Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Уроки письменноречевой деятельности






Письменная речь тоже является важнейшей глобальной способностью, открывающей перед Ребёнком широкие воз­можности для его многогранной духовной, культурной, по­знавательной жизни, для обогащения общения. Если не вы­ращивать и не развивать её с помощью целенаправленного содержания и методики, то тем самым будет задержано рас­крытие в Ребёнке других возможностей, которые могут про­явиться с помощью письменной речи, и, кроме того, спон­танно возникшая письменная речь будет страдать от непол­ноты, несовершенства, может быть, от слабой мотивации.

Сложившаяся методика обучения письму уводит детей от этой способности, отодвигает её возникновение на " потом" или же подменяет суть развития письменной речи обучением сумме таких навыков, которые хотя и участвуют в письмен­норечевой деятельности, однако не создают письменную речь (каллиграфия, орфография, пунктуация). Традиционная ме­тодика основное внимание уделяет навыку письма и ошибоч­но полагает, что навыки письма вместе с развитой устной речью без особых трудностей породят письменноречевое уме­ние. Однако в силу резких различий между устной и письмен­ной речью такая возможность лишена гарантии.

Самыми отличительными свойствами письменноречевой деятельности являются: отвлечённость от ситуации и собе­седника; лишение экспрессии и звучания; развёрнутость, ло­гичность, полнота и завершённость; многократная замедлен­ность оформления на бумаге мыслей и необходимость задер­живания в голове возникших мыслей; отдалённость мотивов.

По сравнению с письменной речью устная речь характе­ризуется диаметрально противоположными качествами. Если устную речь считать арифметикой, то письменная речь будет алгеброй речи (Л.С. Выготский).

В Школе Жизни вопрос о выращивании и образовании письменноречевой способности у детей решается на базе специфической программы и методики, схема которых предстаёт в следующем виде (некоторые пункты едины для выращивания познавательного чтения и письменной речи; здесь они повторяются для представления целостной карти­ны схемы):

* объективация речевой действительности, слова и смысловых единиц;

* овладение способом структурного анализа звукового состава слова и его графического изображения с помощью условных знаков (кружочков);

* овладение способом структурного анализа словесного состава смысловой единицы и её графическое изображение с помощью условных знаков (коротких горизонтальных линий или полосок);

* " письмо" слов и предложений (квазиписьмо) с помощью условных графических знаков;

* " письмо" предложений о собственных впечатлениях, переживаниях, интересах и т.д.;

* " письмо" с помощью букв и условных графических знаков.

В Школе Жизни письменноречевая способность даёт свои первые плоды в феврале-марте, когда дети в состоянии напи­сать маленькие рассказы о своих впечатлениях, отношениях, радостях, огорчениях. В конце первого класса эта способность находится уже в стадии активного созревания и функциониро­вания. Этот результат может возникнуть на 3—4 месяца рань­ше, если дети прошли образовательный курс подготовительной группы или нулевого класса Школы Жизни. В дальнейшем со­держание письменноречевой деятельности расширяется и уг­лубляется. Она часто направляется на познание Ребёнком са­мого себя, на оценку своих взаимоотношений с близкими и друзьями, с действительностью, на совершенствование своего характера. С помощью письменной речи дети размышляют о разных волнующих их проблемах, философствуют, мечтают, занимаются литературным творчеством. Письменная речь ста­новится светильником души, одной из форм духовной жизни.

Дальнейшее выращивание и образование письменнорече­вой деятельности происходит примерно по следующему со­держанию:

* письмо рассказов по картинкам;

* развитие умений: задерживать мысль в голове при её изло­жении на бумаге; подбирать слова для точного, образного выражения мысли; строить правильные конструкции пред­ложений; иметь в виду возможного читателя; размышлять письменно; править текст; чувствовать необходимость сти­листики;

* письмо сочинений на свободные темы, сочинение расска­зов, сказок, стихотворений, басен;

* выпуск книг с собственными произведениями; запись дневников;

* выпуск газет;

* письмо отзывов, рецензий; письменноречевые размышле­ния о себе, о близких, о явлениях жизни;

* письма к близким, к друзьям; знакомство по переписке;

* написание докладов для школьных " научных" обсуждений и т.д.

Вокруг Ребёнка создаётся читательская среда: ребята, учи­теля, близкие люди проявляют интерес к его книгам, сочи­нениям, докладам, газетам, читают их, высказывают своё мнение. Читательское окружение и отношение делает мотив письменноречевой деятельности для Ребёнка актуальным.

Уроки письма заряжаются творческой атмосферой, воца­ряется тишина, которая не нарушается даже учителем; в иных случаях вместе с детьми сочинение пишет учитель, потом де­ти обсуждают его работу.

Некоторые составные письменноречевой деятельности выращиваются и развиваются в плане устной речи (подбор слова, логичность и полнота текста, стилистика речи, хране­ние мыслей и др.), то есть развитие устной речи в какой-то степени происходит на основе письменной речи. Это даёт двой­ной результат: во-первых, убыстряется становление письмен­ной речи, во-вторых, более качественно развивается сама устная речь, так как " алгебра речи" предоставляет свои бо­лее совершенные способы " арифметике речи".

В Школе Жизни такие виды письма, как диктант, списы­вание, письменные ответы на вопросы, письмо заученных текстов, пересказ " своими" словами и др., ограничены и при­обретают служебную роль, как неэффективные для развития самой письменной речи. Письменноречевая деятельность есть форма проявления, развития, утверждения личности в Ребёнке, а эти виды письма далеки от такой цели.

Письменноречевая деятельность требует навыка скорого и разборчивого письма. Становление этого навыка происходит в связи с такими видами упражнений, которые включают в себя элементы письменноречевой (а вначале квазиписьменноречевой) деятельности, то есть графика письма вырабаты­вается не как самостоятельный навык, а как составной и под­чинённый элемент глобального умения письменноречевой дея­тельности. Эта задача в Школе Жизни решается с помощью специальных письменных упражнений, которые включают в себя задачи письменноречевого характера с выполнением уп­ражнений, связанных с формированием навыка письма. Та­кого рода задачи, которыми предваряются упражнения по овладению основными графическими движениями и внут­ренней структурой рукописного шрифта (а не письмом эле­ментов букв), даются детям в тетрадях на печатной основе.

В Школе Жизни поддерживается письмо левой рукой у детей-левшей.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.