Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Консерватизм




КОНСЕРВАТИЗМ (фр. conservatisme, от лат. conservo — охраняю, сохраняю) — идеологическое течение, настаивающее на постепенности конфигурации общества с учетом закоренелых, оправдавших себя во времени органических коллективных ценностей и традиций. К. является не теорией (даже в ослабленном смысле этого слова), а особенным стилем, либо методом, размышления о соц дилеммах, в рамках которого есть различные, часто остро полемизирующие вместе определенные социальные теории.
К. зародился в Великобритании как конкретная реакция на Французскую революцию 1789. Основателем его был Э. Бёрк, значимый вклад в развитие К. занесли в 19 в. С. Колридж, А. Токвиль, А. Мюллер, Ж. де Местр, Ф. Ламенне, Л. Бональд и др. В первый раз термин «К.» был употреблен в нач. 19 в. фр. писателем Ф. Шатобрианом, давшим заглавие «Консерватор» повторяющемуся изданию. Слово вошло в широкий обиход в Германии в 1830-е гг., в Великобритании оно было принято исключительно в 1930-е гг. К. всегда противостоял, с одной стороны, либерализму, с которым он делил, но, многие принципиальные общие ценности, а с другой — социализму. В кон. 19 в. социализм решительно потеснил не только лишь либерализм, да и К. В 1930-е гг., когда стала ясной гибельность конструктивного социализма, на 1-ый план вышел либерализм, настаивавший на муниципальном регулировании экономики и передаче гос-ву ряда соц функций. Сторонники К. продолжали выступать за свободу рыночных отношений. В 1970-е гг. появился и заполучил воздействие т. н. неоконсерватизм, признающий в принципе необходимость муниципального вмешательства в экономику, но отводящий главную роль рыночным механизмам регулирования. 1980-е гг. стали периодом побед политических партий ограниченной ориентации в почти всех развитых капиталистических странах.
К. можно охарактеризовать как теоретическое осмысление традиционализма — более либо наименее универсальной тенденции к сохранению старенькых образцов, закоренелых методов жизни. К. подразумевает почтение к мудрости протцов, сохранение старенькых моральных традиций, подозрительное отношение к конструктивному преобразованию соц интов и ценностей. К. осознает общество как необыкновенную действительность, имеющую свою внутреннюю жизнь и очень хрупкую структуру. Он убежден, что общество — это живой и непростой организм, и его нельзя перестраивать, как машину.
Филос. предшественниками К. были англ. «моральные философы» Д. Юм, А. Смит и др., считавшие, что социальные ин-ты представляют собой не реализацию каких-либо планов либо проектов, а являются, быстрее, продуктами стихийной, идущей без подготовительного плана деятельности людей и плодами постепенного отбора более действенных форм. К. отторгает «инженерный» взор на общество, согласно которому оно способно сознательно, по заблаговременно составленному проекту держать под контролем и направлять свою эволюцию. К. подчеркивает, что главные социальные ин-ты, моральные традиции и практика капиталистического общества — суверенитет и автономия индивидума, личная собственность и личное предпринимательство, политическая и умственная свобода, демократия и правление права — спонтанно выработаны в процессе культурной эволюции, без к.-л. подготовительного плана. Соц прогресс представляет собой путь проб и ошибок. «Разум у отдельного человека ограничен, и индивидуму лучше пользоваться скопленными в течение веков общим банком и капиталом народов» (Э. Бёрк).
К. как метод мышления тяготеет к определенному мышлению: ограниченный реформизм занимается отдельными деталями, подменой одних единичных причин др. единичными факторами («улучшением») и не стремится к изменению системы как целого с целью устранения неловких фактов. Др. главным признаком, отличающим ограниченное мышление, является трактовка им свободы. Либерализм воспринимает свободу как право личности поступать по своей воле, и сначала как возможность воспользоваться неотъемлемыми правами человека. Свобода индивидума ограничивается при всем этом только аналогичной свободой др. людей. К. не нападает на саму идею свободы, но подвергает сомнению лежащую поглубже идею равенства. Утверждается, что люди принципно неравны, неравны талантом и возможностями, неравны в самом собственном существе. «Свобода состоит не в возможности действовать так либо по другому согласно орбитальным решениям, свобода состоит в возможности сохранить себя и жить в согласовании с глубочайшим существом своей личности» (Ф. Шталь).
Еще одним моментом, разделяющим приверженцев ускоренного прогресса и консерваторов, будет то, что прогрессистская идея охарактеризовывает реальность не только лишь в категории вероятного, но также в категории нормы; ограниченная идея, напротив, пробует осознать реальность как итог воздействия реальных причин и осмыслить норму в категории реальности. «Особый нрав ограниченного переживания явлений в более широком контексте основан на подходе сзади, со стороны их прошедшего. Для прогрессивной мысли все в конечной инстанции обретает свое значение из-за чего-то вне либо над собой, из утопии грядущего или от соотнесения с непознаваемой формой. В свою очередь, консерватор лицезреет всякое значение явления в том, что за ним стоит, либо в прошедшем как эмбрионе эволюции. Там, где приверженец прогресса будет мыслить в категориях норм, консерватор — в категориях зародышей» (К. Манхейм).
Методологически ограниченная критика мышления, основанного на идее естественного права, включала последующие главные моменты: консерваторы поменяли разум, на который повсевременно ссылались их оппоненты, такими понятиями, как «история», «жизнь», «нация»; дедуктивным наклонностям оппонентов консерваторы противопоставили идею иррационального нрава реальности; в ответ на либеральный постулат сущностного сходства индивидов консерваторы выдвинули делему их конструктивного различия; либеральному убеждению, что все политические и социальные инновации имеют универсальное применение, консерваторы противопоставили понятие публичного организма. «Консерватор мыслит категорией «Мы», в то время как либерал — категорией «Я». Либерал анализирует и изолирует разные культурные области: Закон, Правительство, Экономику; консерватор стремится к обобщающему и синтетическому взгляду» (Манхейм).
Современный К. пробует соединить две тенденции: свойственное для традиционного либерализма почтение к свободе отдельного индивидума и классическую для К. защиту таких ценностей, как мораль, семья, религия, закон и порядок и т. д. На данный момент фактически нет самостоятельной незапятанной ограниченной либо либеральной традиции. Направление мысли, называемое в широком смысле либеральным, органически поглотило в себя главные элементы К.
Противоборство социализму, выдвигающему план конструктивного коллективистического (а именно коммунистического) переустройства общества, привело, в конечном счете, к сближению и даже слиянию либерализма и К., всегда остававшихся на позициях защиты главных ценностей современного капиталистического общества.


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.