов из числа недовольных существующим режимом. Видимо была написана вторая, тайная часть устава, известная только организаторам общества, где бы- ми сформулированы требования ликвидации крепостного права и установления конституционной монархии.

Союз благоденствия был революционной организацией. Об ном свидетельствует его практическая деятельность и основные цели, сформулированные организаторами общества.

Руководство Союзом осуществляла Коренная управа, в кото­рую входили: Н.М. Муравьев, С.П. Трубецкой, М. и С. Муравьевы- Апостолы и другие. На юге была создана Тульчинская управа во главе с ПИ. Пестелем.

В Союз благоденствия входило литературное общество «Зе­леная лампа», составлявшая так называемую побочную управу.

Через это общество декабристы осуществляли идеологи­ческое воздействие на писателей и поэтов. Одним из членов «Зе­леной лампы» был А.С. Пушкин. Легальным отделением Союза благоденствия было «Вольное общество любителей Российской словесности». В это общество входили К.Ф. Рылеев, братья Н.А. и А.А. Бестужевы, В.К. Кюхельбекер и другие. Под влиянием Союза благоденствия находились журналы «Полярная звезда», издавав­шаяся К. Рылеевым и А. Бестужевым, «Соревнователь просвеще­ния и благотворения» (орган «Вольного общества») и ряд других Эти факты говорят о том, что Союз благоденствия имел сложную разветвленную организацию.

Вскоре внутри Союза благоденствия обнаружились проти­воречия между умеренными и революционными. Революцион­но настроенные члены Союза во главе с П. Пестелем и И. Якуш- киным требовали решительных действий. Наоборот, умеренные стали высказываться за сотрудничество с правительством и да­же выходить из организации. Член Коренной управы Грибовский вышел из Союза и сообщил правительству о его деятельности.

Противоречия внутри Союза благоденствия особенно резко обострились в 1820 году. Причиной этого был общий подъем рево­люционной борьбы в России, а также в Европе. Сказалось и уси­ление политической реакции внутри страны, сопровождавшейся строгостями цензуры, жестокими расправами с прогрессивными людьми и жестокими подавлениями крестьянских волнений.

Возмущение Семеновского гвардейского полка, а также ре­волюции в Испании, Неаполе, Португалии напугали умеренных. Представители революционного крыла наоборот были уверены в возможность победы над царизмом.

Руководство Союза благоденствия было настроено револю­ционно. Об этом свидетельствует тот факт, что на собрании Кореной управы Союза благоденствия в начале 1820 года при обсуждении доклада Пестеля о выгодах и невыгодах монархического и республиканского правления было принято единодушное решение (против был Ф. Глинка) бороться за установление республики.

Для выработки основной линии деятельности Союза благоденствия и выяснения существующих разногласий в январе 1821 года в Москве был созван съезд. Братья Михаил и Иван Фонвизины взяли на себя оповещение о съезде петербургских и московских членов, а И. Якушкин был отправлен с известием о съезде на юг - в Ки­шиневскую и Тульчинскую управы. Собирался «Съезд уполномочен­ных всех управ союза». П. Пестеля умеренная группа на съезд не пустила, втайне боясь его «резких мнений и упорства». На съезд были посланы умеренные члены - И. Бурцов и Н. Комаров. Якушкин оповестил Кишеневскую управу - её представил на съезде Михаил Ор­ион, революционно настроенный. На съезде присутствовали боль­шинство умеренных: П. Граббе, С. Волконский, П. Колошин, Н. Тур- тнен, И. Якушкин. Съезд открылся на московской квартире Фонви­зиных. Между сторонниками революционных действий и умеренны­ми развернулась острая борьба. Революционное крыло - М. Ор­лов и его адъютант К. Охотников - не могло провести своей ли­нии Сообщение Ф. Глинки, служившего адъютантом у петербургского генерал-губернатора о том, что об организации известно правительству, послужило предлогом для решения о ликвидации Союза.

Все умеренные с большой радостью приняли решение съезда. Наоборот, революционное крыло союза решило использовать постановление съезда для проведения чистки организа­ции Вспоминая это событие, Якушкин писал в своих записках: Решено было объявить повсеместно, во всех управах, что, так как в теперешних обстоятельствах малейшей неосторожностью можно было возбудить подозрения правительства, то Союз благоденствия прекращает свои действия навсегда. Этой мерой не­надежных членов удаляли из общества»1. Общество прекратило свое существование в начале 1821 года.

Решение съезда не означало ликвидации тайного обще­ства. П.И. Пестель говорил, что после объявления о роспуске Со­юза борьба за установление республики стала целью тех, кто не рассматривал роспуск общества как окончание борьбы. Алек­сандр I начал получать доносы задолго до восстания. Записки князя И.В. Васильчикова сохранили мрачные замечания Алексан­дра в ответ на очередное сообщение о заговорщиках: «Не мне их карать!». Ведь сходство реформаторских идей самого императо­ра и оппозиционного дворянства было разительным. Да и принад­лежали они к одному светскому обществу: встречались на балах, на полях сражений, в комиссиях. Можно себе представить глубо­кую уязвленность императора, когда он понял, что желающие пе­ремен умные и образованные люди уже не считают его главным реформатором, практически исключают из своих планов. Следу­ет иметь в виду и специфику отношения общества и власти в на­чале XIX века к тайным организациям вообще. Традиция русского масонства второй половины XVIII века сделала принадлежность к какому-либо обществу обычным (и модным) явлением для счи­тающего себя прогрессивным дворянином.

Дворянские общества «Орден русских рыцарей», «Священ­ная артель» в первые годы правления Александра I поддержива­ли масонскую традицию ритуалов и знаков: плащи, шпаги, клят­вы, свечи.

Всеобщее романтическое увлечение этим лишало дека­бристские тайные общества ореола чего-то исключительного и опасного. Появление в 1816-1818 гг. первых организаций - «Со­юз спасения» и «Союз благоденствия», относимых историками к декабристскому движению, на этом фоне выглядит совершенно естественным.

Возникает вопрос: почему и первое, и второе общество де­кабристов самораспустилось? Оказывается, они дважды подхо­дили к черте легальности и дважды отказывались её пересту­пить. Как только возникали разговоры о цареубийстве (М.С. Лу­нин, И.Д. Якушкин), о насилии, обсуждался доклад П.И. Песте­ля, общество принимало решение о самороспуске. Они не хотели быть заговорщиками.

29. Внутренняя политика Екатерины 2 в 60е годы 18 века (Период «просвещенного абсолютизма»)

Время царствования Екатерины II называют эпохой " просвещенного абсолютизма". Смысл " просвещенного абсолютизма" состоит в политике следования идеям Просвещения, выражающейся в проведении реформ, уничтожавших некоторые наиболее устаревшие феодальные институты (а иногда делавшие шаг в сторону буржуазного развития). Мысль о государстве с просвещенным монархом, способным преобразовать общественную жизнь на новых, разумных началах, получила в XVIII веке широкое распространение.

Развитие и воплощение начал " просвещенного абсолютизма" в России приобрело характер целостной государственно - политической реформы, в ходе которой сформировался новый государственный и правовой облик абсолютной монархии. При этом для социально-правовой политики было характерно сословное размежевание: дворянство, мещанство и крестьянство. Внутренняя и внешняя политика второй половины XVIII века, подготовленная мероприятиями предшествующих царствований, отмечена важными законодательными актами, выдающимися военными событиями и значительными территориальными присоединениями. Это связано с деятельностью крупных государственных и военных деятелей: А.Р. Воронцова, П.А. Румянцева, А.Г. Орлова, Г.А. Потемкина, А.А. Безбородко, А.В. Суворова, Ф.Ф. Ушакова и других. Сама Екатерина II активно участвовала в государственной жизни. Любовь к России, её народу и всему русскому являлись существенным мотивом ее деятельности. Политика Екатерины II по своей классовой направленности была дворянской.

Задачи " просвещенного монарха" Екатерина II представляла себе так:

" 1.Нужно просвещать нацию, которой должен управлять.

2. Нужно ввести добрый порядок в государстве, поддерживать общество и заставить его соблюдать законы.

3.Нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию.

4.Нужно способствовать расцвету государства и сделать его изобильным.

5. Нужно сделать государство грозным в самом себе и внушающим уважение соседям".

Екатерина действительно мечтала о государстве, способном обеспечить благоденствие подданных. И, по моему мнению, с этой задачей она успешно справлялась. Свойственная веку Просвещения вера во всемогущество человеческого разума заставляла царицу полагать, что все препятствия к этому могут быть устранены путем принятия хороших законов. Российское же законодательство была крайне запутанным.Формально все еще продолжало действовать Соборное уложение 1649 г., но за прошедшие с тех пор более 100 лет было издано множество законов и указов, зачастую не согласующихся друг с другом. Хотя при Петре I, а затем при его преемниках предпринимались попытки создать новый свод законов, но всякий раз по тем или иным
причинам этого сделать не удавалось.

Екатерина взялась за эту грандиозную задачу по-новому: она решила созвать выборных представителей от сословий и поручить им выработать новое Уложение. В течении двух лет она трудилась над программой своего царствования и предложила ее в 1767 г. в форме " Наказа", в котором впервые в истории России были сформулированы принципы правовой политики и правовой системы.

" Наказ" состоял из 20 глав, к которым потом добавилось еще две, главы делились на 655 статей, из них 294 были заимствованы из тракта Ш. Монтескье " О духе законов"; 104 из 108 статей в десятой главе взяты из тракта Ч. Беккариа " О преступлениях и наказаниях". Тем не менее " Наказ" является самостоятельным произведением, выразившим идеологию российского " просвещенного абсолютизма".

" Наказ" торжественно провозглашал, что цель власти состоит не в том, " чтобы у людей отнять естественную их вольность, но чтобы действие их направить к получению самого большего ото всех добра". Вместе с тем Екатерина предусмотрительно отмечала: " Для введения лучших законов необходимо потребно умы людские к тому приуготовить". На этом основании она предписывала: " Государь есть самодержавный; ибо никакая другая, как только соединенная в его особе власть, не может действовать сходно с пространством толь великого государства". Вольность в понимании Екатерины означала " право все то делать, что законы позволяют". Свобода в ее представлении вполне сочеталась с неограниченным самодержавием. Таким образом, взгляды императрицы отнюдь не полностью совпадали с идеями Монтескье, мечтавшего об ограниченной, конституционной монархии. Скорее, они приближались к взглядам тех просветителей (в частности Вольтера), которые предпочитали абсолютизм, но с просвещенным монархом. Гарантией от превращения такого монарха в деспота должны были послужить органы управления, стоящие между народом и верховной властью и действующие на основе законности. Идея была заимствована опять-таки у Монтескье, но при этом - совершенно искажена. Французский философ представлял эти " посредующие власти" относительно независимыми от престола, а у Екатерины они создаются и действуют исключительно по воле монарха.

Значительно решительнее императрица высказывалась за реформу судопроизводства. Она отвергала пытки, лишь в исключительных случаях допускала смертную казнь, предлагала отделить судебную власть от исполнительной. Вслед за гуманистами просветителями Екатерина провозглашала: «Горазда лучше преупреждать преступления, нежели наказывать».

Однако все рассуждения о свободе довольно странно звучали в стране, где значительная часть населения находилась в крепостной зависимости, фактически в рабстве. Императрица уже в 1762 г., почти сразу после вступления на престол, издала Манифест, в котором однозначно заявила: " Намерены мы помещиков при их имениях и владениях нерушимо сохранять, а крестьян в должном им повиновении содержать". Указы 1765 и 1767 гг. еще больше усилили зависимость крепостных от их господ.
И все же Екатерина видела в крепостном праве " несносное и жестокое иго", " человеческому роду нестерпимое положение", чреватыми серьезными потрясениями для государства. Правда, и " генеральное освобождение" она считала несвоевременным и опасным, а для " приготовления умов" к освобождению императрица за 34 года своего царствования раздала генералам, сановникам и фаворитам около 800 тыс. казенных крестьян обоего пола, распространила крепостное право на Украину.

В духе " Наказа" проходило и его обсуждение. Еще в период работы над ним Екатерина показывала свое произведение сподвижникам и под влиянием их замечаний сожгла добрую половину написанного. Однако главное обсуждение этого документа намечалось на заседании специальной Комиссии для кодификации законов.

Комиссия начала свою работу 30 июля 1767 г. " Наказ" был выслушан с восхищением, некоторые депутаты даже прослезились. Тогда и было принято решение преподнести императрице титулы Великая, Премудрая, Мать Отечества. Впрочем, когда 12 августа делегация депутатов представилась с этой целью Екатерине, императрица сказала: " Ответствую: на Великая - о моих
делах оставляю времени и потомству беспристрастно судить, Премудрая - никак себя таковой назвать не могу, ибо один Бог премудр, и Матерь Отечества - любить Богом врученных мне подданных я за долг звания моего почитаю, быть любимой от них есть мое желание". Тем не менее, именно с этого момента уже современники будут называть её " Великой".

Хотя комиссия в дальнейшем была распущена, она всё же имела важное значение, так как её члены ознакомили Екатерину с мнениями и желаниями русского общества. Императрица воспользовалась этими сведениями при осуществлении крупнейших реформ, касавшихся губернских учреждений и сословий. Эти действия Екатерины II ещё раз доказывают, что она стремилась к власти, думая больше о развитии государства, чем о власти как таковой.

При Екатерине полностью изменилась судебная система. Она была построена по сословному принципу: для каждого сословия свой суд. Дворян судили верхний земской суд в губернских городах и уездный суд - в уездных. Горожан - соответственно губернский и городовой магистраты, государственных крестьян - верхняя и нижняя судебная расправы. В губерниях создавался совестный суд из представителей трех сословий, который выполнял функции примирительной или третейской инстанции. Все эти сословные суды были выборными. Более высокой судебной инстанцией являлись создаваемые в губерниях судебные палаты - гражданская и уголовная, члены которых не избирались, а назначались. Высшим судебным органом империи был Сенат.

Стремясь создать наиболее реальные гарантии просвещённой монархии, Екатерина II начала работать над жалованными грамотами дворянству, городам и государственным крестьянам. Грамоты дворянству и городам получили законную силу в 1785 г. Жалованная грамота дворянству закрепила за каждым потомственным дворянином свободу от обязательной службы. Они освобождались и от государственных податей, от телесного наказания. За ними сохранялось право собственности на движимое и недвижимое имущество (даже в случае осуждения владельца, дворянские имения не конфисковывались), а также право судиться только равными (т.е. дворянами), вести торговлю, " иметь фабрики и заводы по деревням".

Дворянское общество каждого уезда и каждой губернии закрепляло за собой право периодически собираться, избирать сословных предводителей, иметь собственную казну. Правда, императрица не забыла поставить дворянские собрания под контроль генерал- губернаторов.

Екатерина II внесла существенный вклад в развитие культуры и искусства в России. При Екатерине была создана Российская Академия, Вольное экономическое общество, основано множество журналов, создана система народного образования, основание Эрмитажа, открытие публичных театров, появление русской оперы, расцвет живописи.

Ряд мероприятий эпохи " просвещённого абсолютизма" имел прогрессивное значение. Так, например, основанный по почину Шувалова и Ломоносова в 1755 году Московский университет сыграл огромную роль в развитии просвещения, русской национальной науки и культуры, выпустив большое число специалистов по разным отраслям знаний. В 1757г. начала обучение Академия художеств.

Секуляризация церковного землевладения значительно улучшала положение бывших монастырских крестьян, получивших пашню, луга и другие угодья, на которых они до этого отбывали барщину, избавляла их от повседневных наказаний и истязаний, от службы в дворне и насильственных браков.

Во время правлении Екатерины II творят такие мастера, как Василий Лукич Боровиковский, который приобрел известность портретами императрицы, Державина, многих вельмож, Дмитрий Григорьевич Левицкий, в 60-е годы стол академиком, преподавал в Академии художеств, Федор Степанович Рокотов, который работал вместе с Ломоносовым, написал коронационный портрет Екатерины II, который очень ей понравился.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.