Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глоссарий. Акшобхья (тиб. mi skyod pa, Непоколебимый) – один из Пяти дхьяни‑Будд, главный Будда в восточном семействе






 

Акшобхья (тиб. mi skyod pa, Непоколебимый) – один из Пяти дхьяни‑ Будд, главный Будда в восточном семействе. Он синего цвета, сидит в позе Будды Шакьямуни, касаясь земли правой рукой. Его Чистая страна называется Нгёнга (mngon dga'), Сфера подлинной радости.

Алмазный путь – один и переводов санскритского слова «Ваджраяна», обозначающего наивысший уровень Учения Будды, ведущий к Просветлению очень быстро, – иногда, как в случае Миларепы, даже за одну жизнь. Основываясь на философии Махаяны и поучениях о единой природе Будды, свойственной всем существам, Алмазный путь в качестве методов развития применяет тантрические медитации – методы отождествления с Просветлением, преобразования обыденного восприятия в чистое. В тибетском буддизме рассматривается как часть Великого пути, или Махаяны, или как отдельная колесница. Синонимы: Мантраяна, Тантраяна или буддийская Тантра.

Ануттарайога‑ тантра (тиб. rnal 'byor bla na med pa'i rgyud) – см. Четыре класса тантр.

Бодхисаттва (тиб. byang chub sems dpa') – 1) человек, практикующий Махаяну или Ваджраяну и достигший Освобождения, то есть растворивший первую, эмоцинальную завесу ума. Строго говоря, такие Бодхисаттвы считаются еще не полностью просветленными. Они поднимаются по ступеням постижения, на санскрите называемым «бхуми» (тиб. sa). Постепенно устраняя вторую, интеллектуальную, завесу, в конце пути Бодхисаттвы становятся Буддами. 2) В более общем смысле это любой, кто дал так называемое обещание Бодхисаттвы – обет достичь Просветления и привести к нему всех существ, – независимо от того, на какой ступени развития такой человек находится.

Будда (тиб. sangs rgyas) – название просветленного состояния ума. «Санг» означает «полностью очищенный» от всех завес, омрачающих ум. «Гье» означает «полное раскрытие» всех качеств ума, к которым относятся бесстрашие, бесконечная радость, безграничное сочувствие, мудрость и активность для блага всех существ. Исторический Будда Шакьямуни является Буддой нашего времени, четвертым (по некоторым источникам – шестым) из тысячи исторических Будд нашей эпохи. Каждый исторический Будда начинает новый период культурного расцвета, в течение которого доступна Дхарма.

Будда‑ активность (тиб. phrin las) – действия, которые Будды и Бодхисаттвы совершают из сочувствия для блага всех существ. В Алмазном пути упоминаются четыре вида просветленных действий: умиротворяющие (zhi ba), обогащающие или увеличивающие (rgyas pa), очаровывающие (dbang) и защищающие (drag pa).

Ваджрадхара (тиб. rdo rje 'chang, Держатель Алмаза) – внеисторический Будда, стоящий у истоков линии передачи Кагью и передаваемых в ее рамках поучений.

Ваджраяна (тиб. rdo rje theg pa) – см. Алмазный путь.

Вайрочана (тиб. rnam par snang mdzad) – один из Пяти дхьяни‑ Будд, главный Будда в центральном семействе. Он белого цвета и сидит в позе лотоса, держа руки в мудре обучения. Его Чистая страна называется Огмин.

Великая печать – Махамудра, путь непосредственного постижения природы ума в традиции Кагью.

Вималамитра (VIII в.) (тиб. dri med bshes gnyen) – буддийский ученый из Индии, стоявший у истоков тибетской традиции Ньингма.

Восемь благоприятных символов (тиб. bkra shis rtags brgyad) – лотос (pad ma), драгоценное колесо (khor lo), ваза (bum pa), плывущие золотые рыбки (gser nya), белая раковина (dung dkar), бесконечный узел (dpal be'u), драгоценный зонт (gdugs dan), знамя победы (rgyal mtshan).

Восемь мирских забот (тиб. 'jig rten gyi chos brgyad) – восемь пар факторов, от которых зависит обычный человек: приобретение и утрата (rnyed pa dang ma rnyed pa), слава и забвение (snyan grags dang ma grags), хвала и хула (bstod pa dang smad pa), удовольствие и боль (bde ba dang sdug bsngal).

Встреча матери и сына (тиб. ma'i 'od gsal dang bu’i 'od gsal) – слияние ума («сын») с Ясным светом истинной природы («мать») в процессе умирания физического тела.

Гампопа (1079–1153) (тиб. sgam po pa) – один из главных учеников Миларепы. Будда предсказал, что Гампопа, которого иначе называют Дагпо Ринпоче, широко распространит Дхарму по всему Тибету. Основал в школе Кагью монашескую традицию, обогатив тантрический путь Миларепы поучениями постепенного пути школы Кадампа. Об одной из своих основных философских работ «Драгоценное украшение Освобождения» Гампопа говорил, что чтение этой книги равнозначно встречи с ним самим. Этот труд описывает взгляд и методы Великого пути.

Геше (тиб. dge bshes) – «духовный друг»; звание, которое присваивают монаху, проявившему незаурядное знание текстов и осведомленность в основных вопросах буддизма.

Дагпо Кагью (тиб. dwags po bka' brgyud) – чаще всего так называют все буддийские традиции, которым дал начало Гампопа. Однако есть и некоторые особенности, связанные с употреблением этого термина, имеющие отношение к образу жизни ранних учителей Кагью. Гампопа был монахом – поэтому под Дагпо Кагью понимаются прежде всего монашеские поучения. Другие методы, предназначенные главным образом для практикующих мирян, объединены общим названием Марпа Кагью.

Дака (тиб. dpa' bo, букв. герой) – мужская тантрическая форма, обладающая защитной энергией.

Дакиня (mkha' 'gro) – в тибетском буддизме – женская тантрическая форма, обладающая вдохновляющей или защитной энергией.

Десять сил Просветленного – размышление (bsam pa), добрая мотивация (lhag bsam), практика (sbyor ba), мудрость (shes rab), благопожелания (smon lam), духовный путь (theg pa), радостное поведение (spyod pa), излучения (rnam 'phrul), Просветленный настрой (byang chub kyi sems), вращение колеса учения (chos 'khor bskor ba).

Две завесы (тиб. sgrib gnyis) – два вида омрачений ума, скрывающих его просветленную природу. 1) «Эмоциональная» завеса представлена мешающими чувствами, заставляющими существ страдать и совершать негативные действия. 2) «Концептуальная» завеса представлена неверным восприятием, при котором ограниченные идеи и представления подменяют подлинное и прямое знание.

Двенадцать разделов сутр (тиб. bstan pa'i dbye ba bcu gnyis) – образное название всего буддийского канона, один из синонимов Трех корзин (Трипитаки). Это собственно сутры, философская проза и поэзия, пророчества, стансы, комментарии, жизнеописания, летописи и исторические очерки, подробные объяснения, чудесные рассказы и краткие конспекты.

Джамбудвипа (тиб. 'dzam bu gling) – мир людей, южный континент по отношению к горе Меру, символическому центру вселенной.

Дзогчен (тиб. rdzogs chen) – наивысшие поучения школы Ньингма. Их суть и цель соответствуют Великой печати традиции Кагью.

Домби Херука (VIII–IX вв.) – индийский тантрический йогин.

Дхарма (тиб. chos) – буддийское Учение; одна из Трех драгоценностей, представляющая путь к освобождению от страданий и достижению состояния Будды.

Дхьяни‑ Будды (тиб. rigs lnga'i rgyal ba) – пять Будд, возглавляющих пять Будда‑ семейств. Восточному семейству Алмаза (Ваджра, rdo rje'i rigs) соответствует Будда Акшобхья (mi bskyod pa), южному семейству Драгоценности (Ратна, rin chen rigs) – Будда Ратнасамбхава (rin chen 'byung gnas), западному семейству Лотоса (Падма, padma rigs) – Будда Амитабха ('od dpag med), северному семейству Действия (Карма, las kyi rigs) – Будда Амогасиддхи (don yod grub pa), центральному семейству Будды (buddha rigs) – Будда Вайрочана (rnam par snang mdzad).

Йидам (тиб. yi dam) – один из Трех корней. Безграничные качества просветленного ума выражаются в многочисленных мужских и женских просветленных формах из энергии и света. Если отождествляться с ними во время медитации и в повседневной жизни, они пробуждают присущую каждому природу Будды. Йидамы рассматриваются как неотделимые от Ламы. Чтобы медитировать на них, необходимо разрешение или посвящение от учителя (ламы), имеющего передачу.

Йогин, йогиня (тиб. rnal 'byor pa, rnal 'byor ma) – буддист, практикующий методы Алмазного пути вне монастырей и не зависящий от устоев традиционного общества. В культуре тибетского буддизма человек мог выбрать один из трех способов практики: принять монашеские обеты, остаться мирянином или удалиться в дикие места, чтобы вести йогический образ жизни. Практика йогинов заключалась в том, чтобы никогда не отступать от обетов чистого видения, хранить в чистоте тантрические связи и не прекращать медитации.

Кагью (тиб. bka' brgyud) – традиция устной передачи методов практики Алмазного пути, одна из четырех крупнейших школ тибетского буддизма, основанная около 1050 года Марпой‑ переводчиком. Большое внимание в Кагью уделяется медитационной практике и близкой связи между учителем и учеником. Начиная с XII века, в Тибете образовались четыре «большие» и восемь «малых» школ Кагью. Позднее «большие» школы объединились в традицию Карма Кагью, главой которой является Кармапа. Что касается «малых» школ, то сегодня традиция Другпа Кагью является правящей школой в Бутане, а в Тибете и Ладакхе есть много последователей Дрикунг Кагью.

Карма (тиб. las) – закон причины и следствия. Все действия тела, речи и ума оставляют в уме впечатления (Будда называл их семенами), которые затем созревают в виде событий человеческой жизни. Вредные действия приносят страдания, а полезные ведут к счастью. Понимание кармы означает, что своими поступками в настоящем мы можем сознательно строить собственное будущее и нести за него ответственность.

Кармапа (тиб. karma pa) – титул ламы, возглавляющего тибетскую традицию Карма Кагью. Кармапу называют царем йогинов Тибета – он широко известен в странах тибетской культуры благодаря своему духовному достижению. На сегодняшний день известно 17 Кармап:

Первый Кармапа Дюсум Кхьенпа (1110–1193)

Второй Кармапа Карма Пакши (1204–1283)

Третий Кармапа Рангджунг Дордже (1284–1339)

Четвертый Кармапа Ролпе Дордже (1340–1383)

Пятый Кармапа Дэшин Шегпа (1384–1415)

Шестой Кармапа Тонгва Дёнден (1416–1453)

Седьмой Кармапа Гьялва Гьямцо (1454–1506)

Восьмой Кармапа Микьо Дордже (1507–1554)

Девятый Кармапа Вангчуг Дордже (1556–1603)

Десятый Кармапа Чёйинг Дордже (1604–1674)

Одиннадцатый Кармапа Йеше Дордже (1676–1702)

Двенадцатый Кармапа Джангчуб Дордже (1703–1732)

Тринадцатый Кармапа Дюдул Дордже (1733–1797)

Четырнадцатый Кармапа Тхегчог Дордже (1798–1868)

Пятнадцатый Кармапа Кхакхьяб Дордже (1871–1922)

Шестнадцатый Кармапа Рангджунг Ригпе Дордже (1924–1981)

Семнадцатый Кармапа Тринле Тхае Дордже (род. 1983).

Лама (тиб. bla ma) – учитель в тибетском буддизме Алмазного пути. Лама является ключом к глубочайшим наставлениям по медитации.

Линия передачи шепотом (тиб. snyan brgyud) – тайная традиция передачи тантр, в первую очередь тантры «Чакрасамвара». Ее поучения Тилопа принес из Чистой страны Дакинь и передал Наропе. В Тибет эти методы частично пришли благодаря Марпе, а через несколько десятилетий его дело продолжил Речунгпа, который по просьбе Миларепы специально ходил за ними в Индию.

Лунг (тиб. lung) – ритуальная передача полномочий на применение мантр и текстов, осуществляется посредством чтения текста вслух.

Майтрипа (1007–1077) (тиб. mai tri pa) – индийский йогин, второй учитель Марпы‑ переводчика. Майтрипа передал Марпе систему Махамудры – центральное учение школ Кагью о быстром постижении природы ума.

Мандала (тиб. dkyil 'khor) – термин, применяемый для общего описания разнообразных элементов, объединенных в одно целое. 1) Поле силы какого‑ либо Будды или Йидама, а также изображение такого поля. Иногда так обозначают силовое поле человека или группы людей. 2) Образ совершенной вселенной, полной драгоценностей и предназначенной для дарения Буддам.

Манджушримитра (VIII в.) (тиб. 'jam dpal bshes gnyen) – индийский буддийский ученый, один из основателей тибетской традиции Ньингма.

Махамудра (тиб. phyag rgya chen po) – см. Великая печать.

Махаяна (тиб. theg chen) – цикл поучений Будды о сочувствии и мудрости понимания пустоты, о пути Бодхисаттв и постепенном достижении полного Просветления на благо всех существ. Некоторые ученые делят Великую колесницу на Сутру (долгий ступенчатый путь практики парамит) и Тантру (аналог Ваджраяны, Алмазного пути). Другие авторы используют термины «Великий путь» или «Великая колесница» в качестве синонима для Сутры, а Тантру выделяют в отдельную колесницу (см. Алмазный путь).

Медитация (тиб. bsgom pa) – умственная тренировка, во время которой ум учится переживать свою истинную природу, а концептуальные знания преобразуются в опыт. В высшем смысле медитация – это пребывание без усилий в том, что есть.

Мешающие чувства (тиб. nyon mongs) – неведение, привязанность, отвращение, гордость, жадность, а также зависть и ревность. Вместе с негативными действиями они создают причину всех страданий в цикле существования.

Миры существования (тиб. 'gro drug) – шесть состояний, в которых пребывают существа в сансаре: боги, полубоги, люди, животные, голодные духи и существа в состоянии паранойи, или обитатели адов. Первые три называются высшими состояниями, а последние три – низшими.

Мудрость (тиб. shes rab) – описываемое санскритским словом «праджня» прямое восприятие пустотной природы личности и явлений.

Мудрость (как высшее знание) (тиб. ye shes) – в целом это знание, на основе которого происходит одновременное восприятие явленного мира и его подлинной реальности. Его описывает санскритское слово «джняна».

Мудрость радости (тиб. dga' ba'i ye shes) – первый из четырех видов высшего знания (ye shes bzhi), связанных с появлением четырех уровней радости (dga' ba bzhi) в практике туммо.

Наги (тиб. klu) – в индо‑ тибетском буддизме энергии земли и воды, способные принимать человеческие формы и появляться в телах животных. Это, в частности, легендарные змеи с человеческой головой, чей образ пришел из индийской мифологии; они обитают под водой в созданной ими высокоразвитой цивилизации.

Наланда – университет, основанный около II в. н. э. в Северной Индии недалеко от г. Раджгир. Наланда был центром сохранения и распространения Великого пути на протяжении более 1000 лет. Разрушен мусульманскими завоевателями в конце XII века.

Наропа (956–1040) (тиб. nA ro pa) – ученик Тилопы и главный учитель Марпы. Индийский йогин, сначала прославившийся как профессор Наланды. Спустя восемь лет работы на этом поприще он покинул академическую среду и стал знаменитым странствующим отшельником. Наропа составил собрание важных тантрических упражнений, называемых «Шесть йог Наропы».

Нижние миры сансары (тиб. ngan song gsum) – см. Миры существования.

Нирвана (тиб. mya ngan las 'das pa) – прекращение собственных страданий, достигнутое посредством искоренения мешающих эмоций. В рамках Махаяны нирвана обозначает Просветление, что включает в себя не только искоренение страданий, но и обретение исключительных способностей, а также постижение сути реальности.

Ньингма (тиб. rnying ma) – самая ранняя из четырех главных школ тибетского буддизма. Была основана индийским учителем Падмасамбхавой и еще несколькими учителями и мирянами в VIII веке.

Освобождение (тиб. thar pa) – достижение уровня Бодхисаттвы, выход из круговорота обусловленного существования. Это состояние ума, в котором полностью преодолено страдание вместе с его причинами. На этом уровне исчезает иллюзия «я» и все мешающие чувства. Просветление же – это более высокое достижение, когда отброшены самые тонкие концепции о реальности.

Падмасамбхава (тиб. pad+ma 'byung gnas, букв. Рожденный в Лотосе) – знаменитый индийский мастер Алмазного пути, который в VIII веке принес буддизм в Тибет и Бутан. Он жил захватывающей жизнью, демонстрируя бессчетное множество чудес. Гуру Ринпоче основал линию преемственности Ньингма. Его также высоко почитают в школах Кагью и Сакья.

Пандита, пандит (тиб. mkhan po) – в Индии так называли ученых, занимающихся также преподавательской деятельностью.

Прибежище (тиб. skyabs 'gro) – обращение к ценностям, на которые действительно можно положиться. Все буддисты принимают Прибежище в Трех драгоценностях, а в Алмазной колеснице – дополнительно в Трех корнях. Получение формального прибежища у Ламы является ритуальным началом пути. Лама создает связь между просветленной природой ученика и вневременной мудростью Будды. В качестве благоприятного знака дается буддийское имя и отстригается немного волос, что является символическим напоминанием о соответствующем поступке Будды: он обрезал волосы после того, как покинул дом и отказался от своей касты, решив посвятить жизнь поискам Просветления.

Посвящение, инициация (тиб. dbang) – введение практикующего в поле силы Йидама. Чаще всего проводится в виде церемонии, во время которой учитель дает ученику полномочия медитировать на данного Йидама. Тем самым у практикующего создается связь с ламой и этой мандалой, устраняются препятствия на пути к Просветлению. Инициация может сопровождаться различными обетами. В дополнение к посвящению в Алмазном пути необходима передача чтением текста (lung) и устные объяснения (khrid).

Просветление (тиб. byang chub) – состояние Будды, окончательная цель буддийского пути в Махаяне и Ваджраяне. На этом уровне полностью удалены две завесы ума и его подлинная природа переживается безо всяких ограничений.

Просветленный настрой (тиб. byang chub kyi sems) – стремление достичь Просветления для блага всех существ, основа Махаяны и Ваджраяны. Просветленный настрой бывает двух видов: 1) обусловленный, или относительный. настрой – это внутреннее решение стремиться к этой цели в сочетании с шестью освобождающими действиями для блага всех существ; 2) окончательный, или абсолютный, Просветленный настрой – это постижение неразделимости пустоты и сочувствия. Он ведет к спонтанной полезной активности вне концепций и сомнений. Субъект, объект и действие больше не переживаются отделенными друг от друга.

Пять бессмертных сестер (тиб. tshe ring mched lnga) – пять местных тибетских защитниц, главная из которых – Церингма была лучшей ученицей и, по некоторым источникам, возлюбленной Миларепы.

Пять видов мудрости (тиб. ye shes lnga) – пять видов просветленного знания, представляющих собой истинную природу пяти мешающих чувств. Гневу соответствует зеркалоподобная мудрость (me long ye shes), гордости – уравнивающая мудрость (mnyam nyid ye shes), привязанности и желаниям – различающая мудрость (sor rtog ye shes), ревности и зависти – мудрость опыта (bya grub ye shes) и неведению – всепронизывающая (интуитивная) мудрость (chos dbyings ye shes).

Раху (тиб. gza') – в тибетском буддизме один из демонов, которого Падмасамбхава укротил и заставил стать буддийским Защитником.

Репа (тиб. ras pa) – тибетские йогины, активизировавшие внутреннее тепло с помощью йоги туммо. Даже зимой они носят только тонкие хлопковые одежды.

Сансара (тиб. 'khor ba) – круговорот бытия. Невольные рождения в обусловленных состояниях (мирах существования), основанные на неведении.

Сараха (тиб. bram ze chen po, букв. Великий Брахман) – знаменитый индийский йогин VIII–IX веков, один из основателей традиции Махамудры, оставивший наследие из философских текстов и духовной поэзии.

Семь сокровищ вселенского монарха (тиб. rgyal srid sna bdun) – драгоценное золотое колесо ('khor lo rin po che), драгоценный самоцвет (nor bu rin po che), драгоценная королева (btsun mo rin po che), драгоценный министр (blon po rin po che), драгоценный слон (glang po rin po che), драгоценный конь (rta mchog rin po che), драгоценный генерал (dmag dpon rin po che).

Скандхи (тиб. phung po lnga) – психофизические составляющие человеческой личности, которые ошибочно принимаются непростветленными людьми за реальное «я»: форма (gzugs), ощущения (tshor ba), различающие мысли ('du shes), умственные состояния ('du byed) и сознание (rnam shes).

Сонгцен Гампо (VII в.) (тиб. srong btsan sgam po) – один из самых знаменитых тибетских царей, в правление которого в Тибете появилась письменность и были заложены основы для будущего прихода в страну буддизма.

Состояние излучения (тиб. sprul sku) – одно из четырех Будда‑ состояний, Нирманакайя. Прежде всего этот термин относится к историческому Будде, но распространяется и на других просветленных, принимающих человеческие тела для блага существ.

Состояние истины (тиб. chos sku) – одно из четырех Будда‑ состояний, Дхармакайя, само вневременное Просветление, пустотная природа ума. Является основой для Состояния радости и Состояния излучения. Это абсолютная суть Будды, вне форм, качеств и ограничений.

Состояние радости (тиб. longs spyod rdzogs pa'i sku, букв. тело наслаждения) – одно из четырех Будда‑ состояний, Самбхогакайя. Выражение ясности ума, его свободной игры. Состояние радости проявляется из Состояния истины в форме различных Йидамов и их силовых полей – мандал.

Сутра (тиб. mdo) – 1) синоним всей Махаяны, Великой колесницы. На постепенном пути Сутры за счет тщательного анализа явлений создаются причины достижения Просветления. Это длится очень долго (три великих мировых периода) – до тех пор, пока пустота не воспринимается как качество, присущее всем явлениям. В противоположность Сутре путь Тантры приводит к состоянию Будды всего за несколько жизней, а в исключительных случаях даже за одну. 2) Один из текстов Махаяны, обычно содержащий прямые наставления Будды в ответ на вопросы уче– ников.

Стадии медитации (тиб. rim gnyis) – в тантрической медитации всегда присутствуют две фазы, называемые «стадия развития» (skyed rim) и «стадия завершения» (rdzogs rim). Первая способствует знанию воспринимаемых явлений, а вторая – воспринимающего ума.

Тантра (тиб. rgyud) – 1) синоним Ваджраяны, Алмазного пути. В буддийской Тантре цель – состояние Будды – становится путем к Просветлению. Термин «Тантра» (санскр.; букв. «долевая нить») указывает на более сложную структуру медитации по сравнению с ее значением в Сутре. Здесь во внутренний опыт практикующего в ходе различных фаз медитации вплетаются качества определенного Йидама, что ведет к развитию на всех уровнях. 2) Отдельный метод из арсенала Ваджраяны или его письменный текст.

Тилопа (928–1009) (ti lo pa) – великий индийский мастер медитации, держатель передачи Алмазной колесницы. Тилопа передал поучения своему главному ученику Наропе, который стал коренным учителем Марпы. На методах, полученных от Тилопы, основана практика традиции Кагью.

Типхупа (тиб. ti phu pa) – индийский учитель‑ тантрик, перерождение Дармы Доде, сына Марпы. Некоторые его поучения принес в Тибет Речунгпа.

Торма (тиб. gtor ma) – ритуальное алтарное подношение в виде фигурки из муки и масла.

Три времени (тиб. dus gsum) – прошлое, настоящее и будущее.

Три драгоценности (тиб. dkon mchog gsum) – общее Прибежище для всех школ буддизма. Это Будда – просветленное состояние ума, то есть цель практики; Дхарма – Учение, ведущее к этой цели; Сангха – друзья и помощники на пути.

Три корня – часть Прибежища в Ваджраяне: Лама – корень благословения; Йидамы – корень просветленных качеств; Защитники – корень совершенной активности на благо всех существ.

Три корзины (тиб. sde snod gsum) – Трипитака, полное собрание поучений Будды. Первая Трипитака называется «Палийский канон» и содержит три части – Винаю (свод правил монастырской жизни), Сутру и Абхидхарму (очерки по философии и космологии). Тибетский канон дополнен четвертой частью – Тантрой.

Туммо (тиб. gtum mo) – йога внутреннего тепла, одна из Шести йог Наропы, главная медитация Миларепы.

Уддияна (тиб. u rgyan) – легендарная или историческая область к западу от Индии – предположительно на месте сегодняшней долины Сват в Пакистане. Во времена расцвета индийского Алмазного пути Уддияна прославилась своими многочисленными йогическими общинами – особенно женскими.

Умственный покой и проникновение в суть – здесь: две стадии тантрической медитации, соответствующие медитациям успокоения ума (zhi gnas, шаматха) и проникновения в суть (lhag mthong, випашьяна).

Херука (тиб. he ru ka) – 1) эпитет Чакрасамвары, Будды Высшего Блаженства; 2) мужская тантричесвая форма.

Чакрасамвара (тиб. 'khor lo sdom pa) – Будда Высшего Блаженства, главный Йидам традиции Кагью и центральный персонаж одноименной тантры.

Четыре Будда‑ состояния (тиб. sku bzhi) – плод практики Алмазного пути, четыре состояния, полностью проявляющиеся при достижении Просветления: Состояние истины (chos sku), Состояние радости (longs spyod rdzogs pa'i sku), Состояние излучения (sprul pa'i sku) и Состояние сущности (ngo bo nyid kyi sku). Последнее из них означает, что остальные три по сути неразделимы и едины.

Четыре класса тантр (тиб. rgyud sde bzhi) – вся секция тантр подразделяется на четыре класса в зависимости от сложности и степени отождествления с Просветлением. Три более низких класса называют внешними; это крийя (bya ba'i rgyud), чарья (spyod pa'i rgyud) и йога‑ тантра (rnal 'byor rgyud). Четвертую, наивысшую ануттарайога‑ тантру (rnal 'byor bla na med pa'i rgyud), называют внутренней.

Четыре неизмеримых пожелания (тиб. tshad med pa bzhi) – поучение Махаяны о четырех аспектах подлинного сострадания: любовь (byams pa tshad med), сочувствие (snying rje tshad med), неличностная радость (dga' ba tshad med) и равностность (btang snyoms tshad med).

Четыре посвящения (тиб. dbang bzhi) – четыре ритуала, посредством которых практикующему вручаются полномочия на практику Тантры и тем самым дается благословение на достижение полной зрелости. Посвящение вазы (bum dbang) связано с благословением для тела, тайное посвящение (gsang dbang) несет благословение речи, посвящение мудрости‑ осознавания (shes rab ye shes kyi dbang) приводит к созреванию ум, а посвящение слова (tshig dbang) позволяет получить целостный опыт подлинной природы.

Шесть йог Наропы (тиб. nA ro chos drug) – система тантрических практик, созданная Тилопой и оформленная Наропой. Эти методы нацелены на познание природы ума с помощью его аспекта энергии.

 

Библиография

 

Broido Michael M. Killing, Lying, Stealing and Adultery: A Problem of Interpretation in the Tantras // Buddhist Hermeneutics. USA, 1988. Pp. 71–119.

Garma C. C. Chang. The Hundred Thousand Songs Of Milarepa. Oriental Studies Foundation, 1962.

Cozort Daniel. Highest Yoga Tantra: An Introduction to the Esoteric Buddhism in Tibet. New York, 2005. – 195 p.

Cutillo Brian (trans.): Drinking the Mountain Stream. Songs of Tibet’s Beloved Saint, Milarepa. Wisdom Publications, Boston, 1995. – 183 p.

Dargyay Eva. Srong‑ btsan Sgam‑ po of Tibet: Bodhisattva and King // Monks and Magicians. Religious Biographies in Asia. Ed. by Phyllis Granoff, Koichi Shinochara. Delhi, 1994. Pp. 99–118.

Gyaltrul Rinpoche T.S. Gampopa, the Monk and the Yogi: His Life and Teachings. PhD thesis, Harvard University, Cambridge, Massachusetts, September 2004. – 361 p.

Hsü an Hua. Flower Adornment (Avatamsaka) Sutra: Light Enlightenment. Dharma Realm Buddhist University, USA, 1983.

Hopkins Jeffrey. Tantric Techniques. Ithaca, 2008. – 424 p.

Lhalungpa Lobsang P. The Life of Milarepa. Boulder & London, 1984. – 256 p.

Jackson, Roger R. Tantric Treasures. Oxford: Oxford University Press, 2004.

Lhalungpa Lobsang P. The History of the Kagyupa Order // Stewart Jampa Mackenzie. The Life of Gampopa. New York; Boulder, 2004. Pp. 4–28.

Ray Reginald A. Secret of the Vajra World. The Tantric Buddhism in Tibet. Boston & London: Shambhala Publications, 2002. – 312 p.

Roberts Peter Alan. The Biographies of Rechungpa. The evolution of a Tibetan hagiography.Routledge, London& New York, 2007. – 288 p.

Simmer‑ Brown Judith. Dakini’s Warm Breath: The Feminine Principle in Tibetan Buddhism. Boston: Shambhala, 2002. – 404 p.

Stewart Jampa Mackenzie. The Life of Gampopa. New York; Boulder, 2004. – 200 p.

The Rain of Wisdom. Nalanda Translation Committee (transl.). Boston: Shambhala, 1980. – 412 p.

Young Serinity. Courtesans and Tantric Consorts. Sexualities in Buddhist Narrative, Iconography, and Ritual. New York& London: Routledge, 2004. – 248 p.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.