Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Как стать счастливым






Нехватка времени — самая большая нехватка нашего времени.

ФредПолак

 

От единственной свечи можно зажечь тысячи других свечей, и при этом жизнь этой первой свечи не станет короче. Когда мы делимся счастьем, его не становится меньше.

Будда

 

Если спросить у десяти человек, что означает «жить в Сейчас», ты получишь десять разных ответов. Это явление в чем-то сродни погоде — все о ней говорят, но никто не пытается как-то повлиять на нее. Возможно, дело в том, что многие из нас не вполне представляют себе, что, собственно, означает «жить в Сейчас» и какая человеку может быть польза от этого состояния.

На первый взгляд может показаться, что дать определение слову «сейчас» — дело нехитрое, но на практике все совершенно иначе. Ты можешь сказать: «Сейчас — это сейчас», и точка. И это будет один из лучших ответов. Стоит копнуть чуть глубже в поиске ответа на вопрос «Что такое сейчас?» — и ты обнаружишь жутчайший клубок вполне рациональных, но безнадежно спутанных логических змей, способных привести в ужас любого ученого или философа. Фактически, стремление постичь текущий момент и обрести тот неуловимый внутренний покой, который как будто должны даровать это постижение, занимает умы людей с тех самых пор, как в глазах наших дальних предков загорелась первая искорка самосознания.

Наши тела-умы эволюционировали под воздействием редких и краткосрочных стрессовых ситуаций, будь то неожиданная перемена погоды, стычка с соседним племенем, прогулка вверх по стволу высокого дерева, чтобы избежать когтей саблезубого тигра... Доисторические охотники-собиратели работали всего лишь по три-четыре часа в неделю, чтобы добыть себе все самое необходимое для выживания. Стрессовые моменты отделялись друг от друга многими и многими днями праздного общения с соплеменниками, неспешных прогулок по берегам озер и многих часов очарованного созерцания облаков.

Если подыскивать одно слово, наиболее точно характеризующее жизнь современного человека, я бы предложил «лихорадочная». Когда еще в истории мы были вовлечены в столь бешеную гонку? Мы воистину доводим себя до безумия. Шестидесяти — семидесяти лет было недостаточно, чтобы наши нервы, кости и мозги адаптировались к постоянно растущему стрессу и убыстряющейся деятельности, которые навязала нам современная жизнь. Ныне, в XXI веке наше тело-ум дошло до предела возможностей, наработанных на протяжении многих и многих поколений неспешной эволюции. Человек рассчитан на более спокойное и созерцательное существование.

И эта присущая нашим древнейшим предкам природа созерцательности все еще пребывает в нас — она генетически заложена в каждую клетку и терпеливо ждет, когда мы откроем ее заново. Это никогда не умолкающий, пусть и слабый голосок, пытающийся пробиться сквозь чудовищный грохот современного безумия. Если вы внимательно прислушаетесь, то услышите его тихую мольбу: «Притормози! Наслаждайся. Пусть мир всего несколько минут просто протекает мимо тебя». Этот голос — не отзвук прошлого и не эхо надежд и страхов, устремленных в воображаемое будущее. Он звучит сейчас. И он возвращает нас к Сейчас.

Мы думаем: ничего не делать — значит тратить время впустую. Но ведь обращаясь внутрь себя, мы омолаживаем ум и тело, в результате чего они обретают гармонию с окружающим миром. Время, «выброшенное» на грезы или на медитации, сторицей окупится жизненной энергией и творческим вдохновением.

От повседневных дел никуда не деться, и хотя периодически отвлекаться от мира для медитаций очень полезно, мы упускаем кое-что очень важное. Мы ошибочно полагаем, будто не можем быть одновременно активными и спокойными. Но на самом деле сочетать внешнюю деятельность с внутренним покоем вполне возможно. Да-да: и волки сыты, и овцы целы. Мы, люди, способны обновлять себя прямо в движении — вы можете поддерживать комфортное состояние внутреннего покоя и одновременно заниматься повседневными делами.

Представьте себе человека, который лежит на спине и смотрит на звезды. Он лежит так уже давно, и его ум подобен безмолвной пустоте космоса. Его ум не похож на ум бизнесмена или заводского рабочего. Этот человек не знает, как открыть дверь, есть суп ложкой или вежливо приветствовать кого-то. Но он исполнен осознанности, умеренности и покоя, какие мы признаем лишь за снятыми или великими духовными учители ми. Этот человек умер в незапамятные времена, его похоронили, завернув в шкуры, и оплакали несколько таких же людей, как он, — его соплеменники. Его созерцательная жизнь радикальным образом отличалась от жизни нашего современника, в чьих мыслях отражается не движение звезд, а скорее извивание змей. Синаптические связи современного человека не знают покоя с первой же секунды после пробуждения и до поздней ночи, когда долгожданное безмолвие сна освобождает его от суеты и дает отдых перед бешеной каруселью грядущего дня.

Наш древний предок, по существу, был таким же, как мы. Фактически, он от нас совсем не отличался. Если бы он родился в наши дни и воспитывался в семье представителей среднего класса, не думаю, что ты сумел бы отличить его на школьном дворе от других детей. Однако в этом-то и проблема. Силы, созидавшие его большой мозг и прямоходящее тело, ничуть не похожи на те, которые действуют на человека сейчас, — даже и близко не похожи. Наше тела и умы, сформировавшиеся еще до того, как придумали время, ныне подвергаются воздействию совершенно неестественных сил, незнакомых древнему человеку. Загрязнение окружающей среды, нервная работа, необходимость в многофункциональности, высокий процент разводов, многочасовое сидение у компьютера, ежедневные порции негативных новостей со всего земного шара — все эти стрессовые факторы не были известны нашим давним предкам. Да что там давним — они были неведомы людям еще каких-нибудь сто лет назад.

Совершенно очевидно, что в созданном нами мире царит болезненная суета. Нами движет неутолимое желание немедленно заполнить любую пустоту. Знание — новый бог. Нам кажется, что, обретя знание о чем-то, мы тем самым получаем над этим контроль. А если мы что-то контролируем, то можем либо еще дальше разнить свои знания и расширить контроль над миром, либо защитить себя от опасностей — как реальных, так и воображаемых. Таким образом, наше коллективное мышление следует примерно в таком направлении: если мы больше узнаем о каком-то предмете, то обретем больше контроля над ним. Если мы усилим контроль над предметом, то сможем использовать его в качестве источника дальнейших знаний или же ликвидировать его как угрозу нашей безопасности и препятствие на пути дальнейшего познания. Не кажется ли вам, что в ткань нашего мышления вплетены нити безумия?

«Как обрести больше контроля?» — не тот вопрос, который нам нужно себе задавать. Нас должен намного больше волновать другой вопрос: «Как освободиться от жажды контроля?» Почему, помимо базовых нужд (того, что необходимо для выживания и элементарного комфорта), мы испытываем потребность в большем количестве денег, в более быстрой машине, в том, чтобы поделиться своими проблемами с кассиром в ближайшем магазине? Абрахам Маслоу говорит, что у нас есть психологическая потребность в контроле, и он, очевидно, прав. Однако из этого следует вопрос: «Что служит причиной психологической потребности в контроле?»

Потребность в контроле происходит от ощущения, что контроль необходим. Иными словами, мы чувствуем, что не можем все контролировать. Это чувство может быть или не быть осознанным. Чаще всего оно бывает именно неосознанным. Однако эта тонкая подсознательная потребность в контроле питает большинство наших желаний, выходящих за пределы того, что необходимо для выживания и элементарного комфорта. (Я понимаю, что это грубое упрощение сложнейших психологических процессов, протекающих у нас между ушей, но все же проследите за моей мыслью и посмотрите, куда она приведет.)

Эго проявляется одним из двух возможных способов. Оно может пребывать в покое, ощущая свое расширение и наполненность. Так бывает, когда ты устремишь свой взгляд в звездное небо или проснешься и чувствуешь себя в ладу с миром — то есть когда дела обстоят именно так, как должны. Однако 99 % времени наше эго проявляется иным способом. Оно чувствует себя пустым и стремится заполнить эту пустоту событиями и людьми, которые могут дать временное ощущение наполненности.

Ключевое слово здесь «временное». Нам не удается умиротворить эго надолго, верно? Когда мы покупаем новую машину, наше эго полностью удовлетворено лишь до того момента, когда появится первая вмятина на дверце или придется делать первую выплату по кредиту. К моменту последней выплаты нам уже не терпится поскорее избавиться от старой машины и купить новую. Новая машина, новая работа, новая еда, больше денег, больше свободного времени, больше любви... Наше эго неугомонно ищет большего, жаждет новых впечатлений в тщетной попытке заглушить этот крохотный, тоненький голосок где-то внутри: «Я еще не наполнено».

Возможно, вы полагаете, что это ощущение пустота - плохая вещь, но на самом деле это не так. Подобным же образом и физическая боль — это благо, ведь если бы мы не ощущали боли, то не заметили бы моментов, когда нам причинен вред. Вот представьте себе, что у вас генетический неврологический дефект под названием ангидроз, сопровождающийся нечувствительностью к боли. (Фактически, слово ан-гидроз — это неспособность к потоотделению, нарушение, идущее в паре с нечувствительностью к боли.)

Вам даже есть и пить было бы небезопасно, поскольку вы рисковали бы прожевать свой язык вместе с вилкой и отбивной. Неспешно прогуливаясь в парке, вы могли бы обморозиться и не заметить этого. Или же истечь кровью, ударившись лбом об угол подвесного шкафчика. Боль — природный сигнал тревоги: что-то не так. То же самое касается внутреннего ощущения пустоты. Это предупреждающий сигнал: наши действия не решают возникшей проблемы.

Мы самыми разными способами пытаемся заглушить этот слабый голосок, непрестанно напоминающий нам о том, что в нашей жизни что-то не так. Современный человек подходит к подавлению этого голоска просто с исключительной изобретательностью. Технология — совершеннейший инструмент для создания суррогатов, призванных обмануть наш душевный голод. Отличным примером здесь может служить компьютер, за которым я сейчас работаю. Да, это очень полезный предмет, однако (особенно в сочетании с Интернетом) он же представляет собой одну из самых одурманивающих игрушек, разработанных человечеством.

Другой пример — походы по магазинам. Как часто многие из нас то и дело покупают вещи, которые нам в действительности не нужны! Вы еще помните «живые камни»*? Может быть, вы и сами купили себе такой? Давайте признавайтесь. После того как заплатишь кровно заработанные деньги за самый обыкновенный булыжник, не так-то просто взять и выбросить его за забор. Бьюсь об заклад, что где-нибудь в подвале у вас валяется такой камешек.

Мы весьма изобретательны в способах отвлечь свое внимание от этого чувства пустоты, одиночества и растерянности. Магазины, еда, экстремальные виды спорта, секс, телевизор... этот список можно продолжать до бесконечности. Мы даже не успеваем насладиться плодами своих усилий, поскольку почти сразу же в мозг проникает червь желания чего-то большего и лучшего. Мы не в силах заполнить эту пустоту вещами, мыслями и эмоциями. Это все равно что замазать индикатор масла в автомобиле черным маркером, чтобы он не напоминал вам о том, что мотор требует ухода.

Пустота, скука, беспокойство и тревога — всего лишь красные предупреждающие сигналы, как и физическая боль. Они пытаются обратить ваше внимание: что-то не в порядке. Они показывают, что внешняя активность не обеспечивает мир внутри. Мы идем наружу, стремясь получить все больше и больше, тогда как решение лежит в другом направлении.

 

В 1975 году один американец, наслушавшись жалоб от друзей по поводу того, сколько хлопот доставляют домашние животные, стал продавать «живые камни» — самые обыкновенные булыжники в картонных коробках, устланных соломой и снабженных дырками для дыхания. К камню прилагалась юмористическая инструкция по уходу. — Прим. перев Так в чем же проблема? Почему мы ощущаем неутихающее стремление достигать все большего и приобретать все больше? Проблема в том, что нам не нужно большие. Нам нужно меньше. Фактически, нам нужно ниже меньше малого. Нам не нужно ничего. Я знаю, звучит дико, но это верно. Так обстоят дела.

Квантовая физика говорит нам, что у реальности есть две стороны: 1) поле форм и энергии и 2) Ничто, от куда эти формы и энергия происходят. Фактически, первенство в этом вопросе не у квантовой физики.

О том, что пустота предшествует сотворению мироздания, гласят многие духовные тексты: Веды, Упанишады, даосские и буддистские писания, Библия... Ну и почему это важно? Оказывается, Ничто — не пусто. Следите за моей мыслью, сейчас начинается самое интересное. Все вещи в мироздании — звездная пыль и антиматерия, божьи коровки и сладкие грезы — существуют в относительном мире форм и энергии. Это поле форм окружено и пронизано Ничем. Ничто содержит в себе весь строительный материал, необходимый для того, чтобы наполнить наше космическое мироздание бесконечным числом вещей. Именно так: изначально все эти вещи являются Ничем — и лишь потом обретают форму.

Откуда мы знаем, что Ничто существует? Ну как же: об этом говорят как святые, так и ученые. Дэвид Бом (физик-теоретик, авторитет в области квантовой механики, которого Эйнштейн называл своим духовным отцом) называл Ничто «скрытым порядком». Первые два стиха библейской Книги Бытия гласят: «В начале... Земля была безвидна и пуста». Отзвук Ничто присутствует и в строках Тайттирия-упанишады, написанной более 3000 лет назад: «В начале мира не было».

 

Однако Ничто не могло сидеть без дела, так что оно занялось творением. Его первой деятельностью было мышление. И первой мыслью была мысль о Себе. А о чем еще оно могло думать? Эта первая мысль породила ощущение Истинного Я — той безграничной сущности, которую мы называем «Я». Затем Ничто стало думать обо всех тех дивных вещах, какие оно может сотворить. Именно тогда Ничто стало чем-то. В Бытии далее написано. «Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет». И Тайтти-рия-упанишада тоже сообщает: «Из несуществования возникло Существование. Из самого себя Существование создало Истинное Я. Потому оно и называется Само-Сотворенным». Итак, вы видите: мысль о том, что Ничто является источником Всего, отнюдь не нова. И на то есть определенные причины.

Если мы примем Ничто как идею и как опыт, это окажет на нас глубочайшее воздействие. Мы избавимся от страдания. Да, это так Ничто искореняет боль, отчаяние и терзания. Оно устраняет любую дисгармонию и наполняет жизненной силой тело и ум. Воистину, Ничто — это верное лекарство от всех недугов и безумий человечества. Причем оно искореняет их без всяких усилий, устраняя саму потребность в страданиях и напряжении. Единое средство от всего. Потому когда эго стремится обрести внутреннюю полноту с помощью нового романтического приключения или новой машины, ему следовало бы заодно принять и Ничто... а иначе в итоге оно получит совсем не то, чего ожидало: страдание.

Безумие, правда? Мы думаем, что для ощущения завершенности нужно собрать вокруг себя побольше всего хорошего — денег, красивых вещей, друзей... Но всем известно: что можно обрести, то можно и потерять. Все мы слышали о людях, которые потеряли состояния и друзей — то, что они прежде считали неотъемлемой частью своей жизни. Но причиной страданий становится не сама потеря. Причина страдания — в страхе перед потерей и в стремлении все вернуть. Проблема не в вещах и не в людях. Страдания порождены привязанностью ума ко всему эюму. Ум привязывается к вещам, ибо не знает, сколь ценно Ничто. Если у тебя есть Ничто, тебе нечего терять.

Полагаю, это последнее утверждение нуждается в некоторых разъяснениях.

Давайте рассмотрим все сказанное в терминах внутреннего покоя. В минуты безмятежности мы не страдаем, правда? Внутренний покой не совместим со страхом. Спокойный ум не может представить себе страдания. Эти состояния диаметрально противоположны друг другу. Покой не вытесняет страх и страдание — он просто создает атмосферу, где они не могут существовать. Безмятежность — бесплодная почва для страха. Если мы хотим справиться со страданиями, нам следует получше разобраться в том, что такое внутренний покой.

Так что же такое безмятежность? Если определять ее через интенсивность умственной деятельности, то безмятежность означает сниженную умственную деятельность, не так ли? Мысленно сравните ситуации, когда вы смотрите на закат, сидя на опушке леса, и когда спорите со своим начальником.

Внутреннее спокойствие можно сохранять даже тогда, когда ваше тело активно. Многие стайеры рассказывают, что они пребывают в состоянии полного умиротворения, когда их тело работает очень напряженно. Я говорю это к тому, что истинная безмятежность означает тишину ума и не зависит от того, что делает тело.

Таким образом, мы можем сказать, что с уменьшением активности ума безмятежность возрастает. Если это так, мы также можем сказать, что полное отсутствие умственной деятельности означает абсолютный покой. Активность — это энергия; нет активности — нет энергии. Отсутствие энергии — это Ничто. Таким образом, Ничто — это абсолютный покой. Логично?

Эго всегда стремится что-то добавить, чтобы укрепить свои позиции. Оно думает, что обретет покой и освобождение от страхов, если обеспечит себе более хорошее образование, более крепкое здоровье, больше денег. Проблема в том, что, добавляя вещи, мы добавляем энергию, а энергия, как мы уже знаем, противоположна безмятежности. Это очень важный момент.

Если уподобить обретение безмятежности математическому процессу, то оно похоже на вычитание, а не на сложение. Представьте себе, что из вашей жизни вычитаются какие-то вещи. Чувствуете ли вы себя менее тревожно, когда думаете о том, что вам больше не нужно ходить на работу и даже ехать в отпуск? Даже такие хорошие вещи, как отпуск, могут служить источником стресса. Разве не бывало, что вы возвращались из отпуска с мыслью, что наконец-то сможете отдохнуть? Что ж, могу вас порадовать. Я убедился, что мы можем вести активный образ жизни и в то же время поддерживать ум в состоянии покоя — в точности как бегун, чье тело активно, а ум безмятежен. Для этого придется немного поработать, но результаты впечатляют и вдохновляют. Освойте простую технику Квантового Смещения (КС), и вы сможете без напряжения исцелить самого себя и своих близких от явной дисгармонии повседневной жизни.

С математической точки зрения техника КС работает через вычитание. Эта техника предлагает вашему уму все меньше и меньше до тех пор, пока не останется Ничего. Затем — и это самое замечательное — КС фиксирует ум на самом тонком уровне мироздания, где пребывает ваше Истинное Я, одновременно позволяя вам мягко возвратиться к будничной суете. Вы воистину стоите двумя ногами в разных мирах, черпая силу одновременно из обоих. Это ваш ключ к безмятежности и прекращению страданий. Видите, как все просто? Стоит освоить простую двухшаговую технику, и вы сможете создавать покой и гармонию везде, куда бы ни пришли и что бы ни делали. Вы улучшите свои взаимоотношения с людьми, а также свое душевное и физическое здоровье, финансовое положение, спортивные успехи и духовный рост. И сможете помогать окружающим достичь того же.

Разве не потрясающе? Просто практикуя Ничто, вы распространяете вокруг себя целительные волны перемен, которые проходят не только через вашу жизнь, но через все мироздание. Вы понимаете, какая сила и какой потенциал кроется в этой необременительной и по-детски простой технике?

 

Примечание автора. Дух и объем данной книги не предполагают глубокого изучения восхитительной механики бытия. Но если вы интересуетесь такого рода изысканиями, вам может прийтись по душе моя книга «Секрет истинного счастья».

Думаю, я уже достаточно много сказал об эго, о внутреннем покое и о Ничто. Пора помочь вам ощутить

Ничто на практике — только так все написанное выше сможет обрести для вас смысл. Но на самом деле вы никогда не ощутите Ничто. Ум не может напрямую ощутить Ничто, потому что он в состоянии познавать лишь такие формы, как «мысль» или «эмоция», толкуя все то, что доносят до нас из внешнего мира органы чувств. Уму требуется структура, к которой можно привязаться. Ничто бесформенно, и, как вы вскоре увидите (авернее, неувидите), Ничто познается через отсутствие ощущений — отсутствие опыта. Ну что ж, начнем?

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.