Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основываясь на общеизвестных методических требованиях, хотелось бы дать еще несколько рекомендаций.






Словесные рекомендации взрослого должны быть четки­ми, предельно ясно сформулированными и краткими.

Педагогу ни в коем случае нельзя повышать голос, ругать ребенка за неправильно выполненное задание: это может вы­звать у него чувство неуверенности и тревожности.

Ошибки не исправляются, педагог (или родители) лишь указывают на них, предлагая ребенку самому решить, как сделать правильно.

Ребенка необходимо хвалить даже тогда, когда успехи его минимальны, при этом хвалить так, чтобы другие дети не испытывали дискомфорта, не чувствовали, что их так или иначе сравнивают с другими, ставят в пример.

Столы для работы должны быть удобны и соответствовать росту детей. Свет должен падать с левой стороны. Взросло­му следует следить за позой ребенка.

Для работы понадобятся: тетради в клеточку, простые и цветные карандаши, ручки.

Следите за тем, чтобы Ваши воспитанники не исправля­ли ошибки, зачеркивая или стирая ластиком, правильно дер­жали карандаш (ручку), не обводили линии два раза, акку­ратно хранили письменные принадлежности.

Работая по предлагаемой нами методике, помните: мы да­ем лишь суть и последовательность заданий. Как их назы­вать, какие игровые приемы, методы поощрения, сюрприз­ные моменты и даже варианты графических упражнений использовать в работе с детьми, — дело Вашей инициативы, творчества.

 

 

Первое занятие желательно построить следующим обра­зом.

Нарисуйте в тетради в клеточку четыре квадрата.

Покажите их детям. Задайте следующие вопросы: как на­зывается эта фигура? Сколько у нее сторон? Покажите ле­вую сторону, правую, верхнюю, нижнюю сторону? Сколько углов у квадрата? Покажите верхний правый угол, верхний левый, нижний правый, нижний левый угол. Сколько ма­леньких квадратов-клеточек в большом квадрате? Сосчитай­те их. Аналогично рассматриваются второй и третий квадра­ты. Далее внимание детей обращается на последний квадрат: какой он маленький, сколько у него сторон, сколько углов. Дети должны показать и назвать их, поставить точку в цен­тре квадрата-клеточки.

Взрослый обобщает: первые три квадрата состоят из ма­леньких квадратов-клеточек, а последний, самый маленький, сам представляет собой клеточку — он так и называется «кле­точка». Предлагает детям рассмотреть лист тетради (он весь разрисован клеточками) и найти клеточки в нижней части листа, в центре и т.д. Если дети испытывают затруднения, предложите им обвести цветными карандашами 20—30 кле­точек, найти все красные клетки, все синие, одну зеленую и т. п. Затем самим нарисовать несколько клеточек и только после этого приступать к занятиям.


Детям в тетрадях даются образцы (см. рисунки). Дети вни­мательно их рассматривают и слушают словесную инструк­цию взрослого: «Смотри на начало строки и делай так же до ее конца».

Задание 1


 


Задание 2

Задание 3

Примечание. Если дети испытывают трудности при выпол­нении этого задания, предложите им игру «Иду по следу». Поставьте простым карандашом точки в каждой клеточке до конца строки. Предложите детям пофантазировать: «По этой дорожке прошел нарушитель границы и оставил еле заметные следы. Вы пограничники и должны обнаружить нарушителя, идя по его следам. Возьмите цветной карандаш и поставьте им точки на месте следов нарушителя».


Задание 4



 


Задание 5




Примечание. Словесную инструкцию взрослый подкрепля­ет показом выполнения задания на доске, сопровождая его ритмичным счетом: «Раз, два, три. Окошко. Раз, два, три. Окошко» и т.д.

Задание 6

Задание 7

Задание 8



Задание 9

Задание 10

* * *

Примечание. Обратите внимание: если ребенок научится видеть и отмечать центр клеточки раньше (до 10-го задания), часть предлагаемых заданий можно не давать.

Задание 11

Примечание. При выполнении 11-го задания целесообраз­но дать детям более развернутую инструкцию: «Найди уго­лок клетки и поставь в нем точку. Следующую точку поставь точно под ней, следующую — напротив верхней и так даль­ше: вверху, внизу, вверху, внизу...». Умение фиксировать уго­лок клетки готовит ребенка к следующему блоку заданий — «Палочка» (соединяя верхнюю и нижнюю точки, мы фикси­руем сторону клетки).


 

Задание 12

 


Задание 13

Задание 14



Задание 15

Примечание. Если дети научатся видеть и фиксировать угол­ки клетки быстро, можно задания 12-15 опустить.

Задание 16

Примечание. Давая словесную инструкцию, обратите вни­мание детей на то, что поставленная точка делит сторону клеточки пополам.


Задание 18


 

Задание 17


Работая над блоком «Точка», помните о том, что самое главное — научить детей видеть и фиксировать центр кле-точки, ее угол и сторону. Обращайте особое снимание на то, чтобы дети не рисовали маленькие кружки, а ставили точ-ки. Если детям трудно выполнять задания этого блока, пе-реходите к следующему, но по мере выполнения заданий бло-ка «Палочка» возвращайтесь к заданиям первого блока.









Задание 19

Задание 20

Задание 21

Задание 22

Задание 23

Задание 24

Задание 25



Примечание. Это задание обязательно должно сопровож­даться показом его выполнения на доске с тем, чтобы ребе­нок научился видеть пространство клеточки и делить его по­полам.


Задание 31


Задание 32


Задание 33


Задание 34


Задание 35


Задание 36


 

Задание 30


БЛОК «ПАЛОЧКА»

Задания в этом блоке выполняются также, как в блоке «Точка».


Задание 27

Задание 26

Примечание. Выполняя задание, дети повторяют вслед за взрослым: «Палочка, точка вверху, точка внизу; палочка, точ­ка вверху, точка внизу...», тем самым они постепенно приоб­ретают умение диктовать самим себе.


Задание 29


 

Задание 28


БЛОК " ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ФИГУРА"

Все задания этого блока, как и предыдущих, выполняют­ся по образцу, данному в тетради.


Задание 39


Задание 38

Примечание. Прежде чем дети начнут выполнять задание, обратите их внимание на элементы, из которых состоит пред­лагаемый им образец: две наклонные вправо палочки — на­искосок, точка в центре клеточки и т.д. Слыша словесную инструкцию и видя образец, ребенок учится распределять внимание, а выполняя задание — управлять своими дейст­виями.


 

Задание 40



Задание 37

Работая над заданиями блока «Палочка», обращайте вни­мание на свою речь: употребляйте не «примерные» названия, а точную терминологию: вертикальная палочка, горизонталь­ная палочка, наклонная влево, наклонная вправо.

Выполнив 37 заданий, дети должны научиться видеть кле­точку, определять ее центр, угол и сторону (задания перво­го блока), проводить вертикальные, горизонтальные палоч­ки, палочки с наклоном, делить клеточки пополам по вертикали и горизонтали (задания второго блока).


Задание 44

Задание 45



 


Задание 46



 


Задание 47



 


Примечание. Выполняя это задание, дети учатся изобра­жать ломаную линию непрерывно, поэтому на образце обя­зательно стрелочками укажите направление начертания ли­нии. То же самое обязательно в заданиях 48 и 49.

Задание 48

Задание 49


Задание 41

Примечание. Обратите внимание: на образцах заданий 40 и 41 проставлены цифры, обозначающие необходимую после­довательность выполнения заданий, — это очень важно.

Задание 42

Примечание. С задания 42 вводится новое для детей поня­тие — штриховка. Необходимо объяснить последовательность ее выполнения: 1 — делим клеточку пополам по диагонали, получились два треугольника; 2 — делим каждый из них на­клонной линией; 3 — рисуем наклонные линии в промежут­ках между уже нарисованными.

Задание 43

Примечание. Появляется новый для детей элемент — па­лочка длиной две клеточки. Обратите их внимание на нее в словесной инструкции.


ки («выглянуло солнце»), потом рисуем уголок («набежала тучка»).


Задание 56


Задание 57


Задание 58


Задание 55

Примечание. Перед выполнением этих заданий предложи­те детям сосчитать клеточки, определить направление линий и последовательность их начертания.


 

Задание 59


Задание 50



 


Примечание. См. рекомендации к заданию 42. Задание 51



 


Примечание. Вертикальной штриховке учим так же, как учи­ли наклонной, т. е. в определенной последовательности; раз­делить квадрат пополам вертикальной линией, каждый из двух получившихся прямоугольников разделить пополам вер­тикальной линией, начиная с левого прямоугольника и т.д.

Задание 52



 


Задание 53

Задание 54

Примечание. Не забывайте стрелочками указывать направ­ления движений руки при выполнении заданий. Порядок вы­полнения задания 54: сначала ставим точку в середине клет-


Задание 67



 


Задание 68



 


Задание 69



 


Задание 70



 


Задание 71

Задание 72




Задание 73









Задание 60

Задание 61

Задание 62

Задание 63

Задание 64

Задание 65

Задание 66










Задание 77

Задание 78

Задание 79

Задание 80

Задание 81

Задание 82

Задание 83



 


Задание 74

Задание 75

Примечание. Выполнив 75 заданий (с учетом дифференци­рованного подхода, основанного на индивидуальных отли­чиях детей), дети должны усвоить достаточно графических умений, научиться ориентироваться на плоскости, понимать словесную инструкцию взрослого, работать с опорой на зри­тельный образец, организовывать свою самостоятельную де­ятельность, что позволяет приступить к графическим дик­тантам — сначала по зрительному образцу, потом по восприятию на слух.

Задание 76

Примечание. Предложите детям внимательно рассмотреть узор на доске. Ведя указкой по линиям, медленно говорите: «Клеточка вправо, клеточка вверх, клеточка вправо, клеточ­ка вниз, клеточка вправо и т.д.» Потом предложите рассмо­треть образец в тетради и спросите: «Можете ли вы продол­жить узор сами?» Если ребенок (каждый в отдельности) ответит утвердительно, он начинает работать. Если испыты­вает затруднения, повторите словесную инструкцию и нари­суйте в его тетради еще два фрагмента узора (время работы не более 2 минут).


Задание 89


Задание 90


Задание 91


Задание 92


Задание 93


 

Примечание. Обязательно покажите ребенку последователь­ность выполнения задания, чтобы он не рисовал в произ­вольном порядке треугольники, — принцип работы показан на рисунке (см. ниже).






Задание 84

Задание 85

Задание 86

Задание 87

Задание 88

Примечание. Ребенок выполняет эти задания по образцу, данному в его тетради, и словесной инструкции, обращен­ной индивидуально к нему.


Задание 100



 


Задание 101



 


Задание 102



 


Задание 103



 


Задание 104

Задание 105








Задание 94

Задание 95

Задание 96

Задание 97

Задание 98

Задание 99



Задание 111

Примечание. Последовательность выполнения этого зада­ния обозначена цифрами на образце. Словесная инструкция не требуется.





Задание 106

Задание 107

Задание 108

Задание 109

Примечание. Последнее задание готовит ребенка к выпол­нению следующего, в котором остается лишь соединить на­клонными линиями углы клеток, — получится «стеклянный куб».


 

Задание ПО


Задание 116



 


Задание 117



 


Задание 118

Задание 119






Задание 120

Задание 121

Задание 122



БЛОК «ДУГА»

Выполняя задания этого блока, ребенок ориентируется только на графический (зрительный) образец в тетради — взрослый словесных инструкций не дает. Может помочь, но только в том случае, если ребенок испытывает затруднения. Целесообразно предложить детям дополнительное задание на развитие воображения: самим придумать названия для пред­лагаемых заданий.


Задание 113


Задание 114


Задание 115


 

Задание 112








Задание 130

Задание 131

Задание 132

Задание 133

Задание 134

Задание 135










Задание 123

Задание 124

Задание 125

Задание 126

Задание 127

Задание 128

Задание 129



БЛОК «ПРЕДМЕТНАЯ ФИГУРА»

Задания этого блока можно вводить после того, как дети, быстро схватывающие новый материал и хорошо его усваи­вающие, выполнят задания блока «Геометрические фигуры».

Прежде чем дети приступят к выполнению заданий, т.е. копированию предлагаемых рисунков, познакомьте их со сле­дующими правилами.

1. Внимательно рассмотреть образец и определить, из ка­ких линий (палочек), геометрических фигур и дуг он состоит.

2. Определить (сосчитать) количество этих элементов.

3. Решить, с чего (с какого элемента) лучше начать.

 

Задание 140. «Тележка»


Задание 136

Задание 137

Задание 138

Задание 139


Задание 144. «Гриб»



 


Задание 145. «Огурец»



 


Задание 146. «Окно»



 


Задание 147. «Неваляшка»



 


Задание 148. «Узор»





Задание 141. «Часы-ходики»

Задание 142. «Зонтик»

Задание 143. «Цыпленок»







Задание 153. «Кошечка»

Задание 154. «Бабочка»

Задание 155. «Катушки»

Задание 156. «Паровоз»



Задание 149. «Узор»

Задание 150. «Цветок»

Задание 151. «Девочка-куколка»


 

Задание 152. «Лес»





Задание 160. «Кот»

Задание 161. «Избушка»

Задание 162. «Карандаш»






Задание 157. «Самосвал»

Задание 158. «Ракета»

Задание 159. «Пароход»






Задание 166. «Озорник»

Задание 167. «Пеликан»

Задание 168. «Муравей»






Задание 163. «Гусеница»

Задание 164. «Девочка»

Задание 165. «Лошадь»



Задание 171. «Инопланетянин, робот»


 

Задание 172. «Овечка»


Задание 169. «Заботливый скворец»

 

Задание 170. «Буратино»


БЛОК «УГАДАЙКА»

Задания этого блока кроме конкретной цели — подготов­ки руки ребенка к письму — направлены на решение одной из важнейших задач дошкольного обучения — развитие ум­ственных способностей, умения рассуждать, делать выводы, фантазировать.

Взрослый рисует в тетради ребенка геометрическую фигу­ру, часть какого-то задуманного им предмета и т.д. и пред­лагает подумать и решить, что это может быть, нарисовать или назвать возможный предмет (вещь, животное, явление природы и т.п.).

Помощь взрослого не исключается: ведь от ребенка тре­буются не только определенные графические навыки, но и знание того, из каких форм состоят знакомые ему предметы.


Задание 175


 

Задание 174


Задание 173. «Штангист»








Задание 182

Задание 183

Задание 184

Задание 185

Задание 186

Задание 187









Задание 176

Задание 177

Задание 178

Задание 179

Задание 180

Задание 181









Задание 194

Задание 195

Задание 196

Задание 197

Задание 198

Задание 199









Задание 188

Задание 189

Задание 190

Задание 191

Задание 192

Задание 193



БЛОК «СОПРОВОЖДЕНИЕ»

Задания этого блока направлены на закрепление и совер­шенствование умений, в той или иной степени формируе­мых при выполнении заданий всех блоков предлагаемого на­ми пособия, т.е. умений слушать инструкцию (словесную) взрослого и выполнять задание в соответствии с ней.

Чтобы дети эффективнее усваивали способы выполнения графических диктантов, взрослый должен хорошо знать ос­новные правила «диктовки».

1. Обязательно называйте количество диктуемых элемен­тов (например, две клеточки вправо, одна клеточка вниз).

2. Не называть количество элементов можно в одном-един-ственном случае: если подряд следуют, например, одна кле­точка вниз и одна клеточка влево.

3. Диктуйте медленно, четко называя все элементы и их количество.

Перед выполнением предлагаемых в этом блоке графиче­ских диктантов поработайте с детьми над упражнениями так называемой «мозговой гимнастики», предложенной в посо­бии Н. П. Локаловой «90 уроков психологического развития младших дошкольников».

1. Активизация руки. Это упражнение улучшает зрительно-моторную координацию. Вытянутую вверх правую руку при­жать к уху, другой рукой обхватить локоть поднятой. Мед­ленно выдохнуть воздух через сжатые губы и одновременно с силой толкать кисть правой руки левой рукой вперед, на­зад, к себе, от себя.

2. «Шапка» для размышлений. Это упражнение активизи­рует внимание, улучшает ясность восприятия. Надеть «шапку»,


Задание 200

Задание 201

Задание 202

Задание 203








Диктант 4

Диктант 5

Диктант 6

Диктант 7

Диктант 8

Диктант 9



т. е. очень осторожно загнуть уши от верхней точки до моч­ки (3 раза).

Первые 12 графических диктантов даются с опорой на сло­весное и зрительное восприятие, а последующие — с опорой только на зрительный образец.

Перед выполнением заданий вспомните с детьми основ­ные графические навыки, усвоенные ими на предыдущих за­нятиях, а также понятия «лево» и «право». Первый диктант проводится с участием детей. Например, взрослый напоми­нает: линия не должна прерываться. Спрашивает: «С чего мы начинаем? (Ответы детей. С определения точки начала узо­ра.) Если я скажу: провести две клеточки вверх, что вы сде­лаете? (Ответы детей.) А если две клеточки вправо? (Отве­ты детей.)» И т.д.

Во всех диктантах узор должен быть повторен 3—4 раза.

При оценке работ детей отмечайте прежде всего их досто­инства, не исправляйте неточности, а лишь указывайте на них.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.