Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Технико-экономическая характеристика типов производства 4 страница






– – – – – время простоя оборудования;

¯ – переходы рабочих с одного рабочего места на другое.

Рис. 3. Стандарт-план ОППЛ


по каждой операции (расчетное и принятое) и в целом по линии, закрепляется норма за рабочими местами и определяется загрузка рабочих мест (в процентах и минутах), строится график работы и оборудования по каждой операции и рассчитывается потребное количество рабочих; строится график регламентации труда по линии и распределяется загрузка между
рабочими путем подбора работ; рабочим присваиваются условные номера и устанавливается порядок обслуживания рабочих мест.

Пример расчета и построения стандарт-плана:

1) программа запуска на период комплектования 240 мин составляет 150 шт.;

2) такт потока ЧОППЛ = = 1, 6 мин/шт.;

3) расчетное число рабочих мест равно 4 единицам, принятое – 6 единиц, которым присваиваются номера от 1 до 6; оборудование на рабочих местах № 2, 3, 5 и 6 полностью незагружено;

4) расчетная численность рабочих составляет 6 человек, однако после распределения загрузки путем подбора работ (совмещения профессий) достаточно иметь 4 человека в смену. Если нет возможности полностью загрузить отдельных рабочих на поточной линии, можно им поручить выполнение внепоточных работ в соответствии с графиком работы оборудования поточной линии.

Вследствие различной трудоемкости на смежных операциях производственного процесса неизбежны межоперационные оборотные заделы, расчет которых между каждой парой смежных операций производится по вышеприведенной формуле (табл. 4). Весь период комплектования разбивается на части, каждая из которых характеризуется неизменным числом работающих единиц оборудования на смежных операциях.

 


Таблица 4

Расчет величины оборотных заделов

Частный период Время частного периода, мин Расчет заделов, шт. Кол-во деталей, шт. Максимальный задел
         
Между 1-й и 2-й операциями
Т 1 45, 6    
Т 2      
Т 3 74, 4    
    Итого    
Между 2-й и 3-й операциями
Т 1 165, 6    
Т 2 74, 4    
    Итого    

 

 

Окончание табл. 4

 

Частный период Время частного периода, мин Расчет заделов, шт. Кол-во деталей, шт. Максимальный задел
         
Между 3-й и 4-й операциями
Т 1 45, 6    
Т 2      
Т3 74, 4    
    Итого    
    Всего    

 

       
   
 
 
 

 


Номер операции Операция Норма времени, t, мин Число рабочих мест Номер рабочего места Загрузка рабочих мест Задел График работы оборудования и перехода рабочих за период оборота линии, равный 0, 5 смены, или 240 мин
по расчету (Ср) принято (Спр) % мин максимальный на начало периода                
  Токарная 1, 9 1, 19         45, 6                      
  Сверлильная 1, 1 0, 69       165, 6                    
  Фрезерная 2, 1 1, 31         74, 4                      
  Шлифовальная 1, 3 0, 81       194, 4                    

 

Рис. 4. График изменения оборотных заделов

 
 
 

Частными периодами между 1-й и 2-й операциями является Т 1, Т 2, Т 3, а между 2-й и 3-й – Т 1 и Т 2 и т.д. (рис. 4). Далее, исходя из загрузки рабочих мест, определяется продолжительность каждого периода, величина которого указана ранее в стандарт-плане ОППЛ.

Например: Т 1 = 45, 6 мин, Т 2 = 165, 6 – 45, 6 = 120 мин;
Т 3 = 240 – 165, 6 = 74, 4. После определения величины оборотного задела по каждому частному периоду строится график движения оборотного задела (эпюры заделов) по каждой паре смежных операций за период комплектования. На графике указываются величины максимального оборотного задела между каждой парой смежных операций и величина межоперационного оборотного задела на начало периода комплектования.

Многономенклатурные (многопредметные) поточные линии (МПЛ) используются для обработки предметов труда различных наименований (типоразмеров) последовательно чередующимися партиями, при этом необходима переналадка оборудования. Если трудоемкость изготовления предметов труда одинакова, то рассчитывается единый такт:

r МПЛ =

где K пер – коэффициент потерь времени работы линии на переналадку обо­рудования;

k – число наименований (типоразмеров) изделий, закрепленных за линией.

Если же трудоемкость изделий, изготовляемых на поточной линии, раз­лична, то рассчитываются частные такты.

Партионно-групповые линии (ПГЛ) близки по организации к предмет­но-замкнутым участкам с однотипными или одинаковыми технологическими маршрутами изготовления изделий. Для таких линий используют групповую наладку оборудования, групповой техпроцесс на деталь-представитель или на комплексную деталь, тогда такт

r ПГЛ =

где N вып.прив – приведенная программа выпуска, шт.; рассчитывается с учетом трудоемкости детали-представителя.

Автоматические поточные линии (АПЛ) – совокупность автоматиче­ского оборудования, установленного в порядке следования операций техпро­цесса и соединенного автоматической транспортной системой, имеющей на­копитель первичной загрузки и единый пульт управления.

Классификация АПЛ:

1. По степени совмещения обработки с транспортиро­ванием:

– стационарные;

– роторные;

– цепные.

2. По составу оборудования:

– агрегатные;

– специализированные;

– специальные.

3. По числу потоков:

– однопоточные;

– многопоточные.

4. По зависимости потоков:

– с зависимыми потоками;

– с независимыми потоками.

5. По числу типов одновременно обрабатываемых из­делий:

– однопредметные;

– многопредметные.

6. По степени переналадки:

– переналаживаемые;

– непереналаживаемые.

Допустимая степень неравенства тактов между взаимосвязанными звеньями определяется периодом времени пополнения компенсационного задела (Зк). Этот период называется периодом компенсации (Т к)

Зк =

где Зк – компенсационный задел, шт.;

D – допустимая величина неравенства тактов на соседних участках;

ri, rj – меньший и больший такт на участках, ч/шт.

Такт АПЛ

где t маш – машинное время обработки, мин/шт.;

– суммарное вспомогательное время, не перекрываемое машинным, мин;

– время транспортировки изделий на одну позицию, мин.

Контрольные вопросы

1. Что называется производственным процессов и какова его структура?

2. Перечислите принципы рациональной организации и их содержание.

3. Дайте характеристику типам производства.

4. Что называется производственным циклом и какова его структура?

5. Виды движения партии изделий по операциям, их отличительные особенности.

6. Что понимается под производственной структурой предприятия, цеха, участка?

7. Виды специализации, их преимущества, недостатки и условия применения.

8. Пути организации непоточных форм производственных процессов.

9. Признаки поточного производства.

10. Предпосылки поточного производства.

11. Классификация поточных линий и их характеристика.

12. Пути синхронизации операций на НПЛ.

13. Основные параметры НПЛ.

14. Отличие поточных линий с рабочим и распределительным конвейером.

15. Отличительные особенности прерывно-поточных линий.

16. Разновидности многономенклатурных поточных линий.

17. Классификация автоматических поточных линий.

18. Загрузка оборудования и его пропускная способность.

 

 

 
 
 

 

 


2. Планирование производственной деятельности предприятия

2.1. Сущность и принципы планирования

План – это рабочий инструмент достижения поставленной цели субъектом предпринимательства, созданный на основе конъюнктурного прогноза среды хозяйствования и расписанный по исполнителям, времени и средствам.

«Инструмент» – означает, что план не сама цель, а средство достижения цели, а средства достижения цели включают экономические, психологические, коммерческие, организационные, кадровые, технологические и иные действия.

«Достижение поставленной цели» – определяет удовлетворение личных и коллективных интересов работников объекта хозяйствования к намеченному сроку.

«На основе конъюнктурного прогноза» – означает знание механизма рынка, в том числе рынка своего товара. «Расписанный по исполнителям, времени и средствам» – означает, что план действий должен быть обеспечен ресурсами временными и пространственными, т.е. должен быть обеспечен по срокам исполнения материальными, трудовыми, финансовыми и интеллектуальными средствами.

Планирование – это процесс экономического обоснования рационального поведения субъекта хозяйствования для достижения своих целей, т.е. это процесс формирования целей, определения приоритетов, средств и методов достижения.

Процесс планирования осуществляется в соответствии с методологией планирования.

К основным принципам планирования относятся:

1. Принцип комплексности – означает, что система планирования должна охватывать деятельность предприятия во взаимосвязи всех его элементов.

2. Принцип непрерывности – заключается в сопряжении плановых показателей на различных стадиях планирования



 

Рис. 5. Классификация планов в системе планирования


(прогнозирования, перспективного и текущего), а также по уровням управления и функциональным направлениям деятельности предприятия.

3. Принцип гибкости (адаптивности) – означает способность плана менять свою направленность при изменившихся условиях деятельности и иметь определенные резервы, т.е. иметь возможность корректировки для адаптации к изменившимся обстоятельствам бизнеса.

4. Принцип обоснованности означает планирование на основе информации о требованиях потребителей к техническому уровню качества продукции, уровню цен на нее и возможному объему поставок, нормативной базы планирования для расчета потребности в ресурсах.

5. Принцип оптимальности – означает обеспечение наиболее целесообразное использование производственных ресурсов путем обоснования наилучшего варианта плана деятельности предприятия.

Таким образом, план в себя включает следующие элементы:

1) постановку целей;

2) развернутое описание необходимых действий;

3) ресурсное обеспечение;

4) перечень участвующих исполнителей (служб) и определение их задач;

5) сроки выполнения расчетных показателей.

Классификация планов и их взаимосвязь представлена на рис. 5.

2.2. Сущность стратегического планирования

Стратегия – это обобщающая модель длительного действия, необходимых возможностей, или совокупность ее главных долгосрочных целей и основных способов их достижения. Таким образом, стратегия – это прежде всего реакция предприятия на объективные внешние и внутренние обстоятельства деятельности.

Стратегическое планирование – это процесс разработки основных ориентиров, норм и ключевой модели поведения предприятия.

Он включает:

– процесс моделирования будущего, применительно к которому должны быть определены цели и сформулирована концепция долговременного развития;

– это управленческий процесс создания и поддержания стратегического соответствия между целями предприятия, ее потенциальными возможностями и шансами на перспективу;

– адаптивный процесс, в результате которого происходит непрерывный мониторинг изменений в деятельности предприятия.

Основные задачи стратегического планирования:

– распределение ресурсов;

– адаптация к внешней среде;

– определение долгосрочного поведения;

– обоснование тактического планирования;

– установление показателей деятельности для последующего контроля.

Типовыми целями стратегического плана являются:

– максимизация ожидаемой прибыли;

– максимизация объема деятельности;

– увеличение доли рынка;

– выживание;

– эффективность работы;

– диверсификация;

– качество продукции (услуг);

– финансовая стабильность;

– выход на новые рынки;

– научные исследования и разработки.

Этапы стратегического планирования осуществляются в последовательности:

– анализ среды хозяйствования;

– формулировка целей бизнеса;

– стратегический анализ;

– определение достижимого уровня роста бизнеса;

– разработка программы действий и составление графика работ;

– формирование бюджета;

– мониторинг.

Стратегия предприятия ориентирована на внешнюю и внут­­реннюю среду хозяйствования. Внешняя среда предполагает следующие стратегии: товарную; ценообразования; взаимодействия предприятия с рынками денег и ценных бумаг; снижения издержек; внешнеэкономической деятельности. Внутренняя среда экономической стратегии представлена видами: 1) стратегия снижения производственных издержек направлена на обеспечение конкурентного преимущества за счет снижения затрат; 2) стратегия инвестиционной деятельности позволяет формировать инвестиционный портфель; 3) стратегия стимулирования персонала предусматривает разработку систем стимулирования работников предприятия; 4) стратегия предотвращения несостоятельности (банкротства), задачей которой является ранее обнаружение кризисных тенденций, «слабых сигналов», предвещающих кризисные явления, и выработка мер противодействия этим явлениям.

 

Информационная база планирования

 

Информационная база разработки планов определяется совокупностью данных, систематизированных по определенным признакам и используемых для решения планово-эконо­ми­ческих задач, разрабатываются схемы потоков информации и документооборота, перечни пользователей информации, методики расчета необходимых показателей.

Цель создания информационной базы – современное обеспечение системы планирования необходимой информации определенного состава, содержания и количества для принятия плановых решений, обеспечение сбалансированности планов, выявление и максимальное использование резервов произ­водства.

Норма – это максимально допустимая абсолютная величина затрат труда, времени, расхода материалов, сырья, топлива, энергии для изготовления единицы продукции (услуги) установленного качества в производственно-технических условиях планируемого года.

Норматив – показатель, характеризующий относительную величину использования предметов и орудий труда, их расхода на единицу массы, объема, мощности и т.д.

Нормы и нормативы должны быть:

1) прогрессивными;

2) обоснованными;

3) комплексными.

Нормы и нормативы классифицируются:

– по объему нормирования (затрат живого труда, расхода организации производства);

– методам разработки (расчетно-аналитические; расчетно-статистические; опытные; статистические);

– периоду действия (оперативные, текущие, перспек­тивные);

– степени агрегирования продукции (пооперационные, индивидуальные, групповые);

– масштабу применения (цеховые, заводские).

2.3. Технико-экономическое (функциональное)
планирование

2.3.1. Планирование маркетинга

Этот план определяет основные плановые параметры
на будущее и учитывает фундаментальные экономические
и неэкономические цели бизнеса. План маркетинга может быть долгосрочным, среднесрочным и обязательно краткосрочным.

Основой плана маркетинга являются:

– базовая стратегия предприятия;

– прогноз спроса;

– прогноз сбыта;

– финансовое положение предприятия.

План маркетинга должен отвечать следующим требо­ваниям:

– соответствовать базовым стратегическим целям предприятия и ее структурных подразделений, а также риску, который предприятие может взять на себя;

– быть всесторонним и полным;

– содержать краткосрочную программу для осуществления текущих планов;

– организационно обеспечивать разработанные действия для осуществления плана;

– входить в разделы коммерческих планов;

– быть гибким для соответствия изменяющимся условиям бизнеса.

План маркетинга включает:

1) план сбыта;

2) план снабжения;

3) компоненты маркетинга.

Как правило, планирование маркетинга состоит из двух укрупненных стадий: первая стадия – отбор отдельных рынков и их сегментов, на этой стадии предприятие планирует реализовывать продукцию. Идентификация рынка производится по местоположению и объему.

Вторая стадия планирования определяет следующие факторы:

– продукция;

– место;

– цена и система скидок и надбавок;

– каналы распределения, транспортировки и складиро­вания;

– реклама;

– расширение, модернизация продукции или сокращение производства;

– расфасовка и упаковка, дизайн;

– оптовые или индивидуальные продажи;

– фирменные товарные знаки;

– выставки, презентации, связи с потребителями;

– подготовка товарных агентов;

– позиционирование продукции.

В ходе разработки плана маркетинга решаются задачи:

1) анализ состояния и прогнозирование развития рынка;

2) организация закупки сырья, материалов, полуфабрикатов;

3) организация сбыта (продажи);

4) развитие рынка, привлечение новых покупателей, изучение потребностей в новых товарах и услугах;

5) организация эффективной обратной связи.

Этапы разработки плана маркетинга:

– выбор типа стратегии маркетинга;

– проведение маркетинговых исследований;

– анализ состояния предпринимательства;

– обоснование функции маркетинга и анализ ее факторов;

– составление бизнес-планов по направлениям предпринимательства;

– корректировка параметров и контроллинг;

План маркетинга включает расчет бюджета средств. Краткосрочный план маркетинга включает три раздела:

1. Продукт (услуга) – вид продукта (основного и дополнительных); их прибыльность, издержкоемкость, спрос; фаза жизнедеятельности товара; полезные изменения в продукте с целью роста спроса.

2. Цена – в сравнении с ценой конкурентов; возможная система скидок; политика цены, ее изменения; возможность прироста прибыли под влиянием фактора цены; оптимальный объем товара при выбранной цене.

3. Бюджет средств на рекламу.

2.3.2. Планирование производства
и реализации продукции, оказания услуг

Формирование плана реализации продукции и услуг осуществляется на основе факторов с их потребителями и поставщиками материалов, заготовок, полуфабрикатов, комплектующих изделий. В плановый объем реализуемой продукции N реал включают:

N реал = N осн + N зап + N п/ф + N всп + N усл,

где N осн – готовые изделия основной продукции;

N зап – запчасти, не входящие в изделия;

N п/ф – полуфабрикаты собственного производства;

N всп – продукция вспомогательных производств для реализации на сторону;

N усл – промышленные услуги для реализации другим предприятиям.

План реализации продукции представляет базу разработки плана производства продукции, расчета численности работающих, фонда заработной платы, плана снабжения, затрат на производство.

Формирование плана реализации продукции включает:

1. Расчет объема продажи по видам продукции по трудоемкости, по себестоимости и в рыночных ценах; расчет загрузки оборудования, расчет заработной платы основных рабочих, определение материальных затрат.

2. Определение величины резервов по объему реализуемой продукции, мощности и ресурсам предприятия.

3. Расчет оптимального плана по номенклатуре и объему с целью получения максимальной прибыли.

К основным показателям плана производства продукции относятся: объем товарной продукции в натуральном и стоимостном выражении, объем валовой и чистой продукции в стоимостном выражении по рыночным ценам. Кроме того, используются условно-натуральные измерители для приве­дения рыночных видов продукции к одному виду, взятому за базу.

Годовой объем производимой продукции распределяется по кварталам и месяцам с учетом сроков ее поставок, цикла изготовления и рабочих дней в периоде. На основе этих планов разрабатываются годовые планы цехам с такой же разбивкой.

В объем товарной продукции включается полностью
изготовленная и предназначенная для реализации продукция, отвечающая требованиям госстандартов, техусловий и дого­воров.

N тов = N реал + (N г.кN г.н) + (N отг.кN отг.н),

где N г.к, N г.н – объем готовой продукции на складе предприятия соответственно на конец и начало планируемого года; руб.;

N отг.к, N отг.н – объем готовой продукции отгруженной, но не оплаченной потребителем согласно условиям договора, соответственно на конец и начало планового периода;

Объем чистой продукции определяется в плановых ценах путем исключения из объема товарной продукции затрат на материалы и величины амортизационных отчислений основных средств.

В объем валовой продукции входят объемы, подлежащие реализации основной продукции, технологической оснастки, выполняемых услуг и изменение объема незавершенного производства:

N в = N осн + N т.о + N усл + (N нез.кN нез.н),

где N нез.к и N нез.н – объем незавершенного производства соответственно на конец и начало планового периода, руб.

Объем валовой продукции рассчитывается в стоимостном выражении в рыночных ценах и по трудоемкости для расчета загрузки оборудования и численности основных рабочих.

2.3.3. Планирование затрат на производство
и себестоимость продукции (услуг).
Планирование цены на продукцию

План по затратам на производство разрабатывается с целью определения экономических показателей работы пред­приятия.

Предприятие в процессе своей деятельности совершает материальные и денежные затраты на простое и расширенное воспроизводство основных и оборотных средств, производство и реализацию продукции, социальное развитие трудового коллектива и др. Наибольший удельный вес во всех
расходах предприятия занимают затраты на производство продукции (себестоимость), как денежное выражение затрат на приобретение производственных факторов, необходимых для осуществления производственной и коммерческой деятель­ности.

Себестоимость продукции (работ, услуг) – это стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.

Затраты на предприятиях в соответствии с их назначением группируются по экономическим элементам и калькуляционным статьям. Формирование групп затрат по экономическим элементам позволяет рассчитать смету затрат на производство, которая отражает их распределение по экономическому содержанию, независимо от формы использования в производстве того или иного вида продукции и места осуществления затрат. Смета необходима и для составления материальных балансов, нормирования оборотных средств, разработки финансовых планов и др.

Группировка затрат по калькуляционным статьям расходов отражает их состав в зависимости от направления расходов (на производство или его обслуживание и управление) и места возникновения (основное производство, вспомогательные служ­­бы, обслуживающее хозяйство и др.).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.