Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Различия между манипулятивными и актуализирующими отношениями.






Актуализатор сознает и понимает ценность своей неповторимости. Мартин Бубер говорил об этом так:

" Каждый человек является на свет, принося с собой что-то новое, нечто такое, чего прежде не было, нечто оригинальное и единственное в своем роде. И каждый человек обязан... знать и учитывать, что он уникален, что никогда на этом свете не было и не будет никого, подобного ему, потому что если бы это было не так, не было бы нужды и в его появлении. Каждый отдельный человек — нечто новое в этом мире и призван осуществлять в нем свою индивидуальность... Первоочередной долг человека — проявление своих уникальных, беспрецедентных и неповторимых возможностей, но никак не повторение достигнутого, пусть даже это величайшее из достижений".[6]

Бубер описал различие между манипулятивными и актуализирующими отношениями как различие между отношениями " Я-ЭТО" и " Я-ТЫ". На мой взгляд, манипулятивные отношение представляют собой отношения " ЭТО-ЭТО", а актуализационные — отношения " ТЫ-ТЫ". Эта разница очень важна для нас, так как означает, что человек, который относится к другому как к " этому" объекту, вещи, становится другим " этим", другой вещью; а тот, кто видит в другом человеке субъекта, " ты", становится другим " ты".

Таким образом, актуализатором можно назвать человека, который относится к себе и другому как к " ты", то есть как к самодеятельному человеческому существу, обладающему безусловной ценностью, — в противоположность манипулятору, который рассматривает себя и другого как " это", то есть как объект воздействий, вещь среди вещей.

Личность каждого из нас содержит в себе множество возможностей, которые мы можем актуализировать, воплощать в действительность. Некоторые из них мы понимаем и ценим больше, чем другие. Чем больше их мы можем принять и осуществить, тем больше актуализируем себя. И наоборот, чем больше своих сторон мы не желаем принимать, отрицая их ценность, тем большую часть себя вынуждены проецировать вовне и отрекаться от нее, рассматривая как постороннюю себе " вещь". Соответственно, у нас возникает ощущение необходимости манипулировать этой " вещью".

Будучи не в состоянии ценить себя таким, каков он есть, манипулятор чувствует себя непонятым, непризнанным и недооцененным. Чем больше он себя обесценивает, тем большую часть себя он вынужден отрицать, не принимать и обходиться с ней как с " вещью". И когда мы совершаем нечто, не соответствующее нашим ценностям или нашим представлениям о себе, то говорим: " На меня словно что-то нашло" или: " Это на меня не похоже". Вскоре такая тенденция самоотрицания и неприятия распространяется на все сферы жизни. Когда наша любимая команда проигрывает очередной матч, она уже не может быть " нашей командой" и становится " ими", " этими" или просто " толпой лентяев". Подобным же образом возлюбленная превращается в " склочную бабу", а муженек — в " толстосума" или " диктатора". Когда чувствуешь себя " вещью", окружающие тоже становятся " вещами".

Напротив, актуализируя, воплощая свои потенциальные возможности в действительность, вы принимаете себя и других, так что необходимость в манипуляции, контроле, " приведении в норму" отпадает. Вы действуете, исходя из позиции самоценности, а не неполноценности. Полагая себя достойным существом, " ты", а не " вещью", вы и в других будете видеть " ты".

Манипулятор же исходит из ощущения собственной неполноценности, распространяя ее на всех представителей рода человеческого. Он уверен, что эту неполноценность можно преодолеть только путем борьбы с собой (" плохими" частями себя) и окружающими. Для него жизнь — это борьба, которая требует специально разработанной стратегии и тактики, овладения приемами и играми, необходимыми для выживания. Когда он терпит поражение в схватке или соревновании, то чувствует, что потерял все. В отличие от него, актуализатор рассматривает жизнь не как битву, а как процесс постоянного роста, в котором признание окружающих не нужно завоевывать, так как по мере развития человека оно естественным образом приходит к нему само.

Здесь я выскажу, возможно, самую главную мысль этой книги: манипулятор — это многогранная личность, разные стороны которой находятся в антагонистическом противоречии, тогда как актуализатор — это многогранная личность, стороны которой дополняют друг друга.

На рис.2 личность актуализатора представлена в виде комбинации четырех взаимодополняющих потенциалов, которые развиваются, как правило, из первоначально манипулятивных тенденций...

Попирающий Попираемый
Диктатор → Лидер Тряпка → Сопереживающий
Калькулятор → Почтительный Прилипала → Понимающий
Хулиган → Борец За Права Славный Парень → Попечитель
Судья → Выразитель Защитник → Гуру

Рис. 2. Типы актуализаторов.

1. Из Диктатора может развиться ЛИДЕР, который ведет за собой людей, а не диктует, куда им идти. Он обладает силой, но не стремится подавлять.

Из дополняющей Диктатора Тряпки может получиться СОПЕРЕЖИВАЮЩИЙ, который не только сознает свои слабости, но с пониманием относится к слабостям других. Такой человек умеет не только говорить, но и слушать. Он может быть требовательным, однако признает тот факт, что человеку свойственно ошибаться.

Актуализатор объединяет в себе способность как руководить людьми, так и сопереживать им. Он твердо стоит на своем и прислушивается к тем, кто его окружает.

2. Из Калькулятора развивается ВНИМАТЕЛЬНЫЙ, который видит и уважает в себе и других личные особенности, а не пользуется ими в целях эксплуатации и манипуляции.

Дополняющей стороной Внимательного может стать ПРИЗНАТЕЛЬНЫЙ, который не просто зависит от других, но высоко ценит их труд и мастерство, — в отличие от Прилипалы, который не уважает труд тех, за чей счет существует, вечно недоволен ими и требует от них большего.

Актуализатор объединяет в себе ясное сознавание личных особенностей и уважительное к ним отношение.

3. Из Хулигана развивается НАПОРИСТЫЙ. Он рад достойному противнику, он прям и откровенен, но не жесток и не стремится подавить его, подобно Хулигану. Такой человек ставит перед собой цель и движется к ее осуществлению.

Дополняющей противоположностью Напористому выступает ЗАБОТЛИВЫЙ, в котором нет заискивающей услужливости Славного Парня, — он действительно расположен к людям, дружелюбен и способен на глубокую любовь к ближнему.

Актуализатор объединяет в себе напористость и заботу. Он энергичен в отношениях с людьми, и в то же время способен заботливо относиться к их нуждам.

4. Из Судьи развивается ВЫРАЗИТЕЛЬ, способный твердо и ясно выражать свои убеждения, не осуждая и не унижая при этом других.

Дополняющей стороной Выразителя выступает ПРОВОДНИК; в отличие от Защитника, он не оправдывает всех подряд и не наставляет их на " путь истинный", но мягко помогает каждому найти свой собственный путь.

Актуализатор интегрирует способность выражать себя и открывать другим людям глаза на их путь. Он думает не за них, а вместе с ними. Выражая свою позицию, он помогает людям осознать их собственную, предоставляя им право самостоятельно определиться в том, чего они хотят от жизни.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.