Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Криминалистическое учение о тактических приемах 16 страница






Если лиц, показания которых проверяются, несколько, то проверка и уточнение показаний проводится с каждым из них в отдельности, с привлечением разных понятых.

В ходе проведения данного следственного действия следователь получает более качественную информацию, по сравнению с допросом. Он не только слушает, но и видит реальную обстановку, проверяя имеющиеся показания, сравнивая их описания при допросе с обстановкой во время проведения проверки и уточнения показаний на месте; получает новые доказательства, обнаруживая следы пребывания лица, предметы, вещи и иные данные.

Лицо, чьи показания проверяются, вновь оказавшись на месте события, непосредственно воспринимает всю обстановку, что помогает ему вспомнить и узнать место, отдельные его детали и совершенные на месте события действия.

При несоответствии показаний участников, следователю важно оценить и учесть объективные (время суток, года, степень освещенности и др.) и субъективные (переживание, состояние организма, болезни и т.п.) обстоятельства восприятия события и места данными лицами, проверить их путем допросов, следственных экспериментов, экспертиз и высказать о них свое суждение в обвинительном заключении при оценке собранных по делу доказательств.

 

§ 4. Фиксация хода и результатов проверки и уточнения показаний на месте.

 

Важным элементом проведения проверки и уточнения показаний на месте является фиксация его результатов. О проведении данного следственного действия следователем составляется протокол с соблюдением требований уголовно-процессуального закона, который является главным средством фиксации.

Во вводной части протокола, помимо общих сведений о дате, месте, времени начала и окончания, освещенности, сведений о лице, производящем проверку, участниках следственного действия (совместно с кем, при участии и в присутствии кого), перечисления статей УПК РФ, в соответствии с которыми проводится следственное действие, цели выполнения действия, отражается готовность лица повторить на месте свои показания, его добровольное согласие на участие в проверке показаний.

В описательной части отмечается исходная точка движения участников, способ передвижения, показания лица относительно маршрута, ориентиров, описание самого маршрута движения, показания лица относительно места события, обстановки, отличительных признаках, о наличии и характере изменений в обстановке, описание самого места события, его индивидуальных признаков. Отражаются пояснения лица о событиях, происшедших на месте, действиях его и других лиц, следах и иных предметах, а также какие действия лицо демонстрировало, какие следы и где были обнаружены, их описание и способ изъятия. В протокол также заносятся вопросы следователя и других участников и ответы на них. Особенностью описательной части протокола проверки и уточнения показаний на месте является то, что показания фиксируются в первом лице (например, я перегнулся через стойку бара), а действия проверяемого, описание маршрута, места события, следов - в третьем лице (например, после того, как он перегнулся через стойку бара и взял вещи...). Кроме того, при отражении обстановки, действий лица на момент составления протокола, они, согласно показаниям лица, описываются такими, какими были в момент события.

В заключительной части протокола отражаются сведения о применении технических средств, произведенной фото-, видео съемке, в отношении каких конкретных объектов с каких точек она производилась; приобщенных планах, схемах; воспроизведении участникам сделанной видеозаписи; заявлениях и замечаниях участников; перечне изъятых следов и вещественных доказательств с отметкой о месте их обнаружения, а также подписи всех участников следственного действия.

Результаты проверки и уточнения показаний, как правило, фиксируются с помощью фото- и видео съемки. При фотосъемке фиксируется начало и маршрут движения с отражением ориентиров, место события, отдельные участки, следы, предметы, обнаруженные на месте, действия лица, показания которого проверяются. Используются при этом различные приемы (ориентирующая, обзорная, узловая и детальная) и методы (панорамная, измерительная) фотографирования, которые фиксируют обстановку, либо вместе с лицом, чьи показания проверяются, либо без него.

Желательно использовать в качестве средства фиксации – видео съемку, которая более наглядно передает весь ход проверки и уточнения показаний на месте. Однако, для видео съемки требуется подготовка, заранее разработанный план, сценарий, в которых учитываются все процессуальные моменты начала данного следственного действия, его производства и завершения. Оператор должен объективно отражать весь ход проверки, маршрут движения, заметные ориентиры, место события с обстановкой и действия лиц, следы и предметы, обнаруженные на месте. Любой перерыв в записи отмечается текстом с отражением причины и времени. При видео съемке маршрута движения в транспортном средстве оператор располагается за лицом, показания которого проверяются, фиксируя его описание и одновременно маршрут движения через стекло. Заключительная часть плана также разрабатывается подробно, отражая все процессуальные моменты, а также просмотр материала всеми участниками следственного действия, что фиксируется с помощью видеосъемки, где в заключении указываются характеристика видеокамеры, кассеты, кто производил запись.

При этом учитывается, что при фиксации проведения проверки и уточнения показаний разных участников одного события фото- и видеосъемка производится с одних и тех же точек, что отмечается в схеме, прилагаемой к протоколу следственного действия.

Дополнительным средством фиксации являются планы и схемы, иллюстрирующие протокол проверки и уточнения показаний. На них отражается маршрут движения участников следственного действия с указанием ориентиров, место события с расположением отдельных объектов, места обнаружения следов, предметов, расстановка участников и точки, откуда производилась фото-, видеосъемка.

 

 


Глава 15. Тактика назначения и проведения судебных экспертиз

 

§ 1. Понятие и формы использования специальных познаний

 

Эффективность раскрытия и расследования уголовных дел в настоящее время во многом зависит от использования в уголовном процессе естественно-научных, технических и многих других специальных познаний. Специальные знания всегда использовались в расследовании для установления истины по уголовным делам. В условиях роста преступности роль специальных знаний в раскрытии преступлений еще более возрастает. Многие аспекты процесса собирания и исследования информации по уголовным делам могут быть решены только на основе использования новейших достижений науки и техники.

Под термином «специальные познания» обычно понимают знания, приобретен­ные в результате целенаправленной профессиональной подготовки и опыта работы в какой-либо области деятельности и представляют собой систему знаний об определенных объектах, явлениях и закономерностях, изучаемых данной отраслью науки. Считается, что специальные знания – это сведения, не являющиеся общеизвестными, не имеющими массового распространения. Так известный отечественный криминалист, профессор Е.Р. Россинская считает, что с точки зрения Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (УПК) к специальным познаниям не могут относиться общеизвестные, а также юридические познания. Данная точка зрения обусловлена тем, что познаниями в данной области в полной мере обладают следователи, судьи и оперативные работники, постоянно применяющие их на практике, в процессе своей непосредственной профессиональной деятельности, и являющиеся на основании УПК самостоятельными субъектами процесса расследования, не обозначенные как носители специфических специальных познаний.

Таким образом, опираясь на все выше изложенное можно сказать, что специальные познания – это профессиональные знания, приобретаемые в процессе получения специального образования или в процессе практической работы по конкретной специальности, в области естественно-научных знаний, техники, искусства, филологии, военного дела, применяемые особым субъектом в ходе раскрытия и расследования преступлений и при рассмотрении в суде гражданских и уголовных дел.

Целью применения специальных знаний в рамках противостояния преступным элементам является содействие собиранию информации, необходимой для раскрытия, расследования и предупреждения преступлений, а также разработка тактических и технических средств и методов сбора информации.

Необходимо отметить, что граница между общенаучными и специальными знаниями постоянно изменяется. То, что еще недавно относилось к специальным знаниям, сегодня становится общедоступным. Однако имеется необходимость в разграничении общего и специального знания, так как от этого зависят основания для назначения экспертизы, привлечения к участию в следственных действиях специалистов. Критерий разграничения специальных и общедоступных знаний вырабатывается в ходе судебной и следственной практики.

Применять ставшие общедоступными специальные познания могут не только сведущие лица (эксперт, специалист), но и следователи, оперативники, прокурор, хотя результаты их применения будут иметь различное процессуальное значение, как и сами их носители, будут иметь разный процессуальный статус.

В настоящее время не выработано единого мнения о формах применения специальных знаний в уголовном судопроизводстве, однако, опираясь на существующие точки зрения, возможно, выделить следующие формы:

по правовой значимости:

а) процессульная форма;

б) непроцессуальная форма;

по уголовно-процессуальному положению субъекта

а) самостоятельное использование специальных знаний следователем;

б) участие специалиста в следственных действиях;

в) производство судебной экспертизы.

Специальные знания могут использоваться в формах, предусмотренных уголовно-процессуальным законом или ведомственными нормативными актами. Можно выделить и такие формы использования специальных знаний:

указанные и регламентированные УПК РФ (участие педагога при допросе несовершеннолетнего ст. 191, судебного медика при осмотре трупа ст. 178, производство судебной экспертизы ст. ст 195-204);

не указанные и не регламентированные законом (предварительное исследование следов и вещественных доказательств на месте происшествия, проведение исследования по оперативным материалам сотрудником экспертно-криминалистических подразделений, оказание технической помощи, консультации специалиста).

Не смотря на то, что следователь обязан ориентироваться в основных отраслях знаний, ему необходимы и специальные знания, без которых он не в состоянии выполнить обязанности по быстрому и полному раскрытию преступления. В ряде норм УПК прямо указывается на возможности использования следователем собственных знаний применения фотографии, звукозаписи, получения слепков (ст.166 УПК РФ). Однако в большинстве случаев, следователь не может сам произвести некоторые действия, так как у него нет узкоспециальных знаний и навыков, а также когда предстоит выполнить большой объем работы, требующей специальных знаний, либо необходимо из этических или тактических соображений проведение определенных действий соответствующим специалистом (необходимы специальные технические средства, имеется риск причинить вред человеческому организму, изъятие образцов крови, обнаружение объектов с помощью рентгеновского излучения).В таких случаях для участия в следственных действиях необходимо привлечь соответствующего специалиста (ст. 168 УПК РФ). Специалист дает следователю консультацию по определенным вопросам, исполняет действия по обнаружению, закреплению и изъятию доказательств. Его деятельность имеет вспомогательное значение и осуществляется под руководством следователя и только в рамках проводимого следственного действия. Вопрос о привлечении специалиста решает следователь. Случаи обязательного участия специалиста в следственном действии прямо указаны в законе. К ним относят­ся:

участие педагога в допросе свидетеля в возрасте до четыр­надцати лет, а по усмотрению следователя - и при допросе сви­детелей в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет (ст.191 УПК);

участие судебного медика, а при невозможности его учас­тия - врача, в наружном осмотре трупа (ст.178 УПК);

участие врача в освидетельствовании в необходимых случа­ях (ст.179 УПК).

Экспертиза назначается независимо от того, обладают ли следователь или судья специальными знаниями, пос­кольку фактические данные, полученные путем экспертного иссле­дования, не могут быть отражены ни в каком процессуальном до­кументе кроме заключения эксперта.

В практике борьбы с преступностью исследование может осуществляться не только при производстве экспертизы, но и в слу­чае, когда возникает необходимость изучения объектов, еще не имеющих статуса вещественных доказательств, но могущих таковы­ми стать при наступлении определенных процессуальных условий. Речь идет об условно называемых «предварительных исследованиях» (первоначальной оценке объектов), осу­ществляемых сотрудниками экспертно-криминалистических служб до возбуждения уголовного дела или специалистами по поручению следователя - без назначения экспертизы, в том числе в работе по приостановленному делу. Подобное исследование не базируется на нормах Уголовно-процессуального кодекса, соответственно результаты данного исследования не являются доказательствами и могут использоваться в процессе расследования только как источник оперативной информации и свидетельствовать от перспективах их дальнейшего экспертного исследования. Предвари­тельные исследования часто позволяют получить весьма ценную информацию ориентирующего характера: о механизме преступления, способе его совершения и сокрытия, орудиях, которыми мог вос­пользоваться преступник, о непосредственном контакте преступ­ника с предметами вещной обстановки места происшествия и др. Предварительное исследование на стадии возбуждения уголовного способствует выдвижению и уточнению оперативных и следственных версий, определению последовательности оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий и так далее.

Еще одной непроцессуальной формой участия специалиста в процессе расследования является справочно-консульта­ционная деятельность, направленная на оказание помощи следова­телю в подготовке следственных действий и материалов для экс­пертизы, формулировании вопросов эксперту и т.д.

Основной формой использования специальных познаний является все же судебная экспертиза, являющаяся процессуальным действием, регламентированным не только нормами права, (УПК и закон Российской Федерации «Об экспертизе», апрель 2001г), но и различными ведомственными приказами.

 

 

§ 1. Понятие, предмет, объект и классификация судебных экспертиз.

 

Судебная экспертиза - это исследование, проводимое сведущим лицом (экспертом) по заданию следователя или суда в предусмотренном законом порядке предоставленных ему материальных объектов и других материалов с целью установления фактических данных, имеющих значение для правильного разрешения дела, и дачи заключения в установленной законом форме по вопросам, возникающим в ходе расследования и судебном разбирательстве.

Судебная экспертиза направлена на научное исследование доказательств и выдачу заключения по интересующим следствие или суд вопросам. Результаты экспертизы оформляются специальным документом – заключением эксперта, являющимся одним из предусмотренных законом источником доказательств, а его выводы и содержащиеся в них фактические данные - являются доказательствами в уголовном процессе. Отличие судебной экспертизы от других процессуальных форм применения специальных знаний в процессе расследования преступлений заключается в характере устанавливаемых фактов. При экспертизе результаты исследований, как правило, не являются очевидными и требуют научной оценки и построения на этой основе определенных выводов, которые выполняются лицом, производящим экспертизу (экспертом). Поэтому характерной особенностью экспертизы является получение фактических данных на основе научной оценки и дальнейшей интерпретации результатов исследования. Этим фактором предопределена основная процессуальная функция судебного эксперта – исследование доказательств и дача заключения. В заключении эксперта производится фиксация хода исследования, научного обоснования полученных результатов и выводов эксперта.

Иную природу имеют факты, устанавливаемые специалистом при его участии в следственных действиях. Они чаще всего являются непосредственным результатом применения научно-технических средств и не нуждаются в толковании и специальной оценке.

Следователь или судья назначают экспертизу вне зависимости от того, обладают ли они сами специальными знаниями, поскольку фактические данные, полученные путем экспертного исследования, не могут быть отражены ни в каком другом процессуальном документе, кроме заключения эксперта. Следователь (суд) вправе собирать вещественные доказательства, но не быть их источником. Обязанности следователя (суда) и эксперта несовместимы.

Значение судебной экспертизы заключается в том, что она является одной из форм получения новых и уточнения (проверки) имеющихся доказательств, а также и в том, что она является основным средством использования новейших достижений науки и техники в уголовном, гражданском и арбитражном судопроизводстве.

Судебную экспертизу от экспертиз, осуществляемых в иных сферах человеческой деятельности отличает следующее:

экспертиза может быть назначена только после возбуждения уголовного дела;

подготовка материалов на экспертизу, назначение и проведение экспертизы производится с соблюдением специального правового регламента, определяющего соответствующую процедуру этих действий, а также права и обязанности эксперта, права и обязанности субъекта, назначившего экспертизу, права и обязанности участников уголовного, гражданского, арбитражного процесса;

проведение исследования, основанного на использовании специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства или ремесла;

по результатам экспертизы эксперт дает заключение, имеющее статус источника доказательств.

Предмет судебной экспертизы составляют фактические данные (обстоятельства дела), исследуемые и устанавливаемые при расследовании или судебном разбирательстве уголовного дела на основе специальных познаний в области науки, техники, искусства или ремесла.

Основные задачи, разрешаемые судебными экспертизами это идентификационные (установление тождества объекта по его отображению) и диагностические (установление свойств и состояния объекта, выявление механизма события, последовательности действий и т.п.). Необходимо отметить также задачи, связанные с экспертной профилактикой (выявление обстоятельств, способствующих совершению преступлений и выработке предложений по их устранению).

Объектами экспертизы являют­ся как материальные объекты, так и явления и процессы

К материальным объектам относятся вещественные доказательства и сравнительные образцы. К ним относятся отображения людей и животных, предметов, механизмов и агрегатов, вещества, материалы и изделия, документы и полиграфическая продукция, выделения человека, части его тела и трупы, разнообразные объекты растительного и животного происхождения и многие другие. Объектами экспертизы могут быть протоколы следственных и судебных действий; документы, не являющиеся вещественными доказательствами, но содержащие сведения, которые должны быть подвергнуты анализу специалистом, а также обстановка места происшествия.

Явления и процессы, которые подлежат исследованию и, соответственно, являются объектами криминалистической экспертизы, могут быть самые различные. В основной своей массе они связаны с материальными объектами, в которых или с которыми протекали эти процессы. Именно так будет обстоять дело при решении вопроса о том, могла ли пуля, выпущенная из данного огнестрельного оружия пролететь определенное расстояние и при этом нанести живому лицу телесные повреждения, ведущие к смерти.

Экспертное исследование проводится с применением соответствующих методов познавательной деятельности. Используемые методы можно классифицировать по степени общности их применения в различных сферах следующим образом:

Всеобщий метод – материалистическая диалектика;

Общенаучные методы – наблюдение, описание, измерение, сравнение, эксперимент, моделирование т.д.

Специальные методы – методы одной или нескольких наук, в том числе и методы, разработанные самой криминалистикой.

Методы исследования вещественных доказательств, применяемые в судебной экспертизе, либо разрабатываются специально для этих целей (криминалистические методы) либо заимствуются из естественных и технических наук, однако в этом случае они подвергаются существенной трансформации в соответствии со специфическими задачами и объектами исследования. Существует также классификация методов по условиям их использования, по стадиям процесса экспертного исследования и по другим основаниям. Например, по воздействию на объект экспертизы методы можно разделить на разрушающие и неразрушающие, по стадиям процесса экспертизы – на методы раздельного исследования, методы сравнительного исследования, методы проведения экспертного эксперимента и т.д. В практике имеют место случаи применения не одного, а комплекса методов исследования. Различные методы могут применяться при производстве комиссионных и комплексных экспертиз (каждый из экспертов, участвующих в проведении таких экспертиз использует отдельный метод).

Для исследования каждого вида объектов в судебной экспертизе разрабатывается методика экспертного исследования, т.е. система предписаний выбора и применения научно-обоснованных методов, приемов, технических средств, используемых для решения экспертной задачи. Предписанная методикой программа действий включает в себя указания на методы, материальные и технические средства познания, последовательность и порядок их применения. Экспертные методики разрабатываются для решения конкретных задач применительно к видам и подвидам экспертиз. Методики апробируются и утверждаются компетентными органами (методическими советами, комиссиями авторитетных специалистов соответствующих ведомств). Методики экспертного исследования должны отвечать следующим критериям: правомерность применения, научная обоснованность, безопасность, эффективность, экономичность. Таким образом, можно отметить, что при проведении экспертного криминалистического исследования применяются методы естественных и технических наук (т.е. интеграция знаний, методов) в прямом или криминалистически модифицированном виде для получения доказательственной информации, используемой в судопроизводстве.

Параллельно с интеграцией в криминалистику и судебную экспертизу достижений естественных и технических наук идет и процесс использования судебно-экспертных знаний в сферах человеческой деятельности, не связанных напрямую с судопроизводством по уголовным, гражданским и арбитражным делам. Так, например, установление состава пищевых продуктов (кофе, напитков, мясных продуктов и т.п.) успешно может осуществляться с применением судебно-экспертных методик, часто дающих более полную информацию, чем исследования, проводимые при их сертификации. Осуществляемая в соответствии с рекомендациями экспертов защита документов от подделки значительно повышает надежность защиты.

Классификация судебных экспертиз может производиться по различным основаниям: характеру (отрасли) специальных знаний, месту и последовательности проведения, объему исследования, составу экспертов и др.

По характеру специальных познаний, используемых в них, судебные экспертизы многообразны, поскольку вопросы, возникаю­щие в ходе судопроизводства, могут относится к любой сфере че­ловеческой деятельности. В общей теории судебной экспертизы их принято подразделять на классы, роды и виды.

Наиболее распространенными являются экспертизы, относящие­ся к классу так называемых традиционных криминалистических. Первоначально они базировались главным образом на положениях криминалистической техники и теории криминалистической иденти­фикации. Однако внедрение в экспертную практику современных научно-технических достижений привело к тому, что в настоящее время при производстве этого класса экспертиз используются, методы анализа изображений, кибернетические, физико-химичес­кие, антропометрические и многие иные методы. К таким экспер­тизам относятся:

I. Судебно-почерковедческая экспертиза, исследующая по­черк как систему движений, проявляющихся в рукописном тексте, подписи, цифровых обозначениях;

II. Судебно-автороведческая экспертиза, позволяющая по ру­кописному или печатному тексту установить его автора;

III. Судебно-техническая экспертиза документов, когда уста­навливают способы изготовления документов и их подделки, восс-

танавливают содержание поврежденных документов, исследуют ма­териалы документов (бумага, красители и пр.);

IV. Судебно-фототехническая экспертиза, в задачи которой входит установление групповой принадлежности фотоматериалов и

негативов, условий съемки и изготовления фотоснимков, восста­новления испорченных негативов и позитивов, идентификация объ­ектов, изображенных на фотоснимках;

V. Судебно-трасологическая экспертиза производит исследо­вание следов-отображений (в том числе следов ног и других час-

тей тела человек, одежды и обуви, животных, орудий и инстру­ментов, транспортных средств) с целью отождествления по ним идентифицируемых объектов. Сюда относятся также экспертизы ус­тановления целого по частям, экспертизы запирающих устройств, пломб, узлов и некоторые иные. В отдельный вид обычно выделяют дактилоскопические экспертизы, исследующие следы рук;

VI. Судебно-портретная экспертиза проводится с целью иден­тификации личности по фотоснимкам, а также по фотоснимкам и черепу;

VII. Судебно-баллистическая экспертиза занимается исследова­нием огнестрельного оружия, следов его применения, боеприпа­сов, устанавливает обстоятельства выстрела и пригодность ору-

жия для использования, дает возможность идентифицировать ору­жие по следам на пулях и гильзах;

VIII. Судебная экспертиза холодного и метательного оружия устанавливает, яв­ляется ли объект исследования холодным оружием и можно ли ис­пользовать его с этой, определяет способ изготовления холод­ного оружия;

IX. Судебно-фоноскопическая экспертиза дает возможность идентифицировать человека по голосу, устанавливать по фоног­рамме его пол, возраст, анатомические особенности речеобразую­щего тракта, особенности интеллекта и другие свойства.

Другим классом являются судебные экспертизы веществ и ма­териалов (некоторые авторы называют их КЭМВИ - криминалисти­ческие экспертизы материалов, веществ и изделий), к которым относятся экспертиза лакокрасочных материалов и покрытий; объ­ектов волокнистой природы; нефтепродуктов и горюче-смазочных материалов; стекла и изделий из него, фарфора, фаянса, керами­ки; металлов и сплавов; пластмасс, резины и изделий из них; наркотических средств; парфюмерно-косметических изделий; пище­вых продуктов и некоторые иные. В процессе производства этих экспертиз определяется групповая принадлежность объектов, ко­торые как правило присутствуют в микроколичествах, установле­ние единого источника происхождения, а в отдельных случаях возможна и идентификация массы вещества или материала по его части.

К задачам, разрешаемым классом судебно-почвоведческих экспертиз, относятся: идентификация по почвенным наслоениям конкретного участка местности, установление по ним факта кон­тактного взаимодействия объектов, механизма и времени образо­вания этих наслоений. К этому же классу относится судебная ми­нералогическая экспертиза по исследованию минералов и драго­ценных камней.

Класс судебно-биологических экспертиз позволяет исследо­вать объекты растительного происхождения (судебно-ботаническая экспертиза); мех, кожи, ткани, кости, выделения животных (су­дебно-зоологическая экспертиза).

В стадии формирования находится судебная экологическая экспертиза, связанная с установлением последствий загрязнений водоемов, воздуха и почвы неочищенными и необезвреженными сточными водами, отбросами промышленных и коммунальных предп­риятий, в том числе радиоактивными загрязнениями; непосредс­твенного воздействия на среду обитания путем неправильной рас­пашки земель; сокращения ареалов или даже уничтожения опреде­ленных видов животных или растений; неправильного орошения или осушения и т.д., а также выявлением механизма загрязнения, на­рушений правил охраны окружающей среды, ущерба, причиненного природной среде, возможностей предотвращения загрязнений. Эко­логическая экспертиза, как правило, носит комплексный характер и производится комиссионно экологами, химиками, физиками, биоло­гами, агротехниками, судебными медиками и другими специалиста­ми.

Класс судебно-медицинских экспертиз подразделяется на следующие роды:

судебно-медицинская экспертиза живых лиц, разрешающая задачи, связанные с определением характера и степени тяжести повреждений, состояния здоровья, возраста человека, беремен­ности, родов, абортов, алкогольного опьянения и др.;

судебно-медицинская экспертиза трупов позволяет устано­вить причину и время наступления смерти, механизм и обстоя­тельства причинения телесных повреждений, их характер и др.;

судебно-медицинская экспертиза вещественных доказатель­ств (крови, волос, выделений человека, костей и тканей) позво­ляет установить групповую принадлежность этих объектов, а в случае исследования крови и спермы - индивидуальную идентифи­кацию лица, что особенно важно при расследовании убийств, из­насилований, нанесения тяжких телесных повреждений.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.