Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Феномен потери эффективности коронных атакующих действий






 

Как показали исследования, достаточно широкое распространение имеет явление утраты эффективности излюбленных атакующих дейст­вий. Причем борцу не всегда удается ее компенсировать за счет других атакующих действий, и это приводит, как правило, к снижению спортивных результатов. В этой связи перед тренером стоит задача осуществлять контроль за эффективностью излюбленных атакующих действий. У ведущих спортсменов коэффициент эффективности ко­ронной атаки находится в пределах 80-100%. Статистически достовер­ное снижение этого показателя служит основанием для глубокого анализа причин этого явления, устранения их и восстановления эф­фективности атак.

Как правило, деавтоматизация атакующих действий связана с нарушением 1-й и 2-й фаз действий. Снижение эффективности опе­раций, направленных на подготовку удобной ситуации, обусловливает выход временных характеристик ведущей фазы — фазы подведения собственной опоры под общий центр масс системы двух борцов — за рамки оптимальной вариативности и приводит к распаду всего дейст­вия. Поэтому расширение круга операций, направленных на подготов­ку ситуаций, удобных для проведения конкретного атакующего действия (наряду с целевыми установками на проведение действия в поединках с различными партнерами в разнообразных психических и физических состояниях), позволит разнообразить операционный со­став 1-й фазы, стабилизировать 2-ю фазу и тем самым препятствовать процессу деавтоматизации всего действия.

Реализация поставленных задач осуществляется посредством ин­дивидуальной программы совершенствования спортсмена, которая составляется на каждый учебно-тренировочный сбор.

При утрате эффективности излюбленного атакующего действия совершенствование спортсмена условно разбивается на 2 этапа. Ос­новной целью 1-го этапа является стабилизация фаз подготовки удоб­ной ситуации и подведения собственной опоры под общий центр масс. Эта цель определяет методическую направленность занятий, которые проводятся три раза в день. На утренней тренировке спортсмен вы­полняет комплекс имитационных и подводящих упражнений для развития скоростно-силовых качеств мышц, участвующих в проведе­нии конкретного действия, а также для повышения четкости и быстроты выполнения отдельных фаз действия. Эта же задача решается в подготовительной части занятий на ковре. В основной части занятий на ковре перед спортсменом ставятся 2 задачи: 1) овладеть всеми способами подготовки ситуации, удобной для проведения конкретного действия; 2) овладеть на базе разученных способов тактической под­готовки различными вариантами проведения атакующего действия.

Целью 2-го этапа является дальнейшая стабилизация фазы подве­дения собственной опоры под общий центр масс системы двух борцов, а также повышение устойчивости борца к сбивающему воздействию утомления, защиты соперника и других факторов. Для этого широко применяется метод заданий. Спортсмену предлагается выполнять из­любленное атакующее действие:

а) в поединках с соперниками различного роста и веса;

б) в ходе учебно-тренировочных поединков, проводимых в макси­мально высоком темпе;

в) на фоне прогрессирующего утомления;

г) в поединке с соперником, имеющим задание — не дать провести ни одной атаки;

д) в поединке с основным конкурентом.

Необходимо подчеркнуть, что в ходе 2-го этапа совершенствования в зависимости от индивидуальных особенностей партнеров перед спортсменом ставится задача проводить излюбленное атакующее дей­ствие с тем или иным способом тактической подготовки.

Как правило, при утрате эффективности излюбленного атакующего действия совершенствование спортсмена по индивидуальной програм­ме приносило эффект после ее применения на одном-трех сборах.

Педагогические наблюдения и анализ видеозаписей показал, что у В. Юмина в сезоне 1973/74 гг. резко снизилась эффективность бросков «мельницей», хотя прежде они приносили ему большое число выиг­рышных баллов. Особенно резкое снижение эффективности данного атакующего действия было обнаружено на Кубке СССР 1974 г. Для спортсмена была разработана индивидуальная программа совершенст­вования бросков «мельницей». Об эффективности использованных средств и методов совершенствования свидетельствует достоверное увеличение эффективности бросков «мельницей» в ходе учебно-тре­нировочных, тренировочных и контрольных поединков, а также со­ревнований. Уже участие в Тбилисском международном турнире в феврале 1975 г. показало, что эффективность коронного приема по сравнению с ноябрем 1974 г. имеет отчетливую тенденцию к повыше­нию, а на VI Спартакиаде народов СССР (1975 г.) эффективность достигла достоверного увеличения. Впоследствии индивидуальная ра­бота с В. Юминым продолжалась, и он завоевал все имеющиеся в спортивной борьбе высшие титулы.

Аналогичным образом индивидуальное совершенствование отдель­ных атакующих действий проводилось и с другими спортсменами. Такой подход позволяет оперативно выявлять слабые звенья в техни­ко-тактическом арсенале спортсменов и максимально быстро устра­нять обнаруженные недостатки.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.