Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Патент России № 2128861






 

Что такое штурм? Это не фамилия автора упражнения. Авторы упражнения – наша научная группа. Это настоящий штурм, штурм инерции вашего мышления. Правильнее назвать это упражнение «Метод мозгового штурма». Штурм – это преодоление вашей инерции, искоренение ваших привычек, в частности привычки читать традиционным методом. Мы много лет читали, передвигая глазами горизонтально по каждой строке. Мы привыкли так читать. Теперь же предлагают перейти на принципиально иной способ движения глаз. Вы пытаетесь попробовать, и вот здесь все ваше внутреннее «я» протестует против этого насилия: мы так не можем, мы учились совершенно иначе читать и двигать глазами. Как же решить эту задачу? Оказалось, что здесь нужно упражнение, которое в стрессовой ситуации создавало бы необходимость выполнения традиционной задачи нетрадиционными средствами. Это упражнение мы называем «Метод штурма».

В возможности чтения текста вертикальным движением глаз убедили нас результаты экспериментов, которые были проведены в лаборатории процессов зрительного восприятия Института психологии. Изучалось движение глаз испытуемых, предварительно обученных быстрому чтению.

Испытуемый, сидя в кресле, читал текст, расположенный вертикально перед ним на расстоянии 30 см. Чтобы привыкнуть к чтению с присоской Ярбуса, укрепленной на внешней поверхности глазного яблока, проводились тренировочные занятия. После двух-трех дней тренировки присоска уже не мешала. Перед чтением давалась инструкция: читать только методом быстрого чтения. Тексты после одного прочтения менялись. Рассмотрим экспериментальные записи движений глаз. На рис. 28 дана запись движений глаз по тексту заметки газеты «Правда» испытуемой С., прошедшей обучение за три месяца до этого исследования. Она прочла статью в пять абзацев за 20 с, показав при этом скорость чтения 4800 знаков в минуту.

Как следует из этого рисунка, фиксация глаз и трасса взора располагаются в большей части именно на ключевых словах или в их смысловом поле, где находятся смысловые ряды. Примечательно чтение последнего абзаца заметки: траектория взора проходит по первой половине

абзаца посередине, и ключевые слова также равно отстоят от центра вправо и влево. Последняя же треть абзаца характеризуется асимметричным переносом траектории движения глаз слева направо – посередине смысловых рядов.

На рис. 29 дана запись движений глаз испытуемой М., которая была обучена за год до экспериментального исследования. Текст, состоящий из шести абзацев, был прочтен испытуемой за 25 с. Ключевые слова

 

 

расположены на условной вертикали, проведенной через середину колонок. Траектория движений взора и здесь отражает стремление к балансировке ключевых слов и тяготение к смысловым рядам как «ядерной» основе. Мы видим, что М. использует вертикальное чтение, однако есть много горизонтальных движений глаз, неоправданные регрессии. Сравнив эту запись с предыдущей, можно судить о конечных успехах обученного человека. На этапах самого процесса обучения эти записи теперь используются как подкрепляющая обратная связь.

Из приведенных записей видно, что фиксация взора располагается именно на ключевых словах и смысловых рядах, т. е. центральное поле зрения наведено на определенные смысловые группы, значимые как для автора, так и для читателя. Это происходит вследствие обучения быстрому чтению по методике, направленной на понимание смысловых связей в тексте. Развитое периферическое поле зрения у обученного читателя, сочетающееся к тому же с чтением без артикуляции, и есть та достаточная обратная связь, которая наводит центральное поле зрения на наиболее весомые смысловые центры в тексте – «золотое ядро». Если провести усредненную линию, определяющую траекторию движения глаз при чтении текста во всех разобранных экспериментах, то она будет проходить почти вертикально сверху вниз по центру страницы.

Упражнение «Метод штурма» помогает освоить такую технику движения глаз. Однако вертикальное движение глаз не самоцель. Основная задача упражнения состоит в изменении программы

восприятия текста, с тем чтобы в единицу времени принималось наибольшее количество смысловой информации. Необходимо постоянно помнить об избирательной способности мозга. Установлено, что в процессе чтения при фиксации взора на строке текста по зрительному нерву в сжатом виде направляется только самое главное, второстепенное остается «на потом» или не берется вовсе.

Зрительная система не просто переносит в мозг сведения о распределении букв и их конфигурациях на отдельных участках страниц книги, а уже с самого начала, когда изображение текста только попадает на сетчатку, выявляет характерные элементы конфигураций слов, не реагируя на те участки текста, которые передают малозначащую информацию об увиденном. Как установили психологи, при чтении слова распознаются благодаря их ассоциативной связи с понятиями, с некоторой алгоритмической схемой или совокупностью соотношений, смыслов, которые конструирует сам читающий. Люди занимаются постоянно таким алгоритмическим распознаванием зрительных образов. По-видимому, оно основано на процессе, в котором слова служат лишь своего рода «ключами», помогающими конструировать (генерировать) образное представление смысла того сообщения, которое задается мозгом в данный момент чтения.

На рис. 23 мы уже видели в сопоставлении схемы движения глаз при медленном и быстром чтении. Движение глаз по центру страницы обеспечивает наиболее эффективную стратегию чтения. Если посмотреть со стороны на человека, читающего быстро, создается впечатление, что он как бы разрезает подбородком страницу сверху вниз. Но если внимательно наблюдать этот процесс длительное время, то можно заметить, что иногда глаза читающего слегка отклоняются от вертикали – то вправо, то влево. Такое чтение можно объяснить следующим образом.

Когда глаза читающего двигаются вертикально по центру страницы, идет восприятие текста и его опознание в соответствии с имеющимися в памяти эталонами.

Но вдруг взгляд отклоняется от вертикальной линии, а глаза побежали по строчке, впитывая существенно новую информацию. Глаза выполняют непроизвольную команду мозга. Тут же, мгновенным перебором, было установлено: в кладовой памяти нет таких сведений. Прочитанные данные представляют интерес и должны быть осознаны более глубоко. Но как только это сделано, можно вновь вернуться к вертикальному чтению. Возникает вопрос: как часто отклоняются глаза от генерального вертикального движения.

Наблюдения показывают, что у обученного человека это происходит достаточно редко. Причина – избыточность текста. Найти и обработать только содержательную часть текста – вот задача быстрого чтения. И навык вертикального движения глаз —один из наиболее эффективных путей решения этой задачи.

В основе упражнения «Метод штурма» лежит создание стрессовой ситуации. На чтение одной страницы книги отводится только 15 с. И за это время вы должны действительно прочитать, а не просмотреть и не пробежать глазами текст.

Представьте себе, что вы находитесь в лабиринте. Долгое время вы ищете выход, силы на исходе, осталась последняя спичка. Наконец вы подошли к указателю, где записаны правила выхода из лабиринта. За 15 с, которые горит спичка, вы должны успеть прочитать, понять и запомнить инструкцию. От этого зависит ваша жизнь. Максимальная мобилизация всех сил, внимание и сосредоточенность. Вы приготовились, начали чтение…

Приведенная выше ситуация и представляет собой упражнение «Метод штурма», с той только разницей, что прочитать в таком режиме нужно не одну страницу, а 10–12 книг объемом 50-100 страниц каждая. Что читать? Как отмечать время? Что понимать в прочитанном? Давайте вместе разберемся в этих вопросах.

 

Упражнение «Метод штурма»

Правила выполнения упражнения

 

1. Необходимо подготовить 10–12 книг научно-популярного характера объемом 50-100 страниц каждая знакомой тематики. Для этого упражнение нельзя использовать учебники, художественную литературу, а также книги с большим количеством формул, таблиц и фактографических данных. Желательный размер книги: 20 х 12 см.

2. Первые две-три книги необходимо предварительно разметить – провести простым карандашом легкие линии вертикально сверху вниз по центру каждой страницы.

3. Читать ежедневно одну книгу от начала и до конца, затрачивая на чтение каждой страницы не более 15с.

4. Время чтения каждой страницы фиксировать по секундомеру, расположенному в поле зрения. Можно записать на магнитофоне отметки времени. Можно, что более предпочтительно, взять интегральное время на чтение всей книги. Например, 100 страниц прочитать за 25 мин.

5. Главное при таком чтении – строго вертикальное движение глаз по центру страницы с полным охватом всего поля текста. Фиксация глаз – их остановка и частично горизонтальные движения – допустима, но только в местах с наибольшей информативной плотностью.

6. Полностью понимать и усваивать прочитанное при таком чтении пока не нужно. Следует помнить, что «метод штурма» – это не способ чтения, а. только методический прием, формирующий навык вертикального движения глаз по центру страницы.

7. Каждая книга читается от начала до конца без перерыва. По окончании чтения надо письменно ответить на следующие вопросы: название книги, ее автор, выходные данные (издательство, год издания, объем), о чем эта книга и какие наиболее интересные события, факты, явления вам запомнились.

Итак, вы начали читать книгу в режиме «метода штурма». Как надо ее читать?

Дополнительно к правилам выполнения этого упражнения предлагаем вам алгоритм чтения в режиме «метода штурма».

1. Увидеть – это значит увидеть всю страницу книги так же, как вы видите страницу в упражнении «Созерцание зеленой точки», так же, как вы видите таблицу Шульте в упражнении перед началом работы с ней. Это очень важно – охватить взглядом всю страницу сразу.

2. Найти информативный блок. Что это значит? Ваши глаза плавно и быстро скользят сверху вниз, но не строго по вертикали, а описывая плавные дуги для охвата всего поля текста.

Примерно вот так:

 

 

В процессе такого движения вы не формально двигаете глазами, а ищете самое интересное, самое важное, самое главное на этой странице. И вдруг вам показалось, что вот здесь что-то самое важное. Именно здесь и надо остановиться и выполнить третий пункт алгоритма.

3. Прочитать информативный блок, используя при необходимости и горизонтальные движения глаз. Переворачиваете страницу и уже знаете, что нужно делать дальше: нужно следить за логическим развитием той мысли, которую вы увидели на предыдущей странице. Вы можете сказать, что за пределами внимания остается многое другое. Это естественно. Потери при таком способе чтения обязательны. Наша задача – доказать принципиальную возможность чтения в таком режиме.

Очень эффективно еще одно упражнение: вы прочитали книгу в режиме «штурма» и записали ее содержание. Теперь отложите книгу и через три дня начните снова ее читать: медленно и традиционно. Вас ожидает удивительное открытие:

вам постоянно будет казаться, что вы уже знаете это, и это вы уже раньше читали. В целом окажется, что вам не надо больше ее читать. Все, что нужно, вы уже узнали при первом чтении.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.