Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основы криминалистики 30 страница






При наличии объективной невозможности предоставить свободные или экспериментальные образцы об этом сообщается в постановлении о назначении эксперти­зы.

Условно-свободные образцы - это те документы, которые собственноручно состав­лены данным лицом в период расследования уголовного дела или непосредственно в про­цессе его расследования. Они предоставляются как дополнительные, при отсутствии или небольшом количестве одного из первых видов. При решении вопроса о требуемом коли­честве образцов, рекомендуется руководствоваться правилом - " чем больше, тем лучше". Во всяком случае должно быть представлено такое их количество, которое позволило бы проследить все варианты почерка и подписей.

Если возникает необходимость установления по почерку личностных данных ис­полнителя (его пол, возраст и др.), то в этому случае целесообразно назначение комплексной почерко-автороведческой экспертизы, а для установления времени выполне­ния текста - комплексной почерко-технико-криминалистической экспертизы. Особую сложность представляет решение вопросов о состоянии исполнителя текста. Данный вид почерковедческих исследований получил название диагностических. Установление алко­гольного, наркотического опьянения может быть осуществлено в рамках почерковедче-ской экспертизы. Для установления психического состояния исполнителя текста необходимо назначение ком­плексной психолого-почерковедческой экспертизы.

Формирование вопросов является наиболее сложной задачей подготовки материа­лов на экспертизу, поэтому они должны быть тщательно продуманы с точки зрения их содкржания и тактических особенностей. В частности, необходимо:

определить, какие вопросы являются главными и именно с них следует начинать перечень вопросов (в идентификационном исследовании таким главным вопросом являет­ся вопрос о конкретном исполнителе);

стремиться получить максимум информации по исследуемым объектам и прогно­зировать неблагоприятные исходы при ответе на главный вопрос с тем, чтобы избежать назначения дополнительных и повторных экспертиз. Например, никогда не следует огра­ничиваться только вопросом о конкретном исполнителе, так как при отрицательном отве­те на него не будет никакой информации о личностных данных нового предполагаемого исполнителя, которые бы позволили определить круг его поиска;

- не формулировать вопросы в предположительной форме (" не мог ли...", " мог ли..."). Такой вопрос предопределяет ответ в той же форме;

- не увеличивать объем работы эксперта постановкой вопросов, не имеющих зна­чения по данному уголовному делу, а ставящихся " на всякий случай" или потому, что они есть в инструкции по оформлению материалов на экспертизу. Например, при постановке вопросов об условиях письма, личностных данных исполнителя, его состояния необходи­мо решить, имеют ли они самостоятельное значение. В этом случае следует сделать соответствующую оговорку в постановлении.

Необходимо продумать и форму вопросов. Они должны быть предельно лаконич­ными и конкретными. Не следует ставить вопросы об идентичности, тождественности, одинаковости, а только о конкретном исполнителе (Ивановым А.П. или другим лицом вы­полнен текст расписки...", " Самим Ивановым А.П. или другим лицом выполнена подпись от его имени в расходном ордере..." и т.д.). Затрудняют восприятие смысла вопросов экс­пертом употребление наукообразных выражений, сложных построений предложений и т.д.

В вопросах, сформулированных в постановлении, должны указываться точное наиме­нование исследуемого документа и его реквизиты, точное расположение тех почерковых объектов, которые необходимо исследовать в этом документе (например, наименование граф, строк, где расположены подписи, другие записи), топография документа (в какой части, углу, выше, ниже, ос­новного текста и др.). В отношении предполагаемых ис­полнителей в вопросах обязательно должны быть указаны их фамилии и инициалы (не заменять ссылками на другие части постановления, где эти фамилии уже названы).

В постановлении следует перечислить все направляемые образцы для сравнения, при этом свободные перечисляются каждый в отдельности с указанием их наименования и реквизитов, а экспериментальные – количественно и условия выполнения.

В постановлении также должны быть сообщены сведения о тех лицах, образцы почерка и подписей которых представлены для сравнительного исследования: возраст, род занятий, состояние здоровья (например, пользуется ли очками), перенесенные в иден­тификационный период заболевания органов зрения, головного мозга, двигательных функций руки, нервной системы и т.д.

 

§ 10 Основы почерковедческой экспертизы.

Идентификационная почерковедческая эксперти­за включает несколько стадий: 1. Предварительное исследование поступивших материа­лов, 2. Раздельный анализ исследуемых документов и образцов, 3. Сравнительное иссле­дование, 4. Оценка результатов исследования.

На стадии предварительного экспертного исследования прежде всего проверяется выполнение правил оформления материалов на экспертизу. При неправильном оформле­нии они возвращаются обратно. Проверяется, все ли из перечисленных в постановлении исследуемых документов направлены, не допущены ли ошибки в указании их реквизитов в постановлении, конкретно ли определены непосредственные объекты исследования в этих документах. При проверке образцов определяется их качество и необходимый объем. Всё это позволяет определить объем задания и конкретные его задачи. Неграмотно сформулированные в логическом и языковом отношении вопросы экспертом могут быть переформулированы, но без изменения их содержания, т.е. объема задания. В определенных случаях для уточнения объема задания, получения дополнительных мате­риалов может быть сделан запрос. На этой же стадии обращается внимание на возмож­ность применения технических способов подделки подписей (или почерка каких-то не­больших по объему записей). При наличии таких признаков почерковедческое исследова­ние не проводится. В некоторых случаях на данной стадии могут быть обнаружены при­знаки изменения почерка, подписей, если они неквалифицированно выполнены. Более тонкие изменения выявляются в ходе последующих стадий исследования.

В процессе раздельного исследования анализируются идентификационные призна­ки в исследуемых документах и образцах, при этому устанавливается их устойчивость, вариационность, частота встречаемости. При изучении устойчивости признаков устанав­ливается, насколько постоянно они повторяются в тексте, при этом еще раз обращается внимание на наличие следов замедленных движений и других признаков, указывающих на изменение почерка, подписей.

Вариационность определяется по наличию устойчивого выполнения ряда письмен­ных знаков и их элементов несколькими способами.

Частота встречаемости признака является важнейшим свойством, определяющим ценность, значимость, признака. Она устанавливается по тому, насколько часто признак встречается в почерках разных лиц (одного и того же языка): чем реже встречается дан­ный признак, тем он более ценен. Оценка частоты встречаемости признака, как правило, оценивается на основе профессионального опыта эксперта (качественно-эмпирический подход). Но она может быть произведена и на основе использования специально подсчи­танных с помощью методов математической статистики количественных характеристик встречаемости признака, содержащихся в методических работах по почерковедческой экспертизе и количественных коэффициентов встречаемости признаков, содержащихся в методических работах по судебному почерковедению. Количественный подход позволяет объективизировать оценку частоты встречаемости.

При больших объемах исследуемых текстов, высокой вариационности почерков производится так называемая разработка почерка, которая помогает сопоставлять призна­ки исследуемого текста и образцов при последующем сравнительном исследовании. Для этого на листе бумаги схематически воспроизводится в соответствии с оригиналом дви­жения букв с левой стороны листа - исследуемого документа, с правой - образцов. Разра­ботка позволяет проследить не только особенности выполнения отдельных букв, но и особенности навыка письма в целом.

При сравнительном исследовании сопоставляются выявленные общие и частные идентификационные признаки. Для сравнения используются только те признаки, которые были оценены при раздельном исследовании как устойчивые, являющиеся вариантами этого почерка. В первую очередь используются редко встречающиеся признаки. Если в данном почерке они отсутствуют, то число идентификационных признаков эксперт увели­чивает, исходя из своего опыта.

Сравнительное исследование подписей производится путем сопоставления прежде всего с образцами подписей тех лиц, от имени которых они выполнены, а затем уже с по­черком и подписями лица, который мог их подделать. Если это вымышленные лица (о чем должно быть сообщено в постановлении), сравнение производится сразу с почерком и подписями предполагаемого исполнителя.

Сравнительное исследование позволяет окончательно решить вопрос о наличии изменений в почерке, выполнении подписей с подражанием и т.д.

Как на стадии раздельного анализа, так и сравнения могут быть использованы оп­тические приборы (например, стериоскопический микроскоп), крупномасштабная фотосъемка или телевизионная установка для выявления следов замедленных движений, обводки и других графических особенностей выполнения письменных знаков. Могут быть примене-ны различные математические методы. Так, с помощью измерительно-статистических ме­тодов, в частности метода дисперсионного анализа, можно уточнить, являются ли выяв­ленные различия в написании одноименных букв вариантами одного и того же почерка или разных.

В особо сложных случаях исследования почерковых объектов, содержащих малый объем графического материала, могут быть применены компьютерные методы исследова­ния почерка. К таким случаям относятся краткие записи (особенно цифровые), тексты, выполненные печатным шрифтом, подписи, имеющие безбуквенную транскрипцию или выполненные с подражанием с большой степенью сходства и др. Применение компью-терньк технологий позволяет расширить объем почерковой информации, особенно за счет мелких количественных характеристик почерка, которые не воспринимаются зрени­ем.

Оценка результатов сравнительного исследования является наиболее сложной ста­дией, так как здесь требуется приять окончательное решение на основе полученных ре­зультатов сравнительного исследования. На этой стадии оцениваются уже не отдельно взятые признаки, а их совокупности. Оцениваются как совпадения, так и различия и опре­деляется, какие из них более существенны. Если существенна совокупность совпадающих признаков, эксперт должен оценить, является ли она индивидуальной, т.е. присущей толь­ко одному лицу. Число совпадающих признаков, необходимых для признания совокупно­сти индивидуальной, может отличаться в разных случаях идентификации, так как это зависит от частоты встречаемости признаков.

Оценка индивидуальности выявленной совокупности признаков чаще производится тоже на основе профессиональности опыта. Но дать такую оценку значи­тельно сложнее, чем, например, оценку частоты встречаемости отдельного признака. По­этому здесь особенно важны профессиональные знания и опыт, другие личностные качества эксперта. Если оценка частоты встречаемости производилась с помощью количественных коэффициентов, опубликованных в литературе, то и оценка индивидуальности их сово­купности должны определяться таким же образом. С помощью вероятно-статистического метода устанавливается величина степени вероятности выполнения текста именно данным лицом.

Наряду с оценкой совокупности совпадающих признаков обязательно должно быть объяснено происхождение имеющихся различий, которые, как правило, выявляются при сравнительном исследовании наряду с совпадениями. Они могут быть связаны с вариант­ностью почерка, недостаточным сходством условий выполнения исследуемых текстов (подписей) и образцов и т.д. Отсутствие в заключении таких объяснений делает его не­обоснованным.

Установление по почерку личностных данных исполнителя чаще носит ориентиро­вочный характер. Так, при определении возраста по почерку предположительно могут быть выделены следующие возрастные группы: молодой, средний, преклонный.

Основываясь на признаках развития почерка, изменения их в определенные перио­ды жизни у одного и того же лица, эксперт предположительно может установить и период времени, в пределах которых мог быть выполнен рукописный текст данным лицом, а так­же последовательность выполнения нескольких рукописных документов.

Более определенно устанавливается по почерку пол исполнителя. На основе веро­ятностно-статистического метода выявляется преобладание некоторых общих и частных признаков в почерке, что дает возможность определить степень вероятности выполнения текста мужчиной или женщиной.

Решая вопрос о назначении почерковедческой экспертизы для установления по­добных обстоятельств, необходимо выяснить не могут ли они более успешно установ­лены с помощью автороведческой, судебно-психиатрической, технико-криминалистической экспертиз (к последней относится время выполнения документа). В некоторых случаях целесообразно назначение комплексной экспертизы с участием таких специалистов.

 

III. Судебное автороведение

§ 11. Научные основы судебного автороведения.

Судебное автороведение изучает закономерности формирования письменной речи и разрабатывает на их основе методы установления кон­кретного автора или конкретных его личностных данных (пол, возраст, образование, профессия и т.д.)

Письменная речь как способ выражения мыслей отражает смысловую сторону письма [6]. Ее формирование, т.е. образование устойчивого и индивидуального комплекса особенностей, подчиняется общим законам формирования любого навыка. Письменно-речевой навык складывается под воздействием внутренних (субъективных) и внешних (объективных) факторов. Из числа внутренних факто­ров, для формирования индивидуальной письменной речи, опре­деляющее значение имеют особенности протекания нервных процессов внутри трех типов человека (художественного, мыслительного, среднего), выделяемых в зависимости от преобладания первой или второй сигнальной системы в работе головного мозга. Другими значимыми внутренними факторами являются сте­пень глубины и быстрота протекания психических процессов, уровень интеллектуального развития, культурный уровень и т.д. К внешним факторам, участвующих в формировании особенностей письменной речи, относятся языковая среда, образователь­ный и культурный уровень обучающих в школе, в семье, друзей, сослуживцев, влияние средств массовой культуры и т.д. Овладение письменной речью и формирование устойчивого письменно-речевого навыка в основном проходит те же стадии, что и зрительно-двигательного навыка. Этот процесс начинается с овладения письменной речью.

Овладение навыками письменной речи, протекающее в постоянно повторяющихся одних и тех же внутренних и внешних условиях, сопровождается образованием условных связей в коре больших полушарий мозга и появлением элементов автоматизированности процесса письменной речи, но здесь он менее выражен по срав­нению с зрительно-двигательным процессом.

Постепенно под влиянием личностных данных и вешних условий складывается устойчивая, наиболее удобная, приемлемая для данного лица система условных связей - дина­мический стереотип. В процессе дальнейшей практики в письменную речь вносятся особенности, обусловленные профессией, научной или другими видами деятельности. Все это формирует индивидуальность письменной речи.

Динамичность навыка письменной речи обусловлена некоторыми изменениями внутри норм языка, изменениями в ком­плексе внутренних факторов и т д. Эти изменения вносят новые особенности в письменную речь, степень устойчивости которых определяется временем воздействия новых факторов: кратковре­менным или длительным.

Навыки письменной речи фиксируются с помощью зрительно-двигательных навыков, поэтому имеется взаимосвязь между письменной речью и почерком.

 

§ 12 Идентификационные признаки письменной речи.

В письменной речи отображаются особенности трех групп навыков: стилистического, языкового, грамматического. Идентификацион­ные признаки письменной речи в каждом из этих навыков делятся по сложившейся в криминалистике традиции на общие и частные. Общие характеризуют свойства, присущие в целом письменной речи, частные - отдельные стороны этих свойств.

К общим признакам относятся:

- уровень владения письменной речью (высокий, средний, низкий), определяемый по культуре, развитости речи, уровню развития мышления, богатству средств речи, словарного запаса, отсутствию избитых фраз, сравнений и т.д.;

- степень развития грамматических навыков (высокая, средняя, низкая) - определяется по количеству и характеру орфо­графических, пунктуационных и синтаксических ошибок;

- степень развития стилистических навыков (высокая, сред­няя, низкая) определяется по умению использовать в соответст­вии с целями разные стили (деловой, бытовой, научный, публи­цистический, разговорный), наличию или отсутствию стилисти­ческих ошибок, например, разностильность, смешение прямой и косвенной речи, неправильное употребление местоимений, гла­голов и т.д.;

- особенности навыка использования языковых средств, т.е. длина, тип предложений, употребление союзов, обособлении, фразеологии;

- построение (архитектоника) изложения: разбивка рукопи­си на части, последовательность изложения тезисов и аргументов и т.д.

- лексические особенности и объем словарного запаса. Объем может быть обширным и ограниченным. Лексические особенности определяются употреблением различных выражений и слов (диалектизмов, профессионализмов, жаргонизмов, архаизмов, неологизмов, варваризмов и неправильным употреблением слов, смешением разных языков).

Наиболее распространенными частными признаками явля­ются следующие:

- наличие орфографических ошибок (одинаковых в одних и тех же словах и аналогичных в разных);

- наличие пунктуационных ошибок;

- наличие стилистических ошибок и своеобразное построе­ние предложений;

- навыки использования определенных слов и выражений (профессионализмов, диалектных, жаргонных сленгов, различных субкультур и т.д.);

- навыки употребления определенных слов в несвойствен­ном их значении.

 

§ 13. Особенности назначения автороведческой экспертизы.

Автороведческую экспертизу целесообразно назначать в сле­дующих случаях:

- в начале расследования, когда еще не обнаружен предпо­лагаемый автор и исполнитель заподозренного документа и не­обходимы знания о его личностных данных, которые позволят определять круг его поиска. Это данные о поле, возрасте, про­фессии, родном языке, длительном проживании в определенной местности, интеллектуальном, культурном уровне и т.д.

- |если имеется несколько документов и для расследования важно установление: одним или разными авторами состав­лены эти документы.

- если следствием получены предположительные данные о том, что автор и исполнитель документа - разные лица и установление этого обстоятельства с помощью экспертизы имеет значение для расследования.

В первых двух случаях на экспертизу должны быть направ­лены только исследуемые документы. При этом в отличие от почерковедческой экспертизы текст документов может быть выполнен не только рукописным способом, но и печатным: ма­шинописным, типографским, факсовым, принтерным и т.д., а также их копии, изготовленные любыми средствами множитель­ной техники. Ограничение в исследовании письменной речи имеют принтерные тексты, если при их выполнении применялись программы текстовых редакторов, которые устраняют те или иные дефекты письменной речи. Но и в этом случае, полностью исключать возможность получения положительных результатов не следует.

В третьем случае (для установления конкретного автора до­кумента) необходимо направление на экспертизу не только ис­следуемых текстов, но и сравнительных образцов.

Проблемой при назначении автороведческой экс­пертизы является необходимость предоставления большого объ­ема текста как исследуемых документов, так и образцов для сравнительного исследования, что не всегда реально в условиях расследования уголовного дела. Так, объем исследуемого текста должен составлять не менее 500 слов. Сравнительные материалы должны превышать объем исследуе­мого текста в 5 - 7 раз для каждого вида образцов: свободных, экспериментальных, условно-свободных. В качестве свободных образов могут быть представлены составленные до возбуждения уголовного дела тексты, например, процессе обучения, работы, личной переписки. Тексты образцов должны быть сопоставимы с иссле­дуемым текстом по языку, способу выполнения (рукописному, того же вида средств печати и т.д.) Оптимальным является и сопоставимость по времени выполнения, содержанию, назначению исследуемого документа и образцов. Если есть возможность, то полезно направить образцы документов и другого целевого на­значения. Это позволит более надежно определить устойчивость тех или иных признаков письменной речи. Экспериментальные образцы должны включать тексты в виде свободного изложения (сочинения) на тему выбранную самим лицом и предложенную следователем, а также тексты, выполненные под диктовку, по со­держанию совпадающие с исследуемым, и разного целевого назначения таким путем проверяется устойчивость ошибок и дру­гих признаков письменной речи. При проведении автороведческой экспертизы могут быть полезны и условно-свободные образцы. Ими могут быть собственноручно записанные показания, различные объяснения, письменные ходатайства и т.д.

В постановлении о назначении экспертизы должны быть со­общены данные (если следователь располагает ими): об условиях выполнения исследуемого документа, о физическом и психическом состоянии предполагаемого автора. Обязательно должны быть сообщены сведения о тех лицах, образцы которых пред­ставлены для сравнения: возраст, образование, место рождения. родной язык, знание других языков, место длительного прожива­ния, страдает ли психическими заболеваниями, какие заболева­ния перенес в идентификационный период.

Формулирование вопросов для автороведческой экспертизы производится в соответствии с общими тактическим правилами постановки вопросов экспертам. Например, если необходимо установить конкретного автора, то этот главный идентификационный вопрос, должен быть поставлен первым. Не следует ограничиваться только этим вопросом. Необходимо учитывать, что если на него будет дан отрицательный ответ, то ответы на вопросы о личностных данных искомого автора, поможет опреде­лить круг его поиска.

При выборе экспертного учреждения необходимо выяснить, есть ли в этом учреждении соответствующий специалист, т.е. лицо, которое имеет базовое филологическое образование и специализацию в области судебной экспертизы. В некоторых случаях, целесообразно назначение комплексной экспертизы, например, для определения психического состояния автора следует привлечь и соответствующего специалиста психолога или психиатра. Следует иметь в виду, что автороведческая экспертиза исследует только письменную речь. Устная речь, зафиксированная звукозаписывающими средствами, изучается видеофонографическои экспер­тизой, хотя в некоторых экспертных учреждениях эти два вида исследования проводит один и тот же специалист.

 

§ 14. Основы методики автороведческой эксперти­зы.

Методика автороведческой экспертизы включает те же ста­дии, что и почерковедческая. На стадии предварительного иссле­дования выясняется правильность оформления материалов на экспертизу; уясняется характер и объем задания, на основе изу­чения исследуемого текста решается вопрос о принципиальной возможности использования признаков письменной речи.

Раздельный анализ исследуемого документа и образцов начинается с изучения содержания текста документа, хотя само со­держание не является самостоятельным признаком письменной речи, но может содержать фактические данные, имеющие значе­ние для определения некоторых личностных данных автора (например, о поле, возрасте, профессии и т.д.)

Содержание исследуемого документа изучается и для того, чтобы дать полную оценку признакам письменной речи.

Изучение письменной речи начинается с изуче­ния общих признаков в той последовательности, как дано их перечисление в классификации. В такой же последовательности изучаются об­разцы.

Эксперт должен дать оценку каждому признаку, так как в этой экспертизе, в отличие от почерковедческой, сопоставляются оценочные данные о признаках, а не непосредственно сами при­знаки.

На данной стадии обращается внимание на возможность иска­жения письменной речи. Умышленное искажение признаков письменной речи достигается теми или иными способами маски­ровки: снижение грамотности, упрощение стиля изложения, ис­пользование простого языка, изменение лексики, изменение при­вычного изложения и др. Но изменяется, как правило, лишь часть признаков, вычеркиваются (переделываются) правильно написанные слова и заменяются неправильными; слова выполненные с ошибками в начале текста, правильно пишутся в конце, что связано с ослаблением внимания. Все это позволяет заключить о наличии умышленного изменения письменной речи. На эти при­знаки умышленного изменения письменной речи должен обра­щать внимание и следователь в процессе предварительного изучения заподозренного документа. Главное здесь - дать оценку их происхождения как умышленных, а не случайных. На­личие исправлений грамотно выполненных слов на ошибочные, правильного построения предложения на неграмотное, наличие ошибок в начале текста и их отсутствие в конце и т.д., даст возможность произвести однозначную оцен­ку происхождения таких признаков, и в ряде случаев без производства экспертизы исключить эти документы из круга доказа­тельств по делу.

На стадии раздельного анализа оценивается устойчивость выявленных признаков, их идентификационная ценность. При необходимости составляется разработка признаков исследуемых текстов и образцов. Изучение признаков письменной речи и по­следующее их сравнение производится чаще всего на основе профессиональных знаний и опыта специалиста в области судеб­ного автороведения, т.е. применяется метод качественно-описательного (аудитивного) анализа. Могут быть применены и математические методы, например, метод лингвистической ста­тистики, позволяющий устанавливать частоту употребления групп синтаксически связанных слов.

Сравнительное исследование и оценка результатов проходит по тем же правилам, что и в почерковедческой экспертизе. В не­которых системах экспертных учреждений разработаны автома­тизированные информационно-поисковые системы «Автор», по­могающие установлению личностных данных неизвестного авто­ра. Разрабатываются идентификационные компьютерные про­граммы для установления конкретного автора.

Особенно ответственны в этом виде экспертизы такие за­дачи, как оценка выявленной совокупности совпадающих при­знаков письменной речи, является ли она индивидуальной, при­сущей только одному лицу, научное толкование (интерпретация) полученных результатов; объяснение происхождения выявленных различий. Эту часть заключения эксперта очень внимательно должен изучать следователь при оценке его достоверности и обоснованности.

 

 

Глава 15. Криминалистическая габитология

 

§ 1. Понятие и общие положения криминалистической габитологии.

В ходе раскрытия, расследования и предупреждения преступлений постоянно требуется установление личности преступников, потер­певших и свидетелей. Важная роль в этом отношении принадлежит ис­пользованию внешних признаков человека, которые индивидуальны и относительно устойчивы. Сведения о внешнем облике различных лиц следователь получает в ходе допросов при со­ставлении субъективных портретов, исследовании фото­графий, кино- и видео отображений и другим путём. Данные о внешности используется при розыске лиц, скрывшихся от следствия и суда, бежавших из мест заключе­ния, пропавших без вести, при установлении личности трупа неизвестного человека и т д.

Теоретические положения о внешнем облике человека, закономерно­стях его формирования, средствах и методах собирания, изучения и исполь­зования данных о внешности человека в целях раскрытия, расследования и предупреждения преступлений составляют самостоя­тельную отрасль криминалистической техники – криминалистическую габитоскопию.[7]

Данный термин, предложенный в 70х годах XX века, ограничивает оп­ределенный круг внешних признаков человека именно визуальными при­знаками. Поэтому под внешностью в криминалистике, как правило, пони­мают строение и динамику человека, воспринимаемые взглядом наблюда­теля. Однако, в последнее время, термин «внешность» всё чаще толкуется более широко, чем только признаки, наблюдаемые визуально. В это понятие включают и такие проявления жизнедеятельности человека, которые вос­принимаются и другими органами чувств, например, на слух. Поэтому, для обозначения данной отрасли научного знания больше подходит термин – «криминалистическая габитология» (логос – наука).

Габитология имеет длительную историю становления. Она сформи­ровалась на базе данных анатомии, антропологии, судебной медицины и других наук.

Описания примет внешности встречаются уже в древнеримских документах IV века до н.э., однако определенной системы при таком описании не соблюдалось, для ха­рактеристики внешности применялись обычно житейские выражения.

В середине XVIII века парижской префектурой впервые было пред­принято описание в специальных реестрах внешности лиц, подвергшихся наказанию. Но данные описания были настолько скудными, что не нашли применения в практической работе.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.